Начало Что говорит
Сведенборгианская Церковь

Текст заимствован по адресу
www.newchurch.org/swedenborg/index.asp
Перевод с английского - М.Глебов (2003)

Краткий биографический очерк

Сведенборг был ученым XVIII века, хорошо известным и уважаемым как в свое время, так даже и сейчас, за технические достижения. Испытав глубокое духовное пробуждение, он приступил к сочинению книг о естестве Бога, о духовной жизни, о Небесах и аде, о скрытом смысле Библии, о Провидении, о значение брака и о втором пришествии Христа. Он был убежден, что его учения были Божественно вдохновлены и что они послужат основанием для возрождения Христианства.

Сведенборг родился в Швеции, в Стокгольме, 29 января 1688 года. Будучи сыном священника и профессора теологии, Сведенборг рос в домашней атмосфере, наполненной дискуссиями на моральные, политические, интеллектуальные и философские темы. По завершении своего образования в университете города Уппсала, в возрасте 22 лет Сведенборг начал странствия. Будучи в Англии и Голландии, он погрузился в изучение многих дисциплин, включая физику, астрономию, математику, анатомию, физиологию, экономику, металлургию, минералогию, геологию, химию, часовое и переплетное дело, а также изготовление оптических линз. Не правда ли, более чем достаточно! Но это - лишь часть интенсивной программы самообразования, к которой он приступил в ранние годы своей жизни.

В эти годы путешествий и обучения Сведенборг начал карьеру государственного служащего. В 1716 году король Швеции назначил его внештатным ассессором в Королевской Горной Коллегии. Затем в 1719 году он занял место в Палате Лордов, являвшейся частью шведской законодательной системы, где он прослужил правительству Швеции около 50 лет. Сверх того, король Швеции, оценив заслуги Сведенборга в качестве редактора "Дедала" (периодического издания, посвященного обсуждению естественных наук), предложил ему должность инженерного советника. В этом качестве Сведенборг сделал много инженерных усовершенствований в военной и промышленной областях. Он также задумал и разработал ряд изобретений. Хотя большинство из них так никогда и не были воплощены в жизнь, в их числе были подводная лодка, планер, паровой двигатель, пневматическое ружье и особая плавильная печь.

Как и подобает человеку выдающейся интеллектуальной мощи и энергии, Сведенборг опубликовал много книг по широкому кругу предметов. Два из них, где он добился наибольших успехов, были металлургия и биология. Особенно впечатляет его работа по изучению нервной системы; его считают первым, кто понял значение коры головного мозга и дыхательных движений мозговой ткани.

Однако, несмотря на все это, Сведенборг не удовлетворился чисто натуралистическим подходом к изучению человеческой природы и вселенной. В частности, он желал глубже понять природу души и создать новую, более адекватную космологию, чем предлагалось наукой до тех пор. Исходя из убеждения, что под материальностью вселенной скрывается Божественная сила, он писал о взаимоотношениях между материей и энергией, между конечным и Бесконечным, и между Богом и человечеством. Среди книг, написанных им на эти темы, были "Строение животного царства", "Мозг", "Чувства" и "Рациональная психология".

Затем в 1744 году его жизнь испытала неожиданный поворот. Его стали посещать живые, волнующие сны и видения. Не зная, как понимать эти странные вещи, он никому не открывал их и лишь записывал в дневники. Движимый отчасти необходимостью понять, что с ним происходит, а отчасти тем направлением, которое приняли его исследования по космологии и природе души, он приступил к тщательному изучению Библии.

В апреле 1745 года Эммануил Сведенборг удостоился опыта, который навсегда изменил его жизнь. Ему явился Господь и изрек нечто удивительное: земной человек должен был послужить инструментом, посредством которого Господь мог бы вновь явить Себя человечеству путем, сходным с видениями библейских пророков. Так началась жизнь Сведенборга как духовного пророка.

С этих пор и вплоть до смерти Сведенборг изучал Библию, совершенствовал знание еврейского языка и написал многочисленные теологические работы, где раскрывал новые истины, которые и послужили основанием для Новой Церкви. В течение всего этого времени - подтверждая истины, открытые ему Господом, - он пребывал в периодическом контакте с духами Небес и ада, исследуя чудеса "потустороннего" мира. В своих многочисленных книгах (обыкновенно называемых последователями Новой Церкви просто "Писаниями"), он выявил скрытый внутренний смысл историй, описанных в Ветхом и Новом Завете, основные истины о Боге, Человечестве и Творении, правду о посмертной жизни, показал пути нашего собственного духовного совершествования, истинный смысл Апокалипсиса и восхитительные тайны браков, заключенных по настоящей супружеской любви, не говоря о множестве других вещей.

Поначалу его книги выходили практически никем не замеченными. Он публиковал их анонимно за свой счет и посылал наиболее просвещенным людям его времени, но широкая публика еще была незнакома с открытыми ему истинами. Однако ситуация стала меняться после странного происшествия в июле 1759 года. Сведенборг тогда находился в Готенбурге и обедал с друзьями в гостях у местного богатого коммерсанта. Во время обеда он внезапно сделался бледным и словно бы не в себе, и вышел из-за стола. Его спросили, что случилось, и он ответил, что сейчас получил сведения об ужасном пожаре, разразившемся в Стокгольме (который находился в 300 милях от Готенбурга), поблизости от его собственного дома. Затем, уже около восьми часов вечера, он так же внезапно повеселел, объяснив, что пожар был потушен за три дома до его собственного.

Его слова и поведение в тот вечер произвели пересуды в городе - через несколько дней, когда из Стокгольма прибыл гонец с теми самыми новостями, которые описал Сведенборг. Путем расспросов выяснилось, что его описание пожара в малейших деталях совпало с действительным ходом событий того летнего вечера. Вскоре после этого возник первый всплеск интереса к его теологическим писаниям, подстегнутый не только странной историей о его сверхъестественном знании подробностей Стокгольмского пожара, но также еще несколькими эпизодами, которые продемонстрировали его способность общения с обитателями духовного мира.

Оставшиеся годы своей жизни Сведенборг продолжал посещения "потустороннего" мира и публиковал книги, раскрывавшие Истины, которые, как он верил, Господь велел ему заносить на бумагу. Тем не менее, он продолжал активную жизнь и в земном мире, участвовал в политических дискуссиях в Палате Лордов, членом которой был, и продолжал сочинять трактаты на такие различные темы, как шведская финансовая политика и способы украшения столов инкрустацией. Наконец 29 марта 1772 года, в воскресенье, в пять часов пополудни Эммануил Сведнеборг окончательно перешел в Духовный мир, чтобы уже больше никогда не вернуться назад (причем умер он в точно предсказанное им накануне время).

С тех пор его книги оказали влияние на тысячи людей - как прямо, так и косвенно. Принципы теологии, разработанные в его писаниях, стимулировали развитие религиозной мысли по всему свету, от христианства до буддизма, и вдохновили многих великих людей (список неизвестных нам английских фамилий прилагается). И, что особенно важно (по крайней мере, для членов Новой Церкви), Писания Эммануила Сведенборга послужили основанием новой христианской церкви, которая с тех пор развивается по всему миру. И присоединитесь ли вы к богослужению в одной из многих общин Новой Церкви, или же просто ищете более ясного понимания смысла собственной жизни, Писания Сведенборга наверняка смогут внести в вашу жизнь нечто новое и волнующее.

Другие необыкновенные случаи

Весной 1760 года мадам де Мартевиль потеряла мужа - голландского посла в Стокгольме. Узнав об этом, серебряных дел мастер представил ей очень большой счет за серебряный сервиз, который ее муж купил перед самой смертью. Вдова была убеждена, что счет в действительности уже оплачен, но поскольку она нигде не могла найти расписку, то и не могла доказать, что ничего не должна продавцу.

Будучи наслышанной о явной способности Сведенборга разговаривать с духами, она попросила его о помощи. Тот ответил, что будет рад переговорить с ее мужем, если ему удастся увидеть его в Мире духов. Несколько дней спустя Сведенборг ответил мадам де Мартевиль, что он повстречал ее мужа, который сказал, что он сам придет сообщить ей все необходимое лично. На следующей неделе вдова видела сон, в котором ей явился муж и посоветовал поискать под определенным выдвижным ящиком его старого письменного стола.

Когда она проснулась, то последовала указаниям мужа и нашла не только потерянную расписку, но еще и алмазную заколку для волос, которая пропала уже давно. На следующее утро Сведенборг навестил мадам де Мартевиль и, прежде чем она могла ему все рассказать, сообщил, что как раз вновь повстречал ее мужа, но тот прервал разговор, чтобы прийти к ней во сне.

Между тем королева Швеции Луиза Ульрика стала проявлять интерес к рассказам, которые она слышала о поразительных способностях Сведенборга. Когда осенью 1761 года Сведенборг был при дворе по приглашению графа Ульрика Шеффера, королева поинтересовалась, не мог ли бы он переговорить с ее умершим братом Августом Уильямом. Сведенборг согласился. Несколько дней спустя он вернулся к королеве и попросил приватной аудиенции. Они вдвоем отошли в дальний угол комнаты и кратко переговорили. Когда они вернулись, все заметили, что она была очень удивлена тем, что ей сказал Сведенборг. Когда же ее стали расспрашивать, она лишь ответила, что сведения, сообщенные ей провидцем, составляли тайну, которую мог знать только ее брат.

Зимой 1771 года известный английский священнослужитель Джон Уэстли заинтересовался теологическими работами Сведенборга и стал помышлять о том, чтобы как-нибудь встретиться с ним лично, чтобы обсудить некоторые из его идей. И поскольку он никогда и никому не говорил о своем интересе или намерении в отношении Сведенборга, то крайне удивился, получив от него письмо, где среди прочего было сказано: "Я был уведомлен в мире духов, что вы имеете сильное расположение переговорить со мною. Я буду счастлив видеть вас, если вы удостоите меня визитом".

Уэстли немедленно ответил на письмо Сведенборга, говоря, что он как раз отправляется в шестимесячное странствие, по окончании которого он будет счастлив с ним встретиться. Ответ Сведенборга был не менее удивителен, чем его первое письмо: поскольку он окончательно уйдет в мир духов 29 марта (т.е. умрет), предполагаемая дата встречи является слишком поздней.

В марте 1772 года здоровье Сведенборга расстроилось. Поэтому, чтобы его служанка была в готовности, он уже в начале месяца сообщил ей, что умрет в 5 часов вечера двадцать девятого марта. На протяжении этого месяца многие из друзей посещали его и понуждали сделать окончательное признание касательно истинности или ложности его теологических сочинений; они надеялись дать ему последний шанс отречься от того, что некоторые церковные деятели считали еретическими утверждениями. Окончательный ответ Сведенборга был следующий:

- Я не написал ничего кроме правды, в чем вы будете более и более убеждаться на протяжении всех дней вашей жизни - конечно, в случае, если вы станете держаться Господа и верно служить Ему одному, избегая всех видов зла как грехов против Него и усердно изучая Его Слово, которое от начала до конца содержит неопровержимые свидетельства истинности тех доктрин, которые я предоставил миру… Настолько же верно, как вы видите меня перед своими глазами, и все, что я написал; и я был мог рассказать больше, если бы мне было дозволено. Когда вы сами вступите в вечность, вы все увидите сами, и тогда нам с вами будет много о чем поговорить.

29 марта 1772 года он спросил у своей служанки, который час.
- Пять часов, - ответила она.
- Хорошо, - сказал Сведенборг. - Я благодарю вас. Благослови вас Господь!
И следом, без страха и беспокойства, Эммануил Сведенборг покинул этот мир навсегда.

Краткая хронология жизни

29.01.1688. Родился в Стокгольме, Швеция.
1709. Окончил Уппсальский университет.
1710-15. Первое зарубежное путешествие - в Англию и на континент.
1716. Первые публикации Сведенборга в журнале "Дедал"; назначен ассессором в Королевскую Горную коллегию.
1719. Дарование семейству Сведбергов дворянского титула с переменой фамилии на Сведенборг; занятие места в Палате Лордов шведского риксдага.
1720. Публикация Сведенборгом первой книги - философского труда, озаглавленного "Принципы химии".
1722. Публикация "Разнообразных наблюдений".
1729-34. Сочинение и публикация его наиболее важного философского труда "Принципы", а также "Бесконечного" и "Конечной причины Творения".
1735-44. Период интенсивного изучения, сочинений и публикаций по теме человеческого существования, особенно что касается концепции души. Публикация "Строения животного царства", "Волокон" и "Рациональной психологии".
1744-45. Публикация книги "Животное царство".
1745. Публикация книги "Богослужение и любовь к Богу"; в Лондоне был призван Богом к пророческому служению.
1747. Отставка из Горной коллегии ради освобождения времени для теологических писаний.
1747-58. Сочинение и публикация "Небесных Тайн" - первой большой теологической работы.
1758. Сочинение и публикация книг "Небеса и ад", "Земли во Вселенной", "Последний суд", "Конь белый", "Новый Иерусалим и его небесное учение".
1759. Сведенборг провидит Стокгольмский пожар, находясь на удалении 300 миль.
1760. Сведенборг помогает мадам де Мартевиль в переговорах с ее умершим мужем касательно пропавшей расписки.
1761. Широко обсуждается случай с "секретом королевы", имевший место при дворе.
1763. Сочинение и публикация книг: "Учение о Господе", "Учение о Св.Писании", "Учение о Жизни", "Учение о Вере", "Последний Суд, продолжение", "Мудрость ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости".
1764. Сочинение и публикация книги "Мудрость ангельская о Божественном Провидении".
1766. Сочинение и публикация книги "Апокалипсис открытый".
1768. Сочинение и публикация книги "Супружеская любовь".
1769. Сочинение и публикация книг "Краткое изложение доктрины Новой Церкви" и "О сообщении души и тела".
1769-71. Судебный процесс в Готтенбурге, Швеция, по делу о ереси, в которой государственная церковь обвиняла теологию Сведенборга. (Два профессора богословия были исключены за обучение его идеям, и его книги были запрещены в стране. Решение суда было официально аннулировано в 1779 году).
1771-72. Публикация книги "Истинная христианская религия" в Амстердаме - его последней большой теологической работы.
29.03.1772, как он сам предсказал, Сведенборг умирает в Лондоне в возрасте 84 лет.