Начало История Новой церкви
города Портленд, США

Автор: Джей Джордан, 2002.
Текст заимствован по адресу
www.theportlandchurch.org/about_history.aspx
Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Начало

Портленд (штат Мэйн) 1820-х годов был шумным портовым городом с 25-тысячным населением, скученным на площади не более одной квадратной мили вблизи берега. В религиозном отношении существовал лишь скудный выбор между протестантскими церквями - Конгрегационистской, Унитаристской, Методистской и Квакерской. Все больше людей окончательно отходили от веры в Бога - тогда понятие "отхода" использовалось чаще, чем понятие "свободомыслия".

Одним из таких "свободомыслящих" людей был доктор Тимоти Литтл. Он родился в 1776 году в городе Ньюберипорт, штат Массачусетс. Смолоду готовился стать пастором Унитаристской церкви, но, разочаровавшись, бросил это занятие и сделался профессиональным врачом; сперва он открыл практику в Нью-Глочестере, а в 1825 году перебрался в Портленд. Той зимой он познакомился с молодым юристом Джоном Мегьюром, который дал ему почитать занятную книжку, озаглавленную "Доктрина Нового Иерусалима", автором ее был Эммануил Сведенборг. Книга позволила Литтлу разобраться со всеми противоречиями, которые он доселе видел в христианстве, и вскоре он убедился в истинности Откровения, данного Сведенборгу. Его внезапный интерес разделили некоторые его знакомые; они образовали маленькую группу, собирались друг у друга в гостях, читали и обсуждали "Небесное Учение".

К 1829 году группа значительно выросла, и многие почувствовали необходимость какой-либо формы публичного богослужения. Они стали ежемесячно собираться для этого в помещении методистской церкви, доктор Литтл исполнял обязанности пастора-дилетанта. Наконец, по мере того, как группа все возрастала численно и духовно, 21 августа 1831 года была создана Церковь Нового Иерусалима; это событие конгрегация празднует до сих пор. В то время община насчитывала 13 членов: доктор Тимоти Литтл с женой, Сэмюэль Коулмен с женой, доктор Элбус Ри с женой Сарой, Эбенезер Мэсен, Уильям Ханэвел, Мэри Уолкер, Лидия Сойер и Марта Фримэн.

Официальное создание церкви

В последующие годы их число продолжало расти, так что у них возникла необходимость в собственном церковном здании. В 1835 году была получена официальная регистрация общины, и уже в 1837 году было закончено возведение храма на улице Конгресса. Для ведения служб был приглашен священник, преподобный Генри Уорчестер, - первый пастор общины, который исполнял свои обязанности вплоть до внезапной кончины в 1841 году. По причине малолюдства конгрегации и скудных средств, на протяжении первых двух десятилетий церковь не имела постоянного священника, и его обязанности по-прежнему исполнял доктор Литтл.

Наиболее серьезной проблемой для ранней сведенборгианской церкви было отсутствие формы богослужения, церковной иерархии, а также неясность других организационных вопросов. Ибо сам Сведенборг никогда не собирался быть основателем церкви, и потому его последователи вынуждены были беспорядочно заимствовать у существующих протестантских церквей порядок литургии и также организационные структуры, в особенности епископальную форму богослужения и конгрегационную форму церковного устройства. Однако с годами принятые ими формы богослужения все более усовершенствовались. Между тем возникли разногласия между членами общины, а также враждебность со стороны господствующих церквей, часто проклинавших сведенборгианизм как опасную ересь. К счастью, никто не был сожжен заживо, как это практиковалось в ранние времена американских колоний (XVII-XVIII века).

Рост церкви

В этот ранний период церковь росла медленно. Однако в 1850-х годах положение изменилось. Смерть доктора Литтла положила конец начальной стадии. На смену ему пришел пастор Уильям Хейден, 25-летнее служение которого стало расцветом сведенборгианизма в Портленде. Уильям Хейден родился в Нью-Йорке, был книгоиздателем и затем сделался священником Новой Церкви. Он стал первым редактором "Вестника" - официального издания сведенборгианской церкви США. Он был выдающимся оратором и поборником церковной доктрины; его прогрессивные взгляды выражались в экуменизме и развитии социального аспекта жизни общины. Будучи харизматическим лидером, он пользовался любовью своих прихожан. Благодаря этому за годы его служения численность Портлендской церкви достигла своего максимума в 183 человека.

Много почтенных и влиятельных людей присоединились к церкви в этот период. Среди них был Джеймс Финней Бэкстер - бизнесмен, политик, общественный деятель и ученый, создавший городскую публичную библиотеку и систему заповедников. Знаменитый ныне Бэкстеровский государственный парк является частью его наследия. Другим известным членом церкви был фармацевт Х.Хей, в честь которого названо здание Хей-билдинг в нижней части города.

Отрицательной стороной этого периода можно считать тот факт, что, наряду с привлечением важных и известных людей, в конгрегации развивалась групповщина, обособленность от внешнего мира. Эта черта еще усилилась в 1867 году, когда на Хай-стрит был возведено новое здание церкви. Ибо первый храм был уничтожен большим городским пожаром в июле 1866 года, а новый Храм Нового Иерусалима, как его назвали, оказался чрезмерно дорогим в постройке и гораздо просторнее, чем действительно требовалось; в результате его содержание сделалось для общины тяжким финансовым бременем.

В 1876 году пастор Хейден отошел от дел, и на протяжении следующих двадцати лет церковь все далее погружалась в упадок. Старые члены общины умирали, новых присоединялось все меньше, а церковные долги упорно росли. Наконец, к 1900 году осталось только 45 активных членов, службы же посещали не более тридцати. А тут еще многие из оставшихся рассорились с пастором и отошли в сторону. В 1903 году церковь Христианской Науки, арендовавшая сведенборгианский храм для своих служб, подыскала другое место, и это послужило тягчайшим финансовым испытанием.

Последний удар выпал общине в начале той зимы, когда забастовка угольщиков оставила церковное здание без тепла. Оставшиеся члены решили, чтобы не мерзнуть зря, собираться в классе воскресной школы. Однако этот кажущийся провал в жизни общины возродил нечто, отсутствовашее в церкви уже целые десятилетия: чувство душевной близости ее членов. Нежданное возрождение чувства общности побудило их срочно продать обременительное здание храма, и в декабре 1903 года, после прощальной службы, "Храм Нового Иерусалима" был пущен на слом.

"Вот молодцы!" - подумал я и стал переводить дальше. А Хейдена, пожалуй, зря хвалили: он добился внешнего блеска, заручился помощью влиятельных людей, а самый дух церковного единства потерял.

Переезд на Стивенс-Авеню

Уцелевший костяк общины решил произвести реорганизацию - стать Городским миссионерским обществом, и они возобновили службы при Христианском союзе молодых людей (международная организация). Результаты были удручающими, и потому в 1907 году было решено возвести новое собственное здание церкви где-нибудь в пригородах. Наконец остановились на районе Диринг, куда за последние годы переехало большинство членов общины. Был куплен участок земли на Стивенс-Авеню, проект разработан в мастерской известного архитектора Джона Кэлвина Стивенса, и в апреле 1910 года было завершено ныне существующее здание церкви.

Это здание замышлялось как своего рода молельный дом, и люди надеялись, что их маленькая община со временем вырастет, и тогда они смогут возвести действительно хорошее здание церкви на прилежащем свободном участке земли. Эта "первая очередь строительства" обошлась всего в $3,300! Пасторы отныне обеспечивались и оплачивались грантами от Американской Новой Церкви, которые были положены миссионерским церквям. Тем не менее, усилия общины по укреплению ее позиций оказались неудачными, а число прихожан никогда не превышало 45 человек.

Руководство Роберта Гэсса и Майкла Сальветти

Роберт Гэсс вступил в общину в 1921 году, и пока ему позволял возраст, он был ревностным и инициативным сторонником церкви. Он был масоном, и его связи привлекли много новых членов. [А вот это уже скверно.] В 1945 году он предожил обновить здание церкви, чтобы оно выглядело "более по-церковному". Тогда в зале убрали потолок, бывший одновременно полом второго этажа, создав ныне существующее высокое помещение алтаря, а также установив орган. Гэсс также продвигал идею о том, чтобы церковь приобрела общественный (а не узко-общинный) характер. Но уже к началу 1950-х годов община сократилась в числе и уже не могла оплачивать услуги пастора. Вплоть до конца 1970-х годов ее члены, в холодную погоду, раз в месяц собирались друг у друга дома, церковь же оставалась запертой из-за высокой стоимости отопления.

В это время в общине выдвинулся неформальный лидер, Майкл Сальветти. Он сделал многое, чтобы сохранить существование общины, включая поддержание церковного здания и проведение пиар-акций, а также сам вел службы и всячески стремился удерживать людей вместе. Он был любим членами общины, число которых теперь колебалось от 6 до 10 человек.

Возобновление церковных служб

Именно под руководством Майкла Сальветти община решилась дать объявление: приглашаем пастора. В сентябре 1981 года забрезжила надежда: в общину пришла пастор Сьюзен Терли-Мур, и возобновилось финансирование из фондов Новой Церкви США. Сальветти постарался сгладить процесс передачи лидерства и поддерживал Сью в первые месяцы. Она вновь приступила к еженедельным службам в церкви, оборудовала помещение для пастора, реконструировала цокольный этаж храма и даже устроила медпункт. Сьюзен организовала консультирование - личное и для семейных пар - и ввела общину в местный круг церквей, проведя службы в Совете церквей штата Мейн и в Межконфессионном совете Портленда. Также она работала на общественных началах в Женском кризисном центре Портленда и состояла членом Ассоциации женщин-священников Новой Англии.

За время ее служения старшие члены церкви оставались в общине, и развернулась работа по привлечению молодежи. В общественном мнении сведенборгианская церковь заработала репутацию заботящейся о своих членах и сочувствующей им, а также неберазличной к чужим проблемам. Затем весной 1984 Сьюзен вызвали на западное побережье США, чтобы вести службы в Часовне Странника (Wayfarers Chapel).

Несмотря на разочарование в связи с ее отбытием, реформы и обновление продолжились, когда в сентябре 1984 года на смену Сьюзен пришел пастор Роберт Мак-Класки. Он продолжил еженедельные службы, основал вечерние классы и дискуссионные группы, повысил добрую славу церкви и увеличил ее посещаемость. Кроме того, еженедельно он на общественных началах вел работу в Юношеском центре штата Мейн. Именно в это время в цокольном этаже храма начал работу кооператив по дневому уходу за детьми [детский сад?]. Затем в мае 1988 года пастора Мак-Класки отозвали в Нью-Йорк, чтобы вести службы там.

Тогда несколько наиболее преданных членов церкви - Пэт Кушмен, Мэри-Энн Хили, Джей Джордан, Черил Бойкин, Ванда Петерсен и Пэт Виг - собрались и стали решать, что теперь делать. Желая сохранить Портлендскую церковь, они обратились к национальной церкви за денежной помощью, дали объявление о поиске нового пастора и затем вели собеседования с кандидатами. Тем временем они поддерживали жизнь общины, для служб же приглашались чужие пасторы.

В сентябре 1989 года пастор Кен Тюрли начал служение в церкви на полной ставке и с полной занятостью - впервые за 90 лет. Это был отчаянный шаг для общины с таким малым числом членов, но "сила веры" дала отличные результаты. Плоды служения Кена проявились в росте друзей и членов конгрегации. Кен и его жена Лаури, опытные музыканты, внесли в церковное служение элементы искусства и музыки. Столь необычный подход привлек в церковь много творческих и энергичных членов, которые влили в общину новую жизнь. После шести лет служения в Портлендской церкви пастор Кен Тюрли был отозван в сведенборгианскую церковь города Фрейбург, штат Мейн, в июне 1996 года.

В новое столетие

За 1990-е годы большие работы были проведены в церковном здании. В годы служения Кена Тюрли галерея для хора, практически не использовавшаяся, был переделана в чрезвычайно необходимое помещение "для встреч и размышлений". Снаружи здания осыпающаяся отделка, существовавшая с начала 1940-х годов, была заменена вагонкой по оригинальному дизайну 1909 года. Бетонные ступени, уложенные в конце 1930-х годов взамен изначальных деревянных, были заменены широкой площадкой и лестницами, которые ведут из здания несколько вбок. В скором времени будет доделан пандус для инвалидных колясок, коими пользуются физически неполноценные члены общины и ее гости. Наконец, все интерьеры были обновлены в честь приближавшегося дня Новой Церкви в июне 2002 года.

На заре XXI-го века с церковной кафедры выступают как члены конгрегации, так и приглашенные ораторы сведенборгианской веры и других церквей, чтобы дать нашим прихожанам широкий спектр знаний о вере, Божественности и мире вокруг нас. [Это очень скверно.] Мы встречаем новое столетие с чувством волнения за общину и ее богослужение, и надеемся, что наконец вновь обретем квалифицированного пастора.

Эта статья поистине бесценна: она дает фактическую канву событий, двухсотлетний живой опыт, из которого можно сделать очень много принципиальных выводов.