Начало 1. Губы, язык и зубы

Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Состояния духов и ангелов во всем их многообразии никаким образом не могут быть поняты без знания человеческого тела, ибо Царство Божие подобно человеку.

Эта тайна еще неведома в мире, но она весьма известна на небесах; знание этой тайны со всеми частностями и подробностями, относящимися к ней, есть главный предмет ангельского разумения. От этого знания зависит и многое другое, что без познания самой тайны как общего начала не могло бы отчетливо и ясно входить в ангельские понятия. НН 59

Главнейшее в разумении ангелов есть знать и постигать, что вся жизнь - от Бога, и что целое Небо соответствует Его Божественной Человечности, отчего, в свою очередь, все ангелы, духи и люди соответствуют Небесам; также разумение ангелов состоит в том, чтобы знать и постигать, каким образом они соответствуют. Это именно те важнейшие вещи разумения, в которых ангелы выше людей; опираясь на них, они знают и постигают бесчисленные вещи на Небесах, а отсюда - и те, что в мире. AC 4318

Соответствие целого Неба Божественной Человечности, и отдельного человека - Небесам, является предметом этого исследования.

* * *

Для губ назначена тройственная служба: (1) изображать мысли и чувства видимо для взгляда, посредством движений и изменений формы; (2) видоизменять и артикулировать голос, доводя результаты деятельности мозга до уха; (3) получать и препровождать внутрь пищу, которой питается тело. К этой последней службе мы и обратимся сначала, оставив прочие до тех пор, пока не изучим соответствий легких и лица.

Служба губ, заключающаяся в принятии пищи, наиболее очевидна у младенцев, пока их питание осуществляется сосанием. Впоследствии, на протяжении всей жизни, губы исполняют подобную же функцию при питье. В этих действиях губы прилагаются к материнской груди (либо чашке) и в согласии со щеками, языком и горлом, путем попеременных растягиваний и сжатий, вбирают мягкую пищу и помещают ее в рот.

Такая еда не требует разжевывания; функция губ в этом случае ограничивается тем, чтобы принять ее и ввести в рот, где она принимается мягкими частями ротовой полости и быстро направляется по своему назначению. Подобную же функцию - принятия и помещения в рот - губы исполняют и в случае твердой пищи, предлагаемой им; однако тут возникает дальнейшая служба, чтобы, в согласии со щеками и языком, втолкнуть ее между зубами и принудить подчиниться разжевыванию, в процессе которого внутренние частицы пищи вскрываются и разделяются.

Также, по всей видимости, следует упомянуть о маленьких железах, покрывающих внутренние поверхности губ, которыми осуществляется увлажнение и смазывание пищи, помогающее как пищеварению, так и прохождению ее дальше в желудок. Несомненно, там существуют и всасывающие поры, посредством которых малое количество чистейших элементов пищи немедленно вводится в кровообращение тела - следовательно, в его жизнь и исполнение служб.

Что это так, хорошо видно по использованию валидола - его просто кладут в рот, а лечебное действие мгновенно сказывается на сердце.

Чтобы видеть соответствия этих служб, присущих губах, в глобальном масштабе и высшей степени, мы должны обратиться к великому сообществу, от которого люди извлекают свои человеческие качества и которое - по причине того, что оно принимает Божественное Влияние напрямую и в величайшей степени, - Сведенборг назвал "Величайшим Человеком" (AC 3741). Этот Величайший Человек и есть Небеса. Он включает всех хороших людей, приемников доброй жизни от Господа, живших на любой из планет Материальной Вселенной с начала времен. По сравнению с ними

обитатели нашего мира очень малочисленны, подобно капле воды в сравнении с океаном. AC 3631

Жизнью этого Величайшего Человека является Господь. Он создан, чтобы получать Господнюю жизнь и чтобы жить из Него; и он является человеком лишь потому, что Сам Господь - Человек. Все его части - человеческие, и исполняют человеческие службы, соответствующие службам органов и членов человеческого тела.

Существует два типа питания Небес: (1) они испытывают влияние любви и мудрости, или тепла и света, непосредственно от Господа; (2) и они пополняются новыми членами с материальных земель. Эти два типа питания можно уподобить (1) притоку жизни из души в человеческое тело, посредством которого каждая его частица извлекает дар человеческой жизни; и (2) пополнению новыми элементами, заимствуемыми из пищи. Оба эти вида питания необходимы для деятельной жизни. Понятно, что постоянный приток духовной жизни необходим тому, кто сам в себе мертв [то есть нашему телу]; а частое освежение новыми переживаниями, новыми предметами размышлений, новым приложением истин к делу и новыми возможностями полезных действий столь же необходимо тем, чье счастье, по самому их устройству, таково, что зависит от их вечного совершенствования.

Обновления, необходимые для роста и счастья Небес, подобны пище, поступающей с материальных земель. Новички оттуда, подобно пище, должны быть приняты в Небесах, исследованы, распределены, обучены и приспособлены к небесным состояниям, прежде чем смогут водвориться там навечно; этот процесс подобен пищеварению, и в нем состоит функция Мира духов. Сведенборг рассказывает:

Жизнь человека, когда он умирает и входит в другую жизнь, подобна пище, которая мягко принимается губами и затем через рот, горло и пищевод препровождается в желудок; и это происходит в зависимости от того, каковы были его дела при жизни в теле. С большинством поначалу обращаются вежливо, ибо они удерживаются в обществе ангелов и добрых духов; применительно к обычной пище это соответствует тому, что ее сперва мягко касаются губами и затем пробуют языком, чтобы узнать качество вкуса.

Пища мягкая, в которой заключены сладость, маслянистость и аромат, немедленно принимается кровеносными сосудами и уносится в их циркуляции; но твердая пища, в которой есть горечь, нечистота и малая питательность, подвергается худшему обращению и свергается через пищевод в желудок, где подлежит исправлению различными способами и пытками (tortures). Но пища, которая еще тверже, грязнее и бесполезнее, вгоняется дальше в кишки и под конец в прямую кишку, где впервые наступает ад, откуда она извергается вон и становится экскрементами.

Это же напоминает и жизнь человека после смерти. Первоначально он удерживается в своей внешности; и поскольку во внешнем он жил нравственной и гражданской жизнью, он находится с ангелами и добрыми духами. Но впоследствии внешность отбирается у него, и тогда обнаруживается, каков он был внутри, по мыслям своим и желаниям, а затем - и по целям; и соответственно этому остается и его жизнь.

Покуда люди в этом состоянии, в котором они подобны пище в желудке, они не находятся в Величайшем Человеке, но лишь вводятся; но когда они уже как бы в его крови, лишь тогда они находятся в Величайшем Человеке. AC 5175, 5176

Те ангелы, которые дружески принимают человека при входе в духовный мир, которые взаимодействуют с Господом в удалении его из материального мира и введении в мир духовный, пребывают в области губ. Возможно, мы замечаем некоторые признаки их присутствия еще перед моментом смерти, - а именно у тех умирающих, чьи чувства и мысли сосредоточены на реалиях иного мира, и особенно у тех, которым дано открытое созерцание духовных вещей, более или менее отчетливое; оно производит мирное и приятное выражение их лиц, которое мы часто видим с окончанием их земной жизни. Сведенборг рассказывает, что небесные ангелы, принадлежащие к области сердца, нисходят к человеку перед его смертью и берут контроль над его чувствами и мыслями; с их приходом ощущается благовонный запах, и тогда все прочие духи оставляют этого человека исключительно на их попечение (HH 449).

Служба губ и языка, как и соответствующих им обществ в небесах, двойственна: они являются органами речи и органами принятия пищи. В качестве первых их служба духовна, в качестве вторых - небесна. Как указывал Сведенборг,

Язык открывает доступ к легким и также к желудку; следовательно, он представляет своего рода прихожую как для духовных, так и для небесных вещей; для первых потому, что он служит легким и оттого - речи; для вторых же потому, что он служит желудку, который снабжает пищей кровь и сердце. AC 4791

Заслуживает внимания та деталь, что ангелы, принимающие человека в момент смерти, не разговаривают с ним, но сидят молча, глядя ему в лицо и сообщая их собственные чувства. Они присоединяют себя к нему из желания ввести его в радости Неба и также из стремления пополнять небесные общества новыми членами. Из этой любви они удерживают его мысли на предметах будущей жизни и вводят их различными приятными представлениями в возможно более тесное согласие с собственными мыслями. Тогда Господь отделяет человека от его тела, и он пробуждается в Мире духов. Сведенборг записал в своем дневнике:

Дважды или трижды я был послан в место, где происходит воскресение мертвых. Это известно из следующего: нечто ароматическое ощущается от мертвых в присутствии Господа и небесных ангелов. Мне было сказано, что Господь особенно присутствует там, и потому там также небесные ангелы; ибо без такого присутствия Господа не могло бы произойти воскресения мертвых. SE MINOR 4702

После своего восстания из мертвых новый дух - если он принадлежит к той редчайшей категории, которая посредством наставления в небесных истинах и жизни в небесной любви и ее службах уже готова наслаждаться жизнью Небес, - эти ангелы принимают его в свой круг и затем через их собственные общества, подобно всасывающим капиллярам губ и особенно языка, сразу вводят его в Небеса и далее сопровождают на пути к его вечной обители.

В этой работе ангелы языка и щек взаимодействуют с ангелами губ. Если новички обладают внутренней открытостью, мягкостью и добрыми качествами, они встречают наиболее дружеское обхождение со стороны ангелов этих обществ. Ангелы, принадлежащие языку, находят особую усладу в различении новых разновидностей добра и правды, которые вводятся к ним из земного мира, и выказывают желание передавать другим приятные сведения об этом, а также, если возможно, препровождать и самих духов в те общества, которые должны быть пополнены ими; ибо язык изобилует пористыми сосочками, которые при попадании еды напрягаются, чтобы, касаясь ее, почувствовать ее качество, и если в ней содержится что-либо легкое и благовонное, - впитать его для немедленного употребления мозгом и всем организмом.

Язык в качестве органа вкуса означает натуральное постижение добра и истины, тогда как запах соответствует духовному постижению; ибо язык пробует и смакует еду и питье, а еда и питье означают добро и истину, которыми питается натуральный дух. AE 990

Ангелы любят всякого и жаждут служить всем, поучать и возносить каждого к небесам; это их первая услада. НН 450

Ангелы всех небесных обществ горят желанием принимать новых членов, и когда узнают от языка о пришествии тех, кто годится для их компании, готовятся к встрече. Пыл их желания возбуждает аппетит во всех промежуточных принимающих обществах, так что они все объединяют усилия для встречи новичков и препровождения их к назначенному месту.

Как только люди после смерти являются в мир духов, так Господь с точностью распределяет их: злые тотчас присоединяются к тому адскому обществу, в котором по господствующей любви своей находились, живя еще в миру, а добрые тотчас присоединяются к тому небесному обществу, к которому принадлежали мирской жизнью своей по любви, благостыне и вере. НН 427

Так происходит со всеми относительно их внутренних начал, но пока еще не относительно внешних. НН 497

Духи добрые и не скрывающие своих мыслей радушно принимаются ангелами; особенно сердечно они встречают тех, кто покинул сей мир во младенчестве или детстве. Они не требуют более сурового обращения, их нужно лишь отделить от злых духов и сразу вознести в небесные общества, где они делаются мудрыми наравне с ангелами.

Обязанность по принятию новичков, которую мы здесь рассматриваем, исполняется в области рта Величайшего Человека; Сведенборг называет ее "первым состоянием человека после смерти" (HH 491). Те духи, которые внутренне открыты и чьи чувства и мысли честны, не подвергаются обращению более жесткому, чем это. Однако в настоящее время у подавляющего большинства даже хороших людей принадлежности их внутренней жизни никогда сознательно не были открыты. Они исполняли добрые дела, возможно, исходя из хороших принципов; однако они, как и все прочие, уделяли внимание главным образом внешней стороне жизни, т.е. как она выглядит перед другими людьми; эта внешность, подобная скорлупе и кожуре различных зерен и фруктов, должна быть взломана некоторой силой, чтобы их истинная жизнь, их цели и намерения, определяющие природу их внешних поступков, были бы вскрыты. Такое разоблачение необходимо как для справедливой оценки характера новичков, так и в качестве первого шага по отделению добра от зла, будь то внутри каждого человека или в группе из нескольких партнеров.

Любовь к принятию добрых духов в Небеса, а также стремление постигать внутренние качества их добра и передавать эти знания небесным обществам побуждает ангелов к раскрытию всей жизни прибывающих к ним новичков. Мы видим образ всего этого в обращении языка и губ с едой, которую они мягко сжимают, сортируют и исследуют, и приводят в контакт со всеми мягкими поглощающими поверхностями рта. Но если в процессе этого исследования обнаруживаются твердые кусочки, которые не поддаются мягкому давлению, их быстро помещают между зубов, от нажатия которых они раскалываются, открывая все свое содержание для досмотра; либо, если они не могут быть расколоты, то отвергаются как бесполезные. Поэтому ангелы, пребывающие в любви к принятию добрых духов и сопровождению их в Небеса, немного времени спустя отводят тех новичков, чья внутренняя суть наглухо скрыта личиной внешности, в общества других ангелов, служба коих состоит в разоблачении внутренней памяти их жизни.

Эти ангелы, чья служба в некоторых отношениях подобна назначению створок жемчужины, в согласии с ангелами языка охраняют доступ к большей части Мира Духов, а также к Небесам и аду. Им известно, что все вновь сюда приходящие подлежат суду, притом не по их вероисповеданиям, но согласно их земной жизни. Поэтому они говорят им: "Никто не может быть принят сюда, чьи качества еще не известны; качества же каждого познаются из его жизни; отвечайте поэтому, как вы жили? Какое добро вы творили? Какому злу сопротивлялись, а какому все-таки уступали? И вообще, что вы любили делать и о чем мыслить?" Таким образом, они открывают всю память жизни человека (HH 462).

Нет сомнения, что подобным образом выясняется еще множество деталей. Сами по себе эти ангелы не обладают чувствительностью к истинам и благам, а лишь к тому сопротивлению, какое оказывают духи раскрытию их внутренних начал. Они просто выясняют реальное положение дел. Они не судят о качестве того, что им удалось обнаружить; это является службой языка. Их работа, подобно работе тюремщиков, заключается в том, чтобы заставить приходящих показать свои истинные лица, а также предупреждать язык и губы о появлении тех, которые не желают этого делать, и способствовать их изгнанию вон, равно как и всех прочих, чьи качества слишком несовместимы с жизнью в Величайшем Человеке. Писания говорят нам, что некоторые из допущенных внутрь будут выплюнуты изо рта. Без сомнения, некоторых прогонят с омерзением, едва их качества будут постигнуты. Возможно, это - "тепловатые" [профанаторы святого], которые не могут быть приняты ни в Небеса, ни в ад, но низвергаются ниже адов в состояние, практически лишенное жизни (AR 204; AE 1158).

Что касается деятельности зубов, мы должны рассмотреть еще несколько частностей, прежде чем двинемся дальше. Зубы удерживают пищу и откусывают ее; эти их действия соответствуют истине, что все люди должны умереть для мiра и что целью их земной жизни является приготовление к Небесам, чтобы затем войти в них. В сравнении с мягким устремлением всех мыслей и желаний человека к Небесам, осуществляемое ангелами из области губ, это учение сурово; однако оно необходимо для тех, кто слишком сросся с мiром и не желает умирать для него. В приложении к людям эта истина заключается в необходимости отделить себя от мiрских целей и привязанностей и обратиться к Небесам. Ангелы резцов (передних зубов) должны способствовать, чтобы мы сделали это.

Такова служба 2 х 4 передних зубов, которые не участвуют в пережевывании пищи, но только в откусывании ее. Следующие 4 зуба, называемые клыками или "глазными зубами", у человека подобны резцам и участвуют в их работе; возможно, им присвоена дополнительная задача удерживать еду и, как это свойственно хищникам, пронзать и разрывать ее. Далее следуют малые коренные зубы (2 х 4), чья служба состоит в разламывании или дроблении пищи на фрагменты, готовые для разжевывания; за ними идут большие коренные зубы (2 х 4 + 4), которые разделяют порознь все частицы пищи.

Подобно тому, как резцы соответствуют истине, что все должны умереть и вступить в духовный мир, - жующие зубы в нескольких вариациях представляют следующую истину о том, что каждый судится согласно своим делам, и потому жизнь каждого человека должна быть открыта и исследована, чтобы проявилось ее реальное качество. В мiру мы пользуемся тем же правилом, когда хотим выявить пригодность или непригодность людей для различных служб и должностей в обществе.

Все зубы расположены в двух рядах, верхнем и нижнем. Верхние фиксированы в голове, тогда как нижние, точно совпадая с первыми по числу и виду, вставлены в подвижную челюсть и давят каждый на своего напарника сверху. Верхние зубы соответствуют истинам, присущим духовному миру, который они охраняют; нижние соответствуют тем же самым истинам, но в приложении к встречающимся конкретным случаям. Верхние зубы говорят приходящему: "Все люди созданы для жизни в духовном мире; в Небесах нет никого, кто бы единожды не жил на земле и там не умер". Нижние же зубы добавляют: "Ты также рожден для этой цели; ты также должен умереть". Верхние продолжают: "Здесь всех судят по их жизни - согласно тому, что они делали, что они любили творить и мыслить". В свою очередь, нижние спрашивают: "Ты тоже будешь судим по твоей жизни. Итак, что ты делал и что ты любил творить и мыслить?" И таким образом они принуждают новичка к открытию всех частностей его жизни. Им также присуще искусное обращение с обманами и скрытностью, подобно тому, как природные наши зубы управляются даже с малейшими твердыми кусочками, соизмеряя свое давление с необходимостью.

Сведенборг указывал, что зубы соответствуют "чувственному началу в разумении" (AR 435), или же истине, рассматриваемой чисто природным образом и ради послушания, без ее внутреннего постижения. Поэтому служба ангелов, находящихся в зубах Величайшего Человека, не связана с разумением или с внутренним постижением; она состоит лишь в жестком принуждении и исполняется теми, кто держался Божественных Истин твердо и бескомпромиссно, но слепо. Те, для кого характерны мягкие, любящие состояния, не могут исполнять эту работу, но оставляют ее другим, чья жизнь заключалась в том, чтобы настаивать на неукоснительном исполнении правил. В сущности, эти ангелы - простые честные привратники, допускающие внутрь всех, кто желает войти, но с единственным условием: не утаивать, кто они и что сделали, ибо их жизни должны быть открыты для суда.

Сведенборг часто рассказывает, что диспуты злых звучат как скрежет зубов; это потому, что они держат в памяти буквальные истины или ложности и сталкивают их лбами в крикливых спорах (HH 575). Мы предполагаем, что зубы в адах имеют отношение к жестоким, разрывающим зубам хищников; их цель - ранить своих ближних и отстаивать вещи, служащие любви к себе и к миру. Скрежетом зубов являются злобные схватки с использованием внешних фактов или буквальностей, посредством которых они выдвигают обвинения друг против друга и также против Господа и Небес. О тех, кто вызывает зубную боль, Сведенборг пишет:

Обманщики, которые говорили благочестиво о вещах Божественных, изображая любовь к обществу и ближнему, и утверждали справедливое и правильное, но при этом в сердце своем презирали эти вещи и смеялись над ними, - когда им было разрешено пробраться в те части тела, которому они соответствовали от противного, они произвели зубную боль и, по мере их приближения, столь суровую, что я не смог вынести ее. AC 5720

Кажется, так происходит потому, что истины, которые они держали в памяти и воспроизводили оттуда, подобны зубам, а внутреннее презрение к этим истинам подобно разрушению жизни и опоры зубов. Далее он говорит, что

Те, кто в земной своей жизни были богаты и жили в великолепных дворцах, полагая свои небеса в такие вещи, и также, безо всякой совести и милосердия, под разными предлогами лишали имущества других, - испускали зловонную сферу, как от гнилых зубов. AC 1631

Это, по-видимому, происходило потому, что в них жизнь удовольствий подменяла собою истинно небесную жизнь, а заповеди, которые настаивают на внутреннем исследовании удовольствий, прежде чем им предаться, - эти заповеди остались в пренебрежении, так что жизнь их сделалась грязной и гнилой. Те же последствия вытекают из привычки размышлять о вещах, кажущихся приятными, вяло и праздно, т.е. не ради действий, а вроде того, как пища удерживается во рту и перекатывается языком безотносительно к степени ее пригодности и полезности; в результате принципы нашей жизни загнивают подобно зубам, когда их не чистят.

Те боли и опасности, через которые проходят младенцы в период прорезания зубов, соответствуют их природному нежеланию и оттого трудности в формировании верных принципов, посредством которых по видимости приятные вещи тщательно исследуются, и те из них, что злы, решительно отвергаются. Первые жизненные принципы ребенка вряд ли представляют из себя нечто большее, чем слова его родителей, удержанные без размышлений над ними. Впоследствии, однако, эти природные принципы понимаются лучше; поэтому молочные зубы с небольшими корнями затем сменяются другими, которые больше и тверже.

Когда люди, старея, переходят из положения родителей в положение дедушек и бабушек и, оставив упорядоченный характер жизни, впадают снова в полудетское состояние, они становятся снисходительны - и теряют зубы в духовном смысле точно так же, как утратили их в чисто природном. С этой точки зрения, здоровье зубов должно соответствовать любви к строго-праведной жизни и ее чистым наслаждениям, в особенности любви к добросовестной работе, а не к такой, которая лишь по виду кажется хорошей. Нездоровое же состояние зубов должно соответствовать нашей удовлетворенности одной показухой и тем делами, которые "прейдут".

Вмешательство зубного врача, с духовной точки зрения, должно выявить легкомысленность таких принципов нашего суждения и ввести недостающее, взятое из принципов любви к Богу и ближнему, чтобы, таким образом, вернуть зубам здоровье. Это "недостающее" подобно пломбам из золота и серебра.

В XIX веке такие действительно ставили; больше того, даже мне "по блату" поставили несколько "серебряных" пломб из амальгамы, отличающихся очень большой долговечностью.

Искусственные зубы напоминают принятые в данном обществе принципы, которые должны заменить свои природные, когда те уже утрачены.

Существует наитие Небес на человека - из каждой области Небес в парную ей область человеческого духа и, далее, в соответствующий орган тела. Именно благодаря этому наитию человеческий дух живет, любит и действует, а тело также живет и исполняет свои функции. Жажда ангелов принимать к себе новых членов и вводить их в службы и счастье Небес, втекая в нас, трансформируется в желание обрести те основы, из которых в нас может сформироваться ангельский дух. Это побуждает нас обращать свой разум к любому источнику, откуда мы можем испить мудрости - но испить ее ради самостоятельного исследования. Это также заинтересовывает нас в исполнении благих дел, в которых мы можем найти наставление и поддержку на пути к доброй жизни. Это побуждает нас быть внимательными к подобным вещам, получать их, опробовать их, воспринимать их добрые качества и, наконец, впитывать все это в наши любови и жизни. Поэтому Сведенборг написал, что служба, которую исполняет язык в опробовании, впитывании и приготовлении пищи для тела,

соответствует желанию знать, понимать и быть мудрым в отношении Истин. AC 4795

Всякому ясно, что небесный дух формируется в нас путем принятия чистой мудрости и обусловленного ею блага. Не менее того очевидно, что наитие из ангельской любви к принятию в Небеса новых ангельских духов должно производить в каждом из нас стремление обрести те небесные основы, которыми формируются такие духи.

В этом наитии все ангелы, принадлежащие к областям пищеварительных органов, согласно действуют вместе; и даже не только они, но все Небо в целом, ибо все ангелы жаждут обрести себе новых братьев; и эта жажда целых Небес втекает в нас и ощущается нами как жажда мудрости. Более конкретно, ангелы из области губ вселяют в нас способность принятия новых истин; ангелы из области языка вдохновляют способность опробовать и различать качества новых идей, прежде чем мы окончательно примем их; те же, что обитают в деснах и зубах и активно сотрудничают с языком в его исследованиях, порождают желание докопаться до внутренней сути всего, что нам предлагается, и не принимать того, что мы не поняли и что не согласно с нашей жизнью.

Мы можем слушать вещи, которые не касаются нас напрямую, и относиться к ним с большим или меньшим интересом, - возможно, слушать просто потому, что это важно в глазах других; но до тех пор, пока мы не думаем об этих вещах как относящихся лично к нам, и не желаем ввести их в собственную жизнь, и не сосредотачиваем наши умы, чтобы хорошенько понять их, - до тех самых пор мы не делаем того, что в духовном отношении представляется взятием пищи губами, разжевыванием ее зубами и опробованием ее языком. А затем, исполнив все это, если мы решаемся принять данную "пищу" в свою жизнь, мы, в духовном смысле, проглатываем ее. Правда, иногда люди "проглатывают" то, чего вовсе не понимают и даже чего не любят, - проглатывают, практически не жуя. Тем не менее, подобно тому, как тщательное пережевывание еды необходимо для хорошего пищеварения, так и тщательное рассмотрение обретаемых нами житейских познаний необходимо для их нормального усвоения.