Начало 10. Надпочечники и почки

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Надпочечники представляют собой две конические крышечки над двумя почками. У эмбрионов они по размеру схожи с почками, но после рождения значительно уменьшаются. Они состоят (1) из желтоватой корковой субстанции, составленной из параллельных канальцев, идущих перпендикулярно поверхностям; эти канальцы служат разветвлениями поверхностных артерий и ведут вглубь; и (2) из внутренней темно-красной мягкой субстанции, в полости которой открываются устья вен, значительное больших, чем артерии оболочки. Надпочечники лежат (а) с обеих сторон близко к аорте, несущей кровь прямо от сердца, и к вене "vena cava", по которой она возвращается прямо к сердцу, и (б) около точки, где от аорты ответвляются артерии, снабжающие важнейшие органы брюшной полости.

Ответвления некоторых из этих артерий разветвляются в оболочках надпочечников, равно как и две небольшие собственные артерии, ведущие прямо из аорты. Одна из важных задач, которую выполняют эти последние, состоит в том, чтобы отбирать и немедленно возвращать сердцу столько чистой хорошей крови, сколько ее не требуется низшим органам, дабы она не растрачивалась там зря, т.е. не принуждалась к использованию в необязательных низших службах.

Оболочки надпочечников внедрены в массив жирной клетчатки, посредством которой они соединены с почками и с клеточным покровом брюшины - ею выстлана вся брюшная полость. Сквозь эту клетчатку циркулирует полезная сыворотка, извлекаемая из артерий, которая затем собирается и вновь смешивается с кровью в оболочках надпочечников. В этом состоит причина большего размера исходящих оттуда вен, чем подводящих артерий. Причина же, по которой надпочечники столь велики до рождения, заключается в том, что тогда потоки сыворотки - после рождения загрязненные и, вследствие этого, сортируемые и очищаемые поджелудочной железой, почками и другими органами, - в невинном состоянии до рождения еще чисты и циркулируют в органах, способствуя их формированию для будущих служб, и вовсе не нуждаются в удалении вон, как если бы были бесполезными; мало того, тогда еще не обеспечены самые средства удаления; но эти потоки сыворотки собираются и вновь направляются в циркуляцию надпочечниками, которые тогда по необходимости велики, мягки и активны.

Эти две службы, объясненные наконец Сведенборгом в его труде "Животное Царство", описаны в "Небесных тайнах" следующим образом:

Также есть почки и, кроме них, надпочечники. Их служба заключается не столько в выделении сыворотки, сколько самой крови, и в том, чтобы направлять более чистую кровь к сердцу коротким путем, препятствуя, таким образом, семенным органам, расположенным по соседству, забирать всю чистую кровь себе; но важнейшую свою службу они исполняют в зародышах и у новорожденных младенцев. AC 5391

А по поводу тех, кто составляет эту область в Величайшем Человеке, мы читаем следующее:

Эту область в Величайшем Человеке составляют целомудренные девы; застенчивые и склонные к беспокойству, как бы их не потревожили, они пребывают в тишине в левой части, сбоку и книзу. Размышляя о Небесах или об изменении своего состояния, они тревожатся и вздыхают, что порой мне было дано явственно чувствовать. AC 5391

Их служба состоит в том, чтобы оберегать мысли от сползания к внешним и к нечистым вещам, поворачивая и возвращая их к небесным предметам, в коих они находят удовольствие. Следует заметить, что они находятся сразу под диафрагмой и препятствуют мыслям спускаться ниже. Нельзя полагать, будто эту область вечно составляют одни и те же девы, но преемственно, по мере достижения ими брачного возраста. Без сомнения, при них находятся особы обоего пола, состоящие в любви к обучению тех, у кого такое состояние, так что эта область предназначена для наставления девочек определенного возраста. "Они тревожатся и вздыхают при мысли о Небесах" потому, что боятся не быть к ним подготовленными и также боятся потери наития небесных мыслей, составляющих их жизнь. "Они волнуются при мыслях, не относящихся к Небесам" и особенно любят невинные мысли, присущие младенцам (SЕ 968-972).

Соответствующую область человеческого духа определить может каждый, и это - совестливость, которая заботливо оберегает мысли от нечистоты и возвращает их к чистым внутренним предметам. Это - природное чувство деликатности и благопристойности, регулирующее течение мыслей. Необычайно богатая насыщенность надпочечников нервами соответствует чувствительности этого рода. Именно благодаря этой способности возможно то, что Сведенборг называет "целомудренной любовью к противоположному полу", ибо она замыкает грудную клетку снизу, так что эта последняя может наполняться чистыми дружескими чувствами и мыслями касательно другого пола без нисхождения вниз.

Едва миновав ответвление артерий в надпочечники, главный поток крови в аорте частично уходит в почечные артерии ради того, чтобы загрязненная сыворотка была отбракована почками. Тем же порядком в душе, после того, как ее "надпочечники" выполнили свою задачу, развернув наши мысли к высшим предметам, нечистые думы быстро выделяются и отвергаются.

Ниже надпочечников и только ими отделенные от диафрагмы, с каждой стороны спинного хребта, к которому они повернуты своими вогнутыми сторонами, на расстоянии ширины двух ладоней одна от другой, лежат почки. В их вогнутые бока входят большие почечные артерии, начиная делиться еще до того, как достигнут поверхности почек, и продолжая интенсивное деление, пока их мельчайшие ветви не оплетут всю внешнюю часть органа вместе с такими же крошечными венами. В тесном контакте с этими капиллярами находится множество мелких железок и сильно изогнутые канальцы, которые образуют целый слой вокруг почек и постепенно расширяются. Эти более широкие каналы входят внутрь, по дороге соединяясь, и оканчиваются маленькими сосочками, через которые выделения почек изливаются во вместилища, откуда берут начало мочеточники.

Почечные артерии ответвляются от аорты чуть ниже тех артерий, которые снабжают желудок, печень, селезенку, брыжейку и надпочечники. Артерии этих органов отбирают значительное количество свежей крови, оставляя главный поток загрязненным водянистыми субстанциями и излишними солями. Именно их-то и впитывают почечные артерии, "кормящиеся" ими, и направляют все это извилистым путем сквозь капилляры в изгибы почечных желез и канальцев, такими дорожками и через такие узости, где могут пройти лишь упругие живые частицы; что же касается изношенных умирающих частиц, медлительных и не поддающихся самым энергичным взбадриваниям, они с бесчестьем извергаются оттуда вон.

Живая, очищенная кровь возвращается через вены и лимфатические сосуды к сердцу. Бесполезная сыворотка перехватывается канальцами, образующими основную ткань почек, и изливается через их сосочки в большие углубления, откуда она, посредством сокращения почек, уходит в мочеточники и препровождается в мочевой пузырь. При этом все части системы единодушны в стремлении изгнать ее прочь. О тех, кто в другой жизни принадлежит к этим областям, мы читаем следующее:

Те, кто составляют в Величайшем Человеке области почек, мочеточников и мочевого пузыря, таковы, что не любят ничего больше, как исследовать и выяснять качества других; среди них попадаются некоторые, стремящиеся при малейшем на то основании бранить и наказывать. Ведь таковы и функции почек, мочеточников и мочевого пузыря, ибо они исследуют проходящую через них кровь, отыскивая бесполезную и вредоносную сыворотку, и отделяют ее от полезной, и затем "подвергают наказанию", сгоняя ее к низшим областям и перемешивая в дороге различными способами. Вот какие службы у тех, кто составляет эту область. Но духи и общества духов, которым соответствует моча, в особенности зловонная, являются адскими; ибо едва моча отделилась от крови, хотя она еще содержится в тонких канальцах почек или мочевом пузыре, - она уже вне тела, поскольку то, что отделено, более в нем не циркулирует и потому не может служить для обеспечения и поддержания его частей. AC 5381

Я часто был свидетелем того, насколько те, кто составляют область почек и мочеточников, скоры на исследование и выяснение качеств других - о чем те думают и чего хотят, и что они пребывают в горячем желании отыскать причину для проклятия, главным образом с тою целью, чтобы можно было тех наказывать; и я разговаривал с ними об их желании и их цели. Многие из их числа, живя в мире, были судьями и сердечно радовались, когда отыскивали причину, казавшуюся им справедливой, чтобы штрафовать, наказывать и казнить. Их действие ощущается в той области спины, где расположены почки, мочеточники и мочевой пузырь. Те, кто принадлежат к мочевому пузырю, распространяют свое влияние к аду, где некоторые из них и служат как бы на судействе. AC 5382

Существует множество способов, посредством которых они исследуют и выявляют расположения других, но мне дозволено рассказать лишь следующее. Они понуждают других духов говорить, что в иной жизни делается наитием, которое нельзя описать ясно; если эта речь вразумительна, они судят о тех духах по ней; они могут также выявлять и состояние их любви. Но те, кто ведет исследования таким образом, суть самые простые из них; другие поступают иначе. Некоторые, едва подойдя, мгновенно узнают мысли, желания и действия другого, и также что он в своей жизни совершил постыдного. Они ухватываются за найденное и, если думают, что так будет поступить справедливо, то проклинают. В другой жизни то удивительно - чему едва ли кто в мире способен поверить, - что как только один дух приходит к другому, и в еще большей мере когда приходит к человеку, он мгновенно узнает его мысли и чувства, и чем он тогда занимается, иными словами, все его состояние, словно бы они были вместе долгое время, - столь совершенен там характер общения. Однако существуют различия в постижении: некоторые постигают внутренние вещи, другие же - только внешние. Если эти последние стремятся узнать чьи-либо внутренние начала, то прибегают к различным способам. AC 5383

Те, кто составляет область почек, мочеточников и мочевого пузыря, используют различные методы наказаний. По большей части они удаляют вещи радостные и приятные, а взамен вводят безрадостные и досадные. Посредством страсти к наказаниям эти духи соединяются с адами; с Небесами же они соединяются через справедливость кары, которую наперед обосновывают. Вследствие этого они и содержатся в той области. AC 5384

Существует очевидное соответствие между описанным здесь способом исследования и анатомической функцией почек. Поток речи испытуемых, вызываемый почечными духами, соответствует течению сыворотки, возбуждаемому в канальцах, причем формы речи соответствуют формам этих канальцев. А формы этих последних, без сомнения, небесны. Поэтому все, кто склонен к небесным мыслям, проходят сквозь них легко и приятно, тогда как натуры грубые, эгоистичные и слишком мирские втекают туда неохотно, если вообще могут это сделать, и там они быстро оказываются прокляты и извергнуты вон.

Отсюда может сделаться ясным, что означает, когда говорится в Слове, что Иегова взыскует и испытывает внутренности и сердца, также что внутренность учит, как, например, у Иеремии: "Иегова, испытующий сердца и утробы" (Иер. 11:20). И снова: "Иегова, ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце" (Иер. 20:12). У Давида: "Праведный Бог, испытующий сердца и утробы" (Пс. 7:9). Здесь внутренностями обозначены духовные вещи, сердцем же - небесные; иначе говоря, внутренностями обозначается исходящее от истины, сердцем же - исходящее от блага. Причина в том, что внутренности очищают соки организма, сердце же - самую кровь; стало быть, своим испытанием, исследованием и поиском внутренности означают испытания, исследования и поиск, относящиеся к количеству и качеству истины в человеке, или к количеству и качеству его веры. Что означается именно это, очевидно у Иеремии: "В устах их Ты близок, но далек от сердца их" (Иер. 12:2). Что очищение также относится к внутренностям, явно следует у Давида: "Даже и ночью учит меня внутренность моя" (Пс. 16:7). AC 5385

Сердце - в качестве органа, очищающего кровь - объединяет свои усилия с печенью, желчным пузырем, селезенкой и поджелудочной железой в деле приготовления крови для нужд тела. В этом им способствуют даже рот и желудок (SЕ 1010; AC 4791). Посредством духовных операций, соответствующих этим органам, дух освобождается от узких, эгоистичных и праздных чувств и мыслей, также от низменных и жестоких, ибо все они противоположны жизни милосердия. При этом "почки рассудка" выявляют и отделяют из течения мыслей вещи ложные и также неисправимо-натуральные, ибо они препятствуют духовному мышлению. Также они отделяют ошибочные и обманные рассуждения, оправдания и притворства, изобретаемые с целью скрыть свою вину или злые намерения.

Желание и способность распознавать такие вещи и выбрасывать их из общего потока мыслей втекает в наши души из соответствующих областей Величайшего Человека. Ангелы тех мест любят избавлять Небеса и человечество от подобного шлака, и где бы их влияние ни принималось, они даруют способность делать это. Мы получаем его, когда распознаем и отвергаем в себе заботливые мысли, противоположные Божественному Провидению, несправедливые взгляды или обманные замыслы касательно других людей, и вообще - любую ложь по отношению к Богу или человеку. (Некоторые пираты, обманщики и мошенники, соответствующие моче, описаны в АС 5387-5390; пути в ад через мочевой пузырь и через кишечник описаны в АС 5380.)