Начало 12. Сердце и легкие

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Сердце служит движущей силой, посредством которой кровь направляется на полезные служения во все части тела. К сердцу же со всех сторон возвращаются различные потоки. Из печени приходит мощная струя очищенной сахаристой крови, обогащенной в пищеварительных органах питательными элементами, полученными из пищи, - отобранными, отсортированными и частью уже подготовленными к пребыванию в теле, готовыми взяться за исполнение добрых служб. Другие большие потоки нисходят из головы, неся с собой, по убеждению Сведенборга, свежайшую печать воздействия духа и лимфу из лаборатории мозга. И обок с одним из этих потоков струится хилус и лимфа, восходя через грудной проток из сборника хилуса. Кроме перечисленного, есть еще утомленные потоки, возвращающиеся из конечностей и мускульной системы всего тела, запечатлевшие в себе итоги тяжкого труда и полученного опыта, и потому нуждающиеся в фильтрации и пополнении.

Пестрая смесь различных материалов, не знакомых и не приспособленных к свойствам и качествам друг друга, однако полных доброй воли и способности исполнять службу, восходят различными каналами к сердцу, которое должно приготовить из них и отослать назад в тело свежую, живую, упругую, однородную по составу кровь, готовую исполнить любую задачу, какая может от нее потребоваться. Для того, чтобы сердце могло правильно выполнять эту важнейшую службу, оно нуждается в легких как в средстве распознания качеств поступающей крови, дабы отделять бесполезные пары и газы, получая взамен полезные. И сердце присоединяет легкие к участию в своей работе, используя результаты их контроля ради исправления или ободрения малейшей частицы крови, которая в него поступает.

Сердце состоит из четырех камер; верхняя их пара тонкая, нижняя - толстая и мускулистая. Две верхние камеры служат приемным отделением, куда поступает и где набирается кровь во время сокращений нижней пары. Кровь приходит сюда по венам в тихом размеренном течении, однако по необходимости она исходит из сердца толчками. Поэтому, чтобы вены не лопнули, пока в момент сокращений сердца клапаны закрыты, и предусмотрены "места ожидания", где может накапливаться кровь в готовности заполнить мощные нижние камеры, как только двери отворятся и последует приглашение.

Первый "зал ожидания" называется "правым предсердием", а первая камера, дающая импульс, - правым желудочком. Все потоки крови, приходящие к сердцу, сперва вливаются в предсердие и, за одно мгновение перемешавшись там, с мягкой настойчивостью влекутся дальше в желудочек, и уже оттуда сильным импульсом проталкиваются через легочные артерии в капилляры легких. Эти капилляры ветвятся в стенках воздушных камер у окончания бронхов.

Хотя стенки воздушных камер обладают исключительной тонкостью, все же они двойные, предоставляя пространство между мембранами мельчайшим кровяным сосудам, по которым все богатства сердца растекаются практически в контакте с воздухом. Тонкие мембраны с мудрым рассмотрением и в согласии с желаниями крови поглощают для ее нужд чистый кислород, а также значительное количество душистых испарений и водяных паров, необходимых для ее обогащения. С другой стороны, они предлагают крови отвергнуть из своей среды грязные, грубые газы и пары, которые она принесла с собой, и тогда они выбрасываются в атмосферу.

Более яркая по цвету, живая в движении и значительно меньшего объема, кровь возвращается из легких через легочные вены к левому предсердию, где ожидает открытия клапана в желудочек. Затем, пропущенная внутрь, она тут же отправляется дальше на исполнение многочисленных задач, сопровождаемая сильным, настойчивым импульсом, чьи регулярные повторения явственно ощущаются во всех капиллярах тела. Да и сама она теперь не кажется безвольным, медлительным потоком. Она отзывается на импульсы сердца упругим движением вперед и, так продвигаясь все дальше, давит на входы в каждую железу, клетку и мускульное волокно, ища возможностей принести пользу. И нигде не получает она отказа, но повсюду радушно приемлется по ее качествам и службам, которые потребны в той или иной области.

Каждая часть тела испытывает голод по элементам, необходимым для его питания, или, что то же, для исполнения своих функций, и дает чувствовать этот голод разными путями, вплоть до общего желания организма употребить пищу. Нельзя сомневаться, что сей голод производит решительное изъятие как запасов, накопленных в теле, так и вновь подготовленного питания; что когда сердце рассылает свое обогащенное содержимое, составленное из частиц, которые активно ищут случая приложить свои способности, каждая из них сразу направляется и вводится в орган, наиболее нуждающийся именно в ней; что наилучшая кровь восходит к голове; что потоки ее, богатые клейковиной, спешат к мускулам тела и конечностей; что более вялая и густая кровь спускается к селезенке, а та, что бедна и содержит много лишней сыворотки, - к почкам; и что, таким образом, сердце посредством импульсов отсылает к каждому члену тела и каждой железе элементы, наиболее для них подходящие, и само непрестанно пополняет и направляет этот поток.

Мы проследовали за добрыми духами с земли через процесс их введения в духовный мир, через последующее открытие внутренностей их существа, через их отделение от злых духов и затем через места наставления, где они подготавливаются к Небесам. Когда же это состояние завершено, то, по словам Сведенборга,

тогда облекаются они в ангельские одежды, обычно белые, как бы тонко полотняные. После того они направляются по пути, идущему вверх, к небесам, и передаются ангелам-охранителям этих небес; затем принимаются другими ангелами и вводятся в различные общества, где познают различного рода наслаждения. HH 519

Под "ангелами-охранителями" я понимаю тех, что при вратах сердца; "другие ангелы", коими они принимаются, и общества, в которые они вводятся, по-видимому, есть камеры сердца и легкого, а наслаждения, там познаваемые, суть наслаждения ангельской любви и мудрости. Сведенборг продолжает:

Наконец каждый переносится Господом в свое общество; это также делается различными путями, и нередко весьма окольными. Пути эти не ведомы ни одному ангелу, а только Самому Господу. По прибытии каждого в свое общество внутренние начала его отверзаются, и как они вполне согласуются с внутренними началами ангелов этого общества, то вновь прибывшие тотчас узнаются и с радостью принимаются. HH 519

К сердцу Небес новые духи восходят, радуясь своему спасению и тем чудесным вещам, которые они узнали о небесной жизни. И здесь они попадают в самое средоточие ангельского чувства благости, исходящей от Господа, и их стремления творить Ему добро. Ангелы, форма коих подобна самой любви, принимают их с такой невинностью и радушием, что их сердца тают и также наполняются чувством бесконечной благости Господа, настолько сильным, насколько они способны вынести; и одновременно - столь же могучим желанием творить благо ближним любыми доступными путями, ибо в этом состоит природа любви, получаемой ими от Господа.

Однако сперва любовь вселяет в них желание знать, чем они могут быть полезны, и также научиться творить добро с мудростью. И этой любовью, получаемой ими от Господа, они направляются к области легких - в общества ангелов, которые вводят их в самую мудрость небесной жизни, а также "во внутреннее постижение и небесную свободу" (AC 3894). Эти ангелы состоят в ясном постижении мудрости от Господа, мгновенно распознают свойства любого чувства и его согласие либо несогласие с чистой истиной, посредством которой Господь направляет жизнь Небес. Свои прозрения они сообщают приходящим к ним ангельским духам, открывая им внутреннюю радость небесной любви и возможности принесения пользы, которым им даны, и понуждая при этом отыскивать и отбрасывать остатки прилипших к ним грубых природных мыслей и чувств.

И отсюда духи, окрыленные новым разумением и рвением, возвращаются в состояние любви к благости Господа и стремления делать ему добро; здесь они попадают под влияние тех ангелов, которые в наибольшей полноте воспринимают Господнюю любовь к целому Небу и каждой его частице, и Его желание творить благо всем. Под этим влиянием, вдохновленные жаждой принести, по мере их сил, хотя бы малейшую пользу в Царстве их Отца, ангельские духи вновь исходят из сердца Небес на поиски своих обиталищ и своих служб.

Внутренние начала их жизни неодолимо притягиваются к тем, кто пребывает в сходном благе и, следовательно, в наибольшей степени обрадуется тому, чем они могут их одарить. И они безошибочно направляются туда по пути, который открыт для них Господом. Едва прибыв ко входу в их будущее общество, они принимаются как его члены. В самом деле, раньше они исполняли сходную службу на земле; при их первом вступлении в духовный мир общество узнало об этом от ангелов из области языка и, далее, всеми возможными путями способствовало их благополучному продвижению. Теперь наконец ангелы встречают новичка как братья и сестры, стремясь разделить с ними все свои радости.

Новые ангелы, в свою очередь, признают жизнь данного общества как ту, которая еще на земле приносила им наибольшее внутреннее удовлетворение, хотя постигаемое лишь смутно, - жизнь, по которой они внутренне тосковали, и теперь она переполняет чашу их счастья, идеально соответствуя их надеждам. Другие ангелы воспринимаются ими как братья и сестры, в мгновение ока ставшие сердечными друзьями. Но действие импульса сердца на этом не заканчивается. Новичку обеспечена дружеская среда, свой дом и всякое благо взаимной любви; однако превыше всего остается служба - полезная для его друзей и идеально подходящая к его способностям, которая ждет, когда он за нее примется. - Но не одни только импульсы сердца и дыхание легких оказывают влияние на каждую небесную обитель:

Легкое своим дыханием действует в ребрах и диафрагме, и через диафрагму и ребра с помощью связок и брюшины - во все внутренности тела и его мускулы; связки не только обвивают их, но они глубоко проникают, столь глубоко, что нет ни одного черева, ни одного мускула, от поверхности до сокровенных, не извлекающих своею малейшею частью чего-либо от связок, следовательно, от дыхания. (…) Также и само сердце имеет движение легочное кроме собственного, ибо, покоясь на диафрагме, оно простирается в пазушину легкого и своими ушками соприкасается с ним и продолжается, причем и дыхание проходит в артерию и в вены.

Можно исследовать, что все жизненные движения, называемые действиями и существующие посредством мускулов, производятся совокупностью движения сердечного с движением легочным. Это двойное движение - как общее, которое внешнее, так и частное, которое внутреннее - производится в каждой частице; и человек прозорливый может увидеть, что эти два источника телесных движений соответствуют воле и разумению, будучи произведены этими двумя способностями.

Мне было явлено оное в Небе. Мне дано было находиться с Ангелами, представляющими оное вживе. Невыразимым круговращением они образовали подобие сердца и легкого со всеми внутренними и внешними частями их строения, и тогда следовали вращению Неба, ибо Небо, по наитию любви и мудрости, исходящих от Господа, обретается в усилии к таким формам. Они представляли каждую принадлежность сердца и каждую принадлежность легкого и их соединение, которое называли супружеством любви и мудрости. Они говорили, что во всем теле и в каждом из его членов, органов и черев есть нечто подобное тому, что происходит в сердце и в легком, и что там, где парные части не действуют и каждая не выполняет отчетливо своей функции, не может быть никакого жизненного движения по какому-либо волевому началу и никакого жизненного ощущения по какому-либо интеллектуальному началу. D. Wis 6

В каждом небесном обществе и в каждом ангеле, в соответствии с эти законом, импульсы сердца Небес постоянно вселяют любовь от Господа, а дыхания легких Небес постоянно приводят эту любовь в формы деятельной любви к ближнему. Ибо сердце шлет кровь и поддерживает ее давление, благодаря чему наполняется каждая железа и каждый фибр мышц; из легких же тянутся волокна, посредством которых в каждом органе распознается качество крови и которые передают туда растяжения и сокращения сердца; фибры же мышц переходят в сухожилия, и ими выполняются все движения тела. D.Wis. 10 (?)

Сведенборг рассказывает:

Мне было дано постигать общие действия Небес столь же отчетливо, как постигаются предметы любым из наших чувств. Было четыре действия, которые я тогда постигал. Первое из них направлялось в мозг у левого виска и было общим для органов рассудка; ибо левая сторона мозга соответствует вещам рациональным, или интеллектуальным, но правая - чувствам, или предметам, принадлежащим воле. Второе действие, которое я постигал, направлялось в дыхание легких; оно управляло моим дыханием мягко и откуда-то изнутри, так что у меня не было нужды производить вдохи и выдохи каким-либо усилием моей воли. Само дыхательное движение Небес в тот момент отчетливо постигалось мной. Оно - внутреннее и по этой причине не постигаемо человеком; однако, согласно чудному соответствию, оно втекает в дыхание человека, которое суть внешнее, или в дыхание его тела, и если бы человека лишили этого наития, он тут же упал бы мертвым.

Третье действие, которое я постигал, направлялось в систолы и диастолы сердца; временами они ощущались мной с большей мягкостью, чем я испытывал когда-либо еще. Ритм пульса был правильным, порядка трех ударов на каждое дыхание, однако таков, что как бы заканчивался в легких и регулировал их деятельность, и также всего, что относится к ним. Мне отчасти дано было видеть, как попеременные сокращения сердца вкрадывались в попеременные движения легких на исходе каждого цикла дыхания. Биение пульса казалось в такой степени ясным, что я мог сосчитать его; эти удары были отчетливыми и мягкими. Четвертое общее действие направлялось в почки; его мне также было дано постигать, но лишь смутно. Из всего этого сделалось ясно, что Небеса, или Величайший Человек, имеет сердечное биение и также дыхание; что биение сердца Небес, или Величайшего Человека, соответствует нашему сердцу и его систолическим и диастолическим движениям; и что дыхание Небес, или Величайшего Человека, соответствует нашим легким и их дыханию; однако те и другие невидимы для человека и непостижимы ему, потому что они - внутренние. AC 3884

Он также рассказывает о другом случае:

Мне было дано наблюдать общее дыхание Небес и постигать его природу. Оно было внутреннее, легкое, самопроизвольное и отвечало моему дыханию по частоте как три к одному. Мне также было дано наблюдать ответные импульсы сердца. Ангелы рассказали мне, что каждая тварь на земле заимствует оттуда свой пульс и дыхание; причина же того, что они происходят у всех не в одни и те же моменты времени, состоит в том, что сердечный пульс и легочное дыхание, существующие в Небесах, постепенно нисходят в нечто продолженное и, таким образом, в усилие, свойства которого таковы, что оно возбуждает эти движения в каждом субъекте согласно его состоянию. АС 3885

Однако следует знать, что в Небесах эти различия в пульсе и дыхании проявляются четко, и их столько же, сколько небесных обществ; ибо они соответствуют состояниям ангельских мыслей и чувств, эти же отвечают их состояниям веры и любви; но что касается общего пульса и дыхания Небес, сей предмет был описан выше. АС 3886

В Небесах, или в Величайшем Человеке, есть два царства, одно из которых называется небесным, другое же - духовным. Небесное царство состоит из ангелов, зовущихся небесными; они пребывают в любви к Господу и отсюда - во всей мудрости; ибо они находятся в Господе и потому более прочих в состоянии мира и невинности. Другим они кажутся маленькими детьми, ибо состояние мира и невинности изображается таким образом. Все там перед их глазами выглядит живым, ибо живо все, что исходит прямо от Господа. Таково небесное царство; другое же называется духовным. Оно состоит из ангелов, зовущихся духовными; эти пребывают во благе милосердия к ближнему. Они помещают удовольствие своей жизни в том, чтобы творить другим благо без воздаяния; воздаянием для них служит само позволение творить им благо. Чем сильнее они стремятся к этому, тем в большей мудрости и блаженстве находятся сами, ибо в жизни вечной каждому от Господа даруется мудрость и блаженство согласно той службе, какую он исполняет по любви, сокрытой в его воле. Таково духовное царство.

Все находящиеся в небесном царстве Господа принадлежат к области сердца, а находящиеся в духовном царстве - к области легких. Наитие из небесного царства в духовное подобно влиянию сердца на легкие и также влиянию всех принадлежностей сердца на все принадлежности легких; ибо сердце управляет в целом теле и в каждой его части посредством кровеносных сосудов, а легкие управляют во всех его частях посредством дыхания. Отсюда в любой точке тела присутствует как бы наитие сердца в легкие, но везде соответственно имеющимся там формам и состояниям. Благодаря этому существуют все ощущения и действия, которые свойственны телу. АС 3887

В отдельном человеке существует соответствие между его сердцем и легкими, и его любовью к поступкам и любовью к мудрости, - или, что то же, с его волей и разумением. Сведенборг указывает:

В духовном мире качество веры каждого познается по его дыханию, а качество милосердия - по биению сердца. FAITH 19

Каждый человек по своим природным началам имеет склонность к эгоистичной и мирской жизни, и также мысли, согласные с этим. Однако путем наставлений каждый получает способность мыслить правильнее и лучше; и если он принимает такие мысли к сердцу, то делает свою любовь мудрее и совершеннее. Мудростью он очищает свою любовь от грязных и низменных черт, и вводит ее в духовные и небесные радости. Так посредством мудрости, если она применяется к жизни, сама любовь становится духовной и небесной. DLW 422

Об этом Сведенборг пишет следующее:

Человек через родителей своих родится во зле и затем любит плотское и мирское более, чем небесное и духовное; следовательно, его жизнь, которая есть любовь, по природе дурна и нечиста. Каждый по рассудку может видеть, что эта жизнь не может быть очищена иначе как разумением, и что она очищается истинами духовными, нравственными и гражданственными, составляющими разумение. Даже посему человеку дарована возможность постигать и мысленно подтверждать вещи, противные любви его воли, и не только видеть, что они противны, но мочь удержаться от зла, если он взирает к Богу, и таким образом удалять порчу и нечистоты своей воли, что и является очищением.

Это может быть проиллюстрировано очищением крови в легких. Что кровь, посылаемая сердцем, очищается, - известно анатомам, потому что кровь вливается из сердца в легкое в большем количестве, чем отливает из легкого в сердце, и потому что вливается необработанная и нечистая, а отливает исправленная и чистая; затем потому, что в легком есть пористая ткань, в которой кровь очищает свои нечистоты и отбрасывает их в пузырьки и разветвления бронхов; слизь в ноздрях и во рту по большей части оттуда происходит, так же как и пар в выдыхаемом воздухе; поэтому очевидно, что густая кровь из сердца очищается в легком.

Эти факты могут иллюстрировать сказанное, ибо кровь от сердца соответствует любви воли, которая есть жизнь человека, и дыхание легких - постижению и мысли в разумении, которыми производится очищение. Жизнь разумения совершенствует и возбуждает жизнь воли. Когда любовь воли, составляющая жизнь человека, очищается от зол через разумение, то человек из плотского и мирского становится духовным и небесным, и тогда истины Неба и Церкви становятся предметами его любви и питают его душу. Таким образом жизнь воли обновляется, и по ней образуется жизнь разумения; следовательно, та и другая становятся усовершенствованы и возбуждены; это творится в разумении и разумением по воле, ибо воля есть сам человек; оное подтверждается соответствием с сердцем и легким.

Легкое, соответствующее разумению, не только очищает кровь от ее осадков, как было сказано выше, но и питает ее воздухом, ибо воздух полон носящихся веществ и запахов, однородных с материей крови. Есть также бесчисленные кровяные сплетения в бронхиальных долях, которые насыщаются жидкостями, в кои они погружены; отсюда кровь приобретает мощность и блеск и становится артериальной - такой, какою вливается из легкого в предсердие. Что воздух питает новыми элементами легочную кровь, очевидно по многим исследованиям. В самом деле, есть испарения, вредящие легким, и есть укрепляющие их; таким образом, одни из них пагубны, другие живительны. (…) По этим соображениям очевидно, что легочная кровь питается воздухом; следовательно, жизнь разумения совершенствует и возбуждает жизнь воли по соответствию. D.Wis. 10.3

Но если любовь отказывается внимать предостережениям и дружеским советам мудрости, предпочитая грязные идеи и низменные мысли, она превращает разумение в простого поставщика этих вещей, которыми и напитывается, все более загрязняясь. И тогда, по соответствию с этим, человек в духовном мире любит вдыхать в легкие отвратительную вонь, отвечающую таким мыслям, и загрязнять ими свою кровь. Об этом Сведенборг учит так:

Что кровь в легких очищается и питается соответственно расположениям души, это еще неизвестно в Мире у людей, но всего известнее в Мире духовном; ибо Ангелы в Небесах услаждаются лишь тем запахом, какой соотвествует любви их мудрости, а духи в аду услаждаются лишь тем запахом, какой соответствует любви, противоположной мудрости, и запах этот зловонен, а тот благоуханен. Из чего должно следовать, что и у людей в Мире кровь насыщается таким же образом по соответствию с расположениями их любви; ибо что любит в человеке дух, того требует по соответствию и кровь его, и все такое привлекает она дыханием. Из этого же соответствия следует также то, что человек относительно любви своей очищается, если любит мудрость, и оскверняется, если не любит ее. Ибо всякое очищение у человека происходит от истинного, принадлежащего мудрости, а всякое осквернение происходит от ложного, противного истинному мудрости. DLW 420