Начало Возвысим нашу мысль к вечности

Автор: Грант Х. Однер, 1991.
Текст заимствован по адресу
www.vrtinc.com/sermons/gho910317.php
Перевод с английского - М.Глебов, 2003

Возвожу очи мои к горам… Пс.120:1

Горы всегда вселяют в людей некий благоговейный трепет. Бродил ли кто в горах, не испытывая чувства собственной незначительности?

Горы позволяют нам осознать соизмеримость масштабов и сил, расстояний и времени. В сравнении с ними мы чувствуем себя маленькими. Созидательные возможности человеческих существ кажутся ничтожными по контрасту с ними. Мы способны всерьез изменять многие природные ландшафты, сравнивать холмы, изменять направление рек, засыпать болота, покрывать мили девственной природы мостовыми и небоскребами, но горы упрямо сопротивляются человеческому воздействию. Их невозможно укротить. В них есть что-то от вечности. Неизменными остаются они в веках, безмолвно свидетельствуя о времени, когда нас еще не было, и о времени, когда мы уже уйдем.

Для тех, кто верует в Бога, горы всегда не только знаменовали ничтожность человеческих существ, но и грандиозную идею бесконечности и вечности нашего Создателя. Кажутся ли нам горы необозримыми и неизменными? - Да, как воспел Давид:

Господь взирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и они дымятся. Пс.103:32
Горы, как воск, тают от лица Господа всей земли. Пс.96:5

Горы кажутся нам древними. Хотя, как возвестил пророк:

Он взглянул, и вековечные горы распались, первобытные холмы опали; пути его - вечные. Авв. 3:6
Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, от вечности до вечности Ты - Бог. Пс. 89:2
Горы сдвинутся и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя. Ис. 54:10

На протяжении веков горы и холмы служили символом Божественного, неизменного, вечного. В Слове они передают эти качества Господа либо посредством контрастов, как в приведенных выше отрывках, либо прямо:

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Пс. 120:1,2

Здесь горы означают Господа. Этот псалом говорит о вечном Божьем всеведении, промышлении, защите. Он изображен стражем, который "не дремлет и не спит" (стих 4-5). Он хранит нас постоянно, днем и ночью (стих 6). Псалом оканчивается словами:

Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек. Пс. 120:8

"Вовек"! Значит, вечно.

Предмет нашей беседы сегодня - о возвышении наших мыслей к Господу, Который является вечной Жизнью, "возвышающий наши глаза к горам".

Св. Писание рассказывает нам о многих вещах, которые мы не можем знать из простого чувственного опыта, и среди них - что наша жизнь вечная. Ибо наши чувства свидетельствуют, что все вещи вокруг нас преходящи. Все живущее со временем стареет, обмен веществ замедляется, наступает разложение. Даже земли и моря изменяются и исчезают. Планеты и звезды остывают или взрываются. Вероятно, мы способны понять, что энергия сохраняется, и отсюда вывести, что она должна быть вечной. Но простому человеческому уму это ничего не говорит.

В нашей повседневной жизни мы не чувствуем собственной вечности. Мы сталкиваемся с ближайшими делами и ставим себе цели в обозримом будущем: на следующей неделе, в следующем месяце, изредка - в следующем году. Для большинства из нас жизнь перегружена хлопотами. Потребности тела неумолимы: еда, одежда, жилище, минимальный комфорт. Потребности души также всегда с нами. Возможно, более, чем когда-либо раньше, мы подавлены множеством вещей, которые считаем важными для нашего существования и развития. Мы имеем широкий набор целей и желаний, связанных с образованием - нас самих и наших детей. Все это делает жизнь перегруженной и оставляет мало времени для размышлений о вечном.

Когда мы задаемся вопросом "Что может быть вечного в нашей жизни?", мы думаем о "вечном" двумя путями: либо мы представляем себе нечто вне времени, либо - нечто бесконечно тянущееся во времени.

Говоря по существу, вечность не является принадлежностью времени. Это не есть бесконечная протяженность времени. Вечность столь же равна промелькнувшему мгновению, как и целому тысячелетию (TCR 31). Господь, Который вечен, не имеет ни начала, ни конца, но все присуще Ему, как и сказал псалмопевец:

Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний. Пс. 89:5

Время принадлежит природному миру. Мы потому имеем время, что физическая материя определяется размерами и расстояниями, преодоление которых и составляет время. Вращение Земли обуславливает регулярные смены дня и ночи, а ее движение вокруг Солнца порождает времена года и сами годы.

Разумеется, Господь действует во времени. Как же еще Он мог бы иметь с нами дело и вести нас? Он присущ во всех временах, но вне времени, и также во всех пространствах, но вне пространства (TCR 31). Он не связан и не определен ими.

Конечно, понятие "вечности" для нас включает время. Мы рождаемся во времени, мы живем во времени и лишь со временем принимаем веру в Божественное постоянство и мудрость. Для нас невозможно постичь безграничную природу Божественного, не думая в категориях ограниченного времени (TCR 31, AC 1382, 4204). Тем не менее, все мы способны угадать присутствие чего-то еще за пределами привычного нам времени. Общеизвестно, что когда мы поглощены чем-либо, ощущение времени исчезает. Минута может казаться часом. Или мы обнаруживаем, что вместо одного часа успели промелькнуть два или три. Примерно то же случается, когда мы углубимся в беседу с любимым человеком: время становится незаметным! Тогда мы находимся в убеждении, будто уже знаем и любим его не меньше двух тысяч лет!

Наш рассудок с его желаниями, наклонностями и мыслями пребывает вне времени; можно сказать, что он также существует "во времени, но вне времени". Мы настолько привыкли увязывать свои побуждения и мысли с ходом часовой стрелки, что едва замечаем это, однако это так. Рассудок не ведает времени! Растя и меняясь со временем, он всегда остается не связанным им. Наши тела стареют и лица покрываются морщинами, наши движения замедляются и теряют бодрость, но способность духовного развития остается. В сущности, наши способности любить, сочувствовать и также понимать, что именно важнее всего в жизни, только возрастают, - разумеется, если мы позволяем Господу возрождать нас.

Мы имеем смутное чувство, особенно в отношении тех, кого мы хорошо знаем и любим (наших супругов, детей, друзей), что они не умирают со смертью их тела. Ибо Господь внедрил в сознание всех людей ту истину, что жизнь вечна. Это не значит, что Он желает разными хитростями заставить нас поверить в посмертную жизнь против нашей воли. Но это чувство естественно вытекает из того очевидного факта, что уникальные человеческие существа умереть не могут. Иными словами, мы способны постичь вечность собственной жизни не физическими чувствами нашего тела, но чувствами нашего духа. Для этого необходимо лишь, чтобы мы имели хотя бы малейшую идею о вечной жизни (которая, несомненно, существует в любой человеческой культуре). И, конечно, мы должны дать себе труд задуматься над этим.

Если мы достаточно внимательны к своей умственной деятельности и способны отвлечься от злобы дня - от телесных нужд, мiрских проблем, забот о наших обязанностях и сроках, от нашего возраста, от времени дня, времени года и того места, где мы находимся, - тогда мы сможем заметить вневременное качество как наших желаний и мыслей, так и наших душевных отношений с другими людьми. В особенности это заметно, когда мы размышляем о том, что нас радует, занимает, возбуждает к действию, поддерживает в трудностях. Но более всего мы постигаем вечное, когда обращаемся мыслями к Небу - когда "возводим свои очи к горам".

В Слове Божьем горы означают как Небеса, так и Самого Господа. "Быть в небе" означает пребывать в Господе, следовательно, пребывать в вечном. Когда человек, пришедший по смерти в духовный мир, глядит в сторону каких-либо небес и подходит туда, он видит горы. Ибо небесные общества действительно кажутся живущими на горах (TCR 336; AE 405:5; CL 75:2,76,77). В Слове Небеса называются "вечной жизнью". Там человек будет жить вечно и уже не умрет. Однако, в известном смысле, жизнь в небесах не более "вечна", чем жизнь здесь. Ибо ангельские жизни столь же конечны и ограничены, как и наши. Они так же связаны предметами их мира; они, как и мы, изменяются, духовно растут и становятся мудрее небольшими шажками, которые следуют один за другим. У них, как и у нас, день сменяется днем, а последовательность происходящих событий выглядит в точности, как наше время (HH 163; TCR 29).

Важное различие заключается в том, что в Небесах жизнь ангелов не заключена в жесткую скорлупу материальной вселенной с ее физическими законами. Жизнь там разворачивается согласно любви, желаниям и действиям духа. Там властвуют не физические, но духовные законы, и порядок телесных изменений определяется не временем, но состоянием духа. Тело ангела там пребывает столь же юным и полным сил, как и его духовная суть. Одним словом, там все определяется состояниями духа.

К примеру, в Небесах устроено так, что когда ангел чувствует в себе сильное желание служить своим ближним, наступает утро, так что впереди у него лежит целый день. То есть время приспособлено к состоянию его духа. И никогда не бывает так, что ангел чувствует вдохновение, но не может сделать ничего полезного, ибо настала полночь. Если ангел хочет сделать что-то хорошее (точнее, Господь желает), - не может случиться так, что он находится в пятидесяти милях от нужного места, ибо расстояния тоже вытекают из состояния его духа. Когда ангел начинает чувствовать усталость и нуждается в передышке, приходит полдень (он может прервать свои дела и освежиться). Когда же вдохновение покидает его и работа становится скучной, наступает вечер. Тогда он оставляет своих товарищей (и телесно, и умственно) и уходит к себе домой, где у него есть время поразмышлять наедине и обратиться к Богу.

Таков духовный мир во всех отношениях: расстояния и времена вытекают из состояний духа. Причем все члены данного общества испытывают сходные смены этих состояний. Ибо Господь упорядочивает их в единый поток и порядок, годящийся всем.

Небеса называются "вечной жизнью" потому, что там мы сможем насладиться свободой от жестко определенного земного времени. Наши тела никогда не состарятся и не умрут. Мы будем вести истинно духовную жизнь, в которой сможем любить ближних и служить им гораздо глубже и полнее, и тогда мы ощутим, что значит пребывать в Господе и его благословении. И именно этого Он от нас добивается.

Для нас жизненно необходимо думать о вечной жизни! Ибо наше существование наполнено таким множеством разных вещей, что мы рискуем стать невнимательными к тому, что действительно важно и имеет вечное значение. Мы можем пренебрегать тем состоянием нашего ума, где время отсутствует, а важны лишь наше отношение к жизни и наши цели, скрывающиеся в нашем сердце. Эти вещи пребывают вне времени, и только они оказывают решающее влияние на наше будущее. Размышления о собственной вечности позволяют нам жить для чего-то большего, чем простой интерес минуты. Это дает нам возможность вести жизнь духовных, а не плотских существ.

Вернемся теперь к взгляду, который мы бросили на горы. Они дают перспективу. Ибо мы не умеем воспринимать расстояния абстрактно. Если мы смотрим в пустое небо, наш взгляд, удаляясь на сотни миль, не приносит чувства благоговения, ибо (в отсутствие облаков и самолетов) там нет ориентиров, по которым мы могли бы удивиться огромности расстояния. Ибо оно может равняться как одной миле, так и сотне миль. Совсем другое дело, когда мы смотрим на горную вершину или, напротив, глядим вниз с горы. Здесь расстояние обретает определенность. Мы можем проследить его от дерева к дереву, к ферме, через речку, за город. Мы можем почувствовать его масштабы. Иногда мы ощущаем пространство перед собой столь же осязаемо, как урчание в собственном желудке!

Точно так же вечные предметы - небесные предметы - дают нам духовную перспективу жизни, которая недосягаема иными путями. Без размышлений о вечном мы не способны оценить реальную важность того, что сейчас любим, думаем или делаем. Мы не имеем возможности видеть, в какой мере продвинулись вперед или, напротив, насколько сбились с пути. Без мыслей о вечности мы лишены настоящей свободы, потому что именно сознание того, что наша жизнь не ограничена земным сроком, выявляет действительное значение каждого нашего шага (DP 73:6f; TCR 498).

Мимолетное размышление о вечной жизни словно выхватывает нас из дремучего леса чисто природных забот и помещает на вершину горы, откуда распахивается вид на все лежащее внизу. Мы можем вознестись над трудностями текущего дня и над похотями нашей грешной воли. Мы можем почувствовать новое дуновение жизни. Мы можем почувствовать Бога, Его постоянное присутствие, Его неиссякающую любовь, Его удивительное могущество и даруемое Им нескончаемое чувство покоя.

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Пс. 120:1,2

Аминь.