Осколки и заплатки (2)
Автор: Михаил Глебов, 1997
- ooo... Хороший человек не рассуждает на каждом углу о нравственности и справедливости и даже не думает о них, а естественно и бессознательно действует в соответствии с ними. Напротив, человек подлый больше всего любит морализировать и выискивать в чужих поступках низкие мотивы.
- ooo... Там, где честного человека нельзя уличить в подлых намерениях, его обвиняют в нарушении общепринятых норм поведения.
- ooo... Приемлемое по форме редко кто обвиняет по существу.
- ooo... Известно, что снаряд не может поразить цель ни слишком далеко, ни слишком близко от орудия. В соответствии с этим правилом все грешники делятся на две большие группы.
Одни, не признавая Бога, уходят от Него как можно дальше, прямо игнорируя заповеди; другие, напротив, жмутся к Нему, прикрывая фактическое несоблюдение заповедей псевдорелигиозным ханжеством, фарисейством и обрядоверием.
- ooo... Пробный камень для всякого религиозного человека: правда ли, что все инаковерующие автоматически обречены аду? Если да, то больше говорить не о чем.
- ooo... Бессмысленно спорить с тем, кто отвечает цитатами. Сам он не понимает проблемы, но слепо отстаивает некую принятую в его кругу точку зрения. Всякий аргумент, не совпадающий с этой точкой зрения полностью, воспринимается как злонамеренное покушение на нее. В этом, кстати,
одна из основ сектантства.
- ooo... Слепое и некритическое следование любым правилам делает человека беспомощным в тех многочисленных ситуациях, которые невозможно подогнать под какой-либо пункт этих правил.
Еще хуже бывает, когда ситуация внешне кажется штатной, а по сути своей катастрофична, как заминированный мост.
- ooo... Пришвин как-то удивлялся: проложит человек следы по насту - за ним пройдет другой, третий, и на всю зиму устанавливается дорога; а иную стежку, даже по видимости удобную, постепенно заметет снегом.
- Всякий наш поступок лишь тогда приносит настоящую пользу и имеет долговременное значение, когда совпадает с нашими истинными потребностями. Постоянная потребность создает и постоянные средства для своего удовлетворения, тогда как случайная фантазия вспыхнет - и погаснет.
- ooo... Человеку нужно уметь различать свои настоящие, истинные потребности, коренящиеся в его натуре, и случайные прихоти и капризы. С последними не обязательно всегда бороться, но обязательно сознавать их мимолетную природу.
- ooo... Не может быть счастлива жизнь человека, в которой даже при наличии многих необязательных для него плюсов ущемлены хотя бы некоторые его природные потребности. Излишнее не компенсирует необходимого.
- ooo... Честный работник получает плату за работу, а холуй - за пресмыкательство. Но честному работнику себе дороже пресмыкаться, а холую - работать. Попытка втиснуться в чужую шкуру нерентабельна: слишком уж себестоимость оказывается высокой, выше получаемой платы.
- ooo... Чем усерднее мы планируем вперед свои поступки и поведение, тем более удаляемся от естественного течения собственной жизни, которое одно может дать нам прочное счастье.
- ooo... Существуют истины природные (2 х 2 = 4), гражданские (нельзя шуметь после одиннадцати часов), нравственные (не делай подлости ближнему) и духовные (Бог - источник всякого блага). Это - четыре последовательные ступени в глубину постижения Мироздания. Вторая и третья категория истин в их внешних, конкретных проявлениях способна превращаться в афоризмы.
- ooo... Подобно тому, как литература давно истощилась в изобретении все новых сюжетов, а развратники исчерпали до дна весь возможный набор сексуальных поз, так и область "житейских истин" не столь обширна, как обычно ее представляют. И как литературоведение проводит генеалогию всякого расхожего сюжета от одной из немногих существующих базисных моделей, а формальная логика всякую новую головоломку - от двух десятков принципиальных схем, так и любую частную истину нетрудно свести к некоему более общему положению, которых не так уж и много.
- ooo... Сторонний человек, зайдя в Третьяковку, поражается бесчисленности картин, в то время как для профессионального искусствоведа их всегда мало.
- ooo... Афоризм всегда поверхностен, поскольку передает не саму истину, а лишь одно из ее внешних проявлений. И чем истина масштабнее и глубже, чем больше подводная часть айсберга, тем менее она может быть выражена через афоризмы.
- ooo... Афоризмы (максимы) являются излюбленной игрушкой интеллигенции всех времен и народов, ибо совмещают полезные функции кодекса житейской мудрости, кладезя остроумия и гимнастики ума перед сном. Ум наш играется ими так же, как ребенок - яркой разноцветной мозаикой.
- ooo... Как растительные пояса сменяют друг друга вверх по склону горы, так при движении человека к Мудрости он последовательно проходит все более глубокие ее уровни, как бы разные степени посвящения: естественные науки, обывательскую философию, афористику, "научную" философию, ортодоксальное богословие,
пока не получит истинное духовное знание. Каждый уровень может оказаться для человека последним, и на каждом он может заблудиться.
- ooo... Подобно тому, как заставы и засеки прикрывали землю русскую со стороны Степи, так афористика служит передовой цепью Мудрости на рубежах обывательского мышления. Это - своеобразный водораздел: до него дорос Козьма Прутков, до него опустился Шопенгауэр.
- ooo... Усиленная работа с афоризмами характерна для человека в трех случаях. (1) Когда молодой человек ищет Истину, он проходит через полосу афоризмов вверх, используя их как фактический материал для дальнейшего поиска закономерностей. (2) Когда ему даровано Знание, он проходит через полосу афоризмов вниз, любуясь россыпями следствий из уже известных ему причин. (3) Когда не лишенный смекалки обыватель обнаруживает, что все те философские открытия, которые он делал сам по штуке в месяц, имеются уже в готовом, упорядоченном и доступном виде.
- ooo... Человек, собирающий афоризмы, подобен ребенку, собирающему пятачки и гривенники: монетки, конечно, настоящие, но слишком уж мелкие. За них можно прокатиться на карусели, но нельзя купить самолет.
- ooo... Человек, собирающий афоризмы, на определенной стадии уподобляется скупому рыцарю: мысли, как и деньги, важны не сами по себе, а как средство достижения каких-то практических целей. В тетрадях и сундуках они становятся мертвым, бесполезным капиталом.
- ooo... Как жонглер не может удержать в воздухе больше десятка шариков, так и разум человеческий не может удерживать одновременно тысячи разнородных житейских истин, не связанных общим духовным корнем, из которого они истекают. Конечно, избыток "записывается" в память, но при этом больше расплескивается, чем попадает по назначению. У памяти ведь дырявое дно.
- ooo... Чем глубже вникаешь в любую проблему, тем больше соображений можно высказать в связи с ней.
- ooo... Возникшее пренебрежение к теме говорит об ее субъективной исчерпанности на данный момент. Но чаще всего интерес к ней не умирает, а только прячется до следующего раза.
- ooo... Трудности классификации. Насекомые бывают прямокрылые, жесткокрылые и перепончатокрылые. Кроме того, насекомые бывают большие, маленькие и средние. Они бывают черные, коричневые и зеленые. Они бывают с усами прямыми, с загнутыми и без усов. Они делятся на тех, кто уже укусил меня, и тех, кто еще не успел. Они делятся еще по миллионам разных признаков. Какой признак является важнейшим? А если зоолог скажет, что первый, то крестьянин и пострадавший дачник вряд ли с ним согласятся.
- ooo... Любая жестко установленная система классификации чего бы то ни было подобна дереву каталогов в Norton Commander. На самом же деле таких систем существует целое семейство, точнее, бесчисленное множество, и каждая из них - не аксиома, а инструмент, пригодный для решения определенной задачи. Разумная систематика подобна современным базам данных (тому же Access), упорядочивать которые можно по любому заинтересовавшему нас признаку.
- ooo... Мама, насыпав крупу в крышку от кастрюльки, с невероятным терпением перебирает ее, но мусор в каше все равно остается. А я в компьютере редактирую свои выписки.
- ooo... Всякое живое дело рождается, проходит положенный цикл развития и умирает естественной смертью. Яблоко, созрев, говорит: "Ну, пожило, и будет!" - и падает с ветки.
- ooo... Пришпиливать к бумаге мозаику мелькающих мыслей практичнее, чем сочинять обстоятельные философские опусы. Последние, по мере роста нашей мудрости, вызывают все больше нареканий и под конец заслуженно отправляются в мусорное ведро. Тогда как мелкие житейские наблюдения хоть и неглубоки, да вечны: какую философию ни исповедуй, они ей не противоречат.
- ooo... Характерный для русских подход к работе: "Сделал дело - гуляй смело!" Мы как-то не замечаем здесь главного: деления жизни человеческой на две половины - обязательную, вынужденную работу и вожделенный отдых (точнее, безделье). Работу, конечно, сделать надо, но сама по себе она не интересна, не желанна; она - какая-то внешняя нагрузка, барщина, от которой нельзя уклониться. Весь центр интересов человека лежит вне этой работы, после нее, вне связи с ней.
Это можно понять исторически: западный человек по большей части работал на себя, на собственное благополучие; русский всегда был рабом и работал как раб, на дядю. В советское время отдых и работа были как бы два параллельных мира, не смешивавшихся между собой: девять часов барщины, а дальше делай, что хочешь. В результате человек, не любивший свою профессию, безрассудно вычеркивал половину своей сознательной жизни.
- ooo... Всякое дробление жизни на обособленные фрагменты (работа, отдых, развлечение и пр.) в принципе ложно. Жизнь едина; это сплошная бесконечная лента транспортера, сплошь заваленная мелкими осколками работы, развлечений, сна, домашних забот и чего угодно. И человек, не загадывая вперед, не строя дальних планов и прогнозов, следит за этим конвейером и каждую минуту занят тем осколком, который как раз поравнялся с ним.
- ooo... Жизнь человека похожа на погрузку капусты: с разных сторон летят кочны, и ты, не раздумывая и не отвлекаясь, должен ловить их и передавать дальше.
- ooo... Тоталитаризм - наивысшая степень патриархальности, заключающаяся в контроле государства над всеми сторонами жизни человека. Но людям в большинстве случаев это нравится; им необходима иллюзия защищенности, внимания, руководство их поступками, регламентация поведения. С другой стороны, не то же ли ощущают овцы к своему пастырю? В склонности людей к управляющей ими "сильной руке" просвечивает естественная потребность быть ведомыми Богом. Люди, отвергшие Бога, не могут изменить свою природу и инстинктивно ищут какого ни есть пастыря.
- ooo... В основе большинства вредных и бессмысленных привычек человека лежат глубоко верные, естественные потребности, удовлетворяемые извращенным способом.
- ooo... Трагедия атеиста в том, что он, объективно подчиняясь Законам Божественного порядка, субъективно пытается действовать по несовпадающим с ними самочинным правилам - неважно, будь то его личная выдумка или традиции окружающего общества. Все равно как если бы водитель залепил ветровое стекло полюбившимся ему пейзажем и ехал вслепую. "Отказавшись" от Бога, люди не в состоянии постичь истинного смысла своих потребностей и вместо того, чтобы лечить возникшую болячку, с тупой самоуверенностью расковыривают ее.
- ooo... Бог есть источник жизни человека и основа его бытия. Попытки мыслить себя вне Бога и Его Законов подобны рассуждениям марионетки, игнорирующей своего Кукольника.
- ooo... Если цель земной жизни всякого человека состоит в его индивидуальной подготовке к Вечной жизни, смысл прогресса цивилизации, понимаемого как ее бесконечное развитие, исчезает.
Прогресс - не глобальный проект здания "земного рая", последовательно возводимого миллионами поколений, а курсовая работа для каждого конкретного участника, которая в момент его смерти получает оценку и более уже не нужна. Поэтому в истории мы видим не последовательное развитие, а противоречивый возвратно-поступательный процесс, на каждом изломе которого гибнет подавляющая часть материально-культурных ценностей предыдущего этапа.
Прогресс, цивилизация, культура - для человека не самоцель, а полигон, тренажер, учебное пособие, тот инструмент, посредством которого обтачиваются разные грани его бессмертного духа.
- ooo... Человек делает добрые дела для окружающих, но истинную пользу получает при этом его собственный дух.
- ooo... Ничего нет глупее, чем дочитывать ненужную, неинтересную книгу до конца. Что я, подписку давал, что ли? Многие книги по первому взгляду хороши, и даже по начальным главам, но на 50-й странице вполне уже можно вынести вердикт. Книга должна приносить или пользу, или удовольствие; если же нет ни того, ни другого, или выручка заведомо меньше издержек, а особенно если душа противится чтению, - надо бросать его не раздумывая.
- ooo... Великое умение - сходу распознавать ненужное и немедленно отказываться от него!
- ooo... Многие проблемы подобны Гордиеву узлу: сталкиваясь с ними, необходимо сразу понять, можно ли найти быстрое нетривиальное решение, и если такового не видно, то
стоит ли овчинка выделки? Следует также учитывать, что вещи действительно полезные и нужные даются нам, как правило, легко; трудность достижения часто оказывается индикатором ненужности или несвоевременности.
- ooo... Когда все идет наперекосяк, следует остановиться и отложить дело до лучших времен. Будем считать, что эту заявку по каким-то причинам нам не удовлетворили.
- ooo... Настойчивость - сестра не доблести, а глупости. Корень же ее - в стремлении не слушаться Бога, а вести себя по жизни самому.
- ooo... Если мы строим планы вперед и пытаемся их выполнять, то заведомо обрекаем себя на массу ненужных дел. Любое событие заведомо происходит не так, как ожидалось, и то, что выглядело полезным по расчету, оказывается ни к чему в действительности. Собака не может предвидеть, какие петли сделает преследуемый ею заяц; футболист не знает заранее, кто ему передаст мяч. Последовательно сокращая срок между планированием и действием, приходим к дифференциалу времени, который и есть "настоящее". Тогда расчет умирает, а остается импровизация, т.е. глазомер, находчивость и действие по интуиции. И это - кратчайший путь к достижению любой цели.
|