Начало Осколки и заплатки (5)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Если б Господь чудесным образом не оберегал хороших людей от агрессии дурных, они и дня не смогли бы прожить на Земле. Сказано: "Вот, отпускаю вас, как агнцев среди волков…"

- ooo... Хороший человек потому беззащитен перед плохим, что не хочет и не умеет пользоваться арсеналом его средств. А не умеет потому, что брезгует целями, ради которых плохой применяет эти средства. Но этот отказ от конкуренции в некоторой степени примиряет плохого человека с хорошим, заменяя агрессивную ненависть к нему презрительной жалостью.

- ooo... Самое главное для хорошего человека - не сделать какое-нибудь достойное осуждения и притом не вынужденное обстоятельствами зло. Он может жить лишь под прямой Божьей защитой, а злонамеренный поступок такую защиту устраняет. Поэтому настоящий подлец от своих мерзостей может не пострадать, а человек хороший пострадает почти обязательно.

- ooo... Бог вовсе не требует от нас быть героями и творить подвиги превыше своих сил. Он просто не советует нам добровольно делать что-нибудь за тридцать сребреников.

- ooo... Не тот предатель, кто, избитый до полусмерти, выдал врагам, где партизаны, - он герой. И не тот, кто загодя испугался кнута, - он обычный человек. А тот предатель, кто сам добровольно пришел и предложил свои услуги за небольшую плату.

Но тот, кто все перенес и умер непобежденным, выпадает из естественного ряда и потому требует особого рассмотрения. Что это было? - религиозный, идейный или национальный фанатизм, жажда славы в форме мученического венца, чисто адская ненависть к врагу, самопожертвование за близких людей, скрытая форма самоубийства, избавление от будущих мучений, случайный аффект? От большинства подобных поступков вовсе не пахнет сознательным героизмом и тем более святостью. Общепринятые шаблонные объяснения почти всегда оказываются неверны, ибо сочиняются идеологами, так сказать, в назидание остальным. Но мученик погибает и уносит разгадку с собой.

- ooo... Поскольку цель земной жизни человека состоит в формировании его духа, а все внешние условия его жизни - лишь инструменты, служащие для этой цели, то в общем случае пожертвовать жизнью ради какого-либо внешнего обстоятельства - значит пожертвовать целью ради одного из средств ее же достижения. Поэтому, видимо, Св. Писание так жестко запрещает самоубийства. Исключением из общего правила является тот случай, когда акт самопожертвования служит последним, завершающим штрихом к уже сформированному духу, как бы увенчивающим земную жизнь человека. Возможно, к этой категории людей относятся христианские мученики, хотя я сильно подозреваю некоторых из них в желании стяжать райские венцы наиболее радикальным способом.

- ooo... Добровольно идти на риск по сознательному убеждению - все равно что высовываться из окопа, когда никто тебя к этому не понуждает.

- ooo... Бич всякого интеллектуала - практическая бесплодность всех его глубоко продуманных рекомендаций. Что он ни затеет - все провалится, что ни посоветует - все мимо.

- ooo... Если хочешь всегда оставаться в дураках - тщательно просчитывай каждый свой шаг!

- ooo... Хороший человек должен ясно понимать, что его безопасность вовсе не зависит от избранного им поприща деятельности. Волк съел ягненка не потому, что тот замутил в речке воду, а потому, что он - волк. Но волки встречаются в любой сфере нашей жизни, и потому дело не в волках, а в Божьей защите от них. Где бы ни был хороший человек, чем бы ни занимался, степень опасности для него везде одинакова: без Бога он обречен, с Богом - защищен.

- ooo... Часто Бог устраивает так, что волк на спине довозит ягненка до нужного места.

- ooo... Наличие на земле неуничтоженных хороших людей - само по себе доказательство Бытия Божия.

- ooo... Иной раз человека тянет на соленое, в другое время - на сладкое. Эти изменения почти незаметны для нас, но тот, кто захочет фиксировать их в дневнике, изумится амплитуде этих колебаний и резкости перемены знака. Мы не замечаем их потому, что следуем своей природе, а она-то и определяет форму колебаний наших вкусов и интересов.

- ooo... Постоянная зыбкость и изменчивость наших потребностей не позволяет говорить о них как о некоторой константе; вот почему невозможно придумать такой режим, который годился бы нам сколько-нибудь длительный срок.

- ooo... Вдруг понимаешь, что некоторое занятие очень интересно и полезно. И как я его раньше не замечал! Берешься с увлечением, организуешь дело систематически, всерьез и надолго. Через месяц замечаешь, что ход работы изо дня в день нечувствительно замедляется. Спохватываешься: такими темпами далеко не уйдешь. Начинаешь принуждать себя. Скорость при этом еще падает. Однажды вечером, откладывая вконец опостылевшую работу, неожиданно задаешься вопросом: а зачем она вообще? Дел - вагон, а толку мало. И бросаешь. А бывает, все сделанное выкидываешь.

Просто Бог дал тебе курсовую работу. Работа выполнена и заброшена в шкаф, а душа чему-то научилась. И все, что ты делал - сор, но твое счастье, что ты это делал.

- ooo... Каждое наше занятие - особый инструмент, которым Бог обтачивает ту или иную грань нашего духа. Но мы этого не знаем. И не должны знать.

- ooo... Подобно тому, как часовщику не нужна кувалда, так и нам не нужны те занятия, к которым Бог не привел нас естественной склонностью или внешним принуждением. Но мы принуждаем себя сами на основании наших измышлений.

- ooo... Всякий технологический процесс имеет строго определенную последовательность операций, нарушение которой часто сводит всю работу на нет. Наша земная жизнь служит для формирования нашего духа, а технологию процесса знает один Господь. Его кнут - внешние неприятности, Его пряник - собственное влечение человека. Ведомые ими, как бы на двух помочах, мы проходим весь процесс обработки. И все идет хорошо до тех самых пор, пока мы не решаем помочь Богу своим интеллектом.

- ooo... Если человек хотя бы раз возвращался к угасшему ранее увлечению - это почти гарантия, что он и впредь периодически будет к нему возвращаться.

- ooo... Себестоимость наших трудозатрат колеблется так же, как цена на рынке, и разумный покупатель без крайней надобности не станет брать товар задорого: ему выгоднее подождать, пока цена упадет. То же и с нашими делами: когда мы болеем или устали - цена нашей работы высока, а подожди два денька - и сделаешь все быстро и с удовольствием.

- ooo... Если не слишком срочное дело вызывает у нас резкое неприятие, его лучше отложить. Не стоит зря насиловать себя. Но еще важнее, что Бог часто вызывает в нас отвращение именно к тому делу, которое нам делать не следует.

- ooo... Церковь и общественное мнение потому так рьяно выступают против свободного исполнения наших желаний, что большинство людей умудряются свободно желать одни гнусности. Но если человек твердо следует Божественным заповедям, его желания оказываются для него лучшим компасом, ибо Господь, отложив кнут внешнего принуждения, управляет хорошим человеком, инициируя в нем благие желания и потребности.

- ooo... Рай и ад зеркально противоположны. В аду управляют кнутом, в раю пряником. Если же человек периодически отведывает и того и другого, это лишь означает, что в нем попеременно проявляются то адские, то небесные черты.

- ooo... Кнут не убеждает, а вынуждает, при этом убеждая в обратном. При исчезновении кнута это убеждение в обратном, вырвавшись на волю, неизбежно приводит к бунту. Поэтому тот, кто начал использовать кнут, уже не сможет остановиться.

- ooo... Хороший дрессировщик использует кнут, когда все остальные способы устойчиво не дают результата, но, с другой стороны, известно, что результат в принципе достижим. Поэтому дрессировщик равно не бьет как послушное животное, так и животное ни на что не пригодное; правда, с последним он побыстрее расстается. Так же и Господь: не видя возможности перевоспитать негодяя, он только сдерживает его; настоящий кнут у него впереди.

- ooo... Часто мы не сознавали бы, что сделали худо, если бы не получали хорошую взбучку: чтобы раскаяться, нужно для начала знать, что ты действительно согрешил.

- ooo... Бог, подобно доктору Айболиту, до последней крайности не прибегает к болезненным процедурам.

- ooo... Искушение хорошего человека состоит в том, что Бог не покрывает какой-нибудь его проступок, и тогда плохие люди нападают на него и наказывают его, делая зло ради собственного их удовольствия. Если пострадавший понял свой проступок и твердо решил больше так не делать, это называется раскаянием. Поэтому всякое искушение является лекарством против какого-либо недостатка, и если этого недостатка больше нет, то данное искушение больше не приходит. Длительность и сила искушений показывают степень упорства в известном грехе.

С плохими людьми все не так. Они хотят друг другу зла и, не находясь под защитой Божьей, делают его друг другу по мере возможности. Бог следит только, чтобы это зло не было чрезмерным и не задевало тех, кого не следует. Они подобны сорнякам на краю огорода, которые буйно растут, тесня и затеняя друг друга, а едва сунутся на грядки, то их обрывают.

- ooo... Совместная жизнь хорошего человека с плохим - величайшее искушение для первого: счастлив с ним он никогда не будет.

- ooo... Плохой человек служит для хорошего тренажером, на котором тот упражняется в терпении, выдержке и доброжелательности несмотря ни на что.

- ooo... Говорят, что не могут ужиться люди, имеющие разные темпераменты и интересы; но еще гораздо хуже, когда один с крыльями, а другой - с рогами и хвостом.

- ooo... Иногда Бог сводит хорошего человека с плохим, чтобы первого наказать, а второму дать шанс изменить свою жизнь.

- ooo... С точки зрения собственной силы, плохой человек относится к хорошему, как дикое животное к домашнему: при столкновении один на один дикое всегда победит, и потому домашнему строго запрещено ходить без присмотра в лес. Но если оно под надзором Пастуха, то дело до драки не доходит: звучит выстрел - и ягненок радуется победе, которую одержали за него.

- ooo... Работа под руководством откровенно плохого человека не может быть длительной и вряд ли кончится добром. На этом месте, как на простреливаемом участке дороги, задерживаться нельзя.

- ooo... Душевный дискомфорт на работе перевешивает и должность, и зарплату.

- ooo... Человек, делающий зло ради собственной выгоды, часто бывает хорошим начальником или подчиненным; надо лишь не нарушать его личные интересы. Человек, делающий зло ради зла, подобен гадюке, не способной удержаться от укуса даже в ущерб себе.

- ooo... На гнилого человека, как и на гнилой забор, нельзя опереться, зато можно измазаться.

- ooo... Небесный ангел хочет, чтобы было хорошо; духовный ангел - чтобы было правильно. Первый сосредоточен на содержании, второй - на форме, в которую оно облечено.

- ooo... Духовный ангел делает добро, потому что хочет соблюсти установленный порядок, а без добра никакого порядка на Небесах быть не может. Небесный же ангел хочет добра, вовсе не задумываясь о порядке, и делает его, и сделанное добро само собою отливается в требуемый порядок, так же как костер, зажженный ради тепла, сам собою излучает и свет.

- ooo... Талантливая книга с интересом читается и в плохом издании. Чем книга посредственнее, тем привередливее относимся мы к качеству ее издания.

- ooo... Злой дух (Средний ад) довольствуется стяжанием имущества и плотскими удовольствиями, а злой гений (Глубокий ад) - возвеличением себя через унижение других. Первый живет сам и дает жить другим, если они ему не мешают; второй живет настолько, насколько не дает жить другим. Первый сделает гадость, если от этого получит выгоду; второй пренебрежет выгодой, только бы сделать гадость.

- ooo... Важнейшее доказательство того, что философствование не является моей природной склонностью: я никогда не увлекался интеллектуальными спекуляциями, а напротив, всячески избегал их, отыскивая прямую дорогу к решению насущных вопросов.

- ooo... Если дикаря придавило деревом, он напряженно думает, как выбраться из-под дерева. Если бы его не придавило, он бы вообще ни о чем не думал. Вот где школа нашей мудрости!

- ooo... Если школьник станет мучиться вопросом, будет ли он академиком или только профессором, он рискует и вовсе остаться на второй год.

- ooo... Сплошь и рядом бывает, что случайно пойманная лягушка через некоторое время превращается в царевну, зато настоящая царевна, добытая столькими трудами и хитростями, при рассмотрении оказывается мерзкой лягушкой.

- ooo... Больше всего сознательных усилий мы тратим на приобретение ненужных и непригодных к делу вещей.

- ooo... Если журнальная статья очень дельная, то выписки из нее незаметно превращаются в связный конспект. Выписка содержит мысль, т.е. констатацию некоторой истины; конспект есть совокупность этих мыслей в их последовательном развитии. Конспект нанизывает бусины мыслей на единую нитку. Нитка бус, погруженная в воду, - исходный текст статьи.

- ooo... В книге "вода", украшательства и лишние подробности так же окутывают и скрывают ее суть, как тонкая труба теплотрассы обмотана толстым и неряшливым слоем утеплителя и защиты. При конспектировании все это приходится удалять. Однако часто внутри не оказывается никакой трубы.

- ooo... Если дрессировщик будет давать животному сахар после неверно сделанного трюка, то ошибка закрепится и войдет в привычку.

- ooo... Выписки из книг на общежитейские темы представляют серьезный интерес преимущественно для молодого, познающего жизнь человека. Но человеку зрелому и опытному они могут служить скорее в качестве гимнастики ума на досуге: он бродит по россыпям мыслей и мнений, как любопытная хозяйка по восточному базару - может, что-нибудь и купит, но главное - развлечется.

- ooo... Человек, принимаясь за изучение серьезной книги, тут же тянется конспектировать; но делать это разумно лишь в редких случаях. Ведь добросовестное конспектирование есть ручное переписывание не менее трети текста, притом без рисунков и т.п. Это - невероятная трата времени; да и опыт показывает, что впоследствии гораздо охотнее обращаешься к оригиналу, с которым за недели работы прямо-таки успел сродниться.

- ooo... Людям почему-то кажется, что изучаемая книга есть чужое, не приобретенное еще ими знание, а конспект по этой книге - знание свое, надежно и безоговорочно присвоенное. Конспектирование психологически ощущается ими как акт покупки знаний, гарантия владения ими. Но пройдет немного времени - и человек с удивлением обнаруживает, что конспект его лежит не в голове, а в портфеле и требует повторного изучения, невыгодно отличаясь от исходной книги бьющей в глаза неполнотой.

- ooo... Если человек в состоянии понять нечто, только переписав его от руки, то скорее всего, и это средство ему не поможет.

- ooo... Развитие педагогики направлено от заучивания через переписывание к пониманию: средневековый ученик вызубривал Псалтирь, советский студент конспектировал лекции, а его западный собрат просто читает главу учебника и подчеркивает готовые варианты ответов к вопросам теста.

- ooo... Как бухгалтерия с появлением компьютера избавилась от рутины ручного счетоводства и проверки шахматных ведомостей, сосредоточившись на методике учета, так и образование, отвергнув рутину переписывания и заучивания наизусть, сосредоточилось на своей истинной цели: на понимании сути предмета.

- ooo... Создавая семейные фотоальбомы или сочиняя дневники с прицелом на чтение в будущем, мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что 90% пользы и удовольствия от них мы получаем в момент их создания. Они будут действительно интересны нам лишь до тех пор, пока в душе сохранится связанная с ними эмоциональная память. Когда пролетели годы и жизнь вошла в новое русло, давние радости, волнения и беды превращаются в мертвые вехи нашей личной истории, столь же мало волнующие нас, как биография Андрея Боголюбского. Что же касается других людей, то лишь чудо может заставить их заинтересоваться нашими личными воспоминаниями, - и то, если они обнаружат в них что-то любопытное для себя.