Осколки и заплатки (8)
Автор: Михаил Глебов, 1997
- ooo... Чем больше читаешь "житейские поучения", хотя бы того же Бальтасара Грасиана, тем больше возникает какое-то двойственное чувство: все мысли и правила по отдельности верны, благоразумны, а попробуй употребить их все вместе - и исчезнет самая возможность жизни. Что бы ты ни сделал путного - обязательно возникнет зависть, ненависть, клевета; станешь пресмыкаться перед всеми - получишь презрение и оскорбления. Куда ни кинь - всюду клин.
Так оно на самом деле и есть: ведь "житейская мудрость" - правила существования доброго человека в адском обществе, а единственная цель его членов - возвысить себя, унижая и даже уничтожая другого. Адский человек не переносит любого независимого от него существа, но зависимым всячески помыкает. Дело именно в этом, а вовсе не в том, что, как и кому ты сказал или сделал.
- ooo... Смысл так называемых "житейских мудростей" заключается в попытке хорошего и умного человека, пострадавшего от адского общества, сформулировать универсальные правила поведения, позволяющие ему впредь находиться в этом обществе безопасно. Поскольку на него все время нападают, а нападать в ответ он не умеет и не хочет, то вполне понятен главный мотив "мудрости" - всяческое уклонение от столкновений, сглаживание конфликтов, практически - в ущерб себе: не спорить, когда другой спорит, слушать, когда другой говорит, извиняться первым и пр. В итоге удовольствие от общения заменяется у него стоической выдержкой в надежде сколько-нибудь сдержать чужое недоброжелательство и не допустить его до открытого нападения. Такой "мудрец" подобен Ивану Калите, всю жизнь откупавшемуся от Орды деньгами и унижениями.
Между тем людям злым и адским "житейская мудрость" полезна лишь как вспомогательный тактический прием. Адские люди живут именно той ненавистью, от которой шарахается человек хороший, пытаясь прикрыться "правилами". Адские люди подобны боксерам, которые много наносят и много пропускают ударов; в этом, собственно, и заключается интерес их жизни. Они постоянно делают зло, и зло постоянно возвращается к ним. И никакие правила их не защитят, ибо сделанное зло устраняет Божественную защиту, а человеку невозможно предусмотреть все возможности нападения на него. С другой стороны, именно Божественная защита, а не "правила", спасает человека хорошего, "яко агнца среди волков", не давая окружающим адским людям уничтожить его.
- ooo... Поведение адских людей в их непрестанной борьбе друг с другом основано не на неуязвимости, подобной броне рыцаря, и не на всеобъемлющем расчете и предвидении, позволяющим избегать ударов, а на ловкости и отваге небольшого корабля, отчаянно маневрирующего под градом снарядов, часть из которых все же достигает цели, и норовящего при всяком удобном случае всадить свой снаряд.
- ooo... Величайшая мудрость хорошего человека заключатся в том, чтобы не играть с адскими людьми по их правилам (где он сразу и неизбежно проиграет), а уклоняться от конфликтов, отходить в сторону и пуще всего не делать зла самому. Дух хорошего человека может сформироваться для Небес только в земных делах, и потому всякому такому человеку Бог заведомо обеспечит возможность активной и заинтересованной деятельности. Только не задирай плохих людей сам, - и Бог "ими же весть путями" защитит тебя от плохих людей и даже поставит их тебе на службу.
- ooo... Хорошие люди управляются пряником, а дурные - страхом. Когда Бог хочет защитить хорошего человека от дурного, он насылает на последнего необъяснимый страх: тот пугается несуществующей опасности и, как шакал, убегает. Если же хороший человек сам "согрешил", т.е. допустил зло, то наказание Божье состоит именно в ослаблении этой защиты: дурной человек неожиданно понимает, что боялся зря, и возвращается, чтобы причинить ограниченный свыше вред.
- ooo... Искушение есть своего рода провокация с воспитательными целями: всякий человек имеет в духе своем корни зла, и Бог время от времени попускает благоприятные внешние условия для реализации этой потенции. Это тот самый червяк, который насажен на крючке для рыбы. Если человек "заглатывает крючок", то вскорости наказывается, а потом искушение повторяется. Вот почему в Евангелии сказано, что не Бог искушает человека, но каждый сам искушается своей похотью.
- ooo... Искушение - это удобная возможность для человека сделать зло, а наказание - наглядная и убедительная демонстрация следствий этого зла.
- ooo... Знакомясь с устройством экономики США, постепенно понимаешь причину российской законодательной бессмыслицы. Американские законы подобны гранитным берегам реки: они не препятствуют течь, куда ей свойственно течь, но ограничивают от излишеств и злоупотреблений и объективно даже усиливают течение, спрямляя и прочищая русло.
Наше же законодательство потому мертво и бессильно, что скопировано с западного чисто внешне, но на самом деле имеет один-единственный фискальный смысл. Это подобно тому, как если бы, женившись, критерием всякого поступка для мужа стал неизбежный раздел имущества. Понятно, что такой человек будет саботировать все семейные дела, прятать свои деньги и не брать на себя никаких обязательств, а все его интересы и инициативы уйдут в тщательно скрываемую "другую жизнь" - пусть хотя бы к любовнице.
Как раз это самое и происходит с нашей экономикой. Государство, зациклившись на налогах, создало мертвую экономическую оболочку, в которой присутствуют лишь "тела" фирм (и то не обязательно), а вся реальная экономическая деятельность прячется по подпольям и закоулкам и всячески преследуется государством, хотя только за счет нее государство еще живо.
- ooo... Подобно тому, как мартышка, прослышав о пользе очков, но не ведая способа их употребления, тщетно надевала их на хвост и в конце концов, рассердившись, выбросила за ненадобностью, так и наши предприниматели, читая в мертвых наших законах об акционерных обществах, уставном капитале, переоценках основных средств и пр., либо вовсе не понимают их смысла применительно к своей реальной практике, либо угадывают фискальный подвох и, вынужденные пользоваться ими формально, в действительности обходятся вовсе без них.
- ooo... Когда мы читаем в истории о царях и королях, для нас само собой разумеется, что они превыше всего хотели блага своему государству и народу, и с этих позиций судим об их поступках. Но так бывало очень редко; а обычно царь думал только о себе, считал свою страну личной кладовой и в этом отношении ничем не отличался от того огромного количества частных лиц, которые не заботятся о своем доме и проматывают дедовское состояние ради сиюминутного удовольствия.
- ooo... Истории пишутся членами общества, и потому заранее предполагается, что цель государства есть благоденствие общества. Но если бы историю написал царь, и притом честно, то мы удивились бы совсем иным акцентам в трактовке событий. Взять хотя бы Петра, называвшего русских скотами и свиньями, понимающими только дубину. Очевидно, что его реформы относились не к русскому обществу, а к его личному хозяйству, которое, к его досаде, заселено русскими.
- ooo... Разумно ли обсуждать особенности правления Василия III с человеком, который и об Иване Грозном толком не слыхал?
- ooo... Развитый человек говорит: "Приведенный вами факт вполне объясняется такой-то теорией". Неразвитый говорит: "Ваша теория кажется мне верной потому, что я могу вспомнить подходящий к ней случай". Первый всегда идет от общего к частному, объясняет частное через общее; второй не может понять услышанную теорию в целом, т.е. применительно ко всему множеству фактов, а подмечает применимость теории к отдельному, известному ему факту, и вырезает из этой теории кусочек, и приклеивает его к своему факту, а всю остальную теорию пропускает мимо ушей.
- ooo... Тезис Людовика XIV "Государство - это я" необходимо понимать не иносказательно, что, мол, за ним последнее слово в управлении страной, а совершенно буквально, т.е. что вся Франция - не более чем его дворовое хозяйство, служащее исключительно для удовлетворения его личных нужд. При таком взгляде на государство и общество оказывается, что ни одна их часть не самоценна, не может иметь собственных целей и интересов, а существует только как одна из функций жизнедеятельности правителя.
Стало быть, все, что не требуется ему лично, уничтожается за ненадобностью, как человек выкидывает не приглянувшуюся или жмущую обувь. Но поскольку ни один император не может изменить человеческую природу, пересоздав подданных по своим лекалам (впрочем, некоторые пытались), то он концентрирует свое внимание на тех аспектах общественной жизни, которые представляют для него личный интерес, а все остальное попросту игнорирует, предоставляя подданным самим организовываться и выпутываться, как знают. И только если неустройство, зародившееся в этой игнорируемой правителем сфере, разрастется так, что затронет наконец и его интересы, последуют громы и молнии.
Так, деспота не интересует экономика страны, пока исправно собираются налоги, идущие в его карман; если же растут недоимки, он, вместо того, чтобы разбираться в причинах, предпримет крутые карательные меры. Подданные, таким образом, не могут надеяться на помощь правителя, а сами собой должны выкручиваться, собирая подати, либо подвергнуться жестокому и неправедному погрому с последующим взысканием тех же податей.
Весь ужас ситуации в том, что правитель принципиально не желает вникать в ситуацию и входить в положение, ибо он фактически не правитель, а паразит, трутень, черная дыра, бесследно поглощающая стекающиеся к нему богатства страны. Он не хочет и не умеет управлять; он, как кукушонок, может только эгоистически жрать. Вместе с ним не управляет и жрет вся иерархия его слуг и подручных. И общество, пронизанное этой иерархией, исхитряется, чтобы выжить: грабит друг друга, добывает льготы у иерархии взятками, разбегается кто куда или поднимает восстание.
- ooo... Мудрецы всех времен писали наставления властителям, как лучше править, хотя те большей частью желали вовсе не править, а царствовать. Ибо править есть большой труд при ограниченном удовольствии, а царствовать - сплошное удовольствие безо всякого труда.
- ooo... Если бы правителю действительно приходилось править, мало кто рвался бы в правители.
- ooo... Дурные люди потому стремятся к достижению высоких, ответственных и многотрудных постов, что надеются избежать трудов и ответственности, перевалив их на кого-нибудь другого, зато максимально воспользоваться возможностями злоупотребления властью. И пусть даже они воруют, лишь бы дело делали, - но и того от них не дождешься.
- ooo... Суть адского способа правления заключается в том, чтобы хищнически эксплуатировать подвластных людей, ничего не давая им взамен. Небесное правление, напротив, подразумевает примат пользы управляемого объекта. Потому Христос и сказал: кто хочет быть между вами первым, да будет всем слугой. Хорошие люди инстинктивно чувствуют это, понимают, сколь многотрудны высокие должности, и вовсе не склонны бросаться очертя голову в первое же освободившееся кресло.
- ooo... Мы напрасно удивляемся, когда видим, что иной дурак неколебимо убежден в своей способности занимать высокие посты. Он прав: для того, чтобы царствовать, т.е. жрать, спать, выслушивать лесть и предаваться порокам, ни ума, ни способностей не нужно.
- ooo... Разница между адским и небесным правлением заключается в различии целей, поставленных себе этими правителями: один имеет в виду пользу дела, а другой - только шкурный интерес.
Если же интерес правителя не лежит непосредственно в управляемом им деле, то это дело оказывается лишь средством для достижения его истинных целей и потому выполняется лишь в той части, которая обеспечивает достижение этих сторонних делу целей; следовательно, выполняется заведомо искаженно, и важно понимать, что не глупость тут причиной. Поэтому правитель адского типа никогда не сможет править действительно хорошо, но всегда выжмет из своего положения максимальную выгоду для себя лично.
- ooo... Адский человек выбирает из всего порученного ему дела только те аспекты, которые непосредственно приносят ему выгоду, и гипертрофированно занимается ими в ущерб всему остальному. Наиболее распространенный случай такого рода - показуха: пустить пыль в глаза, получить повышение, а там - хоть трава не расти. Другой прием заключается в занятии текучкой и накапливании нерешенных фундаментальных проблем для своего преемника.
- ooo... Адский человек, приступая к порученному делу, всегда озабочен двумя вопросами: как уклониться от действительной работы, перевалив ее на чужие плечи, и как повытаскивать мясо из общей кастрюльки щей.
- ooo... Мы удивляемся, почему новый русский, став главой фирмы, так хамски и бессмысленно ведет себя, ежеминутно причиняя ущерб собственному делу. А он и не управляет делом, он просто дорвался до царствования. Бизнес для него был подручным средством для достижения роскоши и удовлетворения своих низменных потребностей; и коль скоро он уже получил желаемое, зачем ему теперь бизнес? Зачем свинье дуб, если у нее есть желуди?
- ooo... Адский подход к делу - жать, не сеяв. Небесный подход - сеять, не думая о жатве. Но посеянное само собою в должное время оборачивается счастьем и довольством.
- ooo... Совершенно очевидно, что конкретная критика тех или иных людей и явлений нашей жизни совершенно лишена смысла. Положим, кто-то поступил нехорошо; но если он сам - адского склада, то чего можно было от него еще ждать? Если же он еще не утратил совесть, то наверняка и сам не рад своему поступку.
Проблема не в тех или иных проступках, а в адском состоянии многих людей и особенно тех, кто причастен к управлению и принятию решений. Критикующий должен взглянуть на дело шире и понять, что таково устройство земной жизни, таково состояние падшего человечества, и его невозможно исправить человеческими, земными методами.
- ooo... Величайшая житейская мудрость хорошего человека заключена в известном рыцарском девизе: "Делай, что должен, а там будь, что будет". Цель его земной жизни - формирование своего духа по небесному образу. Дух же может быть сформирован только в процессе активной земной деятельности, т.е. засилье адских персонажей не может служить оправданием для эскапизма или бегства в монастырь. Однако активная деятельность ягненка в стае волков возможна только под Божьей защитой.
В этом вся суть: без Бога, сам по себе, ягненок обречен, с Богом - он в безопасности; а поскольку безопасность эта никак не вытекает из земных реалий, поскольку она неочевидна, то хороший человек не может прожить в обществе без неколебимой веры в Бога. С другой стороны, один лишь Бог способен провести человека по жизни так, чтобы тот получил максимальную пользу для своего духа и избежал максимального количества опасностей.
Стало быть, хороший человек должен отречься от самопромышления, от соблазна вести себя по жизни собственным разумением. Кроме того, он должен помнить, что Божественная защита снимается или ослабевает всякий раз, когда он сознательно делает зло, и потому ради собственной своей безопасности он должен от зла всячески воздерживаться.
|