Осколки и заплатки (10)
Автор: Михаил Глебов, 1997
- ooo... Ложные интересы выявляют лишь извращенное непониманием, но естественное стремление удовлетворить свои истинные, неведомые человеку интересы. Так младенец, желающий есть, может тащить себе в рот всякую дрянь.
Еще точнее можно сказать, что ложный интерес есть один из способов удовлетворения истинного интереса, принятый за самоцель. Завзятый футболист убежден, что любит футбол, тогда как в действительности лишь удовлетворяет посредством футбола свои потребности мышечного движения, общения и азарта.
Ложный интерес почти всегда привязан не к внутренним потребностям человека, а к способам получения им внешнего удовольствия, и, следовательно, является по большей части не самой потребностью, а вариантом ее удовлетворения, к тому же не всегда наилучшим, а тем, который случайно попался под руку.
- ooo... Понимание своих истинных интересов позволяет человеку разумно выбирать внешний способ их реализации, имеющий наибольшее КПД и минимальные издержки.
- ooo... Человеку важно понимать, что внешний мир может быть предметом его интереса, но он ни в коем случае не должен отождествлять себя с элементами окружающего мира, будь то государство, фирма, домашнее хозяйство или любимая собака.
- ooo... Различие между истинными и ложными интересами хорошего человека имеет лишь поверхностное значение: в первом случае идут к цели прямо, во втором - окольным путем, но цель в обоих случаях та же.
Различие между ложными интересами хорошего человека и ложными интересами дурного столь же принципиально, что и между истинными интересами обоих, ибо за ошибочной оболочкой у них скрываются действительно разные, даже противоположные цели.
Разумный хороший человек, столкнувшись с ложными интересами другого хорошего человека, не будет спорить, а отыщет скрытую истинную его цель и доходчиво покажет, как получать то же удовольствие более удобным и достойным способом.
Разумный хороший человек, столкнувшись с ложными интересами дурного человека, не станет его обличать, а отыщет скрытую истинную его цель и соответственно выстроит свою линию поведения относительно него.
- ooo... Бороться с ложными интересами всегда бессмысленно, ибо они - лишь тень интересов настоящих, а последние вытекают из сущности данного человека и сторонней критикой исправлены быть не могут.
- ooo... Известно, что к доброму человеку Бог относится как к сыну, а злого использует в качестве орудия. Соответственно, и мы должны дружить лишь с хорошими людьми, но дурных понимать и, не причиняя им неоправданного вреда, использовать в своих интересах.
- ooo... При встрече с дурным человеком прежде всего следует понять его основную движущую пружину и оценить, в чем его интересы совпадают с твоими целями, а в чем расходятся, т.е. где он может принести помощь и пользу, а где выступит в качестве тормоза и помехи.
С хорошими людьми дружат, с плохими заключают негласный временный союз, касающийся исключительно сферы совместных интересов и избегающий сферы потенциального конфликта. Так оно и есть в аду: постоянные сговоры против третьих лиц - и постоянные измены друг другу.
- ooo... Дурной человек органически не может дружить, т.е. желать и делать другому человеку благо ради блага; но он иногда понимает необходимость совместного действия для достижения выгодной ему цели и способен на деловое партнерство, всегда чреватое изменой в случае как неудачи, так и близости получения желаемого.
- ooo... С неразвитым человеком спорить бессмысленно: даже если ты с великими трудами донес до него суть своих взглядов, и он вроде бы понял и согласился, то через день опять начнет утверждать прежнее. Дряблый и косный ум его не удерживает чуждые ему доказательства, и где не может опровергнуть - благополучно их забывает. А в памяти остаются лишь многолетние убеждения, безотносительно к степени их правильности и логичности.
- ooo... Неразвитый ум вообще всецело ориентируется на традицию, привычку, мнение своего круга; ему нужны не доказательства, а лозунги, короткие, простые и понятные. Этим-то и брал Ленин. Пока меньшевики, тряся "козлиными бородками", убеждали рабочих относительно валового национального продукта, выходил Ленин и бросал клич: "Бей буржуев!" И народ бросал глупых меньшевиков и следовал за ним.
- ooo... Острота неразвитого ума проявляется в каламбурах, похабных анекдотах и забавно обыгранных житейских воспоминаниях. Все - эмпирическое; все, избегая глубины, растекается вширь и на этом бескрайнем мелководье вылавливает зерна потехи.
Основательность неразвитого ума идет по двум дорогам. Люди практичные сосредоточенно соображают, кому в случае развода достанется шкаф, и путем серии судебных процессов действительно добиваются его получения. Люди непрактичные, презираемые первыми и по большей части склонные к пьянству, становятся народными умельцами: они чинят безнадежно сломанные ходики, собирают из металлолома самодельный автомобиль и умеют сменить унитаз, не затопив соседей. Их интересы преимущественно сводятся к механике как к простейшей и самой наглядной науке; их апофеоз - Левша, умудрившийся подковать блоху.
- ooo... Нет ничего несноснее рассуждений обывателей о предметах ученых и возвышенных. Человек культурный, на беду свою затесавшись в дискуссию, вряд ли выберется без оскорблений.
- ooo... В каждой неблагоприятной ситуации обязательно заложены некоторые благоприятные возможности, и происходит это оттого, что Господь попускает нам неприятности для нашего исправления и вразумления; следовательно, их смысл как раз и сводится к поиску и использованию этих благоприятных возможностей.
Бог в этом случае поступает с нами, как ковбои - со стадом бизонов: их гонят в загон-ловушку, так что животные, натыкаясь на специально расставленные изгороди, поневоле направляются ими к загону. Если хороший человек слушается Бога "честью", то и Бог управляет им незаметно: пряником, удовольствием; если же упирается, то неблагоприятные внешние обстоятельства неволей направляют его на нужную дорогу.
- ooo... Подобно тому, как строительные конструкции имеют предел текучести или предел устойчивости, так и науки относительно глубины их освоения имеют свои пороговые величины.
Предел разумности во всякой науке для каждого человека - свой, и характеризует ту максимальную глубину, дальше которой ему соваться не следует. Очевидно, что ученый, инженер и бухгалтер нуждаются в совершенно разных объемах знания математики.
Предел достоверности характеризует те границы, за которыми научные сведения становятся заведомо ложными; таковы любые выводы из первой же ложной гипотезы. Если Птолемей исходил из геоцентричности Вселенной, то вся дальнейшая разработка этой теории была заведомо ложной. Но так как ни одна теория не исходит из законов Божественного порядка, то в общем случае можно сказать, что зона достоверности охватывает лишь чисто эмпирические сведения и их ближайшие обобщения, а все "стратегические" гипотезы и неудержимый полет всепобеждающей человеческой мысли, ради которых, собственно, наука и собирала факты, есть глупость, изучению не подлежащая. Естественные науки имеют высокий предел достоверности, но чем ближе наука к социальным, психологическим и философским, тем ее предел достоверности ниже.
- ooo... Когда наука с сожалением признает сложность понимания и неоднозначность объяснения некоторой проблемы, и не может изложить ее математически лаконично и четко, то понимание этой проблемы - ложное. Всякий учебник начинает с азов и, следовательно, с определений ясных и очевидных; но внимательный читатель сразу почувствует то место, где очевидность пропадает, заменяясь глубокомысленным туманом. Когда Маркс в самом начале своей теории признал "таинственный характер" стоимости, т.е. ключевого понятия всей экономики, одно это должно было насторожить его последователей. Все правильное - просто, сложность пропорциональна непониманию, мистическая таинственность - полное непонимание предмета.
- ooo... Нам особенно трудно привести свою жизнь в соответствие с Божественными требованиями потому, что мы, сознавая, что делаем что-либо грешное, склонны напрочь отказываться от этого, переходя к диаметрально противоположному поведению. На самом же деле почти все наши действия нужны, хороши и законны; беда в том, что они употребляются нами не к месту. Мы подобны человеку, купившему идеальные ботинки и надевшему левый ботинок на правую ногу, а правый на левую. В результате оба ботинка жмут, мы мучаемся и в конце концов их выкидываем.
- ooo... Человеку, постигшему основы Божественного порядка, несложно сойтись с другими, не ведающими их, хорошими людьми, потому что контакт должен возникать на почве общего блага, а не единства понимания истины. Если я встретил доброго и порядочного мусульманина, который от души делает мне благо, стану ли я ссориться с ним из-за его Корана? Возможно, именно вера в Аллаха обусловила его доброе поведение, но на практике мне важен конечный результат. Если я успешно играю с человеком в бадминтон, обсуждаю картины в музее или веду проектирование, какое мне дело до того философского мусора, которым он для себя обосновывает свои действия, вытекающие вовсе не из этого мусора, а из его доброго сердца? Иногда считают, что предъявление этого мусора собеседнику есть залог глубины общения; на самом же деле глубина там, где есть прямое взаимодействие интересов и благ.
- ooo... Секрет совместимости с окружающими людьми лежит, кроме того, в отказе от глубокого, всеобъемлющего контакта с ними, в ограничении житейски достаточными локальными и поверхностными связями. Очень мало найдется людей, с которыми возможно глубокое взаимопонимание и единство; подавляющее большинство касаются нас каким-нибудь одним боком: иной выступает начальником, другой - подчиненным, третий - товарищем по развлечению, четвертый - соседом по даче. Еще больше таких, с кем достаточно, улыбнувшись, поздороваться и переброситься парой фраз. Будучи с ними приветливым, доброжелательным и не выходя за очерченные рамки поверхностного общения, можно щедро собирать мед, не тревожа скопившегося в глубине дегтя.
- ooo... Близко сходиться с людьми даже опасно, недаром говорят: близко сошелся - далеко разошелся. Причина в том, что в поверхностном общении люди имеют много общего, сформированного однотипным воспитанием и привычкой жизни в обществе; по духу же они все разные. 90% людей могут поддерживать с тобой приветливое внешнее общение, но среди них не наберется и 10%, годных для общения глубокого. Только начни копать - наткнешься на несовместимость.
С другой стороны, близкое общение создает иллюзию взаимных обязательств и основанные на них претензии, а неудовлетворение их порождает обиды и злобу.
- ooo... Атеист, едучи в одном купе со священником, пьет чай, смеется и говорит о пустяках. Весело летит время. Что будет, если он, наскучив пустяками, признается в своем убеждении, что религия - опиум для народа?
- ooo... Общительные люди как раз тем и характерны, что они со всеми приветливы и веселы, и ни с кем не уединяются для приватной беседы.
- ooo... Когда человек, недавно знакомый, явно стремится углубить общение и как бы тянет тебя от общества в свою конуру, это раздражает, если только не находит встречного аналогичного желания.
- ooo... Типичная ошибка людей, желающих "властвовать собой", заключается в том, что они, рассудительно выбрав какое-нибудь дело, большей частью сложное и масштабное, стремятся заставить себя делать его, совершенно упуская из виду, что перескочили через ступень и, не зная арифметики, замахиваются на алгебру.
Любое дело - макроуровень; а начальный уровень - дифференциал самоконтроля, относящийся к моему поведению во всякий момент времени. Я должен контролировать себя непрерывно, и не применительно к конкретному делу, а вообще, сплошь, всегда. Плавность движений, взвешенность и неторопливость речи, величавость осанки - дети тотального самоконтроля. Когда же он обратится в привычку, то его естественным следствием окажется решение конкретных задач.
- ooo... Тотальный самоконтроль - хитрая штука, большинству людей незнакомая. Со стороны он кажется рабством, на деле же - обеспечивает максимальную свободу.
Человек живет на земле, чтобы действовать; следовательно, успех есть важнейшая составляющая его земного счастья. Но кто одержит больше успехов: дисциплинированная регулярная армия или беспорядочная толпа? Человек, не владеющий собой, подобен хозяину дрянного автомобиля, который не столько едет, сколько мучается с неполадками. Люди же обычно под свободой понимают внутреннюю расхлябанность, хотя на самом деле она лишь связывает им руки.
- ooo... Тотальный самоконтроль особенно хорош тем, что поневоле концентрирует все внимание человека в том моменте настоящего, в котором одном он может фактически действовать и добиваться успеха, и отучает его от мечтаний, досужего планирования и приятных воспоминаний, как бы приковывая его душу к земле и не давая ей никуда улетать.
- ooo... Тотальный самоконтроль есть как бы строгая и аккуратная оболочка нашего духа, поддерживающая его подобно корсету и упорядочивающая его проявления вовне. Без него дух мятется и не к месту выглядывает изо всех прорех, как тело из одежды пьяного.
- ooo... Тотальный самоконтроль подобен гранитным берегам реки, которые никогда не перегораживают ее естественного стока, но спрямляют русло, упорядочивают течение и предотвращают внезапные затопления окрестностей.
- ooo... Бессмысленно говорить голодному человеку: "Не ешь всякую дрянь", нужно дать ему замену, т.е. вместо дряни - нормальную пищу. Глупо пытаться подавить силой тот или иной интерес; нужно найти другой интерес, и тогда первый умрет сам. Если же вредная привычка диктуется реальной потребностью, отыщи приемлемый способ ее реализации. Естественное всегда удобнее и приятнее противоестественного; никто не станет цепляться за горькое, когда предлагают сладкое, но всякому лучше иметь горькое, чем ничего не иметь.
- ooo... Настоящее - та квинтэссенция жизни, та ослепительная бесконечно малая точка, в которой как в фокусе сходятся все наши желания и действия. Ничего нет, кроме этой точки: прошлое умерло, будущее не родилось; вокруг нее клубятся неохватимые разумом причины и следствия, возможности и вероятности, и лишь в ней единственной - определенность живого действия.
Над будущим нашим властен один Бог, Его волей река времени несет нас так, а не иначе; но лишь в настоящем удовлетворяются желания, осуществляются замыслы, совершаются подвиги, созидается или рушится наша судьба. Будущее - лишь заготовка для настоящего, прошлое - его результат. Будущее подает вагоны, настоящее ведет погрузку, прошлое подводит итог. И поезда, набитые у кого золотом, а у кого нечистотами, отбывают в вечность, грузом своим определяя вечную участь отправителя.
- ooo... Сосредоточенность духа в настоящем - тот Фермопильский проход, который невозможно миновать идущему в Грецию, где все есть.
- ooo... Важнейшая деталь самоконтроля: непрерывно следить за своим комфортом - чтобы стоять прямо, идти естественно, сидеть и лежать - удобно, одеваться - чисто и аккуратно, говорить - спокойно и без эмоций. Захотелось спать - спи, читать - читай, гулять - гуляй, есть - ешь. Если желание разумно и внешних препятствий для его удовлетворения нет, оно должно быть удовлетворено, притом не случайно подвернувшимся, а наилучшим способом. Проголодался в дороге - не хватайся за бублик с ближайшего лотка, а зайди в хорошую столовую. Хочешь спать - не валяйся на узком и жестком диване, а разбери кровать, задерни шторы, выключи телефон, открой форточку. Вот концепция истинно разумного эгоизма: и себе хорошо, и другие не страдают.
|