Начало Осколки и заплатки (11)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Каждым делом надо в течение дня заниматься столько, чтобы оно не было в тягость. Через силу много не сделаешь, зато вызовешь отрицательный психологический импульс, который и завтра не позволит продуктивно заниматься этим делом. Достаточно слегка натереть ногу, чтобы на неделю сорвать себе все прогулки. Вчера за день я одолел громадную главу учебника экономики, зато сегодня не осилил и половины маленькой. Но переработка далеко не оправдывает будущих неизбежных недоработок: средняя скорость работы обязательно упадет.

Кроме того, сказывается общая усталость от предмета. Я читаю экономику дней десять, по главе в день (что для одного дня вполне приемлемо), но постепенно начинаю чувствовать падение интереса к предмету, даже при отсутствии переработок. Наступает эффект отказа сваи, которая после определенной серии ударов перестает уходить глубже в землю, и требуется несколько дней, чтобы можно было забивать ее дальше.

Это, в сущности, легко объяснить: изучая какой-либо предмет, мы не столько выучиваем, сколько постигаем его, вмещаем его в себя. Полученная информация, накапливающаяся в памяти, какими-то неисповедимыми путями претворяется в постижение предмета, т.е. предмет нам становится ясен, очевиден, мы как бы видим его умственным взором. Пока мы учили предмет, мы с ним знакомились, а когда постигли его, он стал уже наш собственный. Прямая аналогия с питанием: пока мы пережевываем пищу, мы с ней знакомимся, разбираемся, пытаемся понять; проглатываем - положили в память; и лишь потом, незаметно для нас, начинается процесс пищеварения и последующего усвоения пищи в кишках. Когда пища только проглочена, она при нас, но не наша, когда же переварилась и усвоилась организмом, то стала частью нашего организма.

Есть некий таинственный процесс переваривания полученной информации, идущий по соответствию с желудочным, и он так же требует времени и при избытке пищи засоряется. Поэтому, почувствовав пресыщенность, нужно просто отложить изучение на несколько дней. Но я еще не знаю, можно ли полученный антракт занять изучением другого предмета, т.е. может ли переваривание информации работать в режиме многозадачности, как бы в нескольких параллельных желудках, если предметы переваривания друг с другом никак не связаны.

- ooo... Отличники, именуемые зубрилками и справедливо презираемые своими одноклассниками, обладают способностью, проглотив пищу, не переваривать ее, а отправлять в сычуг, или зоб, и хранить там, отрыгивая ее по мере надобности в исходном, почти не испорченном виде. Их память подобна гигантскому магнитофону или компьютеру, хранящему гигабайты непереваренной и непонятой ими информации.

- ooo... Человек не может иметь равный интерес ко всем изучаемым в школе предметам; напротив, чем интерес его к некоторому предмету глубже, тем безразличнее другие предметы, а если его заставляют их учить, они и вовсе становятся ненавистны. Вот почему истинно даровитые люди почти никогда не бывают круглыми отличниками.

- ooo... Люди, верящие в загробную жизнь, обычно представляют ее как-то однобоко и статично: то ли их будут жарить все на той же сковороде, то ли они будут бездеятельно "блаженствовать" в каких-то "кущах". Первый указатель на неверность такого взгляда проглядывает в свидетельстве Сведенборга, что там все работают: ангелы - в режиме хобби, адские духи - в режиме рабства. Но если работают, то вряд ли занимаются Сизифовым трудом, таская по райским кущам какое-нибудь бревно с места на место.

Работа указывает на существование общественной и, следовательно, хозяйственной деятельности, и если мы бегло оценим следствия сказанного, то окажется, что вечная жизнь скорее всего осуществляется в формах, очень близких к земным. А если к этому добавить свидетельство о сохранении духом всех его пяти чувств, включая осязание (!), то можно прийти к выводу, что слова Сведенборга о том, что дух умершего человека, попав в тот мир, сразу даже не понимает, что умер, являются не преувеличением, не иносказанием, а простой констатацией факта.

- ooo... Интересно, как в раю поставлен бухгалтерский учет? Кроме смеху, если на том свете человек занимается делом, соответствующем его любимому земному занятию, то ведь и нашему учету соответствует какая-то духовная деятельность, которую ангел воспринимает идентично его земной телесной деятельности. Дело при переходе в духовный мир трансформировалось, но соответственно изменился и человек, ставший духом, так что от чего он ушел, к тому должен и прийти.

- ooo... Мы как-то привыкли считать, что всякий интроверт погружен в себя, т.е. занимается самоанализом. Относительно добрых людей это безусловно так, ибо они пытаются постичь, каковы они на самом деле и как им следует жить на свете. Но относительно дурных людей сказано, что они живут во лжи, и про них же, что они живо интересуются внешними делами, а в суть вникать не любят. На самом деле здесь нет никакого противоречия: адский дух именно погружен в себя, только не в трезвый самоанализ, а в слепое самообожание, оправдание и обоснование которого для себя и есть та самая ложь.

- ooo... С людьми дурными и адскими спорить бессмысленно. Их самообожание порождает железную логику, по которой всегда выходит, что они правы, а ты виноват. Софистика позволяет всякому при известной бессовестности доказать, что черное - это белое, а если к интеллекту добавляется убежденность в собственной правоте и в ущемлении своих интересов, то эмоциональный напор делает такое доказательство неотразимым.

С другой стороны, добрый человек не может отвечать адекватно, ибо совесть подсказывает ему, что не все в его поведении было направлено на благо оппонента, а что-то - и на свое собственное благо, и ему становится стыдно, и когда он признает частичную правоту оппонента, тут же получается, что он и в остальном виноват. К тому же добрый человек вообще лучше умеет сражаться за других, чем за себя лично, а злой - наоборот, и потому один атакует со всей силой и энергией, а другой отбивается вяло и вполсилы. Дурной человек в конфликте находит усладу, а добрый готов даже пожертвовать своей выгодой, только чтобы от него отстали.

- ooo... Большой недостаток самостоятельного изучения предмета по книге заключается в том, что не с кем поспорить, не надо отвечать у доски и волноваться, и потому выпадает эмоциональная составляющая процесса обучения.

- ooo... Интересно, что рассказывать о чем-то человеку, который нас явно не слушает, психологически гораздо предпочтительнее, чем вести тот же рассказ плюшевому медведю. То ли нам важна хотя бы иллюзия взаимности, то ли наш дух нуждается в контакте с другим духом, а не с мертвым предметом. Может быть, даже не слушающий нас собеседник на духовном уровне бессознательно вступает с нами в некое взаимодействие, степень которого и составляет удовольствие рассказчика.

- ooo... Следует признать, что изо всех тягостей, ниспосылаемых Богом, величайшей и наиболее всеобъемлющей по своим последствиям остается отсутствие жены или сколько-нибудь приемлемой женщины. Собственно, только любимая женщина, своя семья и дети привязывают взрослого человека к земле, создают ему смысл жизни (в земном понимании); без всего этого он - как случайный прохожий, ни к чему всерьез не привязанный, никому ничем не обязанный, коротающий дни в неприкаянной пустоте.

- ooo... Все, что бы с нами ни случилось, обычное или уникальное, происходит по Божьей воле; но в одном случае достаточно Его простого невмешательства в естественный, общераспространенный ход вещей, тогда как особые случаи, выпадающие из естественного ряда, требуют и особого промышления. Богу возможно все, только одно идет в общем потоке и является правилом, а другое, редкое, выбивается из потока и служит исключением.

- ooo... Почему во Франции Людовики на протяжении столетий, при всех их индивидуальных различиях, представляли собой некоторый типовой проект, а Наполеон, пришедший им на смену, оказался совершенно другим, непохожим? Те были правилом, он - исключением, человеком под особым усмотрением Божиим. Такие люди мало принадлежат себе: в урочный час судьба их возносит, в урочный час низвергает, и никто из них на излете своей странной и бурной жизни не может путно объяснить, как получилось все то, что якобы он сам сделал.

- ooo... Быть исключением из правила - великая честь и неподъемный по тяжести крест.

- ooo... Похоже, что иные люди становятся исключениями из правил, чтобы совершить нечто важное в истории; и это, как правило, плохие люди. Бог много дает им в этой жизни, но боюсь, что посмертная судьба их плачевна.

Другие, незаметные, несут свой крест во имя внутренней непохожести, и совершенно очевидно, что эта непохожесть в земных условиях никак не оправдывается и, следовательно, расчитана на посмертное бытие. В земной жизни такие люди лишены даже того минимума счастья, который доступен последнему обывателю; но внешние беды выковывают их дух по особым лекалам. Для большинства земная жизнь - растрата времени, для них - стажировка, а кого больше учат, тому больше и будет дано. Станет ли хозяин тратить годы и деньги на обучение своего служащего, чтобы впоследствии устроить его дворником?

- ooo... Романтика и поэзия - не обязательно спутницы юности и неопытности. Душа не может быть пуста: когда пытливые размышления о жизни завершены и жизненный путь наконец-то определился, вновь обращаешься к красоте Божьего мира, к прекрасному в сердцах людей; так приходит глубокая и спокойная романтика зрелости.

- ooo... Мудрый человек, проходя по захламленному месту, радуется одуванчикам, пробившимся сквозь груды ржавых железок.

- ooo... Поэзия рождается там, где человек смотрит сквозь наносную грязь, не сосредотачивая на ней внимания, и внутренне чувствует, что мир прекрасен, т.е. видит его таким, каким, возможно, задумывал его Бог до нашего грехопадения.

- ooo... Когда эпоха тяжелых раздумий для человека благополучно завершилась, на первый план снова выходит чувство - эмоциональная сторона жизни, столько лет едва теплившаяся под спудом, как солнечный Ренессанс после мрачного средневековья.

- ooo... Человек должен увлекаться - но не мыслями, порождениями ума, а желаниями, исходящими из сердца, если только совесть их не порицает.

- ooo... Жить полнокровной и радостной жизнью - значит бурлить в водовороте желаний и интересов, следя лишь за тем, чтобы не выйти ненароком из Заповедей Божественного порядка.

- ooo... Ночь, и за моим окном одиноко светит желтый фонарь. Такова для нас жизнь мыслью, а жизнь сердцем - дневной азарт и сверкание солнца.

- ooo... Горькая судьба человека поздней античности - с каждым годом уходить все дальше вглубь средневековья, от света, счастья и радостей жизни.

- ooo... Перегиб средневековой аскетики в историческом масштабе уравновешивает античное поклонение Приапу и Венере и как бы расплачивается за него.

- ooo... Почему непорядочные мужчины имеют такой успех у женщин? Феномен объясняется сходством господствующей любви такого мужчины и льнущих к нему женщин и наглядно доказывает многократное численное превосходство адских натур над небесными. Подобное тянется к подобному, и женщины, до глубины души влюбленные в себя, находят в таких мужчинах родственную душу.

Проблема в том, что такие натуры хотя и тянутся друг к другу, но при этом ненавидят друг друга - парадокс, на котором построены все взаимоотношения в аду. Такие духи не могут жить друг без друга, но будучи вместе, не могут не мучать друг друга.

Если же скажут, что дурные мужчины соблазняют неопытных девушек, то я отвечу, что родственные души узнают друг друга мгновенно, инстинктивно, и к житейскому опыту это вовсе не относится. Другое дело, что юная девушка действительно не представляет себе всех последствий дурного знакомства; но можно гарантировать, что с возрастом она сохранит сердечную приверженность к этой категории мужчин, только станет вести себя аккуратнее и осмотрительнее.

- ooo... Сила тяги к родственно низкой душе до такой степени сильна, что женщины, уже не раз обжегшиеся и умом понимающие все издержки таких отношений, все равно вслух оправдывают свою склонность тем, что это - интересные мужчины, будучи не в состоянии разумно объяснить смысл этой интересности. Напротив, мужчин порядочных они различают за километр и инстинктивно презирают, полагая их простыми, наивными и даже перенося на них всю ту гадость, которая в действительности относится к их кумирам. И если даже они по расчету выходят замуж за доброго человека, то всячески стараются продемонстрировать ему свою незаинтересованность и презрение, обманывают его на каждом шагу и считают личным унижением прожить с ним без измены.

- ooo... Человек может весело проводить время с самыми разными женщинами, но глубокая душевная связь и устойчивая женитьба для него возможна только на женщине с аналогичным складом духа. Каковы бы ни были различия во вкусах, образовании, социальном происхождении - они вторичны по сравнению с этим основополагающим принципом.

- ooo... Хорошие люди, будучи в явном меньшинстве и презрении у окружающих, всегда несколько одиноки, и потому при встрече их взаимные несовпадения во вкусах в значительной степени гасятся тем простым фактом, что они нашли друг друга, как земляки на чужбине.

- ooo... Любовь адских натур обязательно включает желание "помучать" любимого, и хотя слово это всегда употребляется в кавычках, но страдания причиняет нешуточные, и если бы это было не так, то и "мучений" никто бы не устраивал. Причина в том, что даже в самый пик любви, когда, казалось бы, людям свойственно самоотречение, адской натуре необходимо самоутверждаться, унижая возлюбленного и демонстрируя свое превосходство над ним. Напротив, человек хороший, полюбив другого, прямо и просто тянется к нему, становясь для адской натуры идеальной боксерской грушей.

- ooo... Любовь адской натуры к небесной и обратно возможна, и обычно она дается Богом хорошему человеку как искушение, т.е. для вразумления, а плохому - как своеобразный шанс стать хорошим. Дело упрощается тем, что люди, пока еще живут на земле, по большей части не принадлежат окончательно к небу или аду, а колеблются между ними, так что добавочная гирька может перетянуть чашу весов.

В любом случае упомянутый вид любви возможен не между сформировавшимися личностями, а между такими колеблющимися на середине натурами, которые, хотя и склоняются в разные стороны от середины, но еще не успели разойтись далеко, и каждый любит в другом отвечающие ему черты, т.е. человек, склоняющийся к аду, любит в партнере адские проявления духа, тогда как тот отыскивает в первом отвечающие ему небесные проявления. Понятно, что по мере расхождения к полюсам они все меньше будут находить друг в друге интереса, пока окончательно не разойдутся.