Осколки и заплатки (13)
Автор: Михаил Глебов, 1997
- ooo... Очевидно, что слесарю или математику достаточно любить свое дело и честно исполнять его, чтобы быть принятым в Небеса и "соответствовать райским стандартам". Сложнее бывает в тех случаях, когда талант относится не к конкретному мастерству, а к общению с людьми, и в первую очередь к управлению ими.
Математик, занимаясь в земной своей жизни математикой, получает достаточную подготовку, которая по смерти его преобразуется в соответствующую способность духовного мира. Но управление двойственно. "Небесный" управляющий действует пряником и сосредоточен на оптимальной организации вверенных ему работ, тогда как управляющий адский действует кнутом, страхом и более всего озабочен, как бы перевалить свою нагрузку на другого. Земная же действительность такова, что адские люди преобладают и, следовательно, преобладают адские методы управления; но, успешно управляя таким образом, к Небесам заведомо не подготовишься.
Поэтому, мне кажется, люди, имеющие талант небесного управления, в подавляющем большинстве случаев не выдвигаются на действительно крупные посты, а "стажируются" на мелких должностях и в небольших коллективах, Божьей милостью подбирающихся специально для них.
- ooo... Достаточно прочесть хотя бы одну газету, чтобы ясно понять, что высшие посты в политике и экономике существуют не для хороших людей. Лишь в особых случаях, когда историческая необходимость вынуждает государство напрячь все свои силы, чтобы выжить, такие люди - обладатели выдающихся способностей - поднимаются наверх, делают свое дело - и тут же оттесняются завсегдатаями коридоров власти. Их честный деловой подход абсолютно несовместим с запутанными интригами властолюбия, тщеславия, жадности и прочими шкурными интересами, составляющими истинное содержание жизни большинства государственных деятелей.
- ooo... Кстати, не исключено, что из числа бизнесменов в Небеса попадают главным образом неудачники, которые упорно избегали криминального ведения дел и потому всегда проигрывали.
- ooo... Нравится нам или не нравится, но мы должны смириться с тем фактом, что мир лежит во зле, и потому ни одно дело не может быть выполнено как следует, и сохранность сделанного абсолютно не гарантирована. С другой стороны, разве у студентов иное отношение к курсовым работам? Они сделали их, сдали - и закинули в дальний угол.
- ooo... Вздыхающий по совершенству обрящет его только на Небесах. На земле же он может (и должен) по возможности приближаться к нему, но не настаивать на полном его достижении.
- ooo... Грасиан пишет, что век великих людей короток, а ничтожества живут долго. Я бы объяснил это тем, что цель земной жизни человека - определиться, с Богом он или с чертом, а определяются люди своими делами и поступками. Стало быть, чем поступков больше и чем они последовательнее, тем скорее складывается нравственная физиономия человека. Великий человек, если так можно выразиться, скорее созревает духовно, чем тихо прозябающая посредственность, - и для него скорее наступает жатва.
- ooo... Многие талантливые люди, плодотворно работавшие в молодости, с годами "житейски мудреют", склоняясь к вещам мирским и плотским - славе, власти и пр. Дойдя до половины жизни, они начинают растрачивать накопленный смолоду духовный капитал. И Бог, заботясь об их вечной участи, пресекает их жизнь вместе с начавшимся процессом духовного загнивания. Те же, кто смолоду сохранил свою чистоту или, напротив, всегда был подлецом, часто доживают до глубокой старости, ибо их духу не грозит "перемена знака". Из года в год они как бы набирают дополнительные очки - кто в свой плюс, а кто и в минус.
- ooo... Толстой тонко почувствовал качественное отличие войны 1812 года от прочих наполеоновских (и большинства иных) войн, он только не смог до конца объяснить это отличие. Или Алданов, описывая последние месяцы жизни Байрона в восставшей против турок Греции, замечает, что несмотря на полную неразбериху, неорганизованность и безначалие Греция была обречена на победу. И как могла уцелеть Россия в Смуту, не распавшись обратно на уделы? При полной неразберихе, при отсутствии всякой власти и сколько-нибудь талантливых вождей, разрушенная и почти покоренная поляками страна необъяснимо "воскресла из пепла".
Бывает много событий человеческих, инициированных людьми и идущих по людским законам, в которые Бог непосредственно не вмешивается; и дела эти идут понятно и логично, не вызывая у историков недоумений. Однако наступают такие поворотные моменты, когда Бог непосредственно вмешивается Сам. Эти моменты случаются и в истории стран, и в жизни отдельных людей.
- ooo... Весь день маленького ребенка поделен на несколько однородных фрагментов: сперва он спит или просто лежит в кроватке; сколько-то времени ест за столом; сколько-то - играет с другими детишками в песочнице, сколько-то - гуляет, и т.п. В пределах каждого фрагмента он ограниченно свободен, т.е. может делать в песочнице куличики как треугольные, так и круглые, или строить крепость, но не может кидаться в других песком и - главное - категорически не может покинуть песочницу по своей воле. Переход от одного фрагмента к другому определяется и осуществляется не им. Это очень важно понять.
Вся наша жизнь также поделена на фрагменты (периоды, эпохи), отличающиеся известным единством нашего образа жизни. Внутри такого периода мы можем и должны действовать по своему разумению, с условием не кидаться песком, но в другую эпоху нас переводит Бог, и только Он один определяет время и прочие важнейшие условия перехода.
- ooo... Причины исторических событий совершенно очевидны тому, кто знает о них понаслышке, вынеся из учебника несколько шаблонных выводов: кто виноват и что надо было делать. Но тот, кто возьмет на себя труд подробно вникнуть в ту давнюю ситуацию и от расхожих штампов и обывательских мнений подняться до уровня характеров действующих лиц и тех конкретных сиюминутных обстоятельств, в которых они принимали решения, тот почувствует, что все наперед известные ему исторические выводы растворяются и пропадают точно так же, как марсианские каналы при большом увеличении телескопа оказались беспорядочными впадинками рельефа.
Нет каналов, и нет причин событий, а есть складывающиеся некоторым образом обстоятельства и реакция на них определенных характеров. Кто-то обманулся, другой обиделся, третий почуял выгоду, четвертый захотел славы, и все это совпало по времени и месту, и из этих мелочей - незаметно для действующих лиц - вытекло и оформилось крупное событие. Такие события нельзя непосредственно осуществить: происходят разнокалиберные мелочи, а мы видим лишь итог их совокупного действия.
- ooo... Все перемены в моем духе ни в малой степени не вытекали из моих сознательных усилий, а напротив, эти мои усилия были лишь следствием, отражением перемен, происходивших вне моего сознания. Просто яблоко своим чередом созрело и в предначертанный срок должно упасть.
- ooo... Несмотря на общераспространенное мнение о равенстве всех народов и рас в способностях, уме и пр., следует признать существование различий между ними, из-за которых, собственно, Бог и разделил единое человечество на отдельные "популяции". Различия эти прежде всего - в менталитете лиц, принадлежащих одному народу, т.е. в свойственной этому народу системе восприятия мира. Китайский философ думает не так, как римский, а развлечения японского рабочего иные, чем у русского. Образно говоря, разные народы видят Царствие Небесное с разных точек и под разными углами зрения. Вместе же они составляют некоторую универсальную совокупность, подобно тому как множество чертежей описывает сложную объемную конструкцию.
Если же вспомнить, что различия менталитета существуют также между разными поколениями, разными конфессиями, разными социальными слоями и профессиональными группами, то получаем невероятно многомерную полифонию восприятий, которая накладывается как бы извне на индивидуальные различия в духе людей.
Отсюда вытекает, что люди, совершенно сходные характерами, но жившие в разные века и принадлежавшие разным народам, не будут жить в одном небесном обществе, ибо несут в себе неизгладимый отпечаток внешних влияний. Тем более это относится к обитателям разных планет Вселенной, различия между которыми еще гораздо существеннее; а так как они в своей "плотской" жизни друг о друге совершенно не знали, то не могут и желать увидеть друг друга, и потому, может быть, в Небесах их друг для друга как бы не существует, хотя в действительности они могут обитать по соседству друг с другом.
- ooo... Может быть, обитаемые планеты Вселенной потому так безнадежно отдалены друг от друга, что их обитатели живут в существенно разных условиях и, соответственно, имеют совершенно несхожие менталитеты, и Богу необходимо предотвратить влияние их друг на друга, способное исказить первоначальный Его замысел относительно каждого из них.
- ooo... Не исключено, что столь упорно разыскиваемый историками "смысл истории" заключается всего лишь в создании Богом в известную эпоху определенных внешних условий жизни, которые формировали бы у современников соответствующий менталитет, дополняя ту многомерную полифонию восприятий, о которой я писал выше.
- ooo... Честертон писал, что в разные эпохи первенствовали различные добродетели и пороки: к примеру, в средневековье доминировала грубая храбрость, тогда как сегодня чаще встретишь сострадание. Стало быть, небесные общества, олицетворяющие храбрость, наполнялись больше в те века, а общества, склонные к жалости, - теперь.
- ooo... У всякого человека с возрастом меняются вкусы, пристрастия, интересы, так что, грубо говоря, в разные годы своей жизни он потребляет разную духовную пищу сообразно состоянию своего живущего (растущего) организма. Но, может быть, Царство Небесное пополняется ангелами совершенно тем же порядком! Если представить его как некоторый цельный растущий организм, то станет ясным, почему в одни века оно формируется больше за счет храбрости, а в другие - за счет мудрости, и т.п. И для удовлетворения этих постоянно меняющихся запросов Бог соответственно изменяет условия земной жизни, так что, к примеру, при увеличении потребности Небес в храбрых душах на земле складываются такие условия, что добродетель храбрости начинает доминировать, и из числа попадающих в Небеса людей процент храбрых становится выше обычного. Когда же потребность Небес в храбрых перестает быть насущной, то жизнь на земле меняется, и храбрых на Небо соответственно приходит меньше, а доминировать начинает другая какая-нибудь добродетель.
Этим же я объяснил бы исторические феномены, подобные внезапному кратковременному расцвету живописи в Голландии XVII века. Этим же, возможно, диктуются общие повальные увлечения охотой в средневековье или авиацией в 1930-е годы, преобладание в иные десятилетия поэзии над прозой и наоборот; массовое внедрение какого-нибудь электричества, открытого задолго до того и никому не нужного; триумф тех или иных социальных идей, каждая из которых содержит в себе определенную частицу истины; перемены в семейном укладе, в воспитании детей, в правилах поведения и приличия, в модах на одежду и пр.
- ooo... Любое изменение нашего образа жизни неизбежно отражается на нашем менталитете, и даже до такой степени, что между нами и нашими прадедами лежит настоящая бездна непонимания. Талант историка в том как раз и заключается, чтобы "влезть в шкуру" этого прадеда и постараться организовать оттуда обстоятельный репортаж..
- ooo... Часто мы от всей души жалеем наших предков за те несчастья, которые им пришлось пережить, не понимая, что жалеем рыбу, которую бросили в реку. Мне, в частности, кажется, что Бог допустил такие жестокости относительно христианских мучеников только потому, что они сами хотели пострадать, считая мученичество единственно надежным путем в Небеса. Мы жалеем крестьян за их неграмотность, в то время как они всем довольны и сильно жалеют нас за учебные тяготы и избыток никчемных знаний.
- ooo... Если бы Пушкин не наставлял столько рогов мужьям и не расстраивал стольких супружеств, то не пострадал бы от этого сам. Просто содеянное зло вернулось к нему бумерангом. И когда я читаю о парашютисте, которого после неудачного прыжка ветер долго тащил по земле, изуродовав до неузнаваемости, и в конце концов насадил глазом на еловый сук, мне кажется, что в душе своей этот человек часто воображал себе подобные ужасы, случившиеся с его товарищами, и радовался.
- ooo... В сущности, абсолютное спокойствие невозможно без абсолютной веры. Человек беспокоен ровно настолько, насколько он чувствует свою личную ответственность за все происходящее с ним. Если же мы буквально поверим, что ни один волос не упадет с нашей головы без воли Божьей, то беспокоиться сразу станет не о чем. Мы как бы делегируем Богу ответственность за себя - и стоит задуматься, как часто мы делаем в жизни то же самое, не замечая этого.
Пассажир абсолютно доверяет себя водителю: ведь он не может вмешаться в управление машиной, автобусом, поездом, самолетом. Больной абсолютно доверяет хирургу, т.е. верит он в его профессионализм или сомневается, но коли согласился на операцию, дальше уже от него ничего не зависит. Мы заочно абсолютно доверяем строителям, построившим наш дом, хотя не ведаем, сколько в нем дефектов и инженерных ошибок. Мы абсолютно доверяем учителям и учебникам, поскольку не можем лично проверить все, что они говорят. Мы абсолютно доверяем здравомыслию и порядочности окружающих людей - хотя бы уже тем, что поворачиваемся к ним спиной.
Стоит нам хотя бы немного призадуматься - и выйдет, что мы абсолютно доверяем буквально всем на свете, кроме Бога. Но ведь наша вера в хирургов, водителей и т.п. есть, в сущности, один большой и недоказуемый авось, который выполняется ровно постольку, поскольку нас хранит Бог. Так не разумнее ли, отбросив промежуточные и производные величины, обратиться непосредственно к Первоисточнику наших благ и нашей безопасности?
- ooo... Отсутствие беспокойства не есть безответственность. Необходимо четко развести эти понятия. Ответственность относится лишь к тому, что от человека непосредственно зависит, что находится в его власти, в его компетенции, а коли так, то он заведомо может это выполнить сам, и если выполнил, то все в порядке, а если не захотел, то сам виноват. Беспокойству, т.е. неопределенности, здесь нет места.
Беспокойство возникает при попытке взять на себя ответственность за вещи, от тебя не зависящие или зависящие лишь частично. Таких вещей подавляющее большинство, и чем они крупнее и значимее для нашей судьбы, тем меньше от нас зависят. Беспокойство о них подобно азартной игре - повезет или нет? Оно не приносит нам пользы, зато истощает нервную систему. Беспокойство есть попытка взять на себя функции Бога, пренебрегая своими собственными.
- ooo... О каком бы деле мы ни подумали, надо первым делом понять: зависит ли оно от нас непосредственно или нет? И в той части, которая не зависит, положиться на волю Божию, освобождая свою душу от бесполезной нагрузки.
- ooo... Важно понять, что даже те дела, которые от нас зависят, являются таковыми только в краткий момент настоящего, потому что прошлое уже не в нашей власти, а будущее всегда может породить не зависящие от нас препятствия. Но настоящее не терпит обдумывания и целиком основано на импровизации. Мы замечаем возможность сделать что-либо подходящее и немедленно осуществляем это на практике. Однако желания, что самое интересное, исходят не от нас, но инициируются Богом, Который таким образом управляет людьми. Бог создает некоторую ситуацию и Он же порождает в нас импульс к действию; стало быть, наша задача сводится к сосредоточенности на реалиях текущего момента, а вовсе не к стратегическим замыслам и долгосрочному планированию.
- ooo... В данное мгновение я сижу за компьютером. Весь вопрос в том, насколько мне приятно и комфортно в это мгновение? От ответа на этот вопрос зависит весь сложнейший комплекс реакции моего духа на существующее положение вещей. Насколько мне сейчас комфортно, настолько я сейчас счастлив, а это означает, что я расположен сосредоточиться целиком в настоящем моменте, чтобы максимально насладиться этим счастьем и комфортом.
Но если я всецело сосредоточен в настоящем, то вижу его до малейших черточек, до мельчайших скрытых в нем возможностей еще улучшить его. Так человек останавливается перед полюбившейся ему картиной, с удовольствием вглядывается в нее и открывает в ней тысячи мелочей и деталей, незаметных для безразличного взгляда. Мое настоящее - маленький рудник, и я заинтересованно и внимательно углубляюсь в него и нахожу все новые крупицы золота.
- ooo... Мы живем и действуем в настоящем; мы замечаем удобную возможность добиться желаемого и используем ее. Но я замечу гораздо больше таких возможностей, если буду постоянно сосредоточен своим вниманием в настоящем. Я подобен вратарю, который должен не размышлять, откуда в будущем прилетит мяч, а внимательно следить за ежесекундно изменяющейся, стремительной и непредсказуемой игрой и мгновенно отбивать удар.
Всякая возможность вспыхивает в кратчайшее мгновение настоящего и часто тут же и гаснет; и чем более ты сосредоточен в этом мгновении, тем больше вероятность увидеть ее и успеть ею воспользоваться. При поверхностном же взгляде кажется, что сосредоточенность в текущем моменте ограничивает кругозор человека, лишая его видения горизонтов и перспективы.
- ooo... Существует ошибочное мнение, что лишь недовольство настоящим вынуждает человека к активности и переменам. В некотором адском смысле это действительно так. Если человека бьют палкой, он стремится убежать куда глаза глядят, т.е., в сущности, согласен на любые условия, где только нет этой палки. Он не ищет своего оптимума, который один способен дать ему счастье, а только старается избавиться от несчастья. Итак, небесный способ стимулирования активности человека - имеющееся удовольствие как залог еще большего, адский - невыносимость существующего положения. Один последовательно приближается к счастью, другой тщетно бегает от несчастья.
- ooo... Дети, завидев на окне муху, щелкают ее пальцем; муха в ужасе бьется в стекло, устает и останавливается; тогда ее снова щелкают, и так повторяется до тех пор, пока вконец измученная болью и страхом муха, выбившись из сил, не остается безучастной уже к любым издевательствам.
- ooo... Умствующим интеллигентам необходимо сознавать, что они свободны мыслить и планировать любую чушь, но выполнено на деле будет лишь то, что вытекает из совокупности имеющихся внутренних и внешних условий. Машинист может стремиться душой куда угодно, но поезд обречен двигаться только по рельсам.
Свободное, не связанное с нашими желаниями и внешней обстановкой мышление есть та самая способность духовно оборачиваться, без которой человек не мог бы преобразовываться для небесной жизни. Когда же преобразование окончено, человек должен резко ограничить вольный полет своей фантазии. Ум не может и не должен стремиться порождать события; дело его - осуществлять уже имеющиеся возможности.
- ooo... Кривая нашей жизни не может иметь ни разрывов, ни изломов, и даже закругления ее всегда бывают большого радиуса. Жизнь идет так, как она объективно должна идти, т.е. вытекая из существующего расклада сил - наших желаний и внешних обстоятельств - и никогда не учитывая наших планов и глубокомысленных соображений.
Своим самопромышлением мы не можем изменить ход нашей жизни, но можем внести в него путаницу и существенно замедлить идущие положительные перемены.
|