Начало Осколки и заплатки (15)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Бездельник всегда склонен оценивать дела по их конечному результату: само дело ему противно, и потому он ищет достаточного основания для того, чтобы приложить руки.

- ooo... Моя единственная задача на земле - максимально приготовить свой дух для вечной жизни. И такова же задача всех остальных людей. Она достижима в любые времена, при любом строе, в любых обстоятельствах жизни. Но Бог дает всякому человеку жить в том времени, в той стране и в тех личных обстоятельствах, при которых полнее всего раскрывается его характер и способности. Понятно, что потенциальному носителю рыцарской доблести лучше было жить в средневековье, а потенциальному программисту - сейчас; и Бог так и привел им жить.

Поэт сказал: "Времена не выбирают". Но не выбирает их человек; Бог же как раз выбирает и дает каждому оптимальное. Поэтому неразумно сожалеть о том, что живешь здесь и сейчас, а не где-нибудь в другом месте или веке.

- ooo... Когда я задумываюсь над тем, как лучше всего работать, мне обычно приходит на память тот эпизод из мультфильма про волка и зайца, где бегемот готовит фигуру для городков. Круглые обрубки, которые он аккуратно кладет друг на друга, то и дело скатываются, разваливаются, и он с неиссякаемым терпением и с улыбкой удовольствия все снова устанавливает их.

- ooo... Я сижу за столом, перед клавиатурой лежит подчеркнутая книга с ластиком над нужным местом, уютно светится желтая настольная лампа, а за окном летят листья и мелко барабанит дождь. И я думаю: Господи, как хорошо. Вот зашевелилось за стеной, мама идет с чайником, и я встаю, иду в столовую; от заваренного чая пахнет клубникой, в пакете лежат пряники, испеченные коричневыми звездочками, горит оранжевый торшер, и я снова думаю: спасибо Тебе, Господи. И пока я работаю с книгой, то не думаю о чае, а когда пью чай, то не думаю о книге.

- ooo... Я сижу за столом, спокойно и расслабленно, в уютном тепле, и все мое внимание сосредоточено в круге желтого света на том абзаце в книге, возле которого лежит ластик. Я читаю абзац с самого начала и последовательно до конца, и понимаю, что хотел сказать автор, и радуюсь, что он сказал удачно, увидев проблему с новой (по крайней мере, для меня) стороны. Однако, во-первых, есть в абзаце оттенок мысли, с которым я не согласен, и, во-вторых, дано несколько сравнений там, где вполне достаточно одного. Поэтому я начинаю перепечатывать, сокращая ненужные сравнения и одновременно пропуская ту часть фразы, где содержится мысль, с которой я не согласен.

Не спеша, но привычно-быстро бегают пальцы по клавишам, легким, послушно отвечающим даже слабому прикосновению, и вот отредактированная мысль растет и полностью является на экране монитора. И как человек, выходя из комнаты, попадает в другую и живет уже в ней, так и я перехожу к другой, следующей мысли, и сосредотачиваюсь на ней. Светит желтая лампа, ластик спустился по странице ниже, и все начинается сначала.

- ooo... Искушение есть исправление существующего в человеке греха, когда человек совершил грех и затем испытал его естественные следствия. Человек грешит и расплачивается, и начинает понимать, что расплата дороже удовольствия.

- ooo... Когда Христос велел нам молиться "и не введи нас во искушение", Он имел в виду просьбу к Богу - не уберечь нас от неприятностей, а дать нам силы избавиться от тех грешных качеств души, следствием которых бывают эти неприятности. Такой взгляд подтверждается словами: в искушениях не говори никто: Бог искушает меня, ибо каждый искушается своей похотью.

- ooo... Исправляемый человек будет переносить столько искушений, сколько в нем остается грешных желаний. Когда некоторое грешное желание иссякнет, соответствующее Божье вразумление, воспринимаемое человеком как искушение, естественным образом прекратится. Желать же себе в слепом рвении искушений, чтобы геройски переносить их - значит желать подольше сохранить в себе те грехи, с которыми надо бороться, т.е. принять процесс этой борьбы за самоцель.

- ooo... Никогда не бывает так, что вот человек живет смирно и безгрешно, и вдруг ему от Бога оплеуха. В это нельзя верить, потому что из этого прямо вытекает жестокость и несправедливость Бога, а это не так. Другое дело, что нередко хороший человек, схлопотавший оплеуху, как библейский Иов, твердо убежден в собственной праведности и вследствие этого не видит в себе греха гордыни, который и навлек несчастье.

- ooo... Сведенборг пишет об одном злом духе, который так любил себя, что не мог внимательно рассуждать о делах, о которых совещались окружающие. Здесь ключ к пониманию психологии некоторых начальников. Добрый дух занимается делом ради самого дела, и потому стремится выполнить его наилучшим образом. Дух, пребывающий в любви к мiру, занимается делом ради той пользы, которую он ожидает получить лично, и потому также вникает и рассуждает здраво, хотя всегда акцентирует внимание на той стороне дела, которая скорее принесет пользу лично ему. Но дух, пребывающий в любви к себе, сосредоточен полностью и единственно на своей личности, и ему дика и непонятна сама необходимость переключить внимание на что-то вне себя, хотя бы оно впоследствии и принесло ему пользу. Первый из них сеет ради урожая, второй - ради урожая, который достанется лично ему, третий же вовсе не умеет сеять, а может только и единственно жрать.

- ooo... Если, занимаясь простой и легкой работой, ловишь себя на том, что мышцы, вовсе не участвующие в работе, напряжены и поза твоя неудобна, нужно немедленно остановиться, расслабиться, сосредоточить все внимание перед собой и медленно, плавно, постепенно вернуться к работе. Необъяснимое и неоправданное напряжение мышц говорит о том, что дух не сосредоточен полностью на работе, не радуется ей, а рассеян и в целом недоволен.

- ooo... "Какое бы ты ни делал дело, будь готов всегда бросить его". Задача нашего духовного строительства, определяемая Богом и вовсе не ведомая нам, ежеминутно меняется, а вместе с ней, естественно, меняются и те внешние орудия, которыми достигается ее решение. Орудия эти - наши дела, которые мы делаем, и обстоятельства, в которых мы живем. Поэтому нельзя, видя сегодня стоящую перед нами задачу Х, планировать работу над ней на длительный срок вперед; надо только работать над ней сегодня, и обычно так бывает, что часть работы, выполненная сегодня, уже достаточна, подобно тому как учитель прерывает уверенный ответ ученика и задает ему следующий вопрос.

- ooo... Дела, которые мы выполняем, должны быть такие же мелкие и дробные, как тот бесконечно малый момент настоящего, в котором мы живем. Процессор компьютера не может выполнить разом сложную операцию; но он хорошо выполняет элементарные операции, а в результате оказывается решенной и большая задача, которая на них разложилась.

- ooo... Сосредоточенность в настоящем уже потому приносит душевный мир, что подавляющее большинство неприятностей, как тучи на горизонте, только угрожают нам - и обходят стороной. К тому же большое ожидаемое несчастье по мере приближения распадается на множество мелких, частных неприятностей, и если человек не знает, как уклониться от беды в целом, то в рабочем порядке легко управляется с ее осколками. Мы не можем остановить приближающуюся грозу, но как правило можем укрыться в подъезде, под деревом или хотя бы под зонтом.

- ooo... У нас бывает множество недосмотров и упущений только оттого, что мы привыкли мыслить крупными, интегральными категориями, охватывающими большие промежутки времени, забывая, что живем мы здесь и сейчас, и можем практически решить лишь тот кусочек проблемы, который в данную минуту стоит прямо против нас. Мы думаем о крупной задаче, но презираем те реальные мелочи, из которых она слагается, а упустив слагаемые, естественно, не можем решить и целого.

- ooo... Меня позвали обедать, и я вышел из комнаты и оставил дверь открытой. Пока я буду обедать, комната проветрится, и мне уже не придется сидеть в духоте. Казалось бы, совершенная мелочь; но упусти я ее - и получил бы лишний, ненужный дискомфорт. Подобные мелочи, требующие правильного решения, окружают нас каждую секунду; и решение их не представляет никакого труда, оно совершенно очевидно, проблема лишь в том, чтобы не упустить, увидеть эту мелочь. А это возможно только когда дух наш сосредоточен в настоящем и ко всему присматривается. Если же мы устремлены вдаль, то не видим того, что под ногами, и больно ушибаемся.

- ooo... Когда мы оставили воспоминания о прошлом, планы на будущее, мечты о постороннем и полностью сосредоточились прямо перед собой, круг нашего зрения сужается, в нем остается лишь непосредственно окружающая нас обстановка, и тогда становятся заметны те многочисленные донельзя мелкие дела, которые можно и даже желательно сделать для улучшения этой обстановки. Каждое из этих дел выполняется в пять минут, и тогда из-за него вырисовывается следующее такое же мелкое дело, которое опять можно и желательно сделать. И так, переходя от мелочи к мелочи, человек незаметно уходит все дальше, и когда наступит вечер и он оглянется назад, то с удивлением обнаружит, сколь длинный путь им пройден и как много необходимого сделано.

- ooo... Крот ничего не планирует, он просто роет землю прямо перед собой в поисках очередного червя или корешка, а результатом оказывается многокилометровый ход.

- ooo... На охоте перед стрелком вдруг выскакивает дичь, и он стреляет в нее. Он не знает, какая дичь и с какой стороны выскочит в следующий раз, не знает, сколько всего ему встретится дичи, а только внимательно смотрит и держит ружье наготове.

- ooo... Работящие люди не любят планировать и рассуждать, потому что они интуитивно чувствуют бессмысленность этого занятия и к тому же знают, что больше всех любят рассуждать и планировать именно бездельники, и чем более он бездельник, тем всегда шире и смелее у него планы.

- ooo... Если, садясь за работу, я заранее планирую, чтобы работать по часу и потом отдыхать десять минут, это значит, что мне моя работа противна и, если только она не механическая, проку от нее будет мало. Ибо когда человек приступает к делу с интересом, он не задается никакой внешней регламентацией, а делает, пока ему хочется.

- ooo... Вся наша жизнь полна такими проблемами, которым грош цена, которые элементарно устраняются, но мы предпочитаем все время спотыкаться об них, чем единожды обратить на них внимание, потратить десять минут и навсегда убрать с дороги.

- ooo... Армейский генерал командует людьми в соответствии с планами генерала штабного. Один продумывает операцию глобально и дает директивы, другой принимает их и проводит в жизнь, решая тысячи текущих проблем. Один полновластен над людьми, но ограничен в тактическом творчестве, другой разрабатывает планы, но в собственном подчинении людей почти не имеет. Лидерские качества первого позволяют ему брать на себя ответственность за успех операции и жизни людей, и эта ответственность всем ясна и очевидна. Ответственность второго никак не меньше, только она скрыта от глаз; и именно эта ответственность отличает штабного генерала от различных консультантов и аналитиков, также придумывающих планы, но не отвечающих за них.

- ooo... Большинство произведений литературы поражено катастрофическим непониманием истинной психологии людей. Если бы писатель выводил отрицательного героя именно как злого, т.е. преданного определенной разновидности любви к себе, и пояснял нам особенности этой его любви, то все стремления героя сразу становились бы понятными читателю, и тогда за сюжетом оставался бы лишь показ тех внешних обстоятельств, которые в данном случае мешают или содействуют исполнению этих его наперед известных стремлений.

Если нам говорят о воде, а мы знаем, что у нее есть свойство непременно течь вниз, то для нас не представляет особого интереса, в реке ли она находится, в море или в графине, потому что мы знаем универсальные ее свойства, которые в любом месте будут проявляться одинаково.

- ooo... Только тот писатель действительно хорош, который, не зная духовного источника поведения людей, интуитивно чувствует его и, работая над персонажем, постоянно сверяется со своей интуицией. Лишь в этом случае характер выйдет правдоподобным, цельным и непротиворечивым.

- ooo... Чем проще объяснены в романе мотивы человеческих поступков, тем лучше и достовернее этот роман. Правдивее же всех - детские сказки о злом Бармалее и добром Айболите, с той лишь оговоркой, что они видят и абсолютизируют внешнюю доброту или злобу, а надо бы через психологию показывать внутренние корни этих внешних качеств.

- ooo... На поверку выходит, что детские черно-белые представления о людях оказываются самыми справедливыми. Но дети судят по внешности, а надо судить по сокровенному. Всякий человек в сердце своем или добр, или зол, и из этого истекают все его поступки, столь разнообразные по своей внешней видимости.

- ooo... Степень психологической усложненности романа отражает степень непонимания автором истинной психологии описываемых им людей.

- ooo... Бывает, что река в иных местах разливается широко и течет еле-еле, а в других, стесненная берегами, узка, но стремительна. В нашей жизни такими берегами служат житейские обстоятельства. Когда дел много, человеку не до философии, он только успевает заносить кое-какие заметки на память; в них нет философской глубины, зато ситуация быстро меняется и каждый день приносит человеку новые мысли и факты. Но наступает затишье, дела мельчают, и человек вольно раскидывается в общих размышлениях, оторванных от злобы дня.

- ooo... Если пришедшую тебе в голову и поразившую тебя мысль можно без ущерба для нее внести двумя-тремя строками в дневник, значит, эта мысль очень поверхностна и мала и, в сущности, даже не заслуживает, чтобы ее увековечивали.

- ooo... Легко излагать и записывать лишь те мысли, которые не имеют духовной глубины. Если я хочу кушать, то могу выразить эту важную мысль ровным счетом двумя словами. Но мысль глубокая и сложная, в сущности, уже не просто мысль, а некое состояние духа - нечто объемное, многомерное, не укладывающееся в линейное логическое изложение.

- ooo... Механически делать выписки из давно проработанных карандашом книг уже потому бессмысленно, что за прошедшее время ты сам сильно изменился, с некоторыми мыслями больше не согласен, иные кажутся банальностью, а многое действительно ценное при том, прежнем чтении вовсе не было замечено. С другой стороны, вряд ли имеет смысл читать ту же книгу повторно: ведь самые сливки уже сняты, а вокруг столько интересных, вовсе не тронутых книг!

- ooo... Земная образованность, не имеющая небесного корня, освещающего и объясняющего все, подобна огромному складу всевозможных предметов, наваленных как попало и перепутанных между собой; и человек в бессонном раздражении бродит по этому складу и тщетно пытается привести его хоть в какой-то порядок и систему.