Осколки и заплатки (18)
Автор: Михаил Глебов, 1997
- ooo... Для продуктивной дискуссии абсолютно необходимо, чтобы оппоненты одинаково понимали обсуждаемый предмет и расходились только в конкретном аспекте, который и рассматривали бы с позиции единого общего понимания предмета.
- ooo... На всякое возражение или обвинение трудно отвечать уже потому, что оно обычно содержит не одну посылку, а сразу много, так что не знаешь, на что отвечать раньше.
- ooo... Чем человек неразвитее, тем больше у него слипается разнородных посылок в единое утверждение, и тем труднее с ним поэтому спорить. На самых нижних ступенях развития аргументация подменяется наклеиванием штампов и ярлыков. Человек, лишенный всякого постижения причин, не может мыслить иначе, как простой видимостью, а такая видимость, к тому же при отсутствии наблюдательности, неизбежно становится штампом. Человек не может понять причин, заставивших другого человека совершить нетривиальный поступок, не может рассмотреть даже индивидуального своеобразия этого поступка, и тогда ему остается только объяснить все эти странности универсальным понятием "дурак".
- ooo... Ангелы, рассматривая окружающие их предметы, видят не столько самые предметы, сколько тот Божественный смысл, который они прообразуют. Они рассматривают всякую вещь сквозь призму понимания ее службы, смысла, значения; они как бы видят вещь в себе ярче и яснее, чем вещь для них. В природном же мире наоборот: мы видим предметы именно как предметы, и с большим трудом угадываем в них смысл их существования.
Соответственно сложился и наш язык. Мы говорим о внешности, о видимости, а для внутренних свойств предмета у нас и слов подходящих не сыщется, и нам приходится прибегать к иносказаниям, придавать многим словам второй, духовный смысл, и в результате речь наша становится шифрограммой, понятной лишь тем, кто понял и принял нашу систему иносказаний.
- ooo... Когда мы высказываем мысль, нам кажется, что мы высказали именно мысль, тогда как на самом деле это лишь часть той житейской ситуации, которую мы имели в виду, когда высказывались. Если человек изрекает: "Все женщины - обманщицы", то он просто дает наболевший вывод из своего горького опыта; между тем многие декабристы высказались бы противоположным образом, исходя также из своего опыта.
Мы так вросли в быт, что не можем вырвать нашего мышления из быта и мыслим только по своим житейским ситуациям, не вникая в истинные причины произошедших с нами событий, а просто созерцая полученные результаты. То есть мы мыслим как бы уже вторичными категориями: причины происшедших с нами событий для нас темны и неведомы, но суммарный результат действия этих причин, реализованный на практике, поневоле заметен нам, и мы принимаем его за эмпирическую характеристику события, и впредь ожидаем от внешне сходных событий того же, хотя их внутренняя разнородность может привести к противоположным результатам.
Таким образом, мы рассматриваем не предмет, а его тень, и все житейские теории представляют собой не более чем некоторую комбинацию этих теней, возведенную в абсолют, т.е. когда человек утверждает, что тени могут комбинироваться только указанным им образом.
- ooo... Не то Паскаль, не то Декарт, прозанимавшись всю жизнь логикой, под конец в отчаянии воскликнул, что на всякое утверждение можно найти равное ему противоположное, столь же правильное. Иначе и быть не может, поскольку мы мыслим не абстрактно, из причин событий, а конкретно, из случившихся с нами житейских ситуаций, и, имея их перед глазами, осмеливаемся делать абстрактные выводы, которые, будучи привязаны к исходной ситуации, для нее верны, но когда их отрывают и пытаются приклеить к ситуации иного характера, они для той ситуации неизбежно становятся ложны.
Здесь получается так, как и вообще бывает в науке: пока мы рассматриваем конкретное растение, животное, минерал, мы открываем многие факты, и эти факты истинны для данного растения и пр.; когда же мы пытаемся применить найденное к другому растению, то видим, что оно не подходит, или подходит частично и неполно.
Земная мудрость ситуативна: она может рассматривать (не анализировать, а именно рассматривать) единичные факты, но не может искать общие для этих фактов закономерности, ибо для этого она должна наперед постигнуть сущность этих фактов и законы их развития, а все они находятся в духовном мире, т.е. далеко за пределами ее досягаемости. И потому умнее всех оказался Карл Линней, который просто собирал сорняки и описывал их по порядку, пересчитывая пестики и тычинки и не замахиваясь на большее.
- ooo... Если мы видим внешне сходные явления, то, не ведая их глубинных причин, имеем право сказать только, что они внешне сходны, - и на том остановиться.
- ooo... Когда благо и, соответственно, истина одного человека совершенно различны от блага и истины другого, то никакого духовного соединения между ними быть не может, а из духовного антагонизма рождается ненависть, поскольку такие люди становятся как бы живыми отрицаниями друг друга.
- ooo... Человек живет дома, а на улицу выходит по делам, - и по окончании дел возвращается обратно к себе домой. Так же и мы должны жить среди своих, выходить на некоторое время по делам к чужим, - и по окончании дел возвращаться назад, в свою теплую, замкнутую среду.
- ooo... Не надо осенью обдергивать с деревьев желтые листья. Они сами упадут через несколько дней; если же они, хоть и желтые, все еще держатся, значит, в этом есть какой-то скрытый от наших глаз смысл. Может быть, еще не до конца сформировались прикрытые черешками почки будущего года или не все питательные вещества перешли из листьев в ветки. Надо уметь ждать, даже если наш разум не видит "уважительной причины" задержки. Поэтому же больному гриппом выписывают больничный лист на десять дней, хотя через три дня болезни он уже на ногах.
- ooo... Божественный Промысел действует всегда таким образом, что все происходящее с нами наступает естественно и плавно, если только мы своими глупостями не вмешиваемся в его ход. Нам всегда хочется поскорее, и если мы не видим явных препятствий к достижению наших целей, то уже считаем всякое промедление недопустимым; тогда как важнейшие препятствия никогда нам не видны и коренятся в сфере духовных причин, как лежащих внутри нашего собственного духа, так и связанных с жизнью окружающего общества.
Промысел всеведущ; не только наши текущие нужды, но бытие каждого атома расчислено Им на вечность вперед, и судьбы мириадов субъектов Его Творения увязаны в единую необозримую сеть. Не всегда полезно спешить. Если нужный нам поезд, по видимости, опаздывает, стоит ли бросаться в другой, отходящий в противоположную сторону?
- ooo... Когда водитель переключает скорость, двигатель временно отключается от трансмиссии и некоторое время работает вхолостую. С точки зрения быстроты движения налицо потеря, но не будь этого перерыва, водитель никогда не смог бы перейти на нужную скорость. Для достижения крупного выигрыша приходится поступаться мелкими издержками.
Так и в нашей жизни. Порою в ней наступают длительные затишья, и нам кажется, что целый год потерян зря; тогда как просто Господь переключал скорость нашего духа, чтобы затем возобновить нашу деятельность на качественно ином уровне.
- ooo... Великое умение, граничащее с высшей мудростью: интутитивно угадывать общий ход дел, управляемый Промыслом, и не противодействовать ему. Этим одним Кутузов без сражений победил Наполеона.
- ooo... Если Бог велит мне сегодня стоять на месте, а я тронусь в путь, путь мой окажется бесплоден и напрасен. Если же я, сгорая от нетерпения, все-таки сдержу себя и останусь на месте, то завтра Господь пошлет мне счастливое стечение обстоятельств, которое в одночасье перебросит меня гораздо дальше вперед, чем я смог бы добраться одними собственными силами.
- ooo... Когда яблоко созрело, оно падает само по себе, безо всяких усилий с нашей стороны. Однако скорость созревания яблока никак не зависит от нашего желания его съесть. Приходится ждать, чтобы не лезть высоко на дерево - и не есть кислятину. Все своевременное - легко, полезно и приятно, все преждевременное - трудно, не оправдывает наших надежд и, сверх того, наказуемо.
- ooo... Когда человеку действительно придет пора трогаться в путь, это выразится в тысяче разных внешних признаков, от крупных до мельчайших, так что нельзя будет не тронуться.
- ooo... Человека адского склада рискованно переспрашивать: если ты не расслышал - значит, не слушал его величество, либо у его величества, оказывается, плохая дикция; если же недопонял - значит, он плохо выражает свои мысли.
- ooo... Всякий истинно адский человек - готовый деспот, и если бы ему дали абсолютную власть, он с удовольствием рубил бы головы. Но не став еще повелителем, он вынужден терпеть бесконечные ущемления своих божественных прав, терзаясь внутренне, мелко мстя за это окружающим и по временам получая от них в ответ оплеухи.
- ooo... Есть оригинальная разновидность адских людей: они, как мазохисты, упиваются нанесенными им обидами. Сначала они провоцируют нападение на себя и потом плачут и жалуются, что их никто не ценит, не понимает и пр. Это какое-то странное извращение любви к себе, и, кто знает, не возникает ли оно как психическая самозащита вследствие осознания невозможности побороть окружающих; и не перейдет ли она при благоприятных условиях в свою противоположность, т.е. в прямой деспотизм?
- ooo... Многие люди кажутся нам дураками вовсе не по причине физиологических дефектов мозга или отсутствия образования, а только вследствие той степени любви к себе, когда человек уже не в состоянии сосредоточиться на обсуждаемом предмете и к тому же отстаивает случайно высказанное собственное мнение, независимо от его разумности, только для того, чтобы не проиграть спор.
- ooo... Если бы собака, вместо того, чтобы лаять из конуры на прохожих, принялась играть на дудочке или собирать гербарий, она бы озадачила и расстроила хозяев, ибо эти вещи никак не относятся к исполняемой ею службе. Скорее всего ее выгонят, убьют или сведут к ветеринару. То же происходит у обывателей с выделившимся из их среды развитым человеком.
- ooo... Астрология, эзотерика, магия - лишь разрозненные и перевранные во множестве поколений осколки духовного знания людей допотопного времени, - того знания, которым они погибли и которое поэтому было отнято Богом у последующих поколений. И если те древние люди владели подобными знаниями в системе, то до наших дней уцелели лишь отдельные бессистемные факты.
- ooo... Астрология, магия и т.п. "науки" объясняются из Сведенборгова учения тем же порядком, как сбои механизма становятся понятны из общей его конструкции. Оккультисты краешком высовывают головы из материального мира в духовный, рассматривая его как удобное поле действия для своего зла, поскольку надеются здесь перепрыгнуть через затруднения материального мира; тогда как небесный человек с большой высоты видит все их потуги - и брезгливо сторонится их.
- ooo... Собственно говоря, оккультные науки - никакие не науки в общепринятом смысле, а только каталоги практических рецептов, позволяющих осуществлять свои пакости духовными средствами.
- ooo... В сцене Рождества ко Христу сначала пришли пастухи, а потом волхвы. В этом давно уже усмотрели два возможных пути к вере: "простые сердцем" принимают ее по очевидности и сразу, мудрецы же приходят к ней кружным путем, разуверившись в собственной мудрости.
Однако здесь может быть и другое иносказание: пастухи прообразуют Евангелие, волхвы - Сведенборга. В самом деле, Евангелия по видимости просты, легки и понятны, как наставление народного учителя, они не грешат аналитикой, но ограничиваются дидактикой, предназначенной для "немудрых мира сего", которые не могут вникнуть в духовные причины, но готовы с энтузиазмом выполнять вытекающие из них материальные действия.
Сведенборг же писал для совсем другого склада ума и характера, и насколько он интеллектуальнее, настолько же позже и пришел. Однако мне кажется, что изучение Сведенборга лишь тем даст настоящую пользу, кто перед этим уже прошел по пути пастухов, и поверил, но не удовлетворился узнанным до конца. Сведенборг - второе действие, высшее образование, которое без своей первой части невозможно или, во всяком случае, непрочно.
- ooo... Старческий маразм объясняется, видимо, тем простым фактом, что с годами природный разум человека в силу естественных причин мало-помалу приходит в негодность, а заменяющего его духовного разума у него не сформировалось. Это своего рода предтеча адского состояния, когда природная мудрость человека усыпляется, и он остается при одном своем злом безумии.
Такое мнение подтверждается и практикой: я знаю несколько заведомо хороших людей, до глубокой старости сохранивших рассудительность и ясность мышления, и несколько заведомо плохих, впавших в маразм на весьма ранней стадии. Если же виною всему атеросклероз, то он, как и всякая болезнь, не приходит случайно, служа, может быть, специфическим наказанием адскому человеку и демонстрируя его безумие окружающим.
- ooo... Хороший человек мыслит из своего духа, дух же его пребывает в небесном свете. Поэтому природные органы типа мозга служат ему больше для "конвертации" духовных мыслей в натуральную форму, и способны удовлетворительно выполнять свои функции даже при наличии склеротического сужения сосудов. Плохой же человек мыслит натуральным образом, и когда натуральный орган его мысли ломается, он оказывается бессилен. Кроме того, хороший человек мыслит по истине, а истина духовна и повреждена быть не может. Плохой же человек мыслит по памяти, а память напрямую завязана с его телесными органами.
- ooo... Еще одна причина отсутствия маразма у хороших стариков может заключаться в том, что внешняя память отказывает им точно так же, как и плохим старикам, но они успешно заменяют потерю фактов потоком мыслей из духовного источника, тогда как плохие старики этого источника не имеют, и потерю фактических знаний им в разговоре заменить нечем.
- ooo... На витрине магазина медицинской книги красуется увесистый том с надписью "Бред" на обложке. Интересно, это - название книги или ее оценка?
- ooo... Философам почему-то разрешено нести околесицу, а простым смертным - нет. Околесица философа есть философия, которую следует разбирать и критиковать. Философия простого смертного есть околесица, над которой положено только смеяться. То есть на право несения ерунды, как и на торговлю спиртным, тоже нужно иметь государственную лицензию.
- ooo... Когда умирает хобби, обычно некоторое время оно еще вспыхивает от скуки и неприкаянности жизни. Однако сами эти поздние вспышки обличают мертвечину. Так донельзя сытый человек еще придирчиво ковыряет вилкой в тарелке.
- ooo... Подобно тому, как битое не склеивается, так объективно отжившее невозможно реанимировать. Его можно только гальванизировать, как лягушку, чтобы она немного подергалась.
- ooo... Душа человеческая, как и природа, не терпит пустоты. Умирающие интересы неизбежно замещаются новыми. Но не следует ждать мгновенной автоматической замены. Подобно тому, как после неудачной серьезной любви человек надолго прячется в скорлупу, залечивая душевную рану, так и умирающий интерес не сразу замещается новым, оставляя за собой пустую неприкаянную полосу жизни. Надо понимать неизбежность этого и переносить спокойно.
|