Начало Осколки и заплатки (19)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Подобно тому, как охвостье Долгого парламента немало досадило Кромвелю, так охвостье уходящего периода нашей жизни нервирует нас, не давая быстро идти вперед. Мы не видим тех изменений, которые в это время происходят в глубине нашего духа, жаждем конкретных житейских побед и сердимся на их внешне бессмысленную задержку.

- ooo... Подавлять силой и без того умирающий интерес - все равно, что добивать умирающего во время его агонии. Потерпи чуть-чуть - и природа сама доделает начатое.

Парадокс же состоит в том, что часто агонизирующий интерес, добиваемый извне, неожиданно возрождается к жизни, хотя, как правило, ненадолго. До Никоновской реформы на Руси мало кто вникал в религиозные проблемы; но стоило Никону запретить старые обряды, как прежде религиозно индифферентные люди превратились в исповедников и мучеников.

- ooo... Человек так устроен, что он инстинктивно отвергает все навязываемое ему извне, даже если объективно оно полезно и приятно. Прекрати принуждение - и умный человек вскоре сам захочет сделать то самое, что ты незадолго перед тем безуспешно ему навязывал.

- ooo... Всякое умирающее хобби, если оно было настоящим, никогда не умирает совсем, поскольку отвечает какой-либо нашей природной склонности и служит формой ее внешнего выражения, а склонности врождены нашему духу и не могут умереть. Затихнув на время, оно либо возобновляется в слегка измененной форме, либо трансформируется в другую при условии сохранения своей принципиальной сути.

- ooo... Наши внешние увлечения подобны вентиляционным шахтам метро: самого метро не видно, но торчащие во дворах шахты, нарушая секретность, указывают, где проходит подземная линия.

- ooo... Всегда важно понимать, что именно привлекает нас в наших увлечениях, т.е. какие элементы этих увлечений случайны и могут быть при надобности заменены другими, а какие составляют самую суть, коренящуюся в нашей природе. Ибо с сутью бороться невозможно и противоестественно, тогда как внешние элементы порой приходится менять, если они придают данному увлечению нежелательный характер.

- ooo... Внимательно проанализировав собственные интересы и увлечения в их хронологическом развитии, можно довольно точно определить круг своих природных склонностей, после чего постараться представить себе такой стиль жизни, при котором бы все они максимально удовлетворялись.

- ooo... Когда у человека болит зуб, ему кажется, что кроме зуба у него в теле ничего другого и нет. Когда же зуб утихнет, человек совершенно забудет о нем и даже искренне не поймет, как это можно было сосредотачиваться на такой чепухе.

То же и с философией. Если в нашей душе непорядок, мы сосредоточены на своем дискомфорте, хотя - объективно - наши мысли нимало нам не помогают. Когда же в душе наступает мир, исчезают и философские рефлексии. С ними бессмысленно бороться: надо только, чтобы душа не болела, - и они исчезнут сами.

- ooo... Хорошо нам станет не тогда, когда мы поймем, как нам следует жить на свете, а тогда, когда отпадет самая необходимость думать об этом.

- ooo... Философские размышления есть побочное следствие душевного непорядка. Они так же "исходят" от непорядка, как дым от трубы. Но труба не зависит от дыма, и душа наша не зависит от рассуждений. Дым означает только, что там, откуда "растет" труба, идет какой-то производственный процесс; завершится процесс - иссякнет и дым. Но дым не определяет собою процесса и не влияет на его ход, а просто служит индикатором, неизбежным спутником и следствием этого процесса.

- ooo... Человек создан Богом для того, чтобы жить, т.е. действовать, а вовсе не для того, чтобы абстрактно размышлять в бездействии. Ибо размышлять ему, в сущности, не о чем, поскольку Бог Сам ведет его по жизни.

Размышлять человеку приходится, если он пожелал вести себя лично, - но на такой подвиг ни у кого не хватит мозгов. Эта дорога тянется к аду. Если же человек поворачивает от ада вспять, ему снова приходится думать, потому что он не знает еще, что ведом Богом, и ощупью ищет верный путь. Мудрость человека заключается не в том, чтобы вести себя самому, а чтобы постигать волю Божью и следовать ей.

- ooo... Водитель смотрит на правила дорожного движения как на руководство к действию; для прочих же людей они суть такая же безразличная информация, как сведения о верблюдах в Африке. Это различие происходит оттого, что водитель пользуется правилами для дела, а прочие люди ими не пользуются.

Если человек ведет себя по жизни сам, тысячи житейских истин служат ему руководством к действию; если же он предоставил вести себя Богу, то для него советы Карнеги перестают принципиально отличаться от советов цветоводу-любителю.

- ooo... Есть Бог, и есть Законы Божественного Порядка, коими существует вселенная; и есть я - микроскопическая частица этого единого Божественного Порядка. От моей личной воли не зависит ни единая мелочь в Мироздании; но каждый атом в нем зависит от Бога, который Добр, Мудр и Справедлив. Господь несет меня по жизни, требуя в ответ только одного: не противиться и не мешать Ему спасать меня.

- ooo... Человек, во всем следующий Богу, вовсе не является безвольным, как не бессильна собака, нападающая по команде хозяина, а не по собственному своему усмотрению. Такой человек безволен только в одном смысле: что он добровольно отказался от своих неразумных прихотей.

- ooo... Мы - "подчиненные" Бога, а хороший подчиненный не тот, кто во всем противоречит начальнику, тем более Всеблагому и Всеведущему, но тот, кто, получив указание, прилагает свои способности к исполнению порученного дела.

- ooo... Когда заканчивается философский поиск, освободившийся ум человека направляется на изучение своей профессии.

- ooo... Нельзя насильно заставить себя не думать, когда хочется думать. Нужно сделать так, чтобы нежелательный предмет раздумий просто перестал нас интересовать.

- ooo... Злые служения потому и называются так же служениями, как и добрые, что они могут иметь препятствующую функцию, т.е. посредством зла препятствовать другому такому же злу (клин клином вышибают). Совершенно очевидно, что суть опустошения как раз и заключается в том, что зло, коренящееся в человеке, ограничивают и выбивают другим подобным злом, примененным к самому этому человеку.

- ooo... Натуральный человек, верующий в Бога, соблюдающий Его Заповеди и выполняющий предназначенное ему служение, представляет собой полноту Последних Небес. Он вычерпал всю натуральную степень и подошел к той грани, которая отделяет ее от степени духовной, - к великой бездне, которую возможно преодолеть лишь качественным скачком.

- ooo... Человек не может собственными силами открыть себе Бога, но Бог Сам открывается ему, когда человек объективно готов Его принять.

- ooo... Если человек прыгнул с одного берега пропасти на другой, но не долетел, то цель, очевидно, не достигнута и попытка не зачтена.

- ooo... Если маховик крутится в одну сторону, его невозможно мгновенно пустить крутиться в другую, и тем более невозможно, чтобы он, замедляя неправильное свое вращение, одновременно каким-то образом начинал вращение правильное. Чтобы изменить направление движения маховика, его нужно сперва совершенно остановить. Чтобы начался новый день, нужно, чтобы совершенно кончилась предшествующая ему ночь.

- ooo... Человек сознанием своим живет в мiре, плохо видит все то, что свершается в глубине его духа, и даже может вовсе ничего не заметить, в то время как потеря работы или ссора с близким человеком, зачастую маловажные в духовном плане, оставляют в его сердце шрам на всю жизнь.

- ooo... Весь механизм Преобразования подобен тому колесику внутри ходиков, которое под действием гири поворачивается дробными дискретными толчками, назад же идти не может, ибо упирается в ограничитель.

- ooo... Совершенно очевидно, что перед началом всякого дальнего путешествия необходимо собраться в дорогу. Человек не может выйти в путь в трусах и тапочках, как он ходил дома. Поэтому первым элементом путешествия, как бы предисловием к нему, являются сборы.

Если же человек покидает свой дом навсегда, у него возникает масса дополнительных проблем. Во-первых, большую часть вещей придется оставить; но человек к ним привык, и расставаться с ними ему жалко. Во-вторых, некоторые нужные вещи не готовы к перевозке: одни нужно развинтить и сложить в коробки, другие выстирать или вычистить, третьи пересмотреть и выкинуть из них ломаные и малопригодные. В общем и целом багаж должен быть транспортабелен, т.е. быть удобным при перевозке и не доставлять владельцу лишних хлопот.

Параллельно подводятся итоги прошлому. Недоделанное доделывается или прерывается на удобном месте, открытые позиции закрываются. Человек как бы проводит ревизию своему душевному и материальному хозяйству, как увольняющийся работник подписывает обходной лист. Это суматошное, хлопотное время и составляет преддверье Возрождения.

- ooo... Главная особенность борьбы с грехами заключается в комплексном подходе, т.е. мы не можем разложить проблему на отдельные элементы и устранять их друг за другом, но должны браться за все вместе, - и так, на самом деле, оказывается даже проще.

- ooo... Человек, не верящий в возможность чудес, тем самым совершенно не верит в Бога, ибо Бог всемогущ, и потому Он заведомо в силах сотворить любое чудо, какое посчитает нужным.

- ooo... Адский человек, пребывающий в любви к себе, обладает удивительным свойством действовать на нервы окружающим непрестанно, меняя лишь способы. Если дать ему волю, он станет распоряжаться, браниться и унижать других; но даже побитый и сдавшийся, не успокоится. Если такой человек за обедом приметит, что другим неприятно его чавканье, он будет чавкать; если кто-нибудь поморщится от манеры класть бутерброд мимо тарелки на скатерть, он станет класть его только на скатерть. У таких персонажей есть поистине звериное чутье на реакцию окружающих.

Как муха, влетая в чистый дом, безошибочно находит единственную завалявшуюся корку, так адский человек даже в самой дружелюбной и миролюбивой беседе сыщет неприятную тему, любую мелочь, которая, подобно ложке дегтя, может отравить все общение. Мастерство же его проявляется в невозможности предъявить ему четкие претензии. В самом деле, он никого не оскорбляет, сам не начинает ссоры, и если кто-нибудь не выдержит этого иезуитского издевательства и сорвется, то сам же будет обвинен во всех смертных грехах.

- ooo... Адский человек всегда берет реванш за свои поражения. Если мужчина имел неосторожность связаться с женщиной такого типа, жизни ему не будет. Либо она постарается прямо установить свое господство, либо, получив отпор, примется брать его измором. Ожидать от такого человека исправления бессмысленно, победить же - невозможно, ибо в нашей власти пресечь конкретную пакость, но не изменить натуру. Змею можно убить, можно выгнать из дома, но, оставив ее под боком, нельзя запретить ей кусаться.

- ooo... Распространенная женская манера обижаться и дуться есть своеобразный адский реванш за уступку в споре. Хороший человек тоже может обидеться, но состояние обиды ему субъективно неприятно, и он как можно скорее постарается внести в дело ясность, т.е. разрядить обстановку. Адский же человек, напротив, любит ее всячески нагнетать, высасывая из своего партнера нервную энергию. Можно даже сказать, что он сам постоянно провоцирует состояние напряженности - и блаженствует в нем. Мужчина, опрометчиво победивший в споре, попадает в атмосферу враждебности и отчуждения, которыми адская женщина мстит ему за отказ повиноваться. При этом все окружающие уже осведомлены, как ей катастрофически не повезло с супругом.

- ooo... Вообще адский человек любит быть обиженным, особенно если обида, истинная или мнимая, пришла со стороны хорошего человека. Обида позволяет ему выглядеть перед другими несчастным и собирать с них урожай сочувствия к себе, любимому, который в иных случаях вряд ли бы ему достался. Кроме того, он может неограниченно производить гадости по адресу "обидчика", настраивая против него собеседников и лелея в себе всевозможные замыслы мести. Бедный "обидчик" оказывается объектом приложения всех его недобрых чувств, которые в противном случае не нашли бы себе применения.

- ooo... Мне кажется, что хороший человек имеет какую-то "энергетическую подпитку" с Небес и потому склонен передавать часть этой энергии окружающим людям; худой же человек, напротив, не имеет такой подпитки и испытывает нечто вроде "энергетического голода". Это заставляет его, подобно вампиру, выкачивать энергию из других людей, что достигается путем приведения их в дискомфортное, нервозное состояние. А так как энергетический голод имеет место на бессознательном уровне, то и вампиризм проявляется бессознательно. Поэтому прямое обвинение такого человека в умышленном делании гадостей будет им с негодованием отвергнуто.

- ooo... Человек, не желающий испачкаться, не должен подходить к навозной куче. Единственный правильный способ поведения с адскими людьми - это расстаться с ними. Если же вовсе избавиться от них невозможно, следует соблюдать максимальную дистанцию, своего рода "вооруженный нейтралитет", четко оговорив взаимные права и обязанности и не позволяя им вмешиваться в свои дела. Главное же условие душевного спокойствия заключается в том, чтобы таких людей не было перед глазами; в противном случае они найдут способ вывести нас из себя.

- ooo... Важно понимать, что адский человек сам по себе не может принести нам нисколько вреда, а только по Божьему попущению. Бог же попускает нам вред, когда мы сами виноваты, т.е. когда отступаем от блага и сознательно делаем зло.

Но адские люди обладают свойством вызывать в нас недобрые чувства, и как только мы вполне проникнемся ими, то становимся виноваты перед Богом, и тогда Он попускает адскому человеку вредить нам. То есть адские персонажи в высокой степени обладают даром провокации. Они как бы дразнят нас, а мы потом сами расхлебываем. Вот почему лучше вовсе не иметь с ними дела.

- ooo... Столкнувшись с адским человеком, следует наперед ясно понимать, что длительное конструктивное общение с ним невозможно и стратегически может принести только один вред.

- ooo... Важнейшим навыком при общении с адскими людьми является выработанная в себе способность пропускать их колкости и гадости мимо ушей, ничего не принимать к сердцу и при первой же возможности расставаться с ними. Ибо адский человек подначивает нас вступить в конфликт, как иной взрослый оболтус подстрекает мальчишек начать между собою драку. Поэтому, уклоняясь от конфликта, мы делаем единственно правильный выбор. Конфликт с адским человеком подобен болоту: стоит только втянуться в него, а там и не выберешься.