Начало Осколки и заплатки (21)

Автор: Михаил Глебов, 1997

- ooo... Работу, выполненную с любовью, всегда отличает некая универсальная завершенность и гармоничность на каждой ее стадии, когда все ее части соразмерны, оптимально отвечают предъявляемым требованиям, и ни в чем не заметно избытков или недостатка. Это происходит потому, что человек, любящий свое дело, получает удовольствие от его исполнения, и это удовольствие, наитствуемое с Небес, незаметно ведет его наилучшим путем.

Тогда как люди, работающие по принуждению, безразлично, внутреннему или внешнему, не любят своего дела, а вынуждены его делать. Человек же устроен так, что все неприятное и трудное он старается обойти или преодолеть кратчайшим путем; и потому в нелюбимой работе он видит один лишь факт своего принуждения, эту нависшую над ним плетку, и все его усилия сводятся к тому, чтобы, ублажив надзирателя в том, что он требует в первую очередь, не делать всего остального.

Таким образом, в любой принудительной работе находим фактическую подмену истинной цели этой работы ложной, сторонней целью удовлетворить требованиям контролера. И вместо того, чтобы делать работу как следует, ее делают лишь в той мере, чтобы пустить пыль в глаза и не нажить неприятностей. А поскольку контроль всегда бывает внешний и поверхностный, то и работа выполняется преимущественно в своей поверхностной, показушной части, и оттого не приносит желаемого результата. Так хорошая хозяйка тщательно уберет всю комнату, а плохая, понуждаемая бранью мужа или приходом гостей, заметет весь мусор под кровать.

- ooo... На иной яблоне уже в августе плоды крупные, красные, а собирать их надо в конце сентября, да и потом дать еще месяц вылежаться. То же и со многими житейскими делами. Часто бывает так, что внешняя, видимая "зрелость" события как бы забегает вперед, а надкуси - зелень и кислятина. Вот почему Бог часто сдерживает наши порывы, кажущиеся полезными и своевременными.

С другой стороны, видимая зрелость яблока, хотя и не гарантирует реальной зрелости, но служит верным индикатором, что эта реальная зрелость уже недалека, осталось немного потерпеть.

- ooo... На дальних подходах к порту корабль встречают береговые огни маяков. Однако свет маяка на горизонте еще не сам порт, а только знак близости порта. Какое бы крупное событие ни вызревало в нашей жизни, на определенной стадии приближения к нему зажигаются маяки - мелкие характерные признаки, индикаторы грядущих перемен. Их надо не бояться и не принимать за непосредственное начало события, а вовремя замечать и готовиться к швартовке в порту.

- ooo... Всякая крупная перемена в нашем быту относится к внешней, событийной стороне жизни. Но внешние перемены не приходят, пока для них не подготовлена внутренняя основа в нашем духе. Внутренние же перемены никогда не случаются вдруг, а вызревают постепенно. Таким образом, медленное количественное нарастание внутренних изменений на определенной стадии их зрелости внезапно разрешается качественным внешним скачком.

Отсюда, однако, следует, что накануне внешнего излома внутреннее состояние человека почти не отличается от состояния после излома. А поскольку внешние события нашей жизни определяются внутренним состоянием, то и неудивительно, что на определенной стадии, когда серьезный внешний кризис еще не созрел, но внутренние предпосылки его уже отчасти сложились, в повседневной жизни человека начинают проскакивать искорки, отдаленно подобные будущей буре, но еще редкие, разрозненные, несогласованные. Это как бы осечки, неудачные пробы, пристрелочные выстрелы.

В истории видим то же. Каждой из мировых войн предшествовало много мелких военных столкновений. Общеевропейская война 1812-14 годов последовала за локальными войнами самого начала XIX века. Революция 1917 года разразилась после фальстарта 1905 года и целой серии беспорядков и стачек.

- ooo... Ричард Пайпс пишет, что историками до сих пор не установлена серьезная, "уважительная" причина начала Первой Мировой войны. Не найдено такого качественного скачка в противоречиях, который повлек бы столь гигантское внешнее изменение, каковым оказался переход от всеобщего мира ко всеобщей войне. И когда говорят, что Россия вступилась за Сербию, то ведь не вступилась же она в 1908 за Боснию, а отдала ее Австрии безропотно и даже без политической компенсации. Суть в том, что непосредственной причины Мировой войны не было; но внутренние противоречия держав все накалялись и на определенной стадии мгновенно трансформировались в вооруженное противостояние.

- ooo... Внешнее событие имеет свойство происходить, только когда для него все уже готово.

- ooo... Если человек ждет скорых крутых перемен в своей жизни, но сам пребывает в состоянии мирного затишья, и повседневные дела его сонно тянутся по обычной своей колее, то ожидания явно преждевременны. И вода в чайнике, перед тем, как закипеть, уже заранее начинает слегка пузыриться и выделять небольшой пар.

- ooo... Очень важно понимать, что у всякого события нет ни начала, ни конца, но одно событие плавно и естественно перетекает в другое, а если мы иногда видим резкую перемену ситуации, то при ближайшем рассмотрении резкость и внезапность оказываются обманом зрения, и острый угол на кривой линии в действительности является закруглением с небольшим радиусом.

Если функция в некоторой точке Х имела координату У, то в соседней точке Х+dX она будет иметь координату Y+dY, т.е. при элементарном перемещении по кривой мы имеем тот же базовый Y и лишь ничтожно малую добавку dY, которой, собственно, и отличается новое положение от предыдущего. Но именно вследствие этой ничтожной малости dY относительно базового Y мы и не можем никакую точку кривой считать началом события. Ничто не начинается с нуля, но все непрестанно суммируется и накапливается, и нет нигде решающего перелома, который можно было бы считать исходным пунктом всех последовавших за тем событий.

- ooo... Интересно наблюдать, как хороший историк, вникая в крупные события, разлагает их на мелкие составляющие, и тогда сперва в наших глазах исчезает крупность, а потом и самое событие, и перед нами остается только поток сиюминутных мелочей, где каждая мелочь вытекает из предыдущей мелочи и определяет собой мелочь последующую. Этот поток, какой-то слепой и бессознательный, течет по непонятным нам и оттого жутковатым неорганическим законам, подобным скорее законам гидродинамики, и те редкие осмысленные голоса, которые раздаются в это время, находятся как правило вне этого потока и не имеют на него серьезного влияния. Ибо мудрецы сидят на отшибе по своим домам и взывают оттуда, а общественная жизнь, игнорируя их мудрые предупреждения, течет так, как должна течь, и приносит те результаты, которые должна принести.

- ooo... Пайпс пишет, что уже осенью 1916 года обстановка в России была до такой степени накалена, что в скором взрыве никто не сомневался, и странно даже, что взрыв этот промедлил до начала весны. Февральская революция произошла не потому, что ее кто-то организовал и устроил, а потому, что она была совершенно готова, она созрела и не могла не произойти. И потому не имело принципиального значения, какая именно мелочь и в какой именно момент сорвет пружину, какая капля окажется последней. Но все "руководители" революции явились лишь после того, как она объективно началась, и оседлали начавшееся без них стихийное движение.

- ooo... Мудрые люди в 1916 году не старались приблизить революцию, равно как не старались и препятствовать ей, понимая, что и то и другое выше сил человеческих, но просто сознавали ее неизбежность, предугадывали ближайшие последствия и исходя из этого решали, что лично им в связи со всем этим лучше делать. И самые дальновидные уже тогда начинали паковать чемоданы, продавали недвижимость и загодя переводили деньги в английские банки.

- ooo... Возврат к уже, казалось бы, окончательно решенной философской теме означает раскрытие в ней некоторой новой глубины, новой степени понимания, так что прежде написанное остается верным на своем уровне, а новые записи раскрывают ту же тему с несколько иных, более глубоких позиций. Многократное же возвращение к одной и той же теме, будучи зафиксировано письменно, открывает любопытную панораму последовательных степеней понимания предмета.

- ooo... Интересно наблюдать, как адские по своему духу люди, хотя и декларируют нежелание видеть жестокости и на этом основании воздерживаются от просмотра "крутых" боевиков, не могут удержаться от соблазна смотреть во все глаза на те жестокие сцены, которые попадают в телевизионные рекламные клипы этих боевиков. Я, кроме того, заметил, что этот интерес прогрессирует пропорционально общему обнажению их адских инстинктов. Отсюда напрашивается вывод, что адский человек сдерживает в себе зло лишь внешними волевыми усилиями, и когда этот самоконтроль почему-либо послабляется, то послабляется сразу по всему фронту, а не по каким-то отдельным аспектам жизни.

Кстати говоря, мастера рекламы знают, что делают, когда в коротенький клип рекламируемого фильма включают наиболее жестокие, кровавые и грязные сцены. Реклама всегда и везде подчеркивает наиболее заманчивые стороны своего предмета, и ежели в клипы входят именно такие сцены, значит, потребители боевиков интересуются в первую очередь ими.

Такой взгляд развеивает привычное мнение о том, что в детективах людей больше всего интересует запутанная увлекательная интрига. Напротив, сам факт ухода от классического детектива типа Шерлока Холмса, действительно основанного на интриге, к "крутому" боевику, заполненному натуралистическими сценами избиений и истязаний, где сюжет обычно построен кое-как, доказывает, что большинству потребителей этой продукции вовсе не хочется ломать себе голову над всякими загадками, а нужно одно, простейшее: почесать свои низменные инстинкты.

Очень может быть, что в прежние времена значительная часть читателей Конан-Дойля в душе своей проклинала всю его дедукцию и индукцию, выискивая в море ненужных им рассуждений жестокие сцены. Недаром его часто обвиняли в том, что большинство сюжетов он строил не на тяжести преступления, а на увлекательности расследования, и дело под конец оборачивалось пустяком.

- ooo... Известно, что когда человек хочет нас обмануть, он обычно говорит что-нибудь диаметрально противоположное истинному положению дел. Вот почему адские люди, полные жестокости внутри, обыкновенно стремятся показать себя в обществе приторно-добрыми и гуманными. Житейская мудрость давно подметила это их свойство и окрестила его сентиментальностью, тем самым отличив от истинного добра и придав ему какой-то фальшивый оттенок.

- ooo... Адские люди всегда разрываются между страстью делать зло и стремлением выглядеть порядочными людьми. Поэтому они прежде всего ищут повод для нападения и производят свои гадости под прикрытием громогласных воплей об ущемлении своих прав и о чужой несправедливости.

Адский человек в пылу любви к себе обладает феноменальной способностью так повернуть любое дело, что он всегда оказывается прав, а его противник - виноват. Недаром издревле говорили, что дьявол - превосходный логик. Однако адский человек всегда нарушает логику, передергивает факты, утверждая свою правоту эмоциональным напором и апломбом, вытекающими опять-таки из его любви к себе. Он никогда не станет спорить "по правилам", а на всякое возражение по существу отвечает голословными обвинениями и оскорблениями. Ибо он, как правило, обращается не к разуму, а к чувствам слушателей, стараясь пробудить в них жалость к себе и дурные чувства к своему противнику.

Поэтому же и политики, нападая друг на друга, обычно не критикуют реальную должностную деятельность каждого, а выискивают компромат, т.е. вещи интимного, морального или уголовного характера, хотя они, как правило, нисколько не отражают профессиональные успехи или неудачи его работы. Напротив, Петр нередко потчевал Меньшикова дубинкой за воровство, но ценил его деловые качества и не отстранял за одно это от управления государственными делами.

- ooo... Подчеркнутое преобладание важности имиджа над профессиональными качествами человека только лишний раз показывает, кто "князь мiра сего". Ибо для человека плотского, чувственного, т.е. адского, на первом месте всегда стоит внешнее, поскольку он живет в превратном порядке вещей. Именно это свойство обеспечивает успешную карьеру прилизанным ничтожествам и всяческим лицемерам и обманщикам - к великому ущербу для самого работодателя.

- ooo... В Духовном мире "имидж" всякого ангела или духа в точности таков, каков он сам, потому что там внешность прямо вытекает из внутренней сущности и адекватна ей. На земле же лишь более глубокая часть имиджа человека адекватна его внутреннему складу, как, например, взгляд, мимика, интонации; поверхностная же часть имиджа - фигура, одежда, аксессуары и т.п. - определяется скорее условиями его жизни: достатком, социальной средой, уровнем образования. Таким образом, и на земле можно верно судить о человеке по имиджу, если смотреть не на поверхностные, а на более глубокие его составляющие. Суть же учебника по имиджу заключается в шлифовке именно поверхностных черт, и потому он фактически служит инструкцией для лицемеров и обманщиков.

- ooo... Учебник по имиджу учит не тому, как человеку добиться соответствия собственного имиджа своим реально существующим положительным чертам характера, а тому, как создать наперед заданную маску безотносительно к своей духовной сущности. Консультант по имиджу исходит в первую очередь из той цели, которую человек поставил себе в жизни, и лишь во вторую - из его реальных (по большей части внешних) качеств, как скульптор, замышляя работу, желает изваять какую-нибудь Венеру, но затем вынужден поневоле считаться со свойствами той глыбы мрамора, которую ему удалось достать. То есть для консультанта по имиджу собственные качества личности служат теми же естественными ограничениями, как преклонный возраст изгоняет наконец актрису из роли Джульетты. Создатель имиджа затевает маскарад по своему произволу, и только личные качества клиента кладут естественные пределы этому полету фантазии.

- ooo... Было бы полбеды, если б человек создавал свой имидж исходя из собственной, пусть даже ошибочной, цели. Беда в том, что сами эти цели большей частью оказываются не его, не личные, а того общества, в котором он надеется блистать. И если всякое самопромышление не совпадает с действительной службой данного человека, назначенной ему от Бога, то тем более не совпадает с нею усредненное мнение некоторого (вполне адского) общества о том, каков должен быть уважаемый ими человек.

- ooo... Следовало бы четко различать два понятия имиджа. Имидж можно понимать как адекватное внешнее выражение своих положительных внутренних свойств. Выработка такого имиджа прямо необходима, ибо внутренние свойства проявляются через внешние, и потому между ними необходима гармония; кроме того, борьба с нежелательными, вредными чертами своего имиджа невольно ограничивает внешние проявления дурных черт характера.

Другое же - общепринятое - понимание имиджа сводится к некоторой общественно приемлемой визитной карточке, ориентированной на вкусы окружающих. Такой имидж совершенствует систему лицемерия человека, и потому насколько борьба за имидж в первом его значении объективно подвигает человека к Небесам, настолько борьба за имидж во втором значении объективно подвигает человека к аду.

- ooo... Бывают в нашей жизни периоды побед и внешнего блеска, а бывают периоды тихой, незаметной подготовки; и чем громче будут победы, тем дольше и сосредоточеннее требуется собирать для них силы. Наполеон в неделю разгромил Пруссию; но за этим стояли годы рутинной подготовки солдат, командиров, тыла, путей сообщения. Внешний же наблюдатель видит одни только победы, как мы, глядя на розу, видим красивый цветок, но забываем о корнях и навозе.