Начало Осколки и заплатки (23)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Дух всякого человека бесконечно сложен и, что не менее важно, в сложности своей уравновешен. Это значит, что бесчисленное множество элементов, кои слагают его и притом совершенно нам не известны, сведены в сбалансированную систему, которой может управлять только Один Бог. Отсюда следует, что малейшее изменение любого из этих параметров не может быть осуществлено без соответствующей корректировки всех прочих, иначе равновесие нарушится и человек уничтожится. Поэтому мы не можем надеяться, уцепившись за один какой-нибудь край греха, долбить его до тех пор, пока совершенно не уничтожим, как не могут строители возводить только одну стену дома без того, чтобы она, не развязанная поперечными, в конце концов не упала.

Один из принципов монашеского делания во все века требовал не уклоняться равно ни в нерадение, ни в рвение. Это значит, что, борясь с грехами, мы должны во всякое время делать лишь то, что нам реально по силам; и если некоторый грех, ясно сознаваемый нами, пока еще столь силен, что мы не можем от него удержаться, то не следует стараться одномоментно искоренить его вчистую, а предаваться ему с максимально возможными ограничениями и одновременным поиском отвлекающих и заменяющих его средств.

- ooo... Всякий человек таков, каков его внутренний дух; дух же всякого человека однороден, он не может стоять одной ногой в аду, а другой в Небесах. Отсюда следует, что дух может быть либо во зле, и тогда он в аду, либо в добре, и тогда он в Небесах. Если же человек признает за собою существенные грехи, то он заведомо в аду, хотя и на пути из ада.

Грехи же представляют собой сложнейший взаимоувязанный комплекс, растущий, как из общего корня, из любви к себе. Поэтому выламывание из этого комплекса одиночных грехов и бессмысленно, и невозможно. Человек должен не устраивать с ними героическую корриду, а, подобно бурлакам, все тянуть и тянуть свой непроворотный воз в нужную сторону, и тогда Господь в урочные сроки постепенно подрезает и укорачивает его грехи, так что со временем остается одна култышка, да и та наконец выдергивается.

- ooo... Человек, только приступающий к изгнанию грехов, постоянно мечется между двумя крайностями. Он то пытается одолеть их все разом, то, потерпев неудачу, впадает в отчаяние и перестает делать даже то, что мог бы делать. От этого путь его выходит противоречивым и рваным, и было бы много лучше, если бы он не рвался и не отчаивался, а спокойно и буднично тянул свою лямку, надеясь, что Господь мало-помалу облегчит его бремя.

- ooo... Толстой писал: "Ком снега невозможно растопить мгновенно; напротив, чем выше температура, тем более крепнет оставшийся снег". То же происходит и с грехами. Всякий грех есть известное извращение в структуре нашего духа. Исправление же его - многоходовая комбинация, осуществляемая в известной одному Господу последовательности, и потому оно заведомо не может быть мгновенным. С другой стороны, чем глубже укоренились в человеке грехи и чем их больше, тем, соответственно, больше времени и усилий требуется на их ликвидацию.

Мы должны понимать, что, как бы ни хотели, не можем ускорить этот процесс сверх некоторой объективно присущей ему величины. Более того, мы вовсе не можем его ускорить, ибо избавление нашего духа от грехов совершает Один Господь, а Он всякое дело ведет оптимальным образом. Но мы можем замедлить или даже остановить этот процесс своим неразумным поведением. Следовательно, нам нужно думать не о том, как ускорить дело, а лишь о том, как бы случайно его не замедлить.

- ooo... Если дух наш, будучи грешным, находится в аду, то мы одним волевым усилием, пусть даже героическим, его оттуда не извлечем. Извлечь его может Один Бог, путем сложного и совершенно неподконтрольного нам перевода нашего духа из одного адского общества в другое, по сложной траектории, но в общем направлении к поверхности ада. Перемена же обществ отражается на внешнем человеке тем, что интенсивность одних грехов снижается, но других может даже возрасти, потому что Бог "клин клином вышибает". Ибо, пока человек в аду, Бог не может даровать ему настоящее добро, так как оно немедленно было бы профанировано, и вместо того попускает грех более легкий взамен греха более тяжелого. Этот процесс подобен таянью льдины, которая пропорционально и равномерно уменьшается со всех сторон, пока не кончится вся.

- ooo... Не то беда, что некоторые цари, директора, ученые или писатели "не соответствуют своей должности", а то, что почти всякий человек, какое бы место он ни занимал, уже потому ему не соответствует, что не любит своего дела, следовательно, плохо знает и понимает его, сам плохо исполняет и другим не дает, и ищет лишь удовлетворения собственной корысти и тщеславия.

Глядя на любое человеческое общество, следует удивляться не тому, что руководители его делают столько вредного, дурного и глупого, а тому, что при тотальной глупости, некомпетентности и злонамеренности руководителей общество вопреки им все-таки живет и развивается.

- ooo... Человек, стремящийся честно делать свое дело, ни в коем случае не должен задумываться о конечном результате этого дела, ни, тем более, требовать порядочности и компетентности от своих сотрудников или начальников. Он должен лишь не озираться по сторонам и сосредоточиться на самом процессе делания, конечный же результат для него духовно не важен и зависит от Бога.

- ooo... Человек, пребывающий во зле, вместе с этим неизбежно пребывает во лжи, т.е. в неверных, зачастую вовсе несообразных убеждениях. Но ложь и Истина духовно противоположны, а противоположности ненавидят друг друга. Поэтому всякий пребывающий во лжи не терпит Истину и непроизвольно начинает негодовать, как только услышит ее. Он и сам не понимает, почему его до глубины души возмущают некоторые чужие утверждения, в то время как другие, по внешности схожие, оставляют равнодушным.

Такого "заблуждающегося" возможно "обратить" лишь из одной лжи в другую, но отнюдь не изо лжи в Истину. Высказать ему Истину, даже никак не затрагивающую его лично, - значит поссориться.

- ooo... Всякий истинно добрый человек непроизвольно отшатнется от любого встреченного зла, даже если по внешности оно не выглядит злом. И обратно, всякий действительно злой человек неизбежно возненавидит любое истинное (а не фарисейское) добро, даже если оно не заявляет о себе вслух. Это взаимное неприятие рождается на подсознательном уровне, так что люди не могут рационально объяснить его себе и другим и потому вынуждены искать подходящий внешний повод.

- ooo... Возможно, у некоторых людей потому так рано рождаются дети, что людям этим предстоит со временем усугубить свой первородных грех, и, следовательно, для их ребенка лучше, если он получит гены в ранний период жизни отца. У других, напротив, дети появляются поздно потому, что эти люди с годами преобразуются, и чем позже родится у них ребенок, тем лучшая наследственность ему достанется. Отсюда напрашивается вывод, не знаю насколько подтверждаемый фактически, что людям, способным к серьезному преобразованию, т.е. сверх природно-духовной степени, как семья, так и потомство даруются поздно.

- ooo... Мне кажется, что дарвиновская теория эволюции ложна лишь наполовину. Животные и растения не могли превращаться друг в друга, но очень похоже, что возникали они на Земле постепенно и как раз в последовательности, указанной Дарвином.

В самом деле, на первобытных голых камнях могли жить лишь простейшие и эпифиты, получавшие питание из воздуха. Их гумус, накопившийся со временем, дал жизнь неприхотливым травянистым растениям. Те, в свою очередь, отмирая и перегнивая, создали почву для кустарников и деревьев, а развитие флоры поэтапно делало возможным существование питающейся ею фауны, со всеми ее пищевыми цепочками. То есть развитие живой природы от простейших видов к сложнейшим имело место, но не в смысле трансформации этих видов друг в друга, а в смысле последовательности их появления на Земле Божьей волей.

- ooo... Пишут, что в 1970-е годы американцы якобы открыли экспоненциальное замедление скорости света со временем, так что в относительно недалеком прошлом свет "двигался" гораздо быстрее. Если это так, то рушится вся модель расширяющейся Вселенной, выведенная из одного только факта красного смещения в спектрах всех звезд: оно как раз было бы следствием замедления скорости света.

Но я подумал о другом: возраст Земли и все ее геологические эпохи определены методом измерения полураспада углерода в образцах; если же скорость света нестабильна, то почему должна быть стабильна скорость этого самого полураспада? Одного взгляда на геохронологию Земли достаточно, чтобы заметить, что чем эра новее, тем она короче, и не линейно, а экспоненциально. Если же сама скорость этого пресловутого полураспада, подобно скорости света, убывает со временем экспоненциально, то получится, что все означенные эпохи на самом деле по продолжительности были примерно равны, и равны эпохам позднейшим, а не начальным.

- ooo... Господь ничего на свете не делает зря. Не стал бы Он сотворять в Солнечной системе девять планет, если бы жизнь должна была возникнуть только на одной. Надо полагать, что планетная система, созданная в неизвестное, но, видимо, не слишком отдаленное время (по крайней мере, не 5 миллиардов лет назад, а на порядки меньше), непрерывно несла и будет нести жизнь на какой-либо одной из планет, главным образом в зависимости от активности Солнца.

Ученые признают, что Солнце проходит сложный цикл развития, то ослабляя, то значительно усиливая свою теплоотдачу. Соответственно меняются и условия на окружающих планетах. Первой обитаемой планетой, очевидно, был Меркурий, когда Солнце, едва сформировавшись, только начинало светить. О "духах с Меркурия" однозначно писал Сведенборг. Следующим носителем жизни, наверно, был Марс, потом настала очередь Земли, эстафету у которой, похоже, собирается принять Венера. Если же говорят, что всякая звезда со временем превращается в гиганта, то на этот случай припасены большие планеты, достаточно удаленные от центра Системы и одновременно достаточно массивные, чтобы баланс массы того же Юпитера относительно будущего увеличенного Солнца был тот же, что у сегодняшней Земли относительно сегодняшнего Солнца.

- ooo... Говорят, что за Плутоном может быть десятая планета, поскольку что-то оказывает слабое возмущающее действие на его орбиту. Но если расстояния до звезд на самом деле много меньше, чем предполагалось, то это может быть просто влияние соседней звезды.

- ooo... В солнечной системе есть две резко различающиеся группы планет: малые, земного типа, и большие, типа Юпитера. Похоже, что Солнце, за время предопределенного ему существования, должно пройти две принципиальные стадии: сперва оно незначительное по объему, массе и выделяемому теплу, и тогда жизнь развивается на малых планетах; затем оно катастрофически разрастается, малые планеты сгорают, и жизнь переходит на планеты большие, причем, как предполагалось выше, отношение массы обитаемой планеты к солнцу - величина приблизительно постоянная.

Отсюда вроде бы вытекает, что будущие жители Юпитера будут во столько же раз крупнее землян, во сколько сам Юпитер больше Земли. Но для Духовного мира это безразлично, ибо в нем нет пространств и, следовательно, размеров, и всякий дух, каков бы ни был он в своем материальном теле, выглядит одинаково. Если же предположить, что на всякой планете отношение ее диаметра к росту обитающих на ней людей есть константа, то любая планета, вне зависимости от ее мерной величины, в представлении ее обитателей окажется размером в точности с нашу Землю.

- ooo... Я не думаю, что время существования человеческого общества на любой планете сколько-нибудь велико. Об этом говорит хотя бы ограниченность природных ресурсов. Планеты в некотором смысле похожи на одноразовые пластиковые стаканы: люди живут на них, пока не исчерпают их ресурсы и не испакостят окружающую среду, и затем (возможно, с некоторым перерывом во времени) на следующей планете все начинается сызнова.

- ooo... Если скорость света действительно убывает со временем, значит, все звезды и галактики неизмеримо ближе к нам, чем полагает "наука", и к тому же все они, соответственно, меньше по массе и слабее по светимости. И выходит, что между отдельными звездами и галактиками нет таких неоправданно громадных пустых расстояний. Картина становится гораздо уютнее и домашнее, мегапарсеки исчезают вослед Птолемеевой системе, и вместо них оказывается россыпь принципиально схожих между собою планетных систем. В самом деле, если все они - колыбель одного и того же человека, откуда быть крупным различиям?

- ooo... Говорят, что Солнце и планеты излучают тепло за счет идущих в их недрах ядерных реакций, и когда топливо кончится, все они потухнут и окоченеют. Но не Божья ли Воля создала их, вместе с их топливом, внеприродным образом? И не в силах ли Бог, по завершении естественного ядерного процесса, внеприродным же способом превратить отработанный в материал в нетронутый, начиная новый виток вечной спирали?

Так мы можем дойти до утверждения, что автомобиль, исчерпав весь бензин в своем баке, уже никогда не тронется с места, как будто не в силах водителя его заправлять сколько угодно раз.

- ooo... Может показаться, что естествознание, допустившее действие Божьей воли, тем самым снимает с изучаемых природных процессов все естественные ограничения, ибо Божье вмешательство есть в сущности чудо, а чудо может быть каким угодно.

На самом же деле происходит лишь замена ложных ограничений истинными. Ибо ученые-атеисты видят ограничения в "законах природы", выведенных ими из обманчивых видимостей. Истинные же ограничения содержатся в Законах Божественного Порядка, ибо Господь никогда не делает ничего против Своего Порядка. Говоря конкретнее, структура материальной природы жестко и однозначно определяется наукой соответствий этой природы Духовному миру.

- ooo... Люди по опыту знают, что когда приходит осень, падают листья. Наука, обобщив этот опыт, утверждает, что вследствие прихода осени в черешках листьев разлагается клетчатка, и потому листья падают. На самом же деле зависимость не причинно-следственная, но корреляционная. Ибо осень соответствует определенному духовному состоянию, и это состояние характеризуется множеством конкретных частностей, проявляющихся в материальном мире в том числе и листопадом.

То есть и осень, и листопад, и заморозки, и тысячи других мелочей не следуют друг из друга, но все равно и независимо вытекают из общей духовной причины, лежащей далеко за пределами нашего материального мира.

- ooo... Наука, если разобраться, странная вещь. Причины и сущность вещей люди постичь не могут, ибо они лежат в духовном мире, им недоступном. Открытие тех или иных частных природных закономерностей происходит путем просветления Господом отдельных лиц, как правило внезапно для них самих. Эти разрозненные спорадические озарения служат отправной точкой для бескрайних ложных умствований, породивших все научные теории. Наконец, существуют презираемые ученой братией инженеры, которые берут упомянутые открытия и, опять-таки путем просветления свыше, применяют их к делу, создавая машины и т.п. Тоненькая ниточка Истины спускается от Бога к забывшим Бога людям, и на этой нитке висит гигантская распухшая опухоль лжи, глупости, тщеславия и самой низкопробной корысти, в совокупности именуемая Научной Деятельностью.

- ooo... Одна из основ правильного житейского поведения - не игнорировать свои (не грешные) желания по мере того, как они сами собой появляются, и не удерживать их насильно по мере того, как они сами собой пропадают.

Сосредоточенность в настоящем автоматически выполняет это условие, самопромышление автоматически его нарушает. Ибо рождение и угасание всякого желания происходит в настоящем, а самопромышление сосредоточено в будущем и потому настоящего не замечает.

- ooo... Нам доставляют удовольствие лишь те занятия, которые выполняются нами по свободному желанию; однако желание это потому и свободно, что непредсказуемо заранее. Если же оно не свободно, то это не желание, а принуждение, безразлично, внешнее или внутреннее, и удовольствия от него никогда не бывает, равным образом и духовной пользы.

Поэтому принуждение целесообразно использовать в смысле отрицательном, т.е. запрещать себе делать худое, и нецелесообразно использовать в смысле положительном, т.е. заставлять себя делать что-либо доброе насильно. Если оно делается насильно, то перестает быть добрым в себе, и потому не приносит нашей душе никакой пользы.

- ooo... Начиная с воодушевлением всякое новое дело, мы должны (а) не задумываться о его глобальных конечных результатах, (б) браться за наиболее удобную и приятную часть работы, (в) уметь отщипывать от работы элементарные кусочки, которые можно выполнить за один прием до конца, (г) не переходить к следующему кусочку, пока полностью не завершен предыдущий, (д) быть готовым в любой момент бросить работу или отложить ее на неопределенный срок.