Осколки и заплатки (26)
Автор: Михаил Глебов, 1998
- ooo... Хобби человека в большинстве случаев есть проявление его грешности. Человек желает властвовать на работе и в семье, но физически не может, и тогда поворачивается к ним спиной и создает свой вымышленный мирок, в котором он полновластный хозяин.
Поэтому неразумно допытываться у такого человека о смысле его хобби. Смысл его нисколько не интересует, - ему важно полновластие в пределах своего отгороженного от посторонних посягательств пятачка. Именно поэтому коллекционеры обычно столь непримиримы к малейшему вмешательству в их занятия и буквально выходят из себя.
- ooo... Коллекционер, с упоением собирающий старые самовары, не может хотя бы на минуту взглянуть на свое занятие со стороны и постичь всю его глупость и никчемность. Ибо всякое занятие оценивается с точки зрения полезности для жизни. Полезность же коллекции самоваров заключается для их владельца вовсе не в самоварах, а в радости безраздельного обладания ими.
- ooo... Я много раз замечал у других и знаю даже по собственному опыту, что человек, затеявший сбор коллекции или что-нибудь иное подобное, хотя и разглагольствует на каждом углу о своих открытках, марках или самоварах, но на самом деле интересуется не столько ими, сколько организационными и структурными вопросами своего хобби.
Когда я собирал художественные открытки, то лишь скользил взглядом по новым приобретениям; на первый же план выдвинулись вопросы расстановки открыток по школам и по хронологии, регистрация в амбарной книге и всемерное увеличение их количества. Когда в детстве я начал строить в саду "обсерваторию" для наблюдения звезд, то звезды эти почти не наблюдал, зато с увлечением прокладывал дорожки, мастерил скамеечки, сажал цветы и в первую очередь огородил площадку символическим забором.
- ooo... Коллекционирование заключает в себе важное психологическое противоречие. Человек думает, что любит марки, тогда как на деле он любит лишь свое полновластие над коллекцией марок. Истинным его двигателем выступают страсти обладания и господства, сам же он обманывается и считает, что любит марки как таковые. Но по мере разрастания коллекции и - соответственно - увеличения трудозатрат на ее поддержание в должном виде человек внезапно обнаруживает, что из господина коллекции превратился в ее раба. Отсюда неизбежно возникает разочарование; человеку надоедает возиться, он постепенно отходит от своего увлечения и с непониманием взирает на горы кропотливо изготовленных альбомов, не зная, куда их теперь девать.
Однако та же причина, которая некогда породила увлечение марками, снова напоминает о себе. И тогда человек вдруг обнаруживает, что марки - это чепуха, настоящее же дело - спичечные этикетки. Любовь господства, освободившись от вороха надоевших обязанностей, энергично устремляется в новое плавание. Я встречал людей, которые сменили множество подобных увлечений. И сам я (до некоторой степени) был в их числе.
- ooo... Всякое объективно бесполезное дело, которому человек с увлечением предается, есть Вавилонская башня в миниатюре. Ветхозаветные грешники хотели посредством башни взойти на Небо и заменить собой Бога, т.е. полновластно управлять миром по собственному усмотрению. Однако того же самого объективно хотим и мы, когда создаем свой замкнутый виртуальный мирок, в котором надеемся распоряжаться с той же свободой и неограниченностью, как если бы были там богом.
- ooo... Человек свободен в своих желаниях и мыслях, но не в поступках. Все наши поступки жестко контролируются Богом. Поэтому в условиях реальной жизни человеку трудно претендовать на полновластие, будь он даже великим диктатором.
Гораздо легче придумать фантазию и затем стараться реализовать ее так, чтобы она по возможности не имела никакой связи с реальным миром и, следовательно, не зависела бы от него. Однако чем дальше хобби отстоит от реальности, тем меньше от него практической пользы автору. Такие хобби, огромные и бессмысленные, как египетские пирамиды, возвышаются над пустынями человеческих жизней. Жалкий и ничтожный человек, уподобляясь Сизифу, всю свою жизнь самозабвенно катит камни на пирамиду и при этом чувствует себя как бы маленьким автономным богом.
- ooo... Если человек находится в любви к себе, то он автоматически пребывает и в любви к господству ради господства. И тогда появление вавилонских башен неминуемо, вопрос только в их конкретной форме. С такими башнями нельзя бороться рациональными выкладками; необходимо победить любовь человека к себе, вывести его дух из ада - и тогда башни эти, вместе с другими уродствами, рассыплются сами собой.
- ooo... Выйдя из ада на освещенное место, человек с очевидностью обнаруживает, что все дела его, которым он предавался со страстью, мертвы и бессмысленны, а нужны совсем другие дела, но он их еще никогда не делал и даже плохо представляет, как они реально выглядят.
- ooo... Ад и Небеса взаимно противоположны. Поэтому дела, живые и осмысленные с точки зрения адской любви, мертвы и бессмысленны в свете Неба; и наоборот.
- ooo... Земные дела наши по форме всегда временны, но некоторые из них по существу могут быть вечными. Это именно те дела, которые исходят не от нас, а от Господа, и потому имеют вечное значение, ибо все исходящее от Бога вечно. Человек чисто природный, озирая житейское море, видит только непрозрачную гладь, по видимости всюду одинаковую, тогда как взор человека хотя бы немного духовного проникает сквозь эту обманчивую поверхность и видит, где воды по колено, а где дно обрывается в пучину.
- ooo... Человек чисто природный подобен маленькой лодочке, которая свободно плавает по мелководью, но в открытое море выходить остерегается. Человек духовный, напротив, подобен кораблю с большой осадкой, который ходит вдали от берега, ориентируясь по карте и маякам, а попав на мелководье, сразу садится на мель. Первый потому боится глубоких мест, что они от Бога, тогда как любимое его мелководье - от себя. Но от себя у человека ничего исходить не может и на самом деле исходит от ада, который всячески избегает Божественного влияния.
- ooo... Земные дела, будучи временными и потому эфемерными, сами по себе никакого значения не имеют, как не имеет смысла фундамент, на котором не будет возводиться дом. Дом же, возводимый земной деятельностью человека, есть его вечный бессмертный дух. Человек отталкивается от земных дел, которые сами в себе мертвы и потому духовно нейтральны, и идет либо к Богу, если живет по Богу, либо к аду, если отрицает Бога и ставит себя на Его место.
В первом случае Сам Бог ведет человека и дает видеть ему, какие из окружающих его земных дел полезны, т.е. имеют духовную, вечную составляющую. Такой человек подобен кораблю, капитан которого собственными глазами не может видеть сквозь воду рифы и мели, но постоянно ориентируется по карте и таким образом избегает крушения и по возможности спрямляет путь. Но тот, кто отрекся от Бога, вместе с тем потерял и карту, сам же по себе он может видеть только поверхность воды, которая обманчива, и он тычется и путается и, натерпевшись много напрасного горя, в конце концов тонет.
- ooo... Я свободен желать чего угодно, и если Бог не препятствует, то могу исполнить свое желание на деле. Но если желание это не от Бога, а только попускается им, то реальной пользы в нем для меня нет.
- ooo... Обыкновенный культурный человек знает основные школы живописи, важнейших художников и их главные картины. Но если он избрал своей профессией историю искусств, то такое знание для него лишь базовое, поверхностное, но вовсе не достаточное. Обыкновенный культурный человек знает, из каких основных частей состоит дом и каково их принципиальное предназначение. Но для инженера этого мало, он должен вникнуть в особенности работы каждой конструкции, знать тонкости и детали, и лишь тогда он сможет правильно запроектировать здание.
С другой стороны, человек, сам не являющийся историком или инженером, не должен обременять себя лишними знаниями, которые он все равно не употребит в дело. Всякий из нас имеет от Бога свое занятие, в котором должен досконально разбираться; прочие же бесчисленные сферы человеческой деятельности вполне достаточно знать так, как туристы узнают город, показанный им из окна автобуса.
- ooo... Всякое знание уместно лишь в том случае, когда оно употребляется для дела. Знать в общих чертах устройство Мироздания и начальные основы земных наук необходимо для формирования верного мировоззрения, чтобы не думал человек, что Земля покоится на трех китах. Но детали и подробности требуются ему только в той области, которой он фактически занимается, потому что без знания их он не сможет действовать. И природная память наша так устроена, что легко вмещает и удерживает те сведения, которыми мы пользуемся, а прочее быстро забывает.
- ooo... Человек, отвернувшийся от Бога, чувствует себя заброшенным в холодный и враждебный мир, где никто ему не поможет; и он начинает беспорядочно изучать науки в надежде отыскать ключ к управлению событиями. Эта обманчивая надежда заставляет его перерабатывать тонны ненужных и ложных сведений. Но человек духовный не ищет в земной науке высшей мудрости. Он озирает эту науку как бы сверху и, подобно орлу, пикирует в требуемую точку, выхватывая понадобившееся ему конкретное знание.
Для природного человека наука предстает бескрайним лабиринтом, в котором он чем дольше блуждает, тем безнадежнее путается. Для духовного человека она является как бы энциклопедией, стоящей на полке, так что он понапрасну не забивает себе голову, а по мере надобности просто берет нужный том и читает.
- ooo... Купил в подарок знакомому CD-ROM по современной фантастической живописи и больше часа просматривал его. Абстрактной мазни почти нет, нарисовано филигранно, натуралистично, - но осталось какое-то недоумение: а зачем это все нарисовано? Какие-то немыслимые звездолеты, какие-то неземные чудовища. А есть картинки прямо адские: мускулистые супермены и девушки, с мечами и в шлемах (но без трусов) храбро противостоят огнедышащим чудищам.
Духовный смысл всех иллюстраций - либо глубокий ад, либо какая-то пустота. Видимо, картина лишь тогда осмысленна, когда передает некоторое духовное содержание: пейзаж с настроением или человеческие эмоции. Но у голозадых героев современной фантастики никаких эмоций нет, кроме только одной: убить противостоящее чудище прежде, чем оно убьет их. Мирно разойтись - такое в аду никому не приходит в голову.
Там же смотрел громадную подборку Сальвадора Дали и опять не понял: зачем нарисовано? Лишь редкие из его сюрреалистических композиций имеют смысл, прочие - какое-то нагромождение нелепицы, хотя технически сделано превосходно. Но ведь техника исполнения - лишь средство, а никак не самоцель. Смотреть было настолько скучно, что я дошел до половины и бросил.
- ooo... Художники потому любят изображать противостояние супермена дракону, что в нем ярче всего выражена жажда самоутверждения адского человека. Известно, что два демона не могут мирно ужиться друг с другом, потому что каждый ищет абсолютного господства.
"Если враг не сдается, его уничтожают". Эта страсть скрыта в самой сердцевине любого греха, а в грехах увязли почти все люди. Поэтому такие картинки на подсознательном уровне ласкают их низменные инстинкты и оттого нравятся.
- ooo... Если вдуматься, то вся современная фантастика (за исключением советского слюняво-сахарного направления) вертится вокруг одного насилия. Сперва было много ссылок на "науку" и ее героическое развитие. Но впоследствии авторы, видимо, поняли, что в глазах массового читателя она не имеет товарной ценности, и оставили в книгах лишь то содержание, которое возбуждает его адские наклонности.
- ooo... Тщеславие заставляет обывателей приглашать на свои семейные праздники целую кучу народа; а так как стольких друзей у них нет, то зовут шапочных знакомых и даже вовсе невесть кого, лишь бы добиться внушительной численности. И всю эту разношерстную ораву, органически не способную слиться в компанию, усердно кормят и в душе своей радуются, что праздник у них вышел не хуже, чем у других людей, и даже многолюдее.
Еще глупее, что хозяева, отважно собравшие в свой дом целый полк малознакомого народу, сами нередко уклоняются от организующей роли и тихо сидят в уголке, наблюдая лишь за наличием съестного и предоставив взаимно незнакомым людям самим развлекаться и занимать себя. Нужно ли говорить, что недовольных окажется много больше, чем довольных, и для многих первый визит в эту семью окажется и последним? К тому же неизвестно, не напьется ли кто и не учинит ли дебош.
- ooo... Можно лишь посочувствовать людям, для которых легкие разговоры о погоде и политике, неизбежные при шапочном знакомстве, оказываются максимально возможной глубиной общения. Впрочем, они и не ищут большего. Тогда как человек более глубокий, поневоле начав с погоды, сразу прикидывает, можно ли пойти дальше, и если не видит такой возможности, продолжение разговора становится ему ненужным и даже тягостным.
- ooo... Все описания житейских ситуаций, будь то в литературе или в беседе, распадаются на два класса. Если они имеют духовную глубину и затрагивают причины и движущие силы описываемого события, то служат иллюстрациями к Божественной Истине. Если же не имеют духовной глубины, то ограничиваются пересказом последовательности внешних фактов - и становятся сплетнями.
Правда, дельный человек мог бы извлекать для себя поучения и из сплетен, но беда в том, что сплетник не способен адекватно передать даже внешние события и так искажает и перевирает их, что в результате получается ни на что не годная чушь. То же и с большинством романов, в особенности обладающих так называемой "авторской позицией".
- ooo... Поскольку Бог есть Сама Истина, то в Законах Божественного Порядка нет ничего лишнего и напрасного, и всякое исходящее от Бога событие осуществляется по кратчайшему пути. Поэтому чем ближе восходит человек к Богу, тем меньше остается в его жизни ненужных вещей и занятий. Можно даже сказать, что насколько он действует от Бога, настолько обстоятельства его внешней жизни рациональны, но насколько он действует от себя, столько же в его жизни накапливается балласта.
- ooo... Человек духовный взирает на предметы внешнего мира через призму их духовного смысла, т.е. видит в них лишь орудия для исполнения каких-либо духовных задач; духовные же задачи всякого человека сводятся к его службе. И как мы берем для забивания гвоздя именно молоток, а не пилу и не калькулятор, так человек духовный берет из внешнего мира лишь те вещи, которые напрямую отвечают его текущим духовным потребностям.
|