Начало Осколки и заплатки (28)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Когда был изобретен паровой двигатель, он не материализовался волшебным образом на основании одной принципиальной идеи его устройства. Эта идея была воплощена инженерами в стройную совокупность деталей, и когда все они были (а) сделаны и (б) собраны до последней гаечки, двигатель начал работать, но не прежде.

То же происходит с нашими грехами. Первородный грех каждого из нас принципиально содержит все начала всех грехов, существующих на свете; и они лежат втуне, как идея того двигателя, и ждут своих инженеров. Это значит, что у непреобразованного человека имеется принципиальная склонность почти к любому греху, которая при благоприятном для того стечении внешних обстоятельств может постучаться наружу. И если человек осуществит ее на деле, то отвлеченная идея материализуется в конкретный механизм греха, который впоследствии может быть уничтожен только ручной обратной разборкой. Если же внешние обстоятельства воспрепятствовали человеку, грех остается нереализованным и продолжает дремать, и человек не знает, какое удовольствие он получил бы от исполнения этого греха, и оттого не может активно хотеть получить это удовольствие.

- ooo... Последнее время я замечаю множество знамений. Причин тому, вероятно, две. Во-первых, в моей жизни сейчас переломный момент, а в такие времена учащаются прямые Божьи указания. Во-вторых, всякий житейский факт, даже мельчайший, является соответствием некоторой духовной реальности, и чем зорче человек видит, тем больше ему открывается тайного смысла, так что в предельном состоянии, каковое у ангелов на Небесах, нет такой вещи вокруг них, смысл которой они бы не понимали.

- ooo... Всякий Божий дар совершенен, т.е. все его стороны и аспекты так идеально пригнаны к нашим желаниям и житейским обстоятельствам, что ничего удачнее нельзя придумать.

Иногда, если мы чего-нибудь очень сильно желаем, то начинаем как бы торговаться с Богом, говоря: "Господи, дай мне то-то и то-то, можно похуже качеством и не такое большое, как хотелось бы, только дай!". Примерно таким образом, устраиваясь на работу, человек говорит: "Я согласен на небольшое сокращение зарплаты, если буду освобожден от командировок". Но молящиеся Богу подобным образом невольно исходят из того основания, что средства Бога ограничены так же, как средства работодателя, так что приходится выбирать в пределах этих ограниченных средств, жертвуя второстепенным ради пропорционального увеличения главного. Между тем Бог ни в чем не ограничен, и Ему ничего для нас не жалко. Он смотрит лишь за тем, чтобы дар Его не был для нас неполезным или преждевременным, и если посылает нам дар, то лишь совершенный.

- ooo... Если любовь женщины и мужчины есть стремление к сочетанию их блага и истины, то дружба двух мужчин, по-видимому, есть не сочетание, но сходство (принципиальная однотипность) их истин, а дружба двух женщин, по аналогии, - сходство их благ. Разница в том, что любящие хотят принадлежать друг другу взаимно и обратно, до самой последней мыслимой глубины, тогда как дружащие этого нисколько не хотят, более того, подобные поползновения одного из друзей немедленно приведут к разрыву. Дружащие - это единомышленники, которые хотят быть не вместе, но рядом.

Правильнее было бы сказать, что как в любви, так и в дружбе действует цельный дух человека, только в первом случае он желает слиться с духом другого человека, а во втором - стремится держаться рядом с ним.

- ooo... Известно, что в женщине преобладает благо, но истина тоже есть; в мужчине же преобладает истина, но благо тоже есть. Мне кажется, что экстраверты, т.е., по моему понятию, люди с духовными наклонностями, как мужчины, так и женщины, более смещены в сторону истины, а интроверты, т.е. люди с небесными наклонностями, более смещены в сторону блага. Тогда получается, что женщина-экстраверт может иметь примерно столько же истины, сколько мужчина-интроверт, и оттого между ними возможна не любовь, а именно дружба. В самом деле, утонченному интроверту такая женщина кажется слишком грубой для любви, но зато - хорошим партнером в работе или каком-либо общем деле; она же, в свою очередь, вовсе не уважает его как мужчину, считая слабым и женоподобным, однако живо интересуется его мнениями. Оба не видят друг в друге любовных партнеров, но безусловно признают деловых. И такая дружба, вопреки общепринятому мнению, никогда не перерастет в любовную связь, а если и попытается, то дело наверняка кончится разрывом.

- ooo... Любовь мужчины и женщины есть их взаимодополнение; это как штепсель, который входит в предназначенные для него отверстия розетки, и тогда по цепи идет ток. Здесь важно подчеркнуть, что по форме своей штепсель на розетку вовсе не похож. Дружба же, напротив, предполагает принципиальную схожесть товарищей. Любящие обычно изображаются повернутыми навстречу друг другу, друзья же - стоящими тесно плечом к плечу, т.е. рядом. Не менее того характерны и поговорки: с одной стороны, "любовь зла - полюбишь и козла", т.е. совсем инородную тварь, но, с другой стороны, "гусь свинье не товарищ".

- ooo... Вообще мне кажется, что как внутри человека есть благо и есть истина, так же в его отношениях с другими людьми есть любовь и есть дружба. Мне кажется, что у внутреннего блага есть некое соответствие с внешней любовью, а у внутренней истины - с внешней дружбой. Любовь и дружба - неразлучная пара, и если одной из них не хватает, человек не может быть счастлив, ибо они функционально различны и удовлетворяют разные духовные потребности. Также несомненно, что любовь - чувство более внутреннее, а дружба - более внешнее.

- ooo... Человек телом своим живет на земле, но его духовно-природный человек пребывает в Мире Духов. Когда один дух вспоминает о другом, то как бы вызывает его на связь, и потому видит его. Если этому другому общение неприятно, он отворачивается - и исчезает из глаз первого.

Но если таковы законы Духовного мира, то логично предположить, что они (пусть с некоторыми ограничениями) распространяются и на наши духовные тела, обитающие в Мире Духов. В таком случае, если мы внезапно вспомнили о каком-либо человеке и начинаем думать о нем, это значит, что нас "вызвали" и между нами установился духовный контакт.

- ooo... Возможно, когда нас "вызывает" неприятный нам человек, мысль о нем мгновенно проскакивает в нашем мозгу, наряду с тысячами мыслей об окружающих предметах, не представляющих интереса, и вместе с ними немедленно забывается. Если же человек нам приятен, мы неожиданно вспоминаем о нем и некоторое время удерживаемся в соответствующем размышлении.

- ooo... Возможно, что "приворотные средства" с помощью магии не дают духу человека отвернуться, насильно удерживая его как бы в путах. Отсюда понятно, почему эти средства, позволяя механически вернуть ушедшего партнера, не могут обеспечить семейного счастья.

Магия "приворота", по-видимому, состоит в том, что "ведьма" духовными средствами навязывает своей жертве влечение к себе путем раздувания нечистых страстей, главным образом похоти. Она находит в душе жертвы дремлющие адские расположения и пробуждает их. Следовательно, чем атакуемый человек духовно чище, тем воздействие магических средств на него слабее. Атакованный грешник распаляется похотью и, вопреки рассудку, влечется ею; праведник же пугается и начинает бороться, взывая к Господу, и побеждает.

Не исключено, что сильная женская похоть создает "приворотный" эффект безо всякой магии. Женщина мысленно непрестанно вызывает своего партнера, а похотливое желание возбуждает в нем ответную реакцию. Поэтому можно даже полагать, что к "приворотам" и прочим подобным средствам скорее прибегают женщины с недостатком влечения, т.е. заинтересованные не столько в половой стороне дела, сколько в имущественной, престижной и т.п.

- ooo... Материалисты, или люди плотские, отрицающие Бога и существование духовных предметов, подобны дикарю, видящему автомобиль и утверждающему, что кроме наружного корпуса и салона больше в нем ничего нет.

- ooo... Конечно, плохо не узнавать посылаемых нам знамений, но едва ли не хуже видеть их там, где их на самом деле нет.

Конечно, Бог промышляет о каждом атоме во Вселенной, и потому нет такой ничтожной мелочи, которая не имела бы своего смысла и значения; но отсюда вовсе не следует, что каждая мелочь о чем-то предупреждает нас или требует какого-то действия. Подавляющее большинство фактов и событий, с которыми мы сталкиваемся, носит чисто естественный характер, т.е. требует от нас адекватной чисто естественной реакции. И лишь в тех немногих случаях, когда с нами случается что-либо явно необычное, когда наступает некое особое стечение обстоятельств, интуиция наша может предполагать некоторое адресованное нам послание. Я бы даже сказал, что если мы сомневаемся, знамение ли это было, то это наверняка не было знамением.

Ибо Господь ничего не делает зря. Он не станет посылать знамение, которое останется незамеченным (я не говорю - понятым, а именно незамеченным). Понимание зачастую приходит много позже, иногда уже после свершения предсказанного события; но если бы мы просто не заметили знамения, Божье послание не дошло бы до адресата, а это представляется невозможным.

- ooo... Вот, между прочим, характерный пример к вышесказанному. Только я начал набивать предыдущий абзац, как вдруг безо всякой причины и даже без предупреждения Word обрушился, текст мгновенно пропал с экрана и установился рабочий стол Windows. Первым моим импульсом было принять это за знамение и не печатать дальше; но рассудив, что ничего запретного я не делаю, я снова вошел в файл, по памяти восстановил абзац и печатаю до сих пор.

Что это было? Случай вроде бы исключительный: если Word рушится, то всегда выдает окошко о "произведении недопустимой операции". Но как-то не похоже на знамение; или, если угодно, это знамение о том, что не всякое происшествие является знамением. Может быть, Господь наглядно продемонстрировал этим примером, что следует не шарахаться от каждого куста, а спокойно идти своей дорогой.

Вот если бы такая вещь произошла повторно, я бы, пожалуй, призадумался: никогда не следует упорствовать в том, что почему-либо никак не хочет удаваться. Я даже осмелюсь предположить, что человеку дозволено осуществлять до трех ненавязчивых попыток добиться своей цели, и уж если все они потерпели крах, в особенности на ранней стадии, то лучше отступиться.

- ooo... Человек, склонный видеть в каждой встреченной мелочи руководящие его поведением знамения, подобен собаке, которую охотник спустил с поводка, рассчитывая на ее собственную ловкость и сообразительность, а она бы поминутно останавливалась, оборачивалась и все ожидала указаний.

- ooo... Есть две равно непригодные для жизни крайности мышления. Одна та, что Бога нет и все решает наша собственная предусмотрительность. Другая - противоположная - та, что никакой свободы воли у нас нет, а есть одна жестко детерминированная Божья воля, и вся задача нашей жизни сводится к непрестанному узнаванию этой воли через косвенные признаки - знамения. Такие люди, подобно сумасшедшим, видят руководящие указания там, где их вовсе нет, и совершают множество неадекватных поступков, за которые сполна и расплачиваются.

- ooo... Когда нам что-либо не следует делать, это постигается в первую очередь на интуитивном уровне - как тревога, резкое внезапное отвращение и т.п. Внешние же препятствия, в особенности мелкие и одиночные, столь чтимые любителями суеверий, сами по себе редко оказываются направляющими наше поведение знаками.

- ooo... Починив магнитофон, слушаю скверные лирические песни барда-юмориста Леонида Сергеева. Интересна мимикрия под вдохновение. В таких безусловно талантливых вещах, как "Новогодняя ель" Окуджавы, "Ночь напечатала прописью" Н. Матвеевой или "На смерть Высоцкого" В. Долиной, нет последовательного содержания, которое можно было бы пересказать; но собранные в кажущемся беспорядке разнородные элементы так между собою увязаны, что рождается настоящая поэзия. Слабые авторы знают об этом феномене и пытаются искусственно смастерить то же. И цветы выходят у них отталкивающе- бумажными.

- ooo... В стихах философского характера трудно замаскировать нехватку собственной мудрости. Но еще гораздо сложнее в стихах лирических замаскировать нехватку чувства. Если в первом случае выходит как бы сочинение на заданную тему, то во втором получается одна серая скука. В особенности если стихотворение становится песней, а мелодия столь же безлика.

- ooo... Мне кажется, что для людей, переросших уже "философскую интоксикацию" и связанные с нею поиски "мудрости" в самых неподходящих местах, на первое место в бардовской песне выходит не смысл и не тема, а мелодия, т.е. не рациональное, а лирическое начало. В самом деле, если кому нужна философия, пусть читает соответствующие книги, если кому нужна сатира - слушает разговорный жанр, а песня все-таки существует в первую очередь "для души".

- ooo... Если ты не можешь узнать мелодии единожды услышанной песни, значит, она безликая.

- ooo... Бессильный родить хорошую мелодию, бард обычно злоупотребляет речитативом.

- ooo... Нарочитая усложненность текста, наряду с обилием патетических восклицаний и риторических вопросов, как фиговый листок, прикрывает срам творческой нищеты автора.

- ooo... Суть всякого искушения, по-видимому, заключается в следующем. Внешнее духосущество всякого земного человека находится в равновесии между Небом и адом, т.е. испытывает непрестанное воздействие огромного спектра как небесных, так и адских наитий. И как ключ может войти только в соответствующую ему замочную скважину, а в другие не входит, так и адские влияния, воздействуя на человека, не могут ни за что зацепиться, если не находят отвечающей им слабинки, и отлетают, не причинив человеку вреда. Если же адское наитие находит такую слабинку, то проникает внутрь, и человек чувствует сердечное желание выполнить соответственный грех.

Борьба же с искушениями заключается в том, что человек, чувствуя расположение сделать некоторое зло, понимает, что это зло и что его делать нельзя, и удерживает себя, и не делает, и по мере этого неделания Господь залечивает соответствующую слабинку в его духе.

- ooo... Не может ли быть так, что пока человек не удалит в себе адскую похотливую любовь, настоящая супружеская любовь не может быть ему дана во избежание профанации? Человек, облизывающийся вслед каждой юбке, не в состоянии удержаться на высоте небесной любви.

- ooo... Психологи открыли "Комплекс мадонны-блудницы", разрушающий добропорядочные семьи. Суть его в том, что положительный мужчина, женившийся на столь же положительной женщине, вскорости обнаруживает, что, в сущности, имеет к ней лишь дружеские чувства, тогда как сексуальное влечение переходит на какую-нибудь явную стерву. Семья остается его гнездом, местом удовлетворения бытовых потребностей, но чувства из нее уходят.

Мне кажется, что этот комплекс идеально иллюстрирует профанацию супружеской любви. В самом деле, мужчина не слишком адский, но и не преобразованный, внутренним духом своим пребывает в аду и оттого естественным образом тянется ко всякому злу; однако его внешний человек находится в некотором свете истины и потому признает полезность супружеских добродетелей. Тем не менее, поскольку ад у него внутри, а истина снаружи, то последняя неизбежно становится вспомогательным средством. Такой человек в душе своей относится к истине вообще и супружеским добродетелям в частности, как мы относимся к лекарству: оно сохраняет нас от болезни, но само по себе никакой радости не приносит. И как развратник надевает презерватив, чтобы не заразиться, хотя это ослабляет его сексуальные ощущения, так наш разумный мужчина вступает в добропорядочный брак, чтобы не мучиться со стервой, хотя стерва для него несравненно притягательнее. И то и другое есть вынужденный компромисс, а компромисс по самой природе своей неустойчив, ибо не удовлетворяет полностью. Мужчина наш, в сущности, вступил в брак по расчету, только расчет этот не материальный, а душевный.

- ooo... Брак по расчету, какой бы расчет ни был, никогда не бывает от Бога, ибо расчет - человеческий, и вытекает из самопромышления, которое есть зло. Поэтому такой брак в принципе не может быть по-настоящему счастлив. Парадоксально, что мерзавец, женившийся на духовно родственной ему стерве, может получить в браке гораздо более глубокое счастье, чем если бы он женился на порядочной девушке. Ибо в этом случае естественный порядок не нарушен; и хотя стерва принесла бы ему множество внешних, бытовых неудобств, но были бы у них и моменты слияния душ, тогда как порядочная женщина может обеспечить ему одно только внешнее благополучие, которое, как и все внешнее, быстро перестает цениться. Живя с доброй женщиной, мерзавец благополучен, но не счастлив, тогда как со стервой он был бы счастлив, но не благополучен.

- ooo... Когда мужчина мечтает о чистой, доброй и светлой девушке, он должен прежде всего спросить себя, действительно ли она желанна, или имеет место бессознательный расчет.