Осколки и заплатки (30)
Автор: Михаил Глебов, 1998
- ooo... На свете мало дураков от природы, т.е. таких, которые имеют врожденную умственную недостаточность на органическом уровне. Подавляющая часть дураков - вполне нормальные в умственном отношении люди, которые сами себя сделали дураками вследствие всепоглощающей любви к себе. Эти люди постоянно пребывают в духовном созерцании себя и с большой неохотой отрываются на обсуждение внешних и потому неинтересных для них вопросов. Если вопрос непрост и требует внимания, эти люди чувствуют то же, что ребенок, которого утром насильно вытаскивают из теплой кроватки. Поэтому, во-первых, они всегда выражают неудовольствие, особенно заметное у барственных начальников, когда подчиненные дерзостно нарушают их покой своими проблемами. Во-вторых, они не могут заставить себя сосредоточиться на обсуждаемом предмете, не хотят как следует вникнуть в него и оттого говорят по внешней казательности, иногда первые пришедшие на ум вещи, и притом решительно, дабы поскорее закончить дело. В глазах вдумчивого собеседника такие их ответы предстают явной околесицей, а изрекающий их - дураком; тогда как он вовсе не дурак, но просто не желает утруждать себя. И чем любовь к себе масштабнее, тем на все более простом уровне обнаруживается дурость. Я знаю людей, эгоцентричность которых достигла той степени, когда всякое их изречение, даже чисто бытовое, есть одна сплошная дурость.
- ooo... Отсюда следует, что с такими людьми бессмысленно спорить или пытаться их убедить в чем-нибудь логическими доводами. Зато их легко сделать послушными марионетками, если обращаться прямо к их самовлюбленности. Такие доводы, сколь бы глупы и несостоятельны ни были, всегда найдут путь к их сердцу и вызовут живейший отклик. Именно так Годунов управлял Федором Иоанновичем, а Ришелье - Людовиком XIII. "Серый кардинал" должен апеллировать не к пользе обсуждаемого дела, и даже не к личной пользе номинального правителя, вытекающей из успеха этого дела, но только и единственно к его сиюминутному удовольствию.
- ooo... Для себя одного ничего, в сущности, не нужно делать, были бы стол да одежда. Но сколько можно с увлечением сделать для другого, любимого, и какими полными смысла бывают эти дни! В этом, по-видимому, и заключается небесное счастье. И ближайший и наиболее очевидный полигон для такой деятельности - собственная семья.
- ooo... Колхозник начинает танцевать от печки, а преобразованный человек начинает свою практическую деятельность с собственной семьи и распространяет ее на окружающих людей лишь по мере своего совершенствования, которое соответствует восприятию Божественной любви к ним.
- ooo... Люди чисто внешние напоминают орех, пустой внутри; и потому те, кто довольствуются созерцанием скорлупы, могут быть довольны, но не те, кто захотел есть.
- ooo... Общение с человеком чисто внешним может быть интересно и полезно лишь в случае общего внешнего дела, как это бывает с коллегами по работе и т.п. Тогда все общение, не затрагивая глубины душ, концентрируется вокруг совместно исполняемого дела. Напротив, с человеком глубоким интересно общаться и без этого непременного условия, ибо контакт душ осуществляется на более высоком уровне.
- ooo... Люди чисто внешние подобны насекомым и вообще членистоногим, у которых опорный скелет организма (хитиновый панцирь) находится снаружи тела, тогда люди глубокие подобны высшим животным, у которых скелет внутри тела.
- ooo... Общий внешний интерес есть неизбежные костыли в общении духовно бедных людей. Им не о чем говорить, кроме как о внешних фактах, и если таковых недостаточно, вакуум с успехом заполняется водкой.
- ooo... Люди внешние видят друг в друге представителей той или иной национальности, профессии, увлечения, политических взглядов, вплоть до таких частностей, как покрой одежды и любимая футбольная команда; и они сходятся и расходятся согласно степени совпадения этих параметров. Между тем люди внутренние, сквозь все упомянутые внешние атрибуты, видят друг в друге прежде всего личность; и тогда эти личности общаются через голову всех внешних различий между их конкретными земными условиями; и они сходятся и расходятся согласно степени совпадения качеств своего духа.
- ooo... Отсюда, между прочим, следует, что подбирать себе друзей и любимых по принципу сходства интересов могут только внешние люди. Если же един оказывается дух, то, по соответствию, и во внешних занятиях само собою отыщется единство.
- ooo... Когда человек глубокий встречается с человеком внешним, у первого возникает чувство, что он имеет дело с призраком: он ясно видит собеседника физически и никак не может нащупать его духовно. Это проявляется в том, что он не умеет найти ни одного предмета, о котором собеседник не отзывался бы с чисто обывательской примитивностью и пошлостью. А именно, по всякому предмету с его стороны следует не разумное суждение, а избитый ходячий штамп, и, сверх того, заметно желание побыстрее закончить тягостный и непривычный для него разговор. Поневоле вынужденный здраво судить о том, что он привык слепо повторять за другими, внешний человек уподобляется рыбе, вытащенной из воды на воздух, и точно так же духовно задыхается.
- ooo... С другой стороны, внешний человек при разговоре с глубоким не может избавиться от ощущения, что тот как бы намылен и постоянно ускользает от его понимания. О всяком обсуждаемом предмете он говорит такие вещи, которые не желают укладываться в общепринятые штампы и которые поэтому трудно оценить, как если бы все военные стали ходить в гражданской одежде, без погонов. Внешний человек чувствует, что собеседник говорит не глупость, но до какой степени суждения его глубоки и справедливы, он не видит и оттого сердится.
- ooo... Обыватель не любит, когда, желая помочь ему, начинаешь разбираться в его обстоятельствах и искать выхода. Он инстинктивно чувствует свою внутреннюю неприглядность, а ты его как бы раздеваешь, обнажая весь срам; и задача сокрытия срама для него оказывается гораздо важнее, чем помощь в избавлении от конкретных бед.
- ooo... Известно, что престарелые обыватели любят вспоминать былое и в особенности свою молодость. Но я заметил, что их вовсе не интересуют принципиальные характеристики того времени, даже в отношении житейских и бытовых условий. Они помнят только набор конкретных фактов, в особенности происшедших лично с ними, и в рассказе их невольно выходит, что вся неизмеримо сложная и многоликая жизнь общества того времени сводится к их личным обстоятельствам, как будто ничего другого вокруг них не существовало. Слушаешь - и видишь провинциальный дворик под маленьким небом; в середине, уставившись на свой пуп, сидит обыватель, а вокруг копошатся его родные и знакомые, и чем менее связаны они с биографией рассказчика, тем туманнее и неопределеннее выглядят, и наконец растворяются в обезличенном сером тумане.
- ooo... Самовлюленный обыватель не может быть хорошим мемуаристом, потому что вся история центрируется на его драгоценной шкуре, а объективность начисто отсутствует.
- ooo... Сознание обывателя подобно полярной системе координат: в центре, как солнце, маячит он сам, и чем дальше некоторый предмет от его персоны, тем менее он освещен и тем хуже его видно.
- ooo... Чтобы судить о любом предмете объективно, необходимо взглянуть на него беспристрастно, т.е. без личной корыстной заинтересованности. Поэтому не следует ждать объективности от эгоиста.
- ooo... Можно предположить, что твердые тела соответствуют фактам, вода - знанию фактов, воздух - разумению фактов, а эфир - мудрости. Но поскольку чистое знание невозможно без некоторого первичного, самого поверхностного разумения, в воде растворен воздух, которым и дышат рыбы, и без которого задыхаются зимою подо льдом. Точно так же разумение невозможно без некоторого базового знания, иначе оно окажется беспредметным; и потому воздух всегда содержит значительный процент влажности. Известно, что в совершенно сухом воздухе живые организмы существовать не могут. С другой стороны, чистое разумение для существ, обреченных одному знанию, невозможно, оно для них как бы не существует, и оттого вне воды они задыхаются. Но человек живет свободой и рациональностью, последняя соответствует дыханию воздухом, и когда человек захлебывается, то по соответствию это будет, как если бы у него была отнята рациональность, и тогда он погибает. Правда, неясно, почему тогда тонут и животные.
- ooo... Предчувствие любви заключается в том, что человек с некоторых пор начинает ощущать беспредметное и беспричинное томление любовного характера. И через непродолжительное время ему следует ожидать реальную встречу с будущей возлюбленной.
- ooo... Предчувствие любви можно попытаться объяснить следующим образом. Внутренний дух человека, по мере его преобразования, постепенно переносится Господом из одного общества в другое; и вот, по Божьему Промыслу, в некотором очередном обществе встречает дух той женщины, с которой ему суждено образовать пару. Духи видят друг друга и, по своему взаимному соответствию, проникаются любовью; однако на земле эти люди могут жить даже в разных странах и вовсе не знают один о другом. Любовь, охватившая их внутренние начала, наитствует во внешнее сознание и расположение; но поскольку земной человек не может сознательно постигать состояние своих внутренних начал, то чувствует непонятную любовь, исходящую из самого его сердца, тогда как реального объекта любви около него нет. Но Господь устраивает так, что через небольшое время эти люди реально встречаются; и тогда они как бы узнают друг друга, и образуют реальную пару.
- ooo... С женщинами, коли дело дошло до смотрин, выходит то же, что с просмотром и отбором магнитофонных записей песен, коим я занимаюсь уже около месяца. Песни идут сплошным потоком, и потому первый естественный шаг сводится к выбраковыванию очевидной некондиции. На этом этапе производится некоторая предварительная комплексная оценка, когда не вникаешь в подробности, но смотришь по-крупному: приемлема песня в принципе или нет, иначе говоря, приятно мне будет ее впоследствии слушать или противно? Некондиция складывается из таких факторов, как убогость мелодии, безголосость певца, пошлость стихов и, что не менее важно, плохое качество записи. Это значит, что после первого отбора остаются песни не любимые, но приемлемые, которые можно слушать без внутреннего протеста.
- ooo... Характерно, что все женщины, коими я сколько-нибудь серьезно интересовался, принадлежали к некоторому единому типу внешности. Мне казалось, что личности их были очень разные, но всегда оставались глубина души и сила характера. С другой стороны, внешнее сходство лиц предполагает по соответствию внутреннее сходство душ, и если души казались мне разными, это могло быть потому, что я делал выводы по внешним словам и поступкам, а в глубину не смотрел.
|