Осколки и заплатки (31)
Автор: Михаил Глебов, 1998
- ooo... Китайцы говорят: "Пока не завтракал - считается рано, пока не женился - считаешься маленьким". Действительно, трудно отделаться от чувства, что неженатый человек - какой-то неполный, не законченный, не доведенный до ума. До женитьбы - как бы прелюдия, а женился - потянулась накатанная колея жизни.
- ooo... Мне кажется, что до тех пор, пока человек принципиально не определился, пойдет ли он в Небеса или в ад, жена не дается ему. Холостое состояние благоприятствует переменам духа, а женатое - стабилизирует сложившееся положение. Пока человек ищет и мечется, он одинок, ибо внутренне непрестанно меняется и ни на чем не может остановиться. Когда же он определился в жизни, т.е. когда его благо и истина вошли в гармонию, и он начал сознательно стремиться к тому, чего желает сердцем, Господь дает "товарища, соответственного ему", чтобы из двух отдельных духов сложился один полный; и это состояние устойчиво. Под браком я, естественно, понимаю не штамп в паспорте, а реальный духовный союз двух людей.
- ooo... Есть три варианта брака.
(1) Небесный брак. Когда человек после долгих одиноких лет наконец преобразовался, дух его выведен из ада и начинается возрождение, т.е. уже не ломка духа, но его поступательное развитие вверх, Господь дает ему соответственную жену, также накануне преобразованную, и цель такого брака - гармонично возрождать обоих не по отдельности, но как единого ангельского духа. Поэтому здесь, помимо движения вверх, происходит непрестанное взаимное сближение до полного слияния душ, что на практике не может выражаться иначе как постоянным усилением и углублением супружеской любви. Надо полагать, что в Адамовы времена такой тип брака был преобладающим; однако сегодня он - невероятная редкость, почти невозможность. Продолжительность этого брака вечна, и счастье его неописуемо.
(2) Адский брак как противоположность небесному. Когда человек, после некоторых юношеских колебаний, сознательно вытравил из себя добро и, побуждаемой жаждой славы или богатства, безвозвратно склонился к злу, ему дается соответственная ему адская жена, и такой брак как бы закрепляет его наклонное движение в преисподнюю.
(3) Натуральный брак, наиболее распространенный. Когда человек вырос, и Господь знает, что он останется натуральным и в земной жизни преобразован быть не может, но может быть удержан от глубокого ада, то в ранней молодости дает ему соответственную жену из числа таких же обывателей, и этим как бы консервирует их натуральное обывательское состояние, предохраняющее обоих от сползания в глубокий ад. По смерти их, если они жили по-обывательски хорошо, то преобразуются истинами и принимаются во внешние Небеса, а если жили по-обывательски худо, - отправляются в поверхностный ад, но спасены от ада глубокого. Натуральный брак есть некоторая узда дурным наклонностям природного человека, действующая посредством как супружеских удовольствий, так и непрестанной бытовой занятости, не позволяющей даже задуматься о чем-нибудь постороннем.
- ooo... Из последнего вытекает объяснение вопроса, зачем Господь терпит на земле бедность. Дело в том, что свободное время может быть благословением и может быть проклятием. Благословением оно служит для людей преобразующихся, так как для этого необходим самоанализ, изучение истин и т.п., что требует времени и досуга. Проклятием оно служит для людей не преобразующихся, как адских, которые употребляют его на производство всяческих козней, так и простых натуральных, которые, будучи не преобразованы, по свободе своей могут желать одно худое и при наличии времени и возможностей его осуществляют. Поэтому Господь повергает их во внешние путы, заставляя ради удовлетворения естественных потребностей трудиться день и ночь, и таким образом удерживает их от худых поступков. Скованные, как цепью, внешней необходимостью, эти люди не могут быть в земной жизни преобразованы; но если бы Господь знал, что они в принципе могли бы, он не поверг бы их в бедность.
- ooo... Отсюда же становится ясно, почему настоящие злодеи обычно живут в чинах и достатке. Эти люди сознательно избрали зло; а поскольку человек на земле имеет свободу выбора, то он имеет право сознательно избрать ад; и тогда Господь не может его спасти вопреки его ясно выраженной воле. Поэтому внешние путы, мешающие исподволь катиться вниз человеку нравственно не определившемуся, в этом случае бесполезны; они могут, конечно, досадить злодею, но Господь никогда не попускает бесцельных неприятностей. И потому Он дозволяет злодею жить по своей воле и добиваться своих целей, готовясь на свое место в аду и служа искушением для окружающих его людей, и только ограничивает его в крайностях, не попуская творить зло сверх меры.
- ooo... Возрождение человека есть совершенствование его духа по Небесному образу, и происходит оно по законам Небесной жизни. Но все ангелы живут в браке, и потому кажется естественным, чтобы земное возрождение человека также осуществлялось в состоянии брака.
- ooo... На Небесах двое, состоящие в браке, действуют не как два отдельных ангела, но как один единый ангел. Целью ангельской жизни является исполнение службы. Поэтому разумно предположить, что двое, встретившись, должны сперва "сработаться", чтобы впоследствии действовать как одно целое. Тогда вступление в небесный брак должно предшествовать началу исполнения ими небесной службы.
Нечто подобное видно даже на примере командировки. Пока приехавшие не устроились в гостинице, не поели и не приобрели обратных билетов, работа не идет им в голову. Стало быть, условия жизни вначале, а работа - потом.
- ooo... Если человек сам по себе нестандартный, то для успешной внешней деятельности ему необходимы нестандартные внешние условия. Если же Бог хочет от него успешной внешней деятельности, Он неизбежно дарует ему и подходящие условия.
- ooo... Брак (небесный) в жизни человека - не самоцель, но инструмент, необходимый для исполнения его небесной службы.
- ooo... В духе человека, сочетавшего наконец благо и мудрость, не остается болезненных противоречий, и потому он может наконец всецело посвятить себя исполнению предначертанной службы.
- ooo... Пушка не может стрелять без снарядов, снаряды не могут лететь в цель без пушки. Нельзя копать ни одним черенком, ни полотном лопаты, но только целой лопатой. Бинарный газ, пока его компоненты не соединились, не действует. Ни лампочка, ни ток по отдельности не могут давать свет, но только вместе. Благо без мудрости слепо, мудрость без блага бессильна. Во всех этих случаях сперва должно произойти соединение половин, и лишь тогда получившаяся цельная единица пригодна к своей службе.
- ooo... Возможно, неженатый человек потому не знает своей службы, что в этом недоделанном состоянии он к ней попросту непригоден. Когда же черенок и полотно соединены в лопату, само собою выясняется, что ею следует именно копать.
- ooo... Человек, не имеющий пары, подобен инвалиду на костылях: кое-как передвигаться он может, но медленно, уродливо, без удовольствия и без пользы.
- ooo... До тех пор, пока преобразование человека не завершено, Бог не может ввести его в небесный брак. И вовсе не потому, что дух его супруги также еще пребывает в аду: если Господь может возрождать души вместе, то, наверно, Он мог бы, соединив их на более ранней стадии, вместе и преобразовывать. А потому, что до изведения душ будущих супругов из ада брак не может быть осуществлен по законам Порядка, т.е. от внутреннего к внешнему, ибо внутреннее у обоих еще смотрит вниз. И потому, если бы они встретились раньше времени, очевидная общность могла бы толкнуть их друг к другу, но не на небесном основании. Представим, что человек, поторопившись, построил дом без фундамента, и затем ему пришлось бы разбирать весь дом до основания, закладывать фундамент и начинать всю работу сначала.
- ooo... В отношении женщин существует только два типа любви: любовь похотливая и любовь супружеская. Первая из них - чисто адская, свойственная всем в аду и никому в Небе; вторая - чисто небесная, свойственная всем в Небе и никому в аду. Смешение их невозможно и противоестественно, как кентавр. Поэтому до преобразования человек может пребывать только в похотливой любви, а после преобразования - только в супружеской. Если же непреобразованному "хорошему" человеку кажется, что его любовь к женщине чиста, то потому лишь, что он не знает различия между своим внутренним и внешним. Ибо сокровенно в душе он - блудник; но внешнее его разумение, вследствие рациональности и хорошего воспитания, находится в свете истины; и поскольку внешнее у человека на виду, а внутреннее скрыто, то ему и кажется, что его намерения чисты.
- ooo... Любовь супружеская нисходит из духовного союза двух душ к их телесному слиянию, служащему лишь материальным воплощением духовной причины. Слияние любви (блага) двух любящих есть первое супружеской любви, слияние мировоззрений - последующее, слияние тел - последнее. Поэтому супружеская любовь зарождается в самом внутреннем, ощущаемом как иррациональное сердечное влечение одного человека к другому, продолжается в их рациональном общении, выявляющем общность взглядов, и завершается телесными ласками, из которых половой акт есть самое крайнее последнее. Когда это последнее достигнуто, здание любви построено полностью и может существовать вечно, даруя супругам услады на всех своих уровнях одновременно. Так это и бывает у чистых людей: сперва они с восхищением замечают друг друга, затем много гуляют и разговаривают, следуют первые поцелуи, объятия, и наконец дело доходит до постели. Поэтому в супружеской любви секс, являясь необходимой и неотъемлемой ее частью, никогда не обретает исключительного значения, но находится на своем месте в общем порядке степеней.
- ooo... Любовь похотливая, диаметрально противоположная супружеской, рождается из нечистого телесного вожделения. Но поскольку наитие следует всегда от духовного к телесному и никогда в обратном порядке, то телесное слияние не может постепенно и естественно перейти в слияние душ. И потому тела развратников оказываются слиты, а души - разобщены, кроме только самых поверхностных контактов. Если же принять во внимание, что души развратников пребывают в аду и, следовательно, находятся в любви к себе, то следует, что телесным соитием они добиваются наслаждения каждый для себя лично, используя партнера лишь как орудие или средство. Это грубое пренебрежение к интересам партнера порождает взаимное неудовольствие, быстро приводящее к разочарованию, обиде, затаенной ненависти или прямому разрыву.
- ooo... Любовь средств, также адская, является любовью к женщине лишь по казательности, в которой и пребывают все обитатели ада. Любовь средств возникает, когда мужчина надеется получить через женщину состояние, социальный статус, престиж, тихое пристанище и т.п., но сам не отдает себе в этом отчета, и тогда ему кажется, что он действительно любит эту женщину. Однако любовь эта немедленно пропадает, коль скоро надежды оказались тщетными. Ясно также, что чем более человек закоренел во зле, тем яснее отдает он себе отчет в своих желаниях и поступках, и тем меньше у него вероятность подобного самообмана.
- ooo... Любовь средств чрезвычайно распространена среди непреобразованных "хороших" людей, замотанных жизнью и доведенных до отчаяния всеобщей черствостью и непорядочностью. Не живя по Господу, но инстинктивно избегая открытого зла, они как бы зависли между двумя устойчивыми платформами и безнадежно мечутся с мольбой: "Дай счастья мне, а значит, дай покоя", и едва приметят какое-нибудь тихое пристанище, где их выслушают и не обидят, как бросаются туда с остервенением изголодавшегося человека, и это называется "душевным расчетом". Они искренне верят, что любят своего случайно подвернувшегося партнера, тогда как на деле любят его не более, чем домашние животные - кормящую их хозяйку. Такой брак может быть устойчив и по-своему даже счастлив, но настоящей любви в нем не будет. И чем тяжелее окружающая обстановка, тем многочисленнее и прочнее подобные браки (например, в военное время). И наоборот, чем лучше условия жизни общества, тем меньше они живут и тем чаще распадаются.
- ooo... Любовь похотливая видит в партнере орудие удовлетворения своего полового инстинкта, любовь средств требует от него решения собственных психологических, социальных и иных проблем, и только любовь супружеская видит в партнере его личность и любит ее за одно то, что она такая есть.
- ooo... Супружеская любовь может быть у человека только одна, и только к одному партнеру, к тому единственному, дух которого Божьим Промыслом может быть соединен с его духом в один. Поэтому такая любовь не терпит вариантов и сослагательного наклонения. Человек еще не родился, а Божья Премудрость уже предопределила ему брачную пару. И вопрос не в том, чтобы сознательно искать и выбирать, а в том, чтобы терпеливо ждать и уметь узнать.
- ooo... Отсюда следует, что все прочие увлечения, выглядящие чистыми, на деле являются любовями средств, и трудность лишь в том, чтобы понять, какая именно внешняя причина подтолкнула наш дух к данной псевдолюбви.
- ooo... Если вдуматься, похотливая любовь есть частный случай любви средств, ибо она удовлетворяет одну из внешних потребностей человека. С другой стороны, любовь средств есть любовь адская, ибо любит не человека, но пользу или удовольствие, от него получаемые.
- ooo... Любовь супружеская коренится во внутреннем, а любовь средств - во внешнем. Первая хочет дать всякое благо партнеру, вторая - получить от партнера всякое благо себе. Первая - интегральная, всеобъемлющая, охватывающая все аспекты человеческой жизни, чувств, мыслей и удовольствий; вторая - дифференциальная, частная, раздробленная, решающая лишь отдельные интересующие человека вопросы.
- ooo... Всякое телесное проявление вытекает как следствие из соответствующих духовных причин. Человек дышит, поскольку дыхание соответствует разумению, и потому спящий дышит легко и поверхностно, а находящийся без сознания почти не дышит. У человека бьется сердце, потому что оно соответствует его жизненной любви, а так как жизненная любовь является самой сущностью всякой жизни, то при остановке сердца человек немедленно умирает. Но каков механизм половой потенции? Вряд ли будет ошибкой найти ей соответствие в жажде духовного сочетания.
- ooo... Любовь подростка, особенно к взрослому человеку, почти всегда истекает из любопытства, сдобренного зарождающейся похотью и тщеславием от сознания, что у него такой взрослый партнер.
- ooo... Первая любовь есть открытие человеком новой страны, и дело тут не в личности партнера, а в том, что страна новая. И так как причина этой любви чисто внешняя, то вскоре путешественник задумывается, а нет ли по соседству еще какой-нибудь страны.
|