Осколки и заплатки (33)
Автор: Михаил Глебов, 1998
- ooo... Что мы обычно понимаем под словами "плохой человек"? Казалось бы, человека глубокого ада. Так оно, вероятно, и было в допотопном человечестве; однако сейчас, при общей поверхностности зла, такие люди, изредка встречающиеся, воспринимаются окружающими как особые выродки и исчадия (Гиммлер, Берия) и, во всяком случае, погоды в обществе не делают.
Ибо общество в подавляющем большинстве состоит из натуральных людей поверхностного, бытового зла, которые вовсе не желают покорить вселенную или стяжать богатства всего света, а тихо живут в своем уголке и озабочены исключительно благополучием собственной шкуры. Такие люди, отягощенные худой наследственностью родителей и безнравственным воспитанием, с детства научаются понимать жизнь, т.е. нехитрую азбуку волчьего существования. Их интересы сводятся к тому, чтобы скопить по крохам некоторую власть, престиж и богатство, урывая у слабого - силой, а у сильного - лестью и подлостью, и повеличаться добытым перед окружающими. Все они - скорее шакалы, чем волки, но их много, и хотя они непрестанно грызутся между собой, но при надобности способны объединиться в стаю, особенно для травли "хороших" натуральных людей, служа им постоянным искушением и наказанием, и истребили бы их совсем, если б тех не оберегал Господь.
- ooo... Поскольку хороших людей относительно мало, и они сильно страдают от черствости и недоброжелательства окружающих адских людей, то почти все они чувствуют себя одинокими и покинутыми во враждебном им мiре. И потому, когда два таких человека случайно встречаются, то испытывают непропорционально сильную радость, как при встрече европейцев в африканских джунглях. От этого возникают нелепые дружбы и еще более нелепые любовные связи и браки совершенно разных по духу людей. Они подобны животным разных видов, застигнутым наводнением и жмущимся друг к другу на одном плывущем бревне.
- ooo... Душевное состояние современной молодой женщины отлично передано в песнях Алены Апиной. Девушка молодая, самостоятельная и решительная, без комплексов и предрассудков, в большинстве своем лимитчица из таежного городка, приехавшая в столицу за счастьем, она губит себя именно прямолинейной решительностью вырвать у судьбы свою долю счастья. Во все века умные женщины понимали, что их сила скрыта в их слабости, и какую бы подлость ни хранили в своей душе, но внешне умели быть ласковыми и кроткими и очаровывать мужские сердца. Но лимитчица свято верует именно в свою силу, и этим с порога отпугивает тех мужчин, которе были бы готовы клюнуть на ее чары и на блюдечке предоставить ей все желаемое. Она выступает бойцом, и люди видят в ней только бойца, и остерегаются за свое благополучие, и дружно бьют ее, как прежде всей деревней били заезжего цыгана, чтобы он часом не украл у них лошадь.
- ooo... Нет никаких сомнений, что качество всякого земного брака главным образом определяется женщиной. Именно женщина создает семью, и не зря ее всегда именовали хранительницей очага. Женщина оценивает мужчин, пригодны ли они ассистировать ей у очага, мужчины же смотрят, годится ли им такой очаг.
- ooo... Женщина, подбирающая себе мужа, подобна работодателю, ищущему необходимого ему уникального специалиста, тогда как мужчина, создающий семью, подобен этому специалисту, более всего озабоченному условиями труда в данной организации. И если работодатель, снедаемый жадностью и прочими дурными чувствами, предоставляет заведомо плохие условия вкупе с непомерными требованиями, то хороший специалист уклонится от контракта, а останется тот, кому по тем или иным причинам ничего лучшего не светит; и, понимая это, он будет в душе ненавидеть свое вынужденное место работы со всеми вытекающими для работодателя последствиями.
- ooo... Женщин губит то, что они не понимают доминирующей важности качества души своего избранника перед всей совокупностью имеющихся у него сиюминутных материальных благ.
- ooo... Кем-то было не без остроумия замечено, что жена генерала в свое время вышла за лейтенанта. И если она была хорошей женой, то в немалой степени способствовала его служебному росту, и по мере этого роста получала сопутствующие ему блага. Но те, кто желают сразу выйти за генералов, по большей части остаются незамужними.
- ooo... Современных практичных женщин отличает вопиющая житейская непрактичность. Они не хотят ждать. Они надеются жать, где не сеяли. Они не желают тратить свои драгоценные годы на подготовительные работы, будь то в профессии или личной жизни. Они даже не хотят платить за получаемые ими блага, поскольку считают одно свое присутствие более чем достаточной платой. И сколько бы им ни дали - они недовольны, ибо считают себя достойными гораздо большего.
- ooo... Если у женщины к мужчине нет - даже не любви, а простого человеческого участия, от нее никогда не дождешься ласки. Ибо ласка, в отличие от полового акта, не покупается и, с другой стороны, не может быть оценена количественно для получения от мужчины адекватного вознагражения за нее.
- ooo... Как только мужчина почувствовал, что женщина заинтересовалась не его личностью и даже не его мужскими достоинствами (что еще куда ни шло), а материальными выгодами любого свойства, в нем просыпается обида, переходящая в брезгливость, и с этого момента для женщины все надежды потеряны.
- ooo... Современная практичная женщина в достижении своих целей подобна обезьяне, которая, заметив висящий банан, отказалась бы от предварительного поиска палки как от операции, уводящей в сторону от основной цели, и стала бы тщетно прыгать - и жаловаться на жестокость судьбы.
- ooo... Практичная женщина склонна заключать с мужчиной негласную сделку, согласно которой она сдает ему в аренду собственное тело, а он обязуется исполнять ее запросы материального характера. Но такая сделка быстро рушится хотя бы уже потому, что ее мертвое, холодное тело доставляет мужчине мало радости, а материальные аппетиты становятся непомерными. Говоря коммерческим языком (иначе здесь и невозможно), арендная плата за тело значительно превышает выручку, и сделка становится нецелесообразной. Если бы мужчина был капельку умнее, он без труда мог бы предвидеть такой исход заранее. Но он не хотел думать об этом, поскольку его поглощало самолюбивое желание обладать данной престижной самкой.
- ooo... Если от Бога бывает только настоящая любовь, или Любовь с большой буквы, то от человека (непреобразованного) существует большое разнообразие отношений. Среди них, как крейсер среди шлюпок и лодок, выделяется влюбленность, которую люди, не познавшие большего, принимают за любовь и воспевают в песнях и былинах. Принципиальное отличие любви от влюбенности, на мой взгляд, заключено в том, что первая имеет духовные истоки и оттуда в порядке степеней нисходит в природный мир, тогда как вторая этих корней не имеет и носит чисто природный характер. Однако по внешности обе они выглядят схоже, особенно для неглубокого наблюдателя.
- ooo... Если принять за аксиому, что все, идущее от человеческой соби, наитствует от ада, то следует признать, что в случае влюбленности этот нечистый исток разглядеть труднее всего. Если мужчина хочет получить от женщины нечто конкретное, будь то приданое или половую связь, он ясно осознает свое желание и женщину как средство его удовлетворения. Но если женщина возбуждает в мужчине целый комплекс разнородных желаний, среди которых преобладают называемые обычно духовными и чистыми, такие как жажда взаимопонимания, ласки, надежда на семейное счастье и т.п., то человеку, не искушенному в самоанализе, трудно разобраться в этом букете и в собственной душе; и весь букет этот сливается для него в трудноопределимое сладкое влечение, фокусируемое на вызвавшей его женщине; и тогда ему кажется, что он ее любит.
- ooo... Влюбленность подобна плоту, не имеющему осадки и носимому по воле случайных волн и течений. Любовь же подобна океанскому кораблю с глубокой осадкой и собственным двигателем, который без труда переносит качку и следует в необходимом ему направлении.
- ooo... Влюбленность есть любовь без духовных корней, есть внешняя, поверхностная, природная оболочка любви, то обличие, в котором настоящая любовь (когда она есть) предстает земному зрителю.
- ooo... В духовном смысле влюбленность есть пустоцвет: цветок такой же, но нет завязи, и пока цветут оба, то едва различимы, но потом один вянет и облетает, а другой остается и дает плод. Поэтому влюбленность временна, а любовь вечна. А поскольку на земле почти никто не преобразован и, следовательно, все знакомы только с влюбленностью, то и существует убеждение в краткосрочности и ненадежности всякого чувства.
- ooo... Все-таки необходимо признать, что влюбленность хотя бы внешне содержит некоторый небесный отблеск, придающий волшебно-прекрасные черты не только самой нашей избраннице, но и всему, что ее окружает и имеет к ней отношение. Люди "практические", способные к одним примитивным сделкам, зовут это состояние любовной слепотой.
- ooo... Всякий человек может желать лишь то, что он знает. Если же человек непреобразованный знает одну только влюбленность и не знает любви, то его мечты о любви на самом деле являются мечтами о влюбленности, только более масштабной и более счастливой, чем те, что случались с ним прежде. И если он очень в них утвердится, то может психологически осложнить себе встречу настоящей любви.
- ooo... Преобразуемый человек должен ясно понимать, что пока его внутренний дух не открыт, никакого счастья, удовольствия и радости он не получит. Ибо все чисто природные удовольствия сами по себе ничтожны; вкус им придает либо адское, либо небесное наитие. И коль скоро он отошел от первого, то не имет иной возможности достичь счастья, кроме как добравшись до второго. Добраться же туда можно, лишь сосредоточившись на удержании себя от зол как грехов, а к таковым относятся все его прежние занятия и увлечения. Налицо эмоциональная пустыня неопределенной протяженности, которую можно преодолеть только движением, и чем дольше топчется человек на месте, тем дольше останется в этой бесплодной пустыне.
- ooo... Пока человек не преобразован, своей настоящей службы жизни он знать не может, поскольку иначе он бы ее либо не понял, либо профанировал. Однако всегда налицо ее самая нижняя составляющая, т.е. потребности практического, бытового характера. И потому человек должен начинать свои действия именно отсюда. Если он ходит в грязных ботинках, то их следует регулярно чистить; если у него гнилые зубы, то их надо лечить; если у него беспорядочное питание или недостаточный сон, следует их упорядочить; если ему необходимо изучить что-либо для работы, он должен изучить это; если в доме не хватает картошки, он может сходить на рынок и купить ее. Эти мелкие, частные, дробные дела, не упорядоченные никаким заранее придуманным планом и являющиеся перед нашим взором сами собой, было бы только желание заметить их, есть первоначальный полигон для упражнения в добрых делах.
- ooo... Истинное удовольствие, получаемое от всякого разговора, состоит в сочетании душ беседующих людей. В этом смысле разговор подобен парному танцу: каждый стремится понять другого и так приладиться к его понятиям, чтобы адекватно донести до него свою мысль. И чем более схожи мировоззрения собеседников, тем легче и полнее устанавливается это сочетание, тем плодотворнее и приятнее будет обсуждение. Напротив, чем эти мировоззрения дальше, тем разговор будет поверхностнее и корявее, ибо уже на дальних подступах к обсуждаемому предмету начнут выявляться принципиальные нестыковки и разногласия. В аду же полноценный разговор вовсе невозможен, ибо там каждый боготворит лишь собственное мнение, а взгляды других презирает и считает тотальной глупостью. Поэтому разговор адских людей состоит из чередующихся монологов, поверхностно связанных общей темой и совершенно несочетаемых по существу.
- ooo... У адских духов не бывает приятных бесед или плодотворных обсуждений. Если один собеседник слабее другого и боится его, разговор их превращается в напыщенный монолог сильнейшей стороны, сопровождаемый подобострастными поддакиваниями, причем один другого от всей души презирает, а тот его трусливо ненавидит. Если же силы равны, выходит спор; а поскольку самый предмет спора никого не интересует и, следовательно, никто не желает рассматривать дело по существу, но каждой стороне хочется только доказать свою правоту, то слабые аргументы быстро сменяются взаимными оскорблениями и нападками, и спор перерастает в ссору и даже драку.
- ooo... Часто бывает, что адский человек заговаривает с тобой о предмете, который, по-видимому, его интересует; и когда, отвечая ему, хотя бы несколько вникаешь в существо этого предмета, на лице собеседника отражается неудовольствие, иногда даже в такой степени, что он круто прерывает разговор, спрашивая о чем-либо постороннем. Ибо он надеялся услышать одобрение своей мудрости либо дать отпор нелестному замечанию в свой адрес; и единственное, чего он не ждал и не желал, было обсуждение предмета по существу. Это похоже, как если бы ребенок захотел поиграть в войну, и вдруг ему дали бы ружье и отвели в окопы.
- ooo... Сведенборг пишет, что всякое наше желание и всякая мысль есть органический элемент нашего духа. Отсюда становится понятным, почему сделанное по любви присваивается человеку. Наши дела формируют наш дух так же, как мальчишка лепит снежную бабу; и всякий наш поступок есть как бы добавочный ком снега к этой бабе. Отсюда же можно понять, что такое привычка. Когда человек повторил свой поступок несколько раз, в духе его сформировался соответствующий органический элемент, посредством которого данные поступки стали ему естественны. И если он со временем желает от них отказаться, то это все равно, как если бы он решил отрезать какую-либо часть своего тела.
- ooo... Борьба с привычкой есть духовная ампутация. Вот почему она всегда болезненна.
- ooo... Почему дух формируется только делами, сделанными по любви? Потому что речь идет о внутреннем духе человека, а он есть олицетворенная любовь этого человека и состоит только из того, что относится к этой любви (в сочетании с мудростью). Существует наитие от внутреннего к внешнему, и невозможно обратное. Поэтому если человек от сердца желает чего-нибудь, это внутреннее желание по наитию ощущается во внешнем человеке как расположение к соотвествующей деятельности. Когда, в свою очередь, оно осуществлено на практике, данная деривация любви человека облечена наконец в свое последнее и получила свое завершение; и тогда данная деривация любви оказывается в духе во всей полноте и становится чем-либо, т.е. формирует некоторую органическую часть этого духа. Если же человек действует не по любви, то он действует исключительно внешним своим человеком, внутренний при этом бездействует, а наития извне внутрь нет. Поэтому в процессе преобразования следует не стремиться делать добрые дела, ибо все они будут от себя и потому духовно бесполезны, а единственно выискивать в себе грехи и избегать их.
|