Осколки и заплатки (34)
Автор: Михаил Глебов, 1998
- ooo... Если человек рассказывает о некотором событии, участником или очевидцем которого он был, то человек добрый акцентирует внимание на самом событии, его причинах и т.п., в то время как человек адский рассказывает не о событии, но о себе в событии, так что те или иные обстоятельства в его устах приобретают значение пропорционально их влиянию на персону рассказчика.
- ooo... Говоря о какой-либо вещи или событии, хороший человек всегда разделяет саму эту вещь как таковую и то значение, которая она имеет для него лично. Адский же человек всецело сосредоточен на своей особе, и потому он не может разделять подобным образом, ни, следовательно, быть объективным. Все вещи и события рассматриваются и оцениваются им исключительно как факторы, способствующие или мешающие ему лично.
- ooo... Споря с адским человеком о чем бы то ни было, борешься не столько с его ошибками и заблуждениями, сколько с подтасовками и недобросовестностью.
- ooo... Всякое общение имеет смысл лишь в двух случаях: если оно необходимо для дела или если оно приносит удовольствие; третьего разумного варианта не существует. Эти два вида совершенно различны, и тот, кто их путает, неизбежно наживает себе много лишних огорчений. Общение по необходимости - чисто внешнее, узко ограниченное совместно выполняемым делом. Критерий здесь единственный: деловая полезность партнера; все его черты, напрямую не касающиеся этого общего дела, значения не имеют. Напротив, общение для удовольствия всегда основано на внутреннем сочетании душ. Поэтому заведомо нельзя получить радость от общения с человеком, к такому сочетанию неспособным, т.е. эгоистичным, центростремительным, адским.
- ooo... Весьма популярна пословица: "Не сходись близко, если не хочешь разойтись далеко". Таков неизбежный результат дружеского общения с людьми адского склада, которых человек добрый опрометчиво подпускает слишком близко. Он априори относится к ним дружески и, естественно, ожидает в ответ того же; но адские люди органически неспособны к дружбе. Они лукавят и хитрят, строят исподтишка козни, и когда терпение хорошего человека лопается, происходит ссора. Но адские люди всегда умеют подстроить так, что получается, будто ссору начал он и, следовательно, он и виноват. И поскольку такой подход позволяет адским людям обидеться и тем самым развязывает руки для мести и прочих враждебных действий, прежняя псевдодружба становится открытой враждой.
- ooo... Как нельзя безнаказанно взять змею в руки или впустить ее в дом, точно так же нельзя безнаказанно вступать в тесные дружеские или любовные отношения с человеком адского склада. Ибо такова анатомия его духа, что ничего, кроме неприятностей и горя, принести он не может.
- ooo... Отсюда следует настоятельная необходимость удерживать окружающих нас адских людей на духовно-безопасном расстоянии, которое совпадает с чисто внешними отношениями. Беда, однако, в том, что эти люди под разными благовидными предлогами стремятся проникнуть ближе, втереться в доверие, получить доступ к нашим делам, мыслям и чувствам. Еще противнее их манера не замечать вежливых останавливающих намеков и нагло наседать дальше, покуда не встретят грубый отпор; а получив его, считают себя оскорбленными и развязывают открытую вражду. Однако надо понимать, что чем на более ранней стадии такой человек будет остановлен, тем меньше вреда он сможет нам принести; уступки же не помогут, потому что адский человек не имеет совести и уважает лишь грубую силу. Поэтому необходимо уметь вежливо, но твердо осаживать не в меру дружелюбных дьяволов на первом рубеже нашего внутреннего мира, не позволяя им ни на шаг переступить ту грань, которую мы сами для них наметили. Если же они тем оскорбятся, то надо помнить, что хотя они вольны злоумышлять как угодно, но без Божьего попущения не могут принести нам никакого действительного вреда.
- ooo... Вообще я заметил, что намеки действуют лишь на хороших, совестливых людей, и часто даже бывает так, что они усматривают намек там, где его вовсе не было, конфузятся, и приходится их успокаивать. Дурные люди, напротив, умышленно не замечают намеков, вынуждая нас выбирать между уступками и открытым конфликтом. Поэтому мне кажется рациональным прямо останавливать их нежелательные вопросы и предложения: это мое личное дело, я этого не желаю обсуждать. Сказанные спокойным, но твердым тоном, такие слова обладают хорошим отрезвляющим эффектом и не дают прямого повода для агрессии. Кроме того, я заметил, что адские люди как-то пасуют перед прямыми и решительными словами и действиями. Они, подобно змеям и крысам, привольно чувствуют себя в темных закоулках и терпеть не могут открытых пространств.
- ooo... Особенно важно уметь ограничивать длительные и плодотворные деловые контакты с адскими людьми от их разрастания вглубь. Тем более, что эти люди, вечно живущие настороже и всегда готовые к отпору, сами отлично владеют этим искусством ограничения.
- ooo... Когда мы отказываем в чем-либо адскому человеку, нам кажется, что мы совершаем нечто недостойное и по совести наказуемое. Больше всего мы боимся обидеть, и не потому, что остерегаемся какой-либо мести, а просто не хотим чувствовать себя виноватыми. И адские люди, превосходные лицедеи, чувствуют это наше состояние и изображают глубокую обиду и скорбь. Внутренне же они смеются над нами и нашими колебаниями; и мы очень хорошо поймем это, когда, в свою очередь, обратимся к ним с аналогичной просьбой. Тогда нас поразит их вид оскорбленного достоинства и твердость, даже некоторая брезгливость отказа. В тот раз мы выглядели виноватыми, потому что им отказали; теперь выглядим виноватыми, потому что у них попросили.
- ooo... Проблема долгов любого рода в том, что хороший человек ничего у нас не просит, а если просит, то по крайней необходимости, очень мало и сопровождает свою просьбу всяческими, как ему кажется, гарантиями возврата; но, зная его лично, можно дать и без "гарантий". Дурные люди, напротив, требуют нагло и поворачивают дело так, что наш отказ будет причиной разрыва отношений. Однако разрыва чаще всего не происходит, а вместо того является некоторое опасливое уважение.
- ooo... Конечно, было бы лучше всего, если б дурных людей на свете вовсе не было. Но поскольку это невозможно, приходится в обращении с ними осваивать технику безопасности, в которой есть два главных пункта: не подпускать их близко и не нападать самому.
- ooo... Отказывать адским людям в их домогательствах очень помогает мысль о том, что если бы роли наши вдруг поменялись, они бы нам точно отказали.
- ooo... Другая подобная мысль состоит в том, что дурные люди, льстя и угождая нам, делают это не по причине уважения к нашей личности и не потому, что желают нам добра, а производят своего рода военную хитрость, и если мы поддадимся, то останемся у них же в презрении.
- ooo... Касательно разного рода моральных обязательств по отношению к другим людям, следует ясно различать обязательства внутренние и внешние. Первые могут относиться только и единственно к тем, кто связан с нами духовными узами: к жене, к истинным друзьям, к единомышленникам. Все остальные, включая "родных и близких", могут рассчитывать лишь на внешнюю, денежную или иную практическую помощь; внутренний же мир наш для них закрыт. Ибо узы родства - чисто природные, а вовсе не духовные; и среди родственников наших наберется ничуть не меньше адских людей, чем среди соседей или сотрудников по работе; и вредить нам они могут не хуже тех.
- ooo... Между мужем и женой должно быть столько же взаимных связей, сколько их у правой и левой половины нашего тела: они бесчисленны, разнородны и охватывают весь спектр от грубейшего, вроде кожи и костей, до тонкого и тончайшего, невидимого и неизвестного нам, но которое есть самое главное.
- ooo... Преобразующийся человек, относительно борьбы с грехами, совершенно подобен футбольному вратарю. От него не требуется самому выходить с мячом к воротам противника и забивать голы, т.е. делать добрые дела. Он должен только не пропускать мячи в свои ворота, т.е. не делать грехов; но он не может их время от времени не пропускать. И потому, хотя каждый пропущенный мяч есть для него позор и потеря, он не должен от этого расстраиваться и унывать, ибо как только он придет в замешательство, то немедленно пропустит еще целую серию мячей.
- ooo... Борьба с грехами еще подобна тому, как человек в ненастье идет под зонтиком. Внезапный порыв ветра вырывает и выворачивает зонтик, и дождь обрушивается на незащищенного человека; но тот быстро выправляет зонт и продолжает свой путь дальше.
- ooo... В интересах всякого преобразующегося человека, чтобы его будущий ребенок был зачат после завершения преобразования. Ибо ребенок наследует духовную форму отца, которую тот имел на момент зачатия. И чем эта форма более совершенна, тем легче будет впоследствии спастись ребенку, и, с другой стороны, тем легче и приятнее будет отцу воспитывать его.
- ooo... Период Преобразования человека подобен эскалатору в метро: нижняя его часть начинается заподлицо с полом станции, а верхняя кончается заподлицо с уровнем земли.
- ooo... Период Преобразования подобен еще куколкам насекомых. В куколку входит несомненный червяк, затем следует таинственное превращение, скрытое от наших глаз ширмой, и под конец из куколки выходит несомненная бабочка. Известно лишь, что в первое мгновение пребывания в куколке там еще червяк, а в последнее мгновение перед выходом там уже бабочка; но совершенно не известно, каким образом из одного существа получается другое, ибо строение их настолько различно, что нельзя сыскать ни одной общей черты.
- ooo... Постепенное освобождение от грехов в предыдущие периоды подобно тому, как водолаз медленно всплывает из глубины лицом вниз. Поэтому, хотя объективно он непрестанно поднимается, но в глазах его, устремленных вниз, все та же безрадостная картина, разве что вода становится не такой темной и исчезают глубоководные чудища. Преобразование же подобно тому, как водолаз, достигнув поверхности, поворачивается вокруг своей оси из положения лицом вниз в положение лицом вверх. Объективно все это время он остается на том же месте, на грани моря и воздуха; но картина перед его глазами, по мере поворота, стремительно меняется на противоположную: вместо мрака - свет, вместо чувства удаления от прошлого - чувство приближения к будущему, вместо рыб и водорослей - облака и птицы, и т.п.
- ooo... Если хорошее виноградное вино соответствует Истине (in vino veritas), то водка и вообще спирт должны соответствовать адскому безумию. Вот почему любящие вино морщатся от водки, а любящие водку презирают вино и пьющих его. Потому же в вине мало крепости и много вкуса, а в водке, напротив, мало вкуса и много крепости. И любители вина ценят в нем вкус, а любители водки - крепость. И мне даже кажется, что хороший вкус какой-нибудь настойки является для пьяниц нежелательным фактором, ибо отвлекает их, мешая насладиться крепостью как таковой.
- ooo... Схожей причиной обусловлено отсутствие в рок-музыке хороших мелодий и сильных голосов исполнителей. Ибо ее задача - посредством оглушающих барабанных ритмов действовать на "слушателей" как наркотик; а хорошая мелодия и приятный голос препятствуют погружению в зомбированное состояние и потому являются нежелательными.
- ooo... Вообще существует правило: удовольствия Небесные настолько противоположны удовольствиям адским, что, столкнувшись, разрушают друг друга. Поэтому те, которые находятся в Небесном удовольствии, не могут терпеть присоединения некоторой толики адского удовольствия, ибо оно разрушает их радость. Напротив, наслаждающиеся адским удовольствием теряют его, как только к нему примешивается хотя бы малая толика Небесного удовольствия.
Отсюда, между прочим, следует, что покуда похоть вовсе не удалена, небесное супружеское счастье для человека невозможно.
- ooo... До тех пор, пока внутренний дух человека пребывает в аду, он тем самым пребывает в атмосфере адского ужаса. Этот ужас по соответствию непрестанно передается во внешнего человека, который ощущает его как перманентное и ничем не объяснимое внутреннее напряжение, которое не покидает его ни на минуту и от которого он не может отделаться даже в состоянии полного внешнего покоя и умиротворенности. Оно проявляется в ментальной форме (воображение несчастий), в волевой форме (колебания, неуверенность в себе), в эмоциональной форме (взвинченность, вспыльчивость) и даже в телесной форме (мускульное напряжение, неестественные позы). Когда, в процессе преобразования, Господь выводит человека из ада, Он тем самым снимает первопричину внешнего напряжения. И потому завершение преобразования должно ощущаться успокоением и расслаблением.
- ooo... Когда человек, желающий научиться плавать, впервые заходит в воду, он испытывает нечто вроде стресса: вода кажется ему незнакомой, ненадежной, враждебной средой; движения его опасливы, порывисты, мышцы напряжены до предела, руки и ноги как деревянные. И толку не будет до тех пор, пока он не привыкнет к воде, не перестанет считать ее враждебной, не расслабится. Тогда он почувствует, что глупо все время стоять у берега, и ему неожиданно захочется что-то предпринять, и движения его сами собой станут легкими и гармоничными, и он поплывет.
То же происходит при выходе человека из ада. Ему не следует заставлять себя сразу браться за дела; он должен постоять и обвыкнуться, и сбросить с себя многолетнее адское напряжение; и тогда активность сама собою, как удовольствие, придет к нему.
|