Осколки и заплатки (36)
Автор: Михаил Глебов, 1998
- ooo... Я уверен, что настоящая любовь от Бога вспыхивает мгновенно, с первого взгляда, притом обоюдно. С первых минут она властно толкает будущих супругов друг к другу, и в этом сближении быстро, с замечательной гармонией проходит стадии эмоционального (любовь), интеллектуального (дружба) и телесного узнавания друг друга. Поскольку такая любовь пребывает в Божественном Порядке, то развивается от внутреннего к внешнему согласно последовательности степеней. Но именно поэтому телесная симпатия к женщине или дружеские чувства к ней сами по себе не способны со временем трансформироваться в настоящую любовь: влияние внешнего на внутреннее противно Порядку. Если же у некоторых пар длительное дружеское общение перерастает в некое подобие любви, то следует отдавать себе отчет, что это не настоящая Любовь, которая одна способна принести Счастье, а какая-либо разновидность любви средств, удовлетворяющая психологические и сексуальные запросы партнеров и, в удачных случаях, доставляющая им житейское благополучие - внешнюю скорлупу духовного счастья.
- ooo... Духовно зрелый мужчина должен жениться на духовно зрелой женщине, которая знает, чего хочет, и отдает отчет в своих чувствах и поступках. Некоторые полагают, что юная жена, по крайней мере, будет чиста от житейской мерзости, накапливающейся с возрастом. На деле выходит обратное: молодая девушка, не обремененная собственным духовным опытом, счастливо пребывает в своем наследственном зле, которое только начинает проявляться наружу. Что же касается печального внешнего опыта, девочки успевают нахвататься его в предельно сжатые сроки и в самом нежном возрасте. Искать духовную чистоту снижением возрастной планки - все равно, что искать тем же способом сексуальной невинности, которую и у пятиклассников сегодня не сыщешь.
- ooo... Глядя на зрелую женщину, даже при минимальном житейском опыте можно сказать, по доброй или по адской дороге она пошла, и, таким образом, понимать ситуацию. Но юная дева, кроме явно стервозных экземпляров, представляет непроницаемую загадку: у нее все еще в будущем, ее характер будет складываться по законам, известным одному Богу, а силу стороннего влияния на нее не следует переоценивать.
- ooo... Есть временное и есть вечное. Временное есть форма существования вечного. Временное всегда от человека, вечное всегда от Бога. Временное относится к внешнему человеку, вечное - к внутреннему. Жизнь человека есть его жизненная любовь, которая и составляет его внутренний дух. Эта любовь, в порядке степеней, нисходит во внешнего человека в виде расположений, и по мере их удовлетворения дарует человеку удовольствие любви. Но любовь всегда одна и та же, а расположения всегда разные, и бывает ни одного одинакового во всю вечность.
- ooo... Вечное не может выражаться вовне иначе, как во временном. Поэтому временное, чтобы быть полезным, приятным и осмысленным, должно истекать от вечного. Вечным же управляет один Бог; следовательно, временное будет для человека приятным, полезным и осмысленным лишь в том единственном случае, когда его внешнее истекает из внутреннего, управляемого Богом. Вечное - причина, временное - следствие. Напротив, если человек желает вести себя сам, он может (и то лишь частично) располагать одним временным, вечное же для него неизвестно, потому что в принципе недосягаемо. И тогда он берет нечто временное и произвольно рассматривает его как вечное для себя. Но такая фантазия, не имея опоры в действительности, вскоре неминуемо рушится. Однако и это его эфемерное временное также является следствием некоторого неизвестного ему вечного; и это вечное - адская любовь к себе и жажда сделать себя богом.
- ooo... Если человеку захотелось делать что-либо, и если оно в его глазах не выглядит явным грехом, он может со спокойной совестью это делать и получать от того удовольствие. Но всякое дело автоматически становится грехом, как только человек начинает его рассматривать в качестве вечного и краеугольного, и тогда возникает нездоровое увлечение, называемое мною "вавилонской башней". Чаще всего это происходит вследствие желания остановить мгновение, которое прекрасно. В этом, в сущности, и заключается все человеческое самопромышление.
Допустим, у меня возникло расположение послушать эстрадные песни прошлых лет; я включил "Радио-ретро", стал слушать и получил удовольствие. И тогда самопромышление обеспокоилось, как бы это удовольствие из временного и преходящего сделать постоянным, т.е. вечным. И разумение, слуга воли, подсказало способ: надо записывать хорошие песни на магнитофон, как бы присваивая их себе, чтобы их можно было слушать в любое желаемое время. И вот человек начинает трудиться, консервируя удовольствие впрок. А расположение вскорости само собою исчезает, оставляя человека с грудой недоделанной и уже ненужной ему работы, так что он смотрит на нее и понять не может, какое умственное помутнение заставило его заниматься такой ерундой.
- ooo... То же самое происходит, когда человек женится не по небесной любви, даруемой от Бога, а по собственной похоти, влюбленности или каким-то иным "разумным" причинам. Он ясно чувствует, что хочет эту женщину, и оттого полагает, что получаемое им сейчас удовольствие останется навсегда. И собственная предусмотрительность подсказывает ему жениться; а расположение его, не имея духовных корней, вскоре проходит, и человек остается у разбитого корыта, с нелюбимой и ненужной ему женщиной и кучей всякого рода обязательств по отношению к ней.
- ooo... Соотношение временного и вечного в человеческой жизни удобно рассматривать на его естественных потребностях, и лучше всего - на еде. Потребность в пище, по видимости внешняя и телесная, вытекает из некоторой глубокой духовной причины и является ее телесным соответствием. А поскольку духовная причина - вечная, то и ее телесное следствие так же неизменно в своей сущности, но бесконечно разнообразно по форме своего проявления. Сколько бы человек ни жил, он всегда нуждается в питании; но иногда он - неизвестно почему - употребляет пищи больше, а иногда меньше; иной раз его тянет на овощи, потом вдруг на рыбу или мясо; бывает, что у него рождается аппетит к какому-то конкретному продукту, а через некоторое время исчезает до такой степени, что человек понять не может, что он в этом продукте находил особенного. Когда мы едим нечто вкусное, нам кажется, что именно оно доставляет нам удовольствие; тогда как это удовольствие рождается из удовлетворения нашей вечной потребности, которая в данный момент приняла форму расположения к данной еде, а завтра расположение изменится, и нам доставит удовольствие уже совсем другая пища. Единым во всех этих расположениях остается лишь то, что они истекают из вечной потребности питания тела.
- ooo... Другой пример - отношения истинно любящих людей. Сегодня им хочется идти в кино, завтра - почитать вместе книгу, послезавтра - сходить в гости, потом возникает идея купить шкаф или тумбочку, или желание обсудить какую-нибудь новость, и т.д. до бесконечности. Но мы должны понимать, что ни одно из их занятий, доставляющих им так много интереса и удовольствия, нисколько не имеет оных само по себе, но все они исполняются удовольствиями единственно от той духовной любви, которая связывает этих людей и порождает все их внешние интересы и занятия.
- ooo... Брак без любви - что дом без фундамента, возводимый на зыбком грунте. Не успеют его даже достроить, как пойдут осадки, трещины, и вся хибара вскорости либо вовсе завалится, либо останется в полуразрушенном и малопригодном для жизни виде.
- ooo... Всякая духовная причина подобна дереву, а истекающие из нее внешние расположения - листве, облетающей с каждой осенью. Дерево живет листьями и не может иначе; но листья рождаются и опадают, а дерево все стоит.
- ooo... Сведенборг писал, что состояние добрых духов соответствует лету, а состояние злых духов - зиме. Здесь любопытно заметить, что летом деревья (добрая духовная причина) имеют листву, т.е. эта духовная причина воплощается во внешних делах и тем самым доставляет удовольствие. Зимой же деревья (злая духовная причина) лишены листвы, т.к. Господь препятствует реальному исполнению злых расположений, а вместе с тем у злого человека нет и удовольствия. В самом деле, если кто-нибудь желает убивать, красть и прелюбодействовать, он жаждет этого непрестанно, но исполнить свои желания на деле ему удается лишь считанное количество раз в жизни.
- ooo... Отсюда, кроме того, становится понятен внутренний смысл народной приметы: "Если осенью лист с деревьев нечисто опал - жди суровой зимы". Зима есть адское состояние человека; мягкая зима соответствует поверхностному, смягченному аду, а суровая - более глубокому. Всякая черта человеческого духа закрепляется посредством исполнения ее на деле; поэтому чем более человек творит зло, тем глубже погружается в ад, и напротив, чем более Господь ему в том препятствует, тем ближе он к спасению. Листья означают дела; если зимой на деревьях их вовсе нет, то это значит, что человек не может фактически исполнить своего зла, и потому зима выходит мягкая. Напротив, обилие сухих, коричневых, извращенных листьев показывают, что человеку попущено делать зло, и потому зима бывает суровая. Если же зимой листьев всегда несопоставимо меньше, чем летом, это потому, что даже самому злому человеку Господь попускает исполнить лишь малое количество его похотей, тогда как у доброго человека исполняются все добрые - идущие от Бога - расположения.
- ooo... Интересно также, что низшие растения (мхи, лишайники) и значительная часть трав остаются зелеными даже под снегом. Что это: соответствие внешнему добру или тем реликвиям, которые всегда сохраняются в неприкосновенности?
- ooo... Всякое наше дозволенное расположение неизбежно становится адской "вавилонской башней", как только мы абсолютизируем его; когда мы принимаем тень предмета за самый предмет и обращаемся с ней, как с реальным предметом.
- ooo... Вечное ускользает из рук человека. Человеку доступно лишь временное; но если его ведет Господь, Он дает человеку лишь те расположения, которые соответствуют вечному. Человек, исполняя эти временные, но истекшие из вечного, расположения на деле, тем самым соединяет временное с вечным, но не сам собою, а Господом.
- ooo... Всякая конкретная добродетель имеет соответствующий противоположный ей грех, так что человек может быть либо в этом грехе, либо в обратной ему добродетели, и не может быть вовсе ни в том, ни в другом.
- ooo... Объект приложения всякой добродетели, равно как и обратного ей греха, один и тот же, но грех использует его чисто внешним образом, тогда как добродетель подходит к нему духовно, и из этого духовного вытекает внешнее поведение человека. Касательно власти, грех употребляет ее для самопрославления, а добродетель - для пользы своей службы. Касательно богатства, грех оборачивается стяжанием как самоцелью, а добродетель ищет в богатстве пользу для своей службы. Вообще всякий грех рассматривает внешние предметы как самоцель, а добродетель - как средство своей службы.
- ooo... Отсюда, в частности, вытекает, что относительно женщин мужчина может быть либо в похотливой любви, либо в супружеской, и не может быть вовсе ни в какой. Если скажут о педерастах и прочем подобном, то здесь не отсутствие любви к женщине, а извращение ее похотливого варианта. Поэтому, если человек внутренне раскаялся и отказался от похотливой любви, Господь тем самым вводит его в любовь супружескую.
- ooo... Когда мы делаем что-либо по расположению, ради текущего удовольствия или пользы, мы их получаем; но если при этом думаем, что результаты этой нашей деятельности окажутся полезными и впоследствии, то, как правило, заблуждаемся. Так пища, нами съеденная, используется однократно и, отдав телу всю свою силу и пользу, извергается вон.
- ooo... Записывая свои размышления, я как бы ловлю букашек и пришпиливаю булавкой, чтобы иметь их в своей собственности. И, как ученый-энтомолог, очень радуюсь, поймав еще одну. Но если бы я взглянул на дело пошире, то понял бы, что этих букашек неисчислимые миллионы, и они ползают и летают всюду, и всех их никогда невозможно переловить, и потому само создание коллекции, в сущности, бессмысленно. Записывая приходящие мысли, я как бы присваиваю их, складывая в свой чемодан. Но ангелы разума просто ходят по Саду Мудрости, и радуются, и ничего не стремятся запихать себе в голову. Они - пользователи мудрости, а я все норовлю стать ее собственником.
- ooo... Собственная память подобна жесткому диску компьютера, а Божья мудрость подобна Интернету. Если я подключен к Сети и стал пользователем, к чему мне тащить все подряд на свой жесткий диск? Во-первых, там мало что поместится, во-вторых, назавтра меня заинтересует нечто совсем другое, и главное, ничто не мешает мне в любой желаемый момент войти на любой интересующий меня сайт. И я беру оттуда информацию в разум, как в оперативную память компьютера, и произвожу обработку, а результатом оказывается совершенствование моего духа.
- ooo... Всякое истинно доброе дело исходит от Господа, и потому оно (1) является службой, (2) приносит пользу и (3) имеет вечное значение. Все прочие дела исходят от человеческой самости, т.е. от ада, и потому (1) являются службой аду, (2) вредны или бесполезны и (3) имеют временное значение. Все, что не от Господа, то от ада, и компромисса здесь быть не может.
- ooo... Если вдуматься, всякое человеческое желание или действие, которое мы называем грехом, носит ярко выраженный временный характер. Если человек женится по небесной любви, такой брак сохраняется не только до его земной смерти, но и дальше в вечности; все прочие любовные связи эфемерны даже по земным меркам. Собранное богатство не только не может быть унесено "на тот свет", но большей частью пропадает еще на этом. Достигший высоких постов оттуда низвергается, а кто сумел удержаться - все равно выходит на пенсию. Все, что мы хотим сами по себе, временно, а то, что делаем по Божьему наитию, хотя этот случай по видимости ничем от первого не отличается, имеет вечное значение.
- ooo... Когда знаешь духовные корни человеческих мерзостей, становится очень скучно читать статьи о злоупотреблениях властей и нескладице в государственном управлении. Если мы имеем кошку, странно удивляться, что она мяукает. Если мы видим в руководящем кресле адского человека, странно ждать, что от него последуют добрые дела. А коль скоро известно, что от него, кроме худа, и ждать нечего, то какой интерес расследовать это худо в подробностях?
|