Начало Осколки и заплатки (38)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Пока человек живет в мiру, его внешний человек пребывает в Мире Духов. Однако сам Мир Духов не един, но делится на степени; стало быть, внешний человек находится не просто в Мире Духов, но в какой-либо его степени.

- ooo... Задача человека в Мире Природы - духовно определиться в Небеса или ад. И Природа всегда выполняет эту свою задачу, ибо те, кто не успел принять решение в Материальном Мире, доделывает недоделанное в Мире Духов, т.е. все равно не выходя за пределы Природы.

- ooo... Утверждения оккультистов о существовании так называемого ментального тела позволяют предположить, что у нашего внешнего духа (который есть духовное тело) существует еще какое-то дополнительное тело или его подобие, вроде тени, которое соответствует мудрости, в то время как тело самого духа соответствует жизни. Возможно, лишь благодаря этим ментальным телам мы можем мечтать, испытывать приключения в сновидениях и т.п. Однако ясно, что ментальные образования, если и существуют, то служат чем-то вспомогательным, ибо не мудрость, но реальная жизнь человека определяет его судьбу в вечности.

- ooo... Если у Господа есть Божественное Исходящее, а человек - подобие Господа, то у него тоже может быть нечто в этом роде, хотя и конечное; и это человеческое исходящее из его тела в каждой степени и оказывается упомянутым ментальным телом.

- ooo... Если я играю в компьютере, то происходит фактическое раздвоение личности: сам я сижу в комнате, ощущая телом тепло воздуха и мягкость стула, слухом - звуки из-за стены, и т.п.; но я же веду гоночную машину через препятствия или убегаю от погони. Не есть ли это второе я моим ментальным телом самого последнего порядка, т.е исходящим из тела натурального? И характерно, что, сколько бы я ни падал и сколько бы в меня ни стреляли, никакой боли или других физических ощущений я не испытываю. Не то же ли самое бывает в снах?

- ooo... Если добрый человек опрометчиво заинтересуется оккультными вещами и хотя бы по чистой случайности натолкнется на какой-нибудь способ оккультного влияния на людей, то Бог пошлет ему тяжкое искушение. Оно будет состоять в бедствии, которое человек - по первому его взгляду - сможет преодолеть, только обратившись к своему оккультному умению. И если он все же удержится от такого шага, искушение будет преодолено. Но стоит ли ради досужего любопытства накликать на себя это искушение?

- ooo... Сведенборг пишет, что в Мире Духов друзья водят новоприбывших по райским насаждениям, которые услаждают их внешность. Я полагаю, что здесь имеются в виду не настоящие небесные кущи, а та внешняя обстановка, в которой живут добрые духи высших степеней Мира Духов и которая по внешности своей подобна Небесной. То же самое - касательно лицемеров, забредающих в ангельские общества. Известно, что у лицемеров зло внутри, а добро снаружи. Но вся внешность разоблачается еще в Мире Духов; и потому мне кажется, что и в данном случае речь идет не о настоящих ангельских Небесах, пусть даже самых крайних, а все о той же высшей степени Мира Духов, где духи, находящиеся в состоянии приготовления к Небесам, могут уже иметь белые одежды и в некоторой степени называться ангелами. 

Если же Петр I был в Небе и правил каким-то тамошним обществом до 1760-х, а потом был соблазнен во зло, то здесь опять-таки говорится скорее всего не о Небе, а о Мире Духов. Ибо в его личности тесно переплелись черты злые и добрые; а чем сильнее неоднородность духа, тем дольше его пребывание в Мире Духов, вплоть до 30 лет (что как раз в данном случае и видим). И поскольку добро у него было снаружи, а зло внутри, то сперва он, как и лицемеры (хотя лицемеры - совсем другой случай), пребывал с добрыми духами и даже правил ими; но, по мере высвобождения внутренних своих качеств, заколебался и наконец отпал.

- ooo... В самом деле, размышляя о характере Петра I из его деятельности, трудно прийти к иному выводу, чем тот, что главной его целью было собственное величие, а вся Россия - лишь средством к этому. Отсюда - разорение страны, безумные налоги, гибель сотен тысяч людей на рудниках, на строительстве Петербурга, и пр. Даже проявляя добрые человеческие качества, он все-таки смотрел на своих соратников как на орудия, а не как на самоценные личности. Вспомнить хотя бы, "как царь Петр арапа женил".

- ooo... Интересно узнать, как, покинув уже Мир Духов, восходят в Небеса те добрые будущие ангелы, место которых не на краю Небес, а где-нибудь внутри. Ведь если умерший человек проходит все три степени Мира Духов в их последовательности, от внешнего к внутреннему, то, скорее всего, подобным образом обстоит дело и при вознесении уже внутри Небес. В самом деле, по мере движения от внешнего к внутреннему, это внешнее разоблачается и как бы откидывается, и пока этого разоблачения не произошло, человек не может двигаться дальше внутрь, как нельзя снять майку, не сняв перед тем рубашки. Не об этом ли вскользь упоминает Сведенборг, говоря, что иные возносятся в Небеса очень сложными и продолжительными путями, пока не придут в свое Общество, в котором остаются навечно. Но тогда подобно этому происходит и постепенное нисхождение злых духов во глубину ада.

- ooo... Таким образом, умерший земной человек постепенно и последовательно движется от внешнего к внутреннему, счищая и сбрасывая с себя, подобно капустным листьям, внешние оболочки до тех пор, пока не дойдет до своего внутреннего духа и не сольется с ним.

- ooo... Не это ли восхождение уже внутри Небес называется Возрождением?

- ooo... Преобразование в Мире Духов качественно отличается от преобразования на земле. Во втором случае мы имеем возможность так высоко подняться, как только пожелаем, лишь бы жили соответственно. Первый же случай подобен тому, как грибник пришел из леса и вывалил из корзины кучу белых, подосиновиков, сыроежек, мухоморов, поганок и стал их разбирать и раскладывать по порядку, и худые грибы выкидывать. Но если у него в корзине не было белых грибов, то ведь и теперь не появится; тогда как, оставаясь в лесу, он мог бы побродить еще немного и найти их.

- ooo... Всякому обществу Внутренних Небес соответствует некоторое конкретное общество Средних Небес, а тому - общество Последних Небес. Таким образом, образуются некие вертикали соответствий, как расположенные друг над другом площадки одной и той же лестницы. И очень похоже, что возрождение человека, т.е. его вознесение внутрь Небес, осуществляется именно по этим вертикалям. Тогда, при сохранении некоторого привычного ему внешнего антуража, он чувствует все более внутреннее и глубокое удовольствие.

- ooo... Чтобы формировать свой дух по Небесному образу, возрождающийся человек должен (1) убегать зол как грехов и (2) делать доброе любветворительности. Убегание зол является здесь отрицательным аспектом его деятельности, а любветворительность - положительным. Любветворительность есть не всякое делаемое добро, но лишь исходящее от Господа. От Господа же могут исходить только служения, т.е. дела объективно полезные (а не вредные и не бессмысленные).

- ooo... На первых порах возрождающиеся люди слишком погружены в натуральное, и оттого духовная степень у них не открыта, а лишь едва приоткрыта. В результате воля их непрестанно осаждается расположениями натурального характера, которые, если им попустительствовать, неизбежно превратятся в адские. Разум же их может пребывать в свете Истинного (вспомним, что даже адские духи способны оборачиваться). Такие люди еле-еле принимают Господне наитие в свою волю, но могут при желании принять Истину в свой разум. И потому именно разум оказывается у них (по казательности) инициатором добрых действий. Человек размышляет о текущем положении дел и посредством знания Истинного, вкупе с Божьим просветлением, видит, что было бы хорошо и правильно сделать то-то и то-то, и агитирует к тому волю. И тогда того слабого наития, которое воля может принять от Господа, оказывается достаточным, чтобы сдвинуться с места. На протяжении всех Внешних Небес разум оказывается выше воли и тянет ее за собой как бы на буксире. Воля же непрестанно упирается и оборачивается к своему привычному натуральному, и только с полным открытием Духовной степени приходит наконец в повиновение.

- ooo... Сказано, что человек бывает Небесный, Духовный и Мертвый. Небесный тот, у кого открыта Небесная степень; Духовный тот, у кого открыта Духовная Степень. У человека же Последних Небес эти степени не открыты, так что - выходит - он оказывается Мертвым, хотя и не до такой степени, как человек адский. Ибо у того духовная степень вовсе закрыта, а у этого все-таки приоткрыта. Можно сказать, что в таком человеке жизнь еле теплится.

- ooo... Жить - значит желать, мыслить и из этого действовать. Но желать, мыслить и делать можно либо добро, либо зло. Если я убегаю от зла, то или начинаю делать добро, или бездействую. Но бездействие противно человеческой природе и потому его на самом деле никогда не бывает. То, что нам кажется бездействием, на поверку оказывается деятельностью мыслительной, т.е. мечтами и фантазиями. Но всякое действие от Бога есть служение, т.е. дело объективно полезное. Поэтому мечты и фантазии не могут быть от Бога; а раз они не от Бога, то, значит, от ада, т.е. они есть зло. Следовательно, убегание от зла в бездействие не есть настоящее убегание от зла, но лишь смена зла явного, актуального, на зло мыслимое, скрытое от глаз, которое в первый же удобный момент не преминет вырваться наружу. Поэтому настоящее убегание от зла возможно лишь в том случае, когда человек начинает творить добро, а это возможно с лишь с началом его Возрождения.

- ooo... Любветворительность есть служение от Бога. Если оно служение, то не может быть бесполезным, а если от Бога, то не может быть вредным. Если же Господь желает, чтобы человек не озирался на Него ежеминутно в ожидании подсказки, а действовал как бы сам собою, в свободе и по собственному рассудку, то у всякого дела, свободно выбираемого нами, должны быть два исходных критерия: оно не должно быть вредным, т.е. злым, и не должно быть бесцельным. Оно обязано приносить определенную пользу, и не в далеком будущем, а здесь и сейчас.

- ooo... Пока человек пребывает в аду, любветворительность для него невозможна, ибо по собственной свободной воле он может желать одно только зло. Поэтому его борьба с грехами, инициируемая разумом, приводит к их внешнему сдерживанию без соответствующей замены, т.е. к безделью. Еще раньше, до того, как он сам стал сознательно сдерживать себя, эту функцию выполнял Господь путем создания внешних препятствий. Пока человек в аду, польза от безделья выходит для него двоякая: (1) он не может реализовать свое зло, так что оно не зачитывается ему во всех своих частностях и особенностях, (2) он имеет время для поиска Истины. Но поскольку зло у него лишь загнано в подполье, а мышление Истинного само по себе, без дел, не может вывести человека из ада, то безделье является чисто вынужденной мерой, поскольку все другое было бы еще хуже.

- ooo... Сведенборг пишет, что в адском человеке зло действует, а добро противится, тогда как в добром человеке добро действует, а зло противится. Действующее начало является активным, противодействующее - пассивным. Пока человек в аду, его личное зло действует, непрестанно проявляясь в виде дурных желаний и расположений; а добро, т.е. Господь, противодействует, вначале создавая внешние препоны практическому исполнению зла, а впоследствии, по мере преобразования, просветляя разум человека Истинами. В момент завершения преобразования, т.е. при изведении человека из ада, роли меняются. Теперь добро, т.е. Господь, действует, порождая любовь к собственной службе, а зло - въевшаяся привычка - противится.

- ooo... Если бы Природного Мира не было, человек не мог бы жить вечно, ибо только натура дает ему остойчивую форму, содержащую его дух. Натура есть самое последнее в Творении; а поскольку жизнь все слабеет по мере удаления от Первоисточника, т.е. Бога, то натура совершенно мертва. Но мертвое не может двигаться и действовать само. С другой стороны, оно обладает свойством инерции, которая для всякого действующего на натуральные предметы начала ощущается как сопротивление (3-й закон Ньютона). А поскольку действует Божественное Начало, т.е. добро, то сопротивление ему есть зло. Но мне кажется, что такое зло не есть адское, но - неизбежное, естественное, натуральное. Адским оно становится, когда субъективно перестает быть для человека помехой и превращается в цель.

- ooo... Если бы на земле не существовали животные, растения и другие предметы, являющиеся образами тех или иных духовных реалий, то и сами эти реалии не могли бы существовать, как высотный дом без первого этажа. Следовательно, всякая духовная реалия должна каким-нибудь образом проявиться в последних (хотя бы однократно, поскольку в Духовном мире времени нет).

- ooo... Мертвая, сопротивительная натура является внешней оболочкой для добра, вроде кувшина для воды. Но парадокс в том, что та же самая натура, вследствие той же самой сопротивительности, является такой же оболочкой для адского зла, ибо зло не материально, но духовно, хотя и со знаком минус. И как ее инерция сопротивлялась действующему добру, точно так же она сопротивляется действующему злу.

Таким образом, необходимо различать два качественно разных вида зла. Одно из них - зло натуральное - является простой инерцией мертвой натуры, сопротивляющейся Божественному Добру и за счет этого сохраняющей его в форме, как кувшин сохраняет налитую в него воду. Такое зло объективно необходимо в Творении как его последнее, или окутывающая его оболочка. Отсюда становится понятным, что значит "привести свою собь к повиновению" (что происходит с открытием в человеке духовной степени). Духовное добро, исходящее от Господа, - как нога, а наша собь - как ботинок. У добрых простых духов ботинок жесткий и неподатливый, и потому он жмет и трет ногу, и это ощущается как натуральное зло. У ангелов же, напротив, ботинок мягкий, податливый, облегающий ступню, и потому не трет, а служит со всей пользой и удобством, какие мы вправе ждать от ботинка. Привести собь к повиновению - значит так разносить и размягчить ботинок, чтобы он совершенно принял форму ноги. Сам процесс разнашивания и есть наше возрождение.

В противоположность натуральному злу, адское зло духовно, т.е. имеет свою цель, ощущаемую адским духом как добро, свое разумение (ложное), ощущаемое им как истина, и свои действия, направленные на реализацию этой цели, посредством чего достигается удовольствие.