Начало Осколки и заплатки (42)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... Каждый человек живет в Небесах (или аду) вечно, в материальном же мире - краткий срок. Выходит, что этого краткого времени вполне достаточно, чтобы вечно служить последним для его вечной жизни. Более того, этим последним служит не вся земная жизнь человека, но лишь его заключительное состояние перед смертью. То же с хлебом - он не был бы выпечен, если бы не существовало последнего в виде спелого зерна; именно спелое зерно, его заключительное состояние перед уборкой, служит основанием испеченного хлеба. Между тем все стадии роста колоса, приведшие растение к этой спелости, не важны для конечного результата (хлеба) так же, как особенности работы художника над картиной не важны для покупателя готового полотна.

- ooo... Еще один из древних Отцов Церкви писал: если бы человеку дано было видеть духов злобы поднебесных, наполняющих воздух вокруг него, он от страха не мог бы ни есть, ни спать, ни жить. Совершенно это самое происходит с человеком, которому дарована способность разумно и трезво смотреть на окружающее его общество. Как по Гоголю: "Вижу одни свиные рылы". Счастье злых людей в том, что они, пребывая во лжи, ничего этого не видят. Но по мере того, как человек освобождается от зла, и если к тому же он наделен живым и ясным умом, истинная картина жизни окружающих его людей развертывается перед ним во всем безысходном ужасе. И наконец доходит до того, что человек чувствует себя совершенно не в состоянии существовать в этом адском и тотально враждебном ему обществе, и ищет путь в "зазеркалье". Одни входят в него через обращение к Богу и тем спасаются. Другие забиваются в футляр какого-нибудь бессмысленного хобби. Третьи сходят с ума. Четвертые кончают с собой.

- ooo... Я представляюсь себе человеком, который изначально не был включен в общество и очень рвался туда, но никак не мог войти в него равноправным членом. И он очень старался быть как все и стать своим, и не мог. Шли годы, росли усталость и безразличие, и сквозь обломки прежних иллюзий проступала холодная и пустая истина, что рваться-то, в сущности, не к кому и незачем. Но через голову очевидной тотальной пошлости и скуки стали все четче проглядывать те адские устои, на которых это общество держалось и коими одними существовало. И если человеку сначала очень не хватало этого общества, потом оно стало ему безразличным, то теперь он все больше начал бояться его, как боятся встречной пьяной компании или собачьей стаи. И он стал пятиться, и все отступал и отступал назад, пока не уперся спиною в стену. В стене же была маленькая дырочка; и этой дырочкой оказалось евангельское "игольное ухо". И человек присел на корточки и отрекся от всей напиравшей на него мрази; и тогда он чудесным образом прошел через это игольное ухо в зазеркалье. А сзади у него стена сделалась прозрачной, и свиные рыла тыкались в нее, и не могли пройти следом. И человек - впервые за много лет - свободно вздохнул, вытер рукою лоб и засмеялся.

- ooo... Важнейшая особенность любого зла - в его заразительности. Сейчас пили чай, и началась очередная серия мыльной оперы. В первых же кадрах здоровенный джентльмен во фраке разбил рожу хилому джентльмену в смокинге и вылил на него три ушата брани. Я не знаю, в чем был виноват пострадавший и был ли он виноват вообще, но мерзость этой сцены невольно заставила меня дернуться, и в ум сами собою полезли картины, как хорошо было бы тому отомстить, так что через несколько секунд я уже с головой погрузился в жестокие помыслы. По счастью, чай уже был допит, и я ушел к себе, успокаивая и увещевая себя образумиться. Но если эти кадры - вполне обычные и рядовые - заставили так остро среагировать меня, можно только догадываться, сколько истинного удовольствия доставляют они людям, обретающимся в вожделениях ненависти, жестокости и мести. В этом удовольствии и кроется причина такой популярности "крутых" детективов и боевиков.

- ooo... В сущности, злом заражено почти все вокруг нас, потому что окружающие люди в подавляющем большинстве своем - адские, и оттого все, что они делают сами и чем наслаждаются, так же родственно аду. Изо всех щелей выпирают в разнообразнейших обличиях зло и ложь, и ищут только в душе твоей зацепочку. Детектив соблазняет на жестокие помыслы. Эротика, зовущая к блуду, рвется с обложек журналов. Бизнес-литература утверждает собственную предусмотрительность и любовь к наживе вместо любви к своему делу. Периодика обнажает всю мерзость политических амбиций и интриг. Художественные книги переполнены ложью в трактовке человеческих характеров и отношений. Научная литература толкует об эволюции видов и теориях развития Вселенной. Философия порет вовсе неудобоваримую чушь. И даже Церковь, призванная, казалось бы, врачевать и наставлять души, не столько указывает путь к Богу, сколько загромождает его обрядовой шелухой.

- ooo... Зло, окружающее нас, действует подобно уличным мальчишкам, которые украдкой кидают в прохожего мелкие камешки, в надежде, что он рассвирипеет им на потеху, но заведомо не сможет их догнать и наказать.

- ooo... Зло окружающих людей непрестанно нас провоцирует, соблазняет и склоняет к ответному злу. И вовсе не обязательно, чтобы нас провоцировали с умыслом. Просто сама природа зла такова, что оно не может не провоцировать уже одним фактом своего существования. Зло одного человека передается другому совершенно так же, как в трансформаторе напряжение, имеющееся в одной катушке, индуцирует вторичный ток в другой. Представим хорошего музыканта, слушающего сбивчивую, плохую игру: каждая фальшивая нота будет резать ему слух, порождая и усиливая раздражение. То же происходит с умным человеком, слышащим глупые высказывания, с честным человеком, видящим явную несправедливость, и с добрым человеком, наблюдающим чужую жестокость. Всем им кажется, что их негодование праведно, тогда как на деле оно является тем самым вторичным током, который по природе своей ничуть не отличается от исходного. Злу важно соблазнить доброго человека, заманить его на свою территорию, лишить Божьей защиты и тогда по возможности расправиться с ним. Ибо добрый человек, увлеченный во зло, становится виновен, и по мере виновности Божья защита, оборонявшая его от злых людей, снимается с него.

- ooo... Важно понимать, что добрый человек не может и не должен бороться с окружающим его злом, что это - не его дело и не его компетенция. Пока он добр, Господь всецело защищает его, так что никакой обороны ему не требуется. Если же он впадет во зло, Господь попустит ему искушение либо наказание, и тогда он окажется заведомо слабее нападающей стороны, и будет наказан ровно в той мере, в какой Господь это попустит. Ибо отвечать на зло злом - значит самому творить зло; и это зло, непрестанно возрастая и множась в противоборствах, кратчайшим путем вовлекает человека во все грехи и, следовательно, в ад. Ибо Господь благ, и по Господу никакого зла делать нельзя, но его можно делать от себя самого, т.е. от своей соби, которая в сущности своей есть зло.

- ooo... Единственно правильное поведение в отношении чужого зла заключается в том, чтобы отворачиваться от него и отходить в сторону, не давая втянуть себя в ответное зло. А поскольку злые люди не могут нас все время не провоцировать, мы должны держать дистанцию, не подпуская их ближе поверхностных отношений - служебных, соседских и т.п.

- ooo... На Земле не может не быть Добра и Истины, поскольку Природный Мир - последнее для Небес, и без этого последнего Небеса не могли бы существовать. Точно так же на Земле не может не быть зла и лжи, поскольку Природный Мир равным образом - последнее для Ада, и без этого последнего Ад также не мог бы существовать, а он существует. И потому зло и ложь на Земле неистребимы и не могут быть истреблены. Поэтому-то Господь и повелевает Солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. И негоже хорошим людям, в их якобы справедливом негодовании, стремиться человеческими силами исправить и перестроить то, что предустановлено Господом.

- ooo... Я убежден, что доброму человеку созерцание разного рода несправедливостей, жестокостей, ссор и потасовок не может доставить никакого удовольствия. Если же у него по временам возникает что-либо такое, он со стыдом чувствует грех, как если бы вознамерился сделать нечто вконец аморальное. Напротив, для злых людей нет большего удовольствия, чем наблюдать чужую вражду. Отсюда и бокс, и коррида, и гладиаторы.

- ooo... Когда на экране обижают невиновного, добрый зритель негодует, а злой - злорадствует. Поэтому второй получает удовольствие, а первый - не получает. И, следовательно, доброму зрителю ходить на такие фильмы никакого резона нет. А, с другой стороны, где же найти фильм, спектакль или роман без интриги? Интрига же обычно в том и заключается, что в самом начале хороших людей обидели, и они выпутываются из беды все оставшееся до конца время. И если даже история закончится хорошо, добрый зритель весь фильм будет чувствовать раздражение и успокоится только в конце, тогда как злой, просмаковав весь фильм кряду, конец просто оставит без внимания.

- ooo... Если мне сегодня кажется, что заниматься английским полезно, то сегодня так оно и есть, но нет никакой гарантии, что так будет и завтра. Если я сегодня считаю, что удобнее всего изучать язык с помощью статей Britannica, то сегодня я и в этом прав, но завтра может найтись более удобный способ. Из этого следует, что делаемое мною сегодня полезно сегодня, а завтра оно может сохранить полезность, а может и утерять. И гораздо вернее, что утеряет, потому что завтра изменится обстановка, и если даже останется сама задача как таковая, неизбежно изменится ее значение в общем раскладе задач, сместятся приоритеты, возникнут совсем иные требования. И в результате к прежнему делу окажется выгоднее подойти с новой стороны.

- ooo... Согласно Первому закону Божественного Провидения, человек должен действовать в свободе, по рассудку. В свободе - значит по собственному свободному желанию. По рассудку - значит исходя из понимания Истины. Это легко и понятно в теории. Если же человек приступает наконец к практической реализации такого подхода, сразу возникают трудности, сводящиеся в конечном итоге к проблеме размежевания своей и Господней воли. Не решив эту проблему в общем виде, нельзя научиться правильному поведению. Известно, что человек сам собою не может генерировать ни одной мысли и ни одного желания. Все они приходят к нему по внешнему наитию, и его роль сводится лишь к тому, чтобы принять или отвергнуть полученное наитие. Наития бывают небесные и адские, и никакого третьего варианта не существует. Следовательно, вопрос правильного поведения сводится к вопросу правильного выбора получаемых наитий. Беда в том, что далеко не всегда очевидно, от ада или от Неба то или иное наитие.

- ooo... Когда я берусь за какое-нибудь новое дело, то всегда сосредотачиваюсь на перспективе: как оно будет выглядеть в завершенном состоянии, как я буду пользоваться результатами и т.п. Такой подход принципиально неверен, ибо я всегда работаю в настоящем и ради настоящего, а то, что выйдет из этой работы в будущем, зависит не от меня, но единственно от Бога. Большинство дел, в особенности крупных, никогда не доводятся до конца, ибо истинная цель их была не в конечном результате, а в самом процессе работы.

- ooo... Я не ведаю будущего и не знаю моих потребностей в этом будущем; как же я могу заранее готовить средства их удовлетворения?

- ooo... Всякое дело следует делать так, как его сейчас кажется удобнее делать, и совершенно не думать о том, будет ли удобно пользоваться его плодами в будущем, особенно в отдаленном будущем. По мере того, как человек толстеет, ему соответственно расставляют одежду или покупают новую; но странно было бы еще загодя покупать широкие костюмы из того расчета, что лет через пять наверняка потолстеешь.

- ooo... Сложность перехода в правильное жизненное состояние заключается именно в его комплексности. Автомобиль может ехать только когда он весь исправен; мы не можем надеяться, что, по мере монтажа деталей, он будет соответственно набирать скорость. Вот почему частные усовершенствования повседневной жизни ни к чему не приводят. Состояние человека есть система, система же есть механизм, а механизм может работать, только когда все детали в наличии и смонтированы правильно.

- ooo... Нельзя практиковать свое трудолюбие на заведомо бессмысленной работе, поскольку душа наша, сознавая эту бессмысленность, возмущается и не хочет работать. И двадцать лет назад, учась печатать на машинке, я интуитивно поступил совершенно правильно, отказавшись набивать целый том бессмысленных тренировочных упражнений и заменив их конспектированием интересной (тогда) брошюры о татарском нашествии.

- ooo... Компьютерные игры потому снискали такую популярность, что позволяют играющему чувствовать себя безраздельным хозяином данного виртуального мира. Ничья воля не противодействует ему и не конкурирует с ним; герои игры беспрекословно слушаются малейшего управляющего движения. Здесь все решает не враждебная его вожделениям судьба, т.е. Бог, а лишь собственная ловкость и собственная предусмотрительность. К этому следует прибавить, что в случае оплошности удары получает не сам играющий, а его компьютерный двойник. И тот, кто жаждет власти по любви к себе, но не имеет ее в реальном мире нисколько, становится фанатом виртуального мира и даже нередко сходит на этой почве с ума.

- ooo... В этом же опасность компьютерного мира в целом. По сути, любой программист имеет здесь бесконечную власть, ибо может творить программу как ему заблагорассудится, ограниченный одними лишь физическими законами своего компьютера. Здесь также проглядывает идеал рабовладения - его абсолютная форма, когда управляющий человек принимает все решения и ничего сам не исполняет, а управляемые не принимают вовсе никаких решений и только исполняют чужую августейшую волю.

- ooo... Рассматривая дело еще шире, можно сказать, что всякое хобби, подчернуто оторванное от реальной жизни, исполняет ту же функцию виртуального мира, где человек ощущает себя безраздельным властелином. И он мирится со своей житейской униженностью, поскольку на досуге компенсирует ее вымышленным господством.

- ooo... Иногда, случайно встретив симпатичного тебе человека и почувствовав встречную симпатию, как-то теряешься и спешишь быстрее расстаться. Выходит то же, как если бы подошла красивая кошка и ласкалась, и ты знаешь: покорми ее - и она привяжется к тебе, и пойдет за тобой; только зачем она тебе? Что тебе с ней дальше делать? Возникший душевный контакт требует дальнейшей перспективы, и если ее не видно, в душах рождается боль. Лучше вовсе не связывать веревочки, чем связывать и потом неминуемо рвать.

- ooo... Нет ничего проще, чем набрать себе кучу ненужных знакомств. Для этого требуется самое простое (и реже всего встречающееся): отнестись к человеку с добротой, вниманием и пониманием, выслушать его не перебивая и не подпускать в разговоре шпилек. И человек приклеится к тебе так же, как кошка - к теплой батарее. Но раз прилипнув, он на этом не успокоится и станет требовать к себе эксклюзивного внимания, и сердиться, как будто ты ему что-то должен и долг свой не исполняешь. И если он - человек хороший, то будет печалиться или даже плакать, создавая у тебя чувство вины. Если же он - адский, то попробует сесть верхом, а получив отпор, озлится и захочет мстить.