Начало Осколки и заплатки (45)

Автор: Михаил Глебов, 1998

- ooo... У меня постепенно складывается впечатление, что духовное движение человека к Небу совершается без его сознательного участия. И даже до такой степени, что все его внешние сознательные дела, направленные на духовное совершенствование, оказываются столь же бесполезны (если не вредны), как жестикуляция, брань и другие действия пассажира, поезд которого опаздывает.

- ooo... Я живу сегодняшним днем. В этот сегодняшний день у меня внезапно возникает желание или необходимость сделать какие-то записи. Я не могу заранее предвидеть, когда и какая именно потребность у меня возникнет. Я оперативно открываю новый файл в своем личном архиве и вношу в него то, столько и до тех пор, пока потребность моя остается в силе. Я опять-таки не знаю, как долго она у меня продлится и куда именно повернет. Мой файл может оказаться коротышкой на три страницы, а может разрастись на триста. Время идет, появляются новые потребности, вместе с ними возникают новые файлы. 

Но самопромышление приводит к тому, что будущее у меня господствует над настоящим. Чем бы я ни занялся, меня беспокоит главным образом, как оно будет выглядеть после завершения, в окончательном варианте. Это было бы правильно и закономерно, если бы я выполнял заранее оговоренную работу на заказ. Для собственных же увлечений такой подход губителен, потому что собственные увлечения оказываются духовно полезными лишь до тех пор, пока творятся в свободе, а не по наперед заданному плану.

- ooo... Я пришел домой. Надо ли мне раздеться? - Да. Почему? - Потому что дома в уличной одежде жарко и неудобно. Следовательно, раздеваться по возвращении домой - объективная необходимость, или желание от противного. От всякой необходимости по возможности следует уклоняться. Можно ли уклониться от этой необходимости раздевания? Уклониться можно, но нецелесообразно, потому что трудозатраты малы, а польза ощутимая. Является ли удовольствием сам процесс раздевания? - Нет. Стало быть, его разумно выполнять быстро и кратчайшим способом. Вот общее правило относительно всех наших бытовых дел.

- ooo... Мне пришла в голову следующая догадка, не знаю, насколько верная. Иудеи праздновали субботу, потому что под субботой понимается человек победивший, т.е. возродившийся в максимально возможной степени. Христиане празднуют воскресенье. Конечно, сознательно они делают это в память воскресения Христа. Но духовный смысл этого факта может быть в следующем. Христос, по слову Евангелия, воскрес в первый день недели; а Первый День Творения есть для человека самый начальный, когда он только признал существование Бога, в земной своей жизни остается в аду, но преобразуется после смерти в Мире духов. Таким образом, иудеи праздновали успешное завершение возрождения, христиане же празднуют самое начало преобразования

Возможно, это так потому, что христиане, во избежание профанации, до такой степени лишены духовных Истин (которые скрыты буквальным смыслом Слова), что преобразоваться в земной жизни, как правило, не могут, и спасение их заключается в том, чтобы в достаточной степени подавить грехи, и оттого быть в состоянии преобразоваться посмертно. Если это так, становятся понятными мрачность и аскетизм практического христианства со всем его умерщвлением плоти. Его последователи не могут своим духом войти в Небеса еще на земле; их земная жизнь нацело состоит из пустошения, и те из них, кто выдержал этот мрак (претерпевшие до конца), получают Истины в посмертии.

- ooo... Тогда, может быть, христианство как религия прообразует именно этот самый первый шаг к спасению человека? Христос воскрес в первый день недели, и духовный человек зачинается в человеке мертвом в Первый День. А все земные религии потому настолько между собой различаются, что каждая из них прообразует тот или иной момент в процессе духовного возрождения. И тот, кто твердо придерживается данной религии, может в земной своей жизни достичь именно того этапа возрождения, который эта религия прообразует. Конкретная религия - как трек в санном спорте, который может привести сани лишь к твердо определенному финишу, а не куда угодно.

- ooo... Интересно по горячим следам провести анализ. Утро, десять часов. Я вымылся и сел на кровать обсохнуть, а заодно почитать. Вначале я собирался взять Сведенборга, но поскольку меня одолевали собственные мысли, то понял, что толкового чтения не выйдет. Брать же пустую беллетристику (другая крайность) не хотелось по той же причине. Стоя в задумчивости перед книжным шкафом, я вытащил Евангелие. Оно оказалось заложено на том месте Луки, где Христос был распят. Дочитав до момента похорон Его в пустом гробу Иосифа Аримафейского, у меня вспыхнула догадка, которая изложена выше. Если догадка верна, она от Бога. Если она от Бога, то появилась в свое время и на своем месте, т.е. согласно Законам Провидения. Но чтобы она появилась, необходим был внешний толчок. Этот толчок, по Господнему Предведению, мог быть дан только Евангелием. Поэтому мне захотелось его взять, потому же на требуемом месте оказалась закладка. Но, возможно, я не захотел бы его взять, если бы перед тем не захотел помыться, и т.п. Здесь важно, что все эти действия я (1) делал совершенно свободно, безо всякого внешнего давления, и (2) делал непреднамеренно, т.е. не придавал своим поступкам никакого второго смысла, а делал в простоте, потому что захотелось. Вот - в миниатюре - образ жизни по Господу. Вот как Господь ведет человека, соединяя наше временное с Его вечным.

- ooo... Всякий разговор подобен танцу: один ведет, другой подстраивается, с оговоркой, что в беседе роли периодически меняются. Но я к тому, что с иным разговор льется легко и плавно, обоим в удовольствие, с другим же - как на телеге по ухабам; каждое лыко попадает не в строку, каждая реплика гладит против шерсти. Когда-то в институтское время на вечеринке я попробовал танцевать с одной очень самоуверенной девушкой: я веду вправо - она упирается и норовит вести сама. Я с полминуты помучился и бросил. В разговоре дисгармония выходит из того, что человек слышит только себя, а до собеседника ему дела нет. С нетерпением выслушивая его реплику, он не вникает в смысл, но хватается за какое-нибудь слово, отдельно от общего смысла реплики, и формально привязывает к нему свою фразу. И выходит, что по видимости оба говорят об одном и том же, а на самом деле каждый несет свое.

- ooo... Выписки из книг и особенно из журнальных статей никогда не должны выходить за пределы общефилософских истин в область каких бы то ни было прикладных сведений. К примеру, читая экономические обзоры, так и тянет выписать интересные факты, цифры либо какой-нибудь остроумный финансовый трюк. Но пройдет месяц, пройдет год, - и мне самому станет непонятно, зачем у меня хранится вся эта шелуха, давно утратившая свою актуальность. Ибо в каждой науке есть общие основы и есть прикладные частности. Первые относятся к нашему общему мировоззрению; они по крупицам стекаются с разных сторон и шлифуют его. Именно поэтому они интересны всегда. Вторые же суть обыкновенный конспект, который требуется лишь для дела и в связи с делом, и который ни один нормальный человек не станет на досуге читать просто так.

- ooo... Организуя структуру своего личного архива, категорически необходимо отделять материалы прикладного назначения (необходимые для дела) от, так сказать, результатов работы души, и даже хранить их в совершенно разных каталогах. Файлы первого типа ориентированы исключительно на текущее использование; по мере необходимости они создаются, корректируются - и без сожаления уничтожаются. Вторые, напротив, должны аккумулировать лишь такие сведения, которые с годами (и при любом раскладе) не утратят для меня своей ценности. Это (1) общефилософские истины и (2) память о собственном прошлом. Все попытки вводить в личный архив что-либо сверх этого неизменно оканчивались тем, что оно оказывалось не ко двору и вскоре уничтожалось.

- ooo... Проснувшись утром, я успел зафиксировать в памяти последние мгновения сна. Мне представлялась какая-то ботаническая идея, которую сейчас я уже не в состоянии воспроизвести ясно. Кажется, суть была в том, что чем дольше живет и плодоносит дерево, тем существеннее оказывается разница между саженцами, выросшими из его семян - самых ранних и самых поздних. Не берусь судить, насколько это верно по существу; может быть, даже и вовсе не верно; дело не в этом. Важно, что эта ясно сознаваемая мною, спящим, идея в то же самое время была представлена зримо следующим образом. Я видел словно длинный ряд стручков, уложенных последовательно, носик к хвостику, в одну линию; и я брал первое семя из первого стручка и последнее - из последнего, и сравнивал их. Таким образом, я постигал сознанием абстрактную идею и одновременно ощущал органами чувств ее телесное представление, наглядную модель. Как только идея погасла, стручки тут же стерлись. 

Вот анатомия наших снов: нам - на чисто духовном уровне - сообщаются какие-то идеи, которые мы, пока спим, постигаем, но проснувшись, восстановить обыкновенно уже не можем. И одновременно эти духовные идеи облечены в зримые образы, совокупность которых и называется нами, проснувшимися, сном. При этом всякий образ строго соответствует породившей его идее, но в отрыве от этой идеи не может быть понят правильно. В самом деле, из того, что какие-то стручки разложены друг за другом в линию, невозможно вывести описанную выше идею о качестве вырастающих саженцев. Вот причина общеизвестных несообразностей сна: мы удерживаем в памяти некоторые зрительные образы, но совершенно забываем породившие их духовные идеи, и потому образы эти кажутся гротескными, бессмысленными и не поддающимися разумной расшифровке.

- ooo... Фактически все науки о природе (т.е. о реально существующих природных объектах) так или иначе привязаны к географии. Ибо каждый элемент природы существует не сам по себе, а в определенном широком контексте, и зависит от множества других факторов, совпавших в той же географической точке. Мы не можем рассматривать льва в отрыве от тех гор или пустыни, где он живет; разве что сделать из него чучело. Но даже в плане физиологии львы горные и пустынные различаются между собой. Строение и состав минералов прямо зависит от уровня агрессивности грунтовых вод, солнечного облучения, осадков, ветра, вулканической активности в данной географической точке. Нельзя говорить о "нефти вообще", потому что нефть каждого конкретного месторождения различается по своим свойствам, вплоть до полной технической непригодности. Нельзя выводить общие законы морских приливов, ибо на некоторых побережьях они случаются единожды в сутки, на других - по два раза, а на Балтике, например, их вовсе нет (не говоря уже о гигантском различии высоты). Даже астрономия - и та, в сущности, есть география, только в масштабах Вселенной. Совокупность всех прежних состояний данной географической точки называется ее историей.

- ooo... Заслуживают доверия только те "научные законы", которые констатируют частные, очевидные, легко подтвержаемые опытным путем природные закономерности, и не претендуют на объяснение их причин. Люди заметили, что ласточки возвращаются в мае, что напряжение тока равно произведению его силы на сопротивление цепи, и объявили, что это - открытые ими законы природы. Из опыта тысячекратных повторений мы знаем, что это так; но мы не знаем, почему это так, и, следовательно, не можем утверждать, что это всегда и везде будет так. Мы имеем право надеяться только, что при существующем состоянии природы (пока не вмешались какие-то новые факторы) эти "законы" будут устойчиво исполняться.

- ooo... Человек не может расстаться со своим прошлым в том смысле, в каком выбрасывают на помойку устаревший и ненужный хлам, чтобы уже никогда его не увидеть. Ибо теперешний человек с головы до пят является суммой и следствием всех своих прежних состояний, каждое из которых оставило в его душе (и даже теле) неизгладимый след. Прошлое не исчезает, не растворяется в воздухе, а скромно ложится под ноги, слой за слоем поднимая ныне живущего человека все выше к Небу - или, не дай Бог, опуская все ниже, если он обретается в перевернутом, адском порядке.

- ooo... Принято сравнивать прошлое человека с архивом, куда - с глаз долой - изгоняются все документы, не относящиеся к злобе дня. Этот архив может находиться в разобранном, упорядоченном виде - или в состоянии свалки. Хорошо помнить и, главное, понимать свое прошлое - вовсе не значит безвылазно погрязнуть в нем, повернувшись спиной к настоящему. Напротив, лишь обстоятельно изученное прошлое позволяет человеку с легким сердцем заниматься текущими делами, не опасаясь удара в спину. Ибо в прошлом скрываются завязки всех современных конфликтов и сложностей, особенно внутренних, духовных, - и разобраться в них можно, только спустившись в архив. И беда тому человеку, память которого представляет собой наваленные в беспорядке груды не осмысленных и не упорядоченных пониманием внешних событий.

- ooo... Наше прошлое только тогда действительно покоится, т.е. не мешает настоящему, когда оно в достоточной степени изучено и понято человеком, представляя собой как бы чистую, ярко освещенную галерею, в которой при необходимости легко разглядеть любой требующийся уголок.

- ooo... Небесный брак не может быть заключен человеком до завершения его преобразования потому, что этим браком связываются внутренние духи обоих супругов. Но пока человек не завершил преобразования, его внутренний дух еще не сформировался, а есть только внешний, опирающийся, словно на ходули, на присоединенных к нему чужих духов. Брак в этот период может быть заключен лишь между внешними духами двух людей. Но такой брак, развивающийся снаружи внутрь, противен Божественному Порядку и потому является адским (или чисто-природным).