Суть общего образования
Автор: Михаил Глебов, ноябрь 2002
Изо всех сфер человеческой деятельности именно сфера образования подвержена наиболее частым и бессмысленным реформам, хотя вряд ли можно найти что-либо стабильнее законов развития детской души. Эта душа, вплоть до наступления зрелости, постоянно требует от взрослых (а) воспитания и (б) обучения; первое создает систему ценностей и, на ее основе, нравственное поведение, второе развивает ум "науками" и, сверх того, дает ребенку некую сумму начальных сведений "понемногу обо всем"; первое формирует его Волю, второе - Рациональность.
Эти два процесса, охватывающие по меньшей мере полтора десятилетия ранней человеческой жизни, в сути своей остаются неизменными от времен Адама до наших дней и впредь; но каждый век, страна и правительство извращаются по-своему, на манер Крыловского "квартета", учреждая школы с различными названиями и продолжительностью курса, тасуя предметы, меняя программы, системы оценок знаний, контроля за успеваемостью и пр. И дети послушно и безгласно, аки овцы на стрижке, проходят сквозь все эти нововведения, сменяющие друг друга с интервалом в несколько лет, - но душа и ум каждого развиваются вне зависимости от этой организационной суеты, подчиняясь совершенно другим законам.
Если мы сейчас рассматриваем именно [советскую] среднюю школу, то в первую очередь следует подчеркнуть полное отсутствие там всякого воспитания и сосредоточенность на одном обучении, притом на обучении, главным образом, таким вещам, которые детям никогда в жизни не понадобятся, будь то "образ Базарова" или выпадение в осадок хлорида серебра. И дети своей внутренней интуицией чувствуют бессмысленность этих знаний и не желают учиться, пока, сверх угрозы двоек, на них не воздействуют сторонние стимулы, как-то: желание лидировать в классе, бахвалиться своими пятерками либо получить аттестат с отличием для дальнейшей учебной карьеры. Но их одноклассники, опять-таки интуитивно, чувствуют гнилые корни их учебного пыла и, презирая от всей души, дразнят "зубрилками".
Итак, оставив пока в стороне воспитание как фактор для школы неактуальный, рассмотрим по существу, какое образование в идеале следует давать детям? А поскольку решение любого вопроса зависит от принятых исходных посылок, причины же всех земных реалий кроются в Духовном мире и, следовательно, могут быть найдены лишь средствами религии, - вспомним поэтому, что каждый человек назначен Богом на свое индивидуальное (и совершенно уникальное) место в Вечности, где он вечно будет исполнять свою индивидуальную (и совершенно уникальную) службу. Но всякая служба есть определенный вид деятельности, которому соответствует столь же определенная совокупность знаний и практических навыков. Здесь получается в точности как на Земле: человек, работающий слесарем, должен в совершенстве владеть навыками слесаря, ибо он ими непрестанно пользуется на благо других; но никто не требует от него изучать математику, астрономию или скотоводство, не имеющие к его реальной жизни никакого отношения. Ибо знание человеку нужно только и единственно для реального применения, а не само по себе. Отсюда с очевидностью вытекает, что какова у человека служба, таково же обязано быть и знание.
В сущности, именно для решения этой цели существует высшее и среднее специальное образование, где человека (хотя бы в принципе) учат его будущей конкретной профессии. Но, во-первых, земной человек практически никогда не знает (не может знать, не должен знать) своей вечной службы, и потому ни он сам, ни, тем паче, его родители не могут с уверенностью выбрать необходимый учебный профиль. Во-вторых, что еще важнее, человек есть не робот, тупо выполняющий некую заданную ему операцию, а подобие Божие - микрокосм, в миниатюре изображающий Божественную Универсальность. И как Господь Всеведущ и Всемогущ, так и его подобия по необходимости изображают эти качества в очень малом масштабе. Иными словами, человеку мало быть слесарем, и даже очень хорошим слесарем; но он, как подобие Божие, должен обладать неким подобием универсальности, т.е. начатками умений и знаний в различных сферах - пусть не во всех и не всюду одинаково, но хоть сколько-нибудь.
Кроме того, существует большой набор, так сказать, универсальных знаний и умений, без овладения коими человек не только не освоит свою узкую специальность, но и вообще не сможет прожить на свете. Это, в первую очередь, религиозное знание и основанная на нем жизнь милосердия, от которых зависит, будет ли тот человек слесарем в Небесах или в аду. Это, далее, умение читать и писать, владение четырьмя действиями арифметики вкупе с решением простейших задач; это начатки знаний по географии (науке о земном пространстве) и истории (науке о земном времени); по биологии, физике, астрономии, ибо нас окружают физические тела, растения и животные, а с неба светят Солнце, Луна и звезды; и далее, наряду со всем этим, - простейшие вопросы гигиены, медицины, кулинарии, домоводства…
Все эти вещи, и еще многие другие, взятые лишь в самых своих первоначалах, составляют так называемое Общее Образование человека, позволяющее ему быть разумной и дееспособной личностью и полезным членом общества, а не только безмозглым автоматом, исполняющим заданную "службу", которая в таком случае оказывается чисто рабской. И вот это-то Общее Образование, в сущности, и должно преподаваться детям в средней школе - как теоретически, так и практически, ибо мало что-либо знать, нужно еще уметь этим пользоваться. Попробуйте-ка обойтись одной теорией,
учась плавать или кататься на велосипеде!
Если рассматривать человека - подобие Божие - как микрокосм, мы можем представить его в виде точки (или, что нагляднее, маленького шарика), откуда во все стороны расходятся лучи конкретных знаний, наук, профессий, специальностей, сфер деятельности. Насколько человек владеет данным предметом, такая длина отрезка откладывается на данном луче. Понятно, что луч, соответствующий вечной службе человека, должен оказаться у него очень длинным. Но всякая служба в действительности представляет собой сложный комплекс, то есть не один-единственный луч, а целый пучок; и не пучок даже, а некое подобие спектра химических элементов, где узкие светлые полосы разделены большими участками пустоты. И вот из нашей центральной точки вырывается множество длинных нитей: большинство из них образуют компактный пучок, смотрящий в одном направлении, но есть отдельные лучики и по сторонам. И это все, повторяю, относится к вечной службе человека, которая в земных условиях смутно проявляется его способностями и талантами.
Но отсюда вовсе не следует, что во всех остальных местах наша исходная точка оказывается лысой. Нет; она сплошь покрыта густым подшерстком - где повыше, где пониже, но он заметен везде, и этот подшерсток есть начатки знаний и навыков во всех областях человеческой деятельности, - иными словами, то самое Общее Образование. У него есть своя специфика, ее следует ясно понимать и не путать с тем Специальным Образованием, которое необходимо для исполнения конкретной службы. И поскольку я давным-давно уже рассуждал об этом, то, не повторяясь напрасно, просто скопирую оттуда нужный фрагмент.
Каждая наука (профессия, сфера деятельности) состоит из двух различных уровней: немногих фундаментальных принципов - и бесчисленных прикладных следствий, вытекающих из этих принципов. Первые относятся скорее к области философии и нашего общего мировоззрения, вторые служат уделом специалистов. Поэтому о принципах может судить (и, следовательно, иметь собственное мнение) каждый разумный человек; но он же, пока остается разумным, не должен лезть в дебри узкоспециальных знаний. В последнем случае его справедливо обзовут дилетантом.
Таким образом, я могу, опираясь на собственное (более или менее верное) философское понимание исторических процессов, смело рассуждать об общем ходе отечественной истории. Ученый специалист (покуда дело касается общих принципов) не имеет надо мной никакого преимущества, хотя может иметь совсем иную философию, и его философия может объективно оказаться более верной, чем моя. Если же мы поспорили, то спорят не два историка, но два разумных человека, каждый со своим общим мировоззрением. (Понятно, что для таких дискуссий требуется знание определенного минимума фактов по предмету, поскольку невозможно рассуждать ни на что не опираясь, в пустоте. Объем этого материала вполне укладывается в тот джентльменский набор, который называют общим образованием. Вот, кстати, для чего оно нужно.) Однако картина диаметрально изменится, если я по глупости ввяжусь в конкретный спор о месте рождения третьей жены Ивана Грозного. Тут мне предъявят десятки летописных свидетельств и с бесчестием вынудят капитулировать.
Для решения каждой задачи мастер использует инструмент, максимально подходящий к данному случаю. В сфере образования человека таких принципиальных задач две: сперва он должен получить Общее Образование, и уже затем, базируясь на него как на фундамент, освоить (и далее бесконечно совершенствовать) свое узкое Специальное Образование. Первый шаг одинаков практически для всех, второй - строго индивидуален (и, по мере совершенствования, эта индивидуальность становится все более выраженной). На первом этапе человек получает универсальные общие знания, посредством которых формируется его общее мировоззрение; на втором он учится своему личному, конкретному делу.
Отсюда естественным образом рождаются два принципиальных типа учебных заведений: общеобразовательные (средние) и профильные (институты, техникумы, профтехучилища). Первые всегда начинают учебный процесс, вторые всегда оканчивают (даже если человек остался с одной средней школой, его все равно на заводе наскоро учат быть пекарем или токарем). Следовательно, здравый смысл требует, чтобы в общеобразовательных заведениях преподавали лишь те предметы и лишь в том объеме, что составляет Общее Образование, а в профильных заведениях преподавали лишь те предметы и лишь в том объеме, что составляет Специальное Образование; и насколько это фундаментальное требование исполняется, настолько данное заведение отвечает своему назначению и приносит пользу, а насколько это требование не исполняется, настолько ученики в данном заведении протирают свои штаны зря. И это справедливо вне зависимости от названия предметов, расстановки классных часов, количества и строгости экзаменов - и вообще всей той чепухи, которой озабочены Министерства образования всех стран прошлого, настоящего и будущего.
|