О дружбе со злыми людьми
Автор: Михаил Глебов, октябрь 2003
Лучше явный враг за стенами крепости, чем предатель внутри.
Строго говоря, тема дружбы уже рассматривалась мною в "Родословной книге"; но там речь шла больше о небесном аспекте этой проблемы и также о соотношении феноменов дружбы и любви. Теперь же мне хочется высказать несколько важных замечаний о земной дружбе, с которой мы обычно сталкиваемся на практике и которая в 99,99% случаев не имеет к своей небесной тезке ни малейшего отношения. Иными словами, мы поговорим о дружбе с природно-адскими людьми и тех опасностях, которые она нам несет.
Прежде всего следует иметь в виду, что какова господствующая любовь человека, таков он весь до последней периферийной детали; в самом деле, если вода в кране грязная, то грязными окажутся и все наполненные из него стаканы и кружки. А поскольку господствующая любовь природно-адских людей есть любовь к себе и мiру, то их поведение в дружбе не может не истекать из того же источника. Отсюда напрямую следует, что в дружеских отношениях природно-адский человек стремится не давать от себя партнеру, но высасывать из партнера себе. Это есть аксиома, и если мы не желаем на каждом шагу попадать впросак, то во всех своих рассуждениях и поступках обязаны исходить из нее.
Для начала следует оговориться, что поскольку характер дружбы прямо вытекает из особенностей духа человека, участвующего в дружбе, то разновидностей отношения к дружбе существует столько же, сколько есть людей на свете, т.е. бесчисленное множество. Поэтому в своих рассуждениях мы не должны углубляться в конкретику, но оперировать большими усредненными категориями, которые бывают как однородными (внутри одного духовного класса людей), так и смешанными. Однородные категории суть дружба между преобразованными людьми, между откровенно адскими людьми (читайте криминальную хронику), между природно-адскими людьми (т.е. обывателями) и между еще не преобразованными, но так называемыми "порядочными" людьми, для которых единственно и написана эта глава. Этот последний род дружбы, благодаря моральной порядочности участников, несет на себе дальний отсвет Небес и потому не создает участникам серьезных проблем. С другой стороны, дружеские отношения обывателей, уснащенные мелкими пакостями бытового уровня, являются для них вполне нормальными и, как следствие, приносят им радость; не будем же за них много переживать! Проблемы начинаются в смешанном варианте дружбы, когда порядочный человек имеет глупость близко сойтись с природно-адским партнером, причем проблемы эти всегда возникают только для одной стороны.
Важнейшее отличие непреобразованного "порядочного" человека от уже преобразованного и возрождающегося заключается (а) в тайно управляющем им злом духовном начале, и (б) в катастрофической нехватке подлинных истин. Первое обстоятельство поддерживает в нем иррациональную симпатию к непорядочным людям, а второе не позволяет видеть рассудком реальное положение вещей. Оба этих фактора властно толкают "порядочного" человека навстречу искушению, каковым для него и является близкое знакомство с природно-адским партнером. Тогда возникает более или менее устойчивая дружеская связь, осуществляемая каждой стороной в полном согласии с его душевными свойствами, т.е. один смотрит на дело трезво и выкачивает из "друга" все возможные плюсы, тогда как этот последний, отуманенный книжно-рыцарскими представлениями о дружбе, смиренно идет на поводу, уступая в чем только можно и неся при этом тяжелый разноплановый урон. Вот что писал Сведенборг о таких не в меру прочных отношениях:
Сердечная дружба - это настолько глубокая дружба, что подразумевает любовь не только к внешнему человеку друга, но и к его внутреннему человеку, причем без дознания, что он за человек внутренне, или в духе; другими словами, происходят ли склонности его духа от любви к ближнему и к Богу, и поэтому могут сообщаться с ангелами небес, или они происходят от любви, направленной против ближнего и против Бога, и поэтому могут сообщаться с дьяволами. Многие люди вступают в такую дружбу по разным причинам и для различных целей. Дружбу такого рода надо отличать от внешней дружбы, которая относится только к внешним проявлениям личности и существует ради всякого рода удовольствий тела и чувств, а также разнообразного общения. Такую дружбу можно заводить с кем угодно, хоть с шутом, валяющим дурака за столом вельможи. Она просто называется дружбой, тогда как другая называется сердечной дружбой; дружба - это связь на природном уровне, сердечная дружба - на духовном. TCR 446
Далее рассказывается о том, что "порядочные" люди, слишком приклеившись душою к злым, по смерти увлекаются ими в ад, где терпят жестокие страдания и лишь с большим трудом обретают свободу. Но - подумав, скажем мы - и не только по смерти: разве мало, например, хороших подростков, по глупости затесавшихся в хулиганские компании и через это угодивших в тюрьму? Разве мало вокруг нас других аналогичных вещей? - Заключение же дается следующее:
С теми, кто любит в других добро, дело обстоит совсем иначе; это, например, те, кто любит прямоту, здравомыслие, искренность и любезность, исходящие от милосердия, а особенно те, кто любит веру в Господа и любовь к Нему. Поскольку такие люди любят то, что внутри человека, не взирая на то, что снаружи, то если после смерти они не обнаруживают таких качеств у друга, они тут же отказываются от дружбы, и Господь объединяет их с теми, кто находится в том же добре. Следует сказать, что никто не может разузнать, каково внутреннее духа тех, с кем он бывает в одной компании или ведёт дела. Но в этом нет нужды. Надо просто избегать заводить сердечную дружбу с кем бы то ни было вообще. Внешняя же дружба по разным поводам не приносит никакого вреда. TCR 449.
Эту несомненную истину можно вкратце сформулировать таким образом: дружить следует не с личностью, но с добрыми началами этой личности.
Ближний должен быть любим за добро, в нем пребывающее. AC 2718
Ибо всякая личность есть целый микрокосм, и у людей непорядочных этот микрокосм полон различного адского зла. Но почти в каждом человеке, даже злом, существуют некоторые внешние добрые начала, на базе которых и строго в пределах которых возможен плодотворный контакт. Если, к примеру, я увлекаюсь садоводством и ту же страсть питает мой сосед по участку, наша совместная деятельность в этой сфере принесет обоим несомненную пользу и удовольствие. При этом мы нисколько не интересуемся прочими сторонами жизни друг друга и даже вовсе их не касаемся (не должны касаться), с единственным условием соблюдать взаимную доброжелательность и корректность в поведении.
Однако существуют веские причины, понуждающие как природно-адского, так и "порядочного" человека неоправданно углублять эти поверхностные и взаимно-плодотворные отношения, что может принести первым немало пользы, а вторым гарантированно сулит еще больше вреда.
Адский человек, сосредоточенный на собственном ублаготворении и де-факто почитающий себя центром вселенной, не может не относиться к прочим людям как к презренным и обязанным ему служить тварям, хотя это отношение лишь в крайних случаях проявляется в открытой форме. Отсюда всякий "друг", т.е. благожелательно настроенный к нему человек, воспринимается им как удобное дополнительное средство достижения своих целей. "Друг" для него есть добровольный помощник в решении его собственных проблем, однако отсюда категорически не следует обратного, т.е. предоставления этому другу при необходимости ответной помощи. Можно и так сказать: если мы оплачиваем услугу какого-либо мастера, то ожидаем от него за это качественной работы, но вовсе не обязаны вникать в его трудности, связанные, например, с нехваткой инструментов, со строгим начальником, с домашними неурядицами и пр.; мы ему заплатили за работу, он эту работу обязан выполнить, а все остальное нас не касается. - Так вот, "друг" в глазах адского человека есть этот самый мастер, только исполняющий работу не за деньги или другую компенсацию, а просто так, из личной глупости, слабоволия или, напротив, по причине обожания данного адского человека как несомненного центра вселенной. Следовательно, "порядочный" человек, вступая в глубокую дружбу с адским, добровольно ставит себя в положение слуги этого последнего, что, разумеется, не может принести ему никаких плюсов.
Однако он не может не стремиться к этому по причине внутренней душевной глубины, которая не желает довольствоваться чисто внешними контактами (игрой в бадминтон и прочими подобными развлечениями, которым мы из года в год предавались на даче) и упорно пробивает путь к сердцу партнера. Но, поступая так, он фатально упускает из виду, что сердце человеческое скрывает в себе или Небеса, или ад, и потому докопаться до него - значит въяве попасть либо туда, либо сюда, со всеми вытекающими последствиями. Ибо со злым человеком можно глубоко сдружиться лишь на условиях закабаления, в противном случае он не сочтет разумным подпускать вас достаточно близко. Но человек "порядочный" в погоне за эфемерной душевной близостью де-факто согласен даже на такое развитие событий, лишь бы не повредить сложившимся отношениям.
Тогда возникает следующая психологическая связка. Злой человек, заполучив себе бесплатного помощника, начинает шаг за шагом приводить его в состояние полного подчинения и делает это в той степени нагло, насколько партнер согласен терпеть. Он втягивает его в собственный круг удовольствий, но таким образом, что на него сваливается максимум вспомогательной работы при минимуме получаемого удовольствия, как это свойственно любому ассистенту. Далее, обладая адскими свойствами души, злой человек не может удержаться от мелких пакостей и шпилек в адрес своего "друга", коими он тешит свое самолюбие. Хуже того, в случае провала затеянной им авантюры злой человек с большим искусством переложит на "друга" всю ответственность, чтобы самому выйти сухим из воды.
Другой фактор, властно толкающий "порядочного" человека в объятия кого попало, заключается в том одиночестве, которое присуще на земле большинству хороших людей, ибо Господь как бы помещает их в карантин, чтобы снизить возможность заражения окружающим злом. Когда же вокруг никого нет, любая мимолетная связь обретает в их глазах неоправданно большое значение, так что копеечные мухи обращаются в полноценных слонов. "Ну как же я поругаюсь с ним, - восклицает одинокий горемыка, - когда у меня из товарищей больше и нет никого?! Я же тогда вновь совсем один останусь!" Да, останешься, но ведь лучше сидеть одному, чем в обществе змеи или кусачей собаки! И хотя чувство голода трудно стоически игнорировать, оно не оправдывает попыток употребления в пищу ядовитых или несъедобных предметов, ибо в результате самый голод окажется для вас наименьшей проблемой.
Говоря все это, я отнюдь не призываю к полному игнорированию злых людей, ибо при существующем состоянии человечества это попросту невозможно (если, конечно, вы не Робинзон). Встречайтесь, знакомьтесь, отыскивайте общие интересы и далее общайтесь между собой только на их основе. Вежливо, но твердо препятствуйте дьяволам под маской дружелюбия расширить плацдарм, втягивая вас в собственные, не интересующие вас занятия. Известно, что дьяволы очень не любят такого сопротивления: они либо напрямую угрожают разрывом, либо делают обиженные лица. Ничего страшного: чем более вы уступите их домогательствам, тем труднее будет положить предел экспансии. Адские люди вообще горазды блефовать, а когда видят, что их угроза не срабатывает, то легко (и бесстыдно) идут на попятную. Но даже если они действительно уйдут, вам же, в конце концов, будет лучше. Что же касается возможной мести, бояться ее не следует, доколе вы сами не причинили этому человеку никакого зла, ибо тогда вы остаетесь под защитой Господа, без воли Которого ни один дьявол не может и пальцем шевельнуть.
|