Догадки о ходе преобразования (3)
Автор: Михаил Глебов, 1997
На пути к Последним Небесам
В сущности, всю первую эпоху Спасения человека - Преобразование - можно считать подготовительным этапом для принятия Бога, так сказать, по-настоящему.
Три Эпохи Творения, по-видимому, соответствуют трем Небесам. Дни Творения с Первого по Четвертый соответствуют Первой Эпохе (Преобразованию), т.е. Первым (Последним) Небесам, кои являются природными. День Пятый и большая часть Шестого (до творения человека) соответствует Второй Эпохе, или Средним Небесам, кои являются духовными. Наконец, завершение Шестого Дня и День Седьмой соответствуют Третьим (Внутренним) Небесам, кои являются небесными.
Эпохи различаются между собой качественно, тогда как периоды внутри эпох - количественно. Поэтому тот, кто хоть одной ногой переступил начало Пятого дня, уже оказывается в Средних Небесах, хотя и не прошел весь путь до середины Шестого дня. Однако эта недостаточность пройденного пути отразится на том месте, которое человек займет внутри Средних Небес.
Творение человека как духовной сущности происходит только на земле, в теле, т.е. в Последней степени Божественного Порядка. Это и понятно: любая вещь может существовать в духовном мире вечно, только если создана и закреплена в Последней степени - в телесной. Поэтому и человек может существовать вечно лишь в том качестве, которого духовно достиг в мiре. То, что он вообще жил физически, обеспечивает ему вечное существование в духовном мире, но это может быть и ад. Чего он за земную свою жизнь достиг качественно (в смысле степени совершенства духа), с тем и останется на вечность, так что все посмертное его совершенствование будет только по этой мере, а не сверх меры. Грубо говоря, умственно отсталый ученик тоже может совершенствоваться в математике, и даже через год осилит таблицу умножения; но вундеркинд совершенствуется на совсем ином уровне.
Посмертное совершенствование, говоря языком Дарвина, - не ароморфоз, но идиоадаптация. Ароморфоз возможен (и категорически необходим) на земле; со смертью же он заканчивается. Можно и так сказать: на земле всякий строит себе дом, в котором будет жить вечно, а на том свете может только улучшать интерьер, исходя из уже существующего дома. Понятно, что владелец землянки будет иметь совсем другие возможности в меблировке, чем живущий во дворце. Что заработал в земной жизни - ровно то самое получишь в вечности.
Сведенборгу надо поставить на вид: он много писал о Средних Небесах, поменьше - о Внутренних, и почти совсем не упоминал о Последних, а ведь именно там оказываются, наверно, 99% всех спасшихся землян. Я даже думаю, что сам факт принятия Спасителем смерти именно на нашей планете показывает, что дела на ней обстоят хуже, чем на всех бесчисленных планетах Мироздания. Можно еще вспомнить, что до Потопа Возрождение людей шло от Блага к Истине и привело к их тотальной духовной гибели, что вынудило Бога поменять порядок на гораздо менее эффективный, зато более безопасный, так что мы теперь возрождаемся от Истины к Благу.
В результате похоже, что Вторые и Третьи Небеса для землян практически закрыты. Это не означает, конечно, что они туда принципиально не допускаются, но что в подавляющей массе своей они гораздо не дотягивают до нужного уровня. Характерно, что на вопрос Сведенборга о месте пребывания апостолов ангел ответил: знаем, где они, и что они не в большом почете, как прочие. Возможно, что наша планета промыслительно является поставщиком "третьесортных" ангелов и злых духов, тогда как жители иных планет, в массе гораздо более совершенные духовно, дают совсем иную пропорцию. В самом деле, если даже Церковь на Земле ничего не знает о Небесах, питаясь мифами и домыслами, откуда могут люди в массе своей просветиться? Состояние Церкви - лишь зеркало состояния общества: общество плотское - и Церковь плотская же. Человека формирует среда; и если среда грешная, ему тяжело сделаться праведным.
Если на планете Х существует высокий духовный уровень, то всякий ребенок сызмальства привыкает к нему, считает естественным и шарахается от всего, что ниже и грешнее; земной же ребенок, рождаясь и вырастая в чисто адской атмосфере всеобщего себялюбия, ненависти, жестокости и вражды, бессознательно принимает за основу именно этот уровень, и, таким образом, стартует вверх с гораздо менее благоприятной позиции. Сын фабриканта с легкостью становится фабрикантом же, а крестьянскому парню это почти невозможно и стоит гигантских усилий. Сын придворного Павла I Кутайсова стал в двадцать лет начальником всей русской артиллерии, а сын никому не известного дворянина Суворова после множества величайших подвигов и лишь в старости получил звание фельдмаршала. С другой стороны, конечно, кто много возлюбил - тому многое и простится, и добытое с трудом духовно дороже доставшегося даром.
Лишь два Царства - Небесное и Духовное - составляют собственно Небеса. О Последних (Внешних) Небесах Сведенборг почти не упоминает, как, впрочем, не упоминает о Внешнем Аде. Курица не птица, прапорщик не офицер. Добавим: Внешние Небеса - не совсем Небеса. Видимо, они качественно отличаются от Вторых и Третьих, и даже много принципиальнее, чем те - между собой. Это зона слабого, холодного блаженства, зона природных начал; а что такое природные начала? В День Третий человек сознает себя автором делаемого добра, а не относит его к Богу. Он опирается на науку, т.е. на собственное постижение, не сверху вниз, от Бога к человеку, а снизу вверх, собственными усилиями. Но именно так люди на Земле изучают природу. То есть принцип постижения Истины остался земным. Вот почему в Последних Небесах царствует природное начало.
А чем я сейчас занимаюсь? - тем же постижением снизу вверх, созданием как бы собственной науки о Божественных Предметах. Тогда как в высших Небесах до Истины не доискиваются с карманным фонарем, а смотрят и видят. Сказано, что ангелы Разума (Вторые Небеса) гуляют по саду мудрости в любом направлении, тогда как ангелы Внешних Небес даже не могут переступить его порог. Те видят - и идут, куда хотят, а эти духовно слепы и вынуждены пробираться ощупью. Разница качественная: сколько бы слепой ни ощупывал, он не достигнет и малой доли знаний зрячего.
Поэтому ежели я хочу знать, то должен не искать сейчас, а дорасти до Пятого Дня, и тогда Бог снимет с глаз моих пелену, и я в одночасье постигну такое, что теперешним моим способом не узнал бы в целую вечность. Поэтому мои сегодняшние знания должны сосредотачиваться на одном-единственном: как усовершенствоваться до этого Пятого Дня. Так человек, желающий поехать в другой город, должен не исследовать географическую карту, а просто пойти на вокзал и сесть в нужный поезд. Вот это одно и есть на потребу. Потому Господь и не раскрыл в Евангелиях небесные тайны, что цель читающего есть Спасение, и ему не следует отвлекаться на посторонние предметы.
Поведение человека в Третий День
Всю Первую Эпоху Спасения Бог пребывает как бы за облаком (что соответствует состоянию Последних Небес, обитатели коих не видят Его лица). Человек внешне предоставлен сам себе, и главная его задача в это время - избавиться от наиболее явного зла и заблуждений. Cамопромышлению человека в области воли соответствует самостоятельный поиск в области истины. Человек делает то, что считает нужным, и планирует свои поступки. С другой стороны, он ищет по книгам истины о Небе и Боге, критически оценивает добытые знания и сводит их в систему (науку), которая хранится в его природной памяти. Чистая жизнь человека в сочетании с правильным пониманием Божественных предметов создают условия для раскрытия духовной степени, что осуществляется в Четвертый День и служит пропуском в область Средних Небес.
На данный момент я могу утверждать, что формирование моей "науки" в принципе почти завершено. Что я в теперешнем моем состоянии мог постичь, уже постигнуто, по крайней мере, важнейшее. Я могу выискивать тысячи новых деталей, но погоды они уже не сделают. Об этом свидетельствует книга "О Небе и аде", прочитанная мною, наверно, сотню раз: оттуда использована вся внешняя информация, а проявиться ее внутреннему смыслу еще не настало время. Таково сейчас мое положение с изучением Божественных Предметов. На внешнем уровне взято все, по крайней мере, существенное; качественный рывок в постижении этих материй произойдет после того, как будут засвечены светила, т.е. не раньше Четвертого Дня. А пока время размышлений кончилось, кончилось объективно, за исчерпанностью предмета, и продолжать упорствовать в теориях - значит идти против Божьей воли. Сейчас нужно приводить свою реальную, практическую жизнь в порядок.
В практических делах я должен исходить из обыкновенного здравого смысла, который всегда меня выручал. Во-первых, я пребываю в Третьем Дне, а о нем сказано, что человек не может еще верить, что его ведет Бог, и ему кажется, что он ведет себя сам. Значит, мне не следует быть святее папы римского: если сказано, что я якобы веду себя сам, значит, так разрешено делать, поэтому так и нужно делать. К тому же у меня нет альтернативы: я ведь не чувствую Божью волю непосредственно, не могу встать посреди дороги и вопросить: "Господи, куда мне теперь идти?" Мне дан разум и даны те знания, коих я по сей день доискивался, и я должен вести себя сам. Какое сейчас дело, что в Эпоху Возрождения это будет не так? Какое мне дело, что зимой ходят в шубе, если сейчас лето? Будет зима, наденем и шубу; а летом в шубе никто не ходит.
Во-вторых, не надо нарочно планировать свои действия по решению духовных вопросов: это прямая компетенция Бога. С другой стороны, Бог ведет нас тем, что делает некоторые поступки привлекательными либо явно полезными. Поэтому мне нужен один только здравый смысл: если захотелось чего-нибудь или оно кажется явно полезным, и при этом не нарушает Божьи Заповеди явным образом, то, значит, это угодно Богу. Надо помнить, что Дни Творения и прочие абстрактные вещи относятся к духовной сфере, а практически живу я в природной, и путать их ни к чему.
Смысл Растительных периодов
Сегодня утром я шел по Комсомольскому проспекту в районе Чудова переулка. Между тротуаром и проезжей частью тянется узкий газон, сплошь вытоптанный, но ко Дню города припорошенный черноземом. И из этого чернозема повсюду тянулись вверх тонюсенькие салатно-зеленые стрелки проклюнувшейся из семян травы. Но люди не бросили своих привычек; и при мне один мужик протопал поперек газона, оставляя большие примятые следы. Некоторые травинки остались вдавленными в почву; но другие быстро оправились и снова бодро смотрели вверх. И мне как будто открылось, в чем заключается смысл "растительных периодов" Третьего Дня преобразования человеческого духа.
Когда воды собраны к одному месту, т.е. все теоретические вопросы решены и сведены в систему - в теоцентрическое мировоззрение, то обнажается почва - место будущих практических дел человека. В это время она по-прежнему безвидна и пуста, т.е. бесплодна, поскольку на ней еще господствует прежнее зло, сдерживаемое одной только техникой пустошения. Но теперь человек уже познал Бога и главные Его истины; и вот, опираясь на них, он начинает обживать землю - свое повседневное поведение, свой образ жизни. В этот период он опирается на море в точности так, как опирались на него старинные колонизаторы, проникая вглубь тропических материков; он, можно сказать, выходит из моря на сушу, подобно древним животным Дарвина.
Проблема же в том, что земля еще практически бесплодна и не может произрастить ничего существенного; и вот на голых камнях, на тончайшем питательном слое, наработанном за прежние годы жизни, начинают пробиваться из Божьих семян бесчисленные тонкие и беззащитные побеги травы. Привычные грехи в тяжелых сапогах ходят по подрастающей травке, уродуют и мнут ее; но она тотчас же поднимается, или прорастает заново, охватывая постепенно всю площадь суши. Это Период нежной травы, когда человек, опираясь на свое новое мировоззрение, начинает учиться практически действовать в соответствии с ним.
Важно понять, что речь тут ни о добре, ни о благе, а только лишь о навыках правильного поведения. Всякое устойчивое поведение человека потому и устойчиво, что подкрепляется удовольствием; и прежние привычные грехи, забитые и задавленные пустошением, потому и живы еще, что всегда даровали человеку некоторое удовольствие. Пустошение механически подавляло их, позволяя человеку преобразовать хотя бы свое разумение; но для того, чтобы воистину прийти к Богу и принять Его, такого подавления мало: необходимо вовсе избавиться от них. Трудность же в том, что новый стиль жизнь не подкреплен еще своими удовольствиями, способными перекрыть радости прежних грехов.
В Период нежной травы человек наперекор своим устоявшимся привычкам упрямо внедряет новый стиль жизни. Эта трава мало жизнеспособна: поминутно она вянет, гибнет, грехи выкашивают ее целыми гектарами, но человек сеет снова и снова, и наконец она укореняется и перестает быть нежной.
К этому моменту правильный стиль жизни вошел в привычку, т.е., помимо механического привыкания как следствия бесчисленных повторений, выявил свои удовольствия, пусть еще незначительные и выражающиеся главным образом в облегчении. Ибо пустошение, выполнив свою задачу, идет наконец на убыль, дела начинают удаваться, настроение поднимается, и чем меньше тянет человека к прошлому, тем прочнее укореняется трава; и вот наступает момент, когда она уже прочно покрыла всю сушу и начала сеять семя по роду своему, т.е. самовоспроизводиться, так сказать, в автоматическом режиме.
Наступает Период семянной травы. Главное его отличие в том, что прежде человек всякий раз вынужден был сеять нежную траву заново: падать, вставать и вновь начинать с нуля. Теперь же правильные навыки укоренились, привились, вошли в привычку, стали естественными, само собой разумеющимися. Прежде человек висел на единственной ниточке своего мировоззрения; теперь он имеет уже прочный плацдарм на земле. Прежде он, условно говоря, поставил палку и все время держал ее, чтобы она не упала; теперь же воткнул ее в землю, и она (при отсутствии урагана) вполне держится сама. Период семянной травы отражает ту подготовительную стадию для принятия Бога, когда человек прочно усвоил правильный образ жизни, который уже не тяготит его и стал само собой разумеющимся. Ибо наш образ жизни есть фон наших дел и та почва, из которой они произрастают. Чем дольше, чем гуще растет семянная трава, все умножаясь самосевом, тем толще накапливается в почве питательный слой; и вот наступает черед крупных растений.
Важно заметить, что в Слове сказано о Дереве в единственном числе. Это не ошибка. Всякий человек имеет некоторый конкретный талант, ради которого он родился на земле и который станет его службой в вечности. Один играет на скрипке, другой решает уравнения, третий вырезает матрешек, четвертый управляет первыми тремя. Эти таланты заметны в людях с самого детства и во многом определяют их естественное поведение; однако все они отравлены себялюбием и множеством грехов, так что всякий человек, развивающий свой талант на этом фундаменте, неизбежно работает аду. Когда же правильный образ жизни надежно установлен, приходит черед проявиться и таланту, который так долго и болезненно был подавляем пустошением.
Это Дерево - единственное, крупное, господствующее над сушей - вырастает на тучной почве, упитанной травами, и приносит плод по роду своему. Наступил Период плодового дерева. В это время правильный образ жизни перестает быть для человека самоцелью, переходит, так сказать, в фоновый режим, а все внимание приковывается к своему любимому занятию, которое теперь ведется правильно, т.е. не ради себялюбия или мiрской славы, а ради самого дела.
Любопытно проследить вопрос с чисто биологической точки зрения. Пока земля бесплодна, она не может произрастить ничего. На тончайшем питательном слое (образовавшемся за счет тех же бактерий, лишайников или эпифитов) может удержаться лишь нежная однолетняя травка, т.е. организмы мельчайшие, слабейшие, почти без корней, требующие непрестанно ухода. Массовая гибель этой травы, постоянные пересевы со временем утучняют почву, необходимую для травы более мощной, постоянной, многолетней, которая не требует специального ухода и размножается сама собой. Теперь слой гумуса растет еще быстрее, становясь достаточным для действительно крупных организмов растительного мира - деревьев.
Но до тех пор, пока флора не будет представлена во всей своей полноте, не могут возникнуть животные, питающиеся этой флорой. Ибо как флора является средой обитания животных, так наш образ жизни служит средой для проявления талантов, которые не могут существовать вне ее.
О состоянии ангелов Последних Небес
Ангелы Последних Небес принимают Божьи Истины внешним разумением, ангелы Средних Небес - внутренним, а Ангелы Третьих Небес воспринимают благо непосредственно. О последних двух вариантах я судить не берусь, ибо слова мои о них - лишь скорлупа, голые логические выводы, лишенные личного опыта. Иначе, впрочем, и быть не может, ибо те два состояния для меня недостижимы внутренне. Недаром сказано, что ангелы Последних Небес не могут не только понять, но даже просто увидеть ангелов Средних Небес, а те таким же порядком - ангелов Внутренних Небес. Зато о Последних Небесах я могу отчасти судить или хотя бы попытаться что-то понять.
Ангелы Последних небес живут в природном добре. Написано, что они делятся на духовно-природных и небесно-природных, отличаясь друг от друга особенностями восприятия Божьего блага, однако не разделены всерьез и принадлежат к единым Небесам, из чего следует, что общее их природное начало важнее частных отличий.
Природный разум не проникает в сущность вещей, а пользуется чужими мнениями о них, как мы знаем о Сахаре из рассказов путешественников и журнальных фотографий. Мы сами не были там, мы просто читали книжки, слепо поверили им, и теперь в разговорах утверждаем это же как бы от себя. Второй вопрос, что усваиваемые нами сведения должны соответствовать нашим общим представлениям: так, например, мы не поверим, что в Сахаре живут моржи, потому что там жарко и сухо; но, с другой стороны, мы опять-таки не были там, так что даже самые общие, основополагающие вещи получены нами не собственными глазами, не непосредственным опытом. Поэтому умный человек, желая нас обмануть, узнает вначале эти наши общие представления и не станет противоречить им явно. Тогда мы с удовольствием присовокупим сообщенную нам ложь к своим базовым представлениям.
Этот процесс отбора и принятия посторонней информации осуществляется по законам земной науки. Наука не ведает первоисточников всего сущего, но имеет дело с очевидными фактами, доступными человеческим чувствам, и логическими выводами из них. Но там, где появляется логика, не может быть очевидности, ибо очевидное никто не станет доказывать логически. Вот что означают слова, что ангелы Последних Небес пребывают в научной вере. Божественные Истины не очевидны, не видны им от внутреннего начала, непосредственно, а известны по словам более мудрых соседей, как то и бывало на земле. Бог ведет их, влияя на их внешний разум, т.е., с одной стороны, устанавливая среди них Свое учение во внешней, доступной им форме, с другой же, представляя то, что им должно сделать, очевидно полезным, так что ангел сам видит это полезное и правильное и сам принимает решение о том, что это надо сделать.
Бог ведет природных ангелов посредством целесообразности. Их собь до того сильна, что они неспособны видеть Его волю непосредственно, и хотя на самом деле управляются Им, но не могут в это поверить, и убеждены, что действуют сами от себя, хотя и в соответствии с Божественными Заповедями. В целом их жизнь чиста от зла и совершенно подобна жизни крепкой, дружной, трудолюбивой земной семьи. Это - природная жизнь, очищенная от адских искажений, какой она и должна была быть на земле; но не более того.
Третий День Преобразования соответствует Последним Небесам в их полноте. До этого момента человек не знал Бога, потом уже знал, но не применял своих знаний к делу. Первый День закладывает фундамент состояния Последних Небес, Второй возводит стены знаний, Третий образует купол и завершает строительство. Он все доводит до ума и везде подводит итоги.
Раньше человек хотя и знал о Боге, но знания эти были отрывочны, бессистемны, засорены чуждыми примесями. Третий День начинает с того, что сводит их в систему, придавая им единство и логическую цельность, так что неключимые примеси не могут уже оставаться незамеченными в сознании человека. В этом состоит Период Образование Морей.
Раньше человек поступал по злу, и только внешнее принуждение - пустошение - удерживало его от непосредственной реализации зла. Теперь он начинает во всех практических поступках исходить не из эгоистических побуждений, а из усвоенных им Божьих истин, мало-помалу приучась делать прежние поступки, но по другой причине, на другой основе. Он обнаруживает, что работа интересна сама по себе, а не только как источник денег или почета; что модная одежда есть часть его аккуратного и подтянутого облика, а вовсе не повод для самолюбования и пересудов; что поднять упавшего на улице человека следует просто так, а не в ожидании его "спасибо". Эта "духовная перелицовка" охватывает весь практический быт человека, преломляясь в тысячах и миллионах частных случаев и деталей. И чем далее, тем легче она идет, ибо хотя детали разные, но принцип перелицовки один. В этом состоит период Нежной Травы.
Когда "духовная перелицовка" быта окончена, требуется пожить в этой "новой одежде", привыкнуть и освоиться. Человек не предпринимает ничего особенно важного, он просто живет, но живет уже по-новому. Быстро обнаруживается, что эта новая жизнь имеет тьму разнообразных преимуществ даже на чисто бытовом уровне. Во-первых, затихает пустошение: Богу не нужно уже силой удерживать человека от зла, когда он и сам его не хочет и не делает. Начинают складываться рабочие и личные отношения, из-под спуда пробиваются разнообразные интересы. Постепенно возникает вкус жизни. К тому же человек чувствует, что с плеч его свалился тяжелый груз самопромышления, забот о мiрском и плотском. Он не загадывает на будущее, не планирует, а просто живет сегодняшним днем и радуется солнышку, а Бог между тем Сам ведет его. Подобно тому как в свое время разрозненные знания о Боге слились в моря, так и разрозненные результаты "духовной перелицовки" объединяются в систему, создавая новый стиль жизни. Он становится удобен, привычен, не вызывает претензий и поддерживается сам собой, безо всякого самопринуждения, которое было нужно совсем недавно. В этом состоит период Семянной Травы.
Наконец, когда человек уже совершенно освоился с новым образом жизни, прорезаются ростки его таланта, данного от рождения, который вследствие пустошения доселе был скрыт, не выходя на свет разумения. Появляется настоящий интерес жизни, заключающийся в том, чтобы выполнять свое любимое дело, соответствующее этому таланту. На жирной почве, подготовленной предыдущими этапами преобразования, вырастает плодовое дерево, приносящее плод по своему роду, т.е. добро, свойственное данному таланту, в котором семя по роду его, т.е. оно устойчиво, и постоянно самовоспроизводится, как это делает и семянная трава. Действительно, человеку приятно заниматься своим любимым делом, и потому он занимается им безо всякого неудовольствия и связанной с ним необходимости самопринуждения; он занимается им так же легко и естественно, как вода катится под уклон. В этом состоит период Плодового Дерева.
Когда же человек одолел все четыре периода, Третий День благополучно заканчивается. Состояние человека к этому времени такое. Он твердо знает Божественные истины и верит в них, но знает большей частью понаслышке, со стороны, и сводит эти знания в научную систему внешней памяти, а самих предметов веры почти не видит. Он разобрался в злых началах своих прежних поступков и раскаялся, т.е. отказался от этих начал, заменив их Божьими Заповедями. Постепенно у него сложился устойчивый новый стиль жизни, не противоречащий этим Заповедям. Внешние обстоятельства его жизни существенно улучшились, что позволило ему активно заняться делами и реализовать наконец свои врожденные таланты. Теперь он живет активно, деятельно, интересно, общается с людьми, приносит пользу, благотворит кому может.
Но все это он делает по собственному разумению, от себя, и все свои поступки, дурные и хорошие, приписывает себе. Он руководствуется своим мировоззрением, т.е. той самой наукой, собранной в моря, и считает свои взгляды причиной своих поступков. Поэтому Бог управляет им посредством целесообразности: он так складывает обстоятельства, что некоторое дело представляется вдруг человеку правильным и полезным, и потому он выполняет его. Такой человек достиг своего природного совершенства, как в XIX веке достигли совершенства парусные системы накануне изобретения парохода. Человек выжал из парусов все, что мог; но чтобы добиться большего, требуется качественный скачок - переход к пару.
|