Наши дела под усмотрением Божьим (2)
Автор: Михаил Глебов, 1997
Как Бог управляет нами
Человек адского типа, привыкший верить только в себя и вести себя сам, рассуждает очень просто: что он выдюжит, то у него и будет. Но человек преобразованный, признав, что все доброе - от Бога, а от человека - лишь зло да ошибки, и желающий, чтобы Бог Сам вел его по жизни, с первого шага неминуемо впадает в растерянность. Он понимает Божье руководство как "детоводительство" - слово, любимое православными писателями и означающее совершенно дряблую, безвольную и безжизненную покорность. Проблема же состоит в том, что Бог хочет от нас явно не этого, и потому даже тот человек, который искренне объявил себя "рабом Божьим" и на этом основании ждет "детоводительства", оного не получает.
С одной стороны, человек видит свою слабость, беспомощность, незнание, неумение правильно вести себя, но, с другой стороны, не получает от Бога и прямого, непосредственного руководства. Доводя дело до карикатуры, можно сказать, что он хотел бы, идя по улице, чтобы внутренний голос ему говорил: "Сейчас поверни направо… Зайди в магазин… Купи колбасы и сосисок…" Причем нет никаких сомнений, что он с готовностью и радостью стал бы поступать, как ему велено; но Богу от него нужно не это. Потому что подобные фантазии на самом деле означают упразднение нашей свободной воли, а свободная воля составляет существенную необходимость, ибо без нее человек становится автоматом и не способен к сознательному самоопределению.
Из этого вытекает, что всякому человеку, нравится это ему или нет, приходится совмещать в себе покорность Богу с собственной инициативой, от которой он нередко рад был бы уклониться вовсе. И, следовательно, проблема формулируется иначе: какая инициатива человека соответствует Божьей воле, а какая противоречит ей? Корень всех ошибочных мнений, как и во многих других случаях, лежит в том, что внешние события, среди которых живет человек, принимаются им за цель, а не за средства достижения цели.
Бог ясно определил свою волю через Заповеди. Заповеди - это духовные принципы, которых человек должен придерживаться. В пределах Заповедей человек не имеет никаких ограничений. Он может пойти налево или направо, зайти или не заходить в магазин по собственному усмотрению, покупать или не покупать колбасу; он не может только украсть ее, ибо кража противоречит Заповедям. Заповеди представляют собою как бы берега общей реки нашей деятельности; вода не может (не должна) размывать берега или перехлестывать через них, но на широком пространстве между ними может течь как ей заблагорассудится. Или как ребенок в песочнице может делать любые домики и куличики, но не может кидаться в других песком или самовольно сбежать из песочницы. Странно было бы ребенку спрашивать у матери разрешения на каждый куличик, согласовывая при этом его форму и размеры.
Отношения Бога и земного человека подобны не младенцу, которого тащат за руку, а офицеру, получившему ответственное задание. Ему указана цель и некоторые сопутствующие условия, но организовать выполнение он должен сам, соображаясь с обстановкой. Такое сочетание необходимости со свободой присуще любому самостоятельному работнику: он получает задание и выполняет его на свой страх и риск. И как хороший руководитель не бросает новичка на произвол судьбы, но исподволь наблюдает за ним, чтобы в крайности прийти ему на помощь, так и Бог не бросает нас, и помогает по мере надобности, но тем не менее требует, чтобы мы действовали сами и не перекладывали на Него тех проблем, которые в состоянии разрешить собственными силами и средствами. Так, если ученику попалась сложная задача, учитель разбирает ее с ним вместе. Если же ученик начинает хныкать над простой задачей, то может вдобавок еще получить наказание.
Хотя земному человеку Бог невидим, Он непрестанно управляет нами. И как у всадника есть правая и левая вожжа, так у Бога есть внутреннее и внешнее воздействие на человека. Внутреннее воздействие относится к духу человека и состоит в инициировании его добрых желаний и попущении худых. Внешнее воздействие состоит в изменениях обстановки, включая болезни человека. Эти изменения подобны вечно меняющемуся плану лабиринта: где вчера можно было пройти, сегодня выросла стена, зато в другом месте появились не существовавшие раньше проходы. Все, что с нами происходит, как внутри, так и вне нас, никогда не бывает случайным, но все представляет собою тонкие, незаметные рычаги управления нами. Внутренние факторы являются активными, внешние - пассивными. Мы можем чего-либо активно хотеть или не хотеть; но, кроме того, оно может быть исполнимо и неисполнимо, или даже обстановка может вынуждать нас делать то, чего мы не хотим.
При поверхностном взгляде этим методы Божьего управления, то способствуя, то препятствуя нашим собственным чаяниям, кажутся проявлениями кнута и пряника судьбы. Однако между ними существует принципиальная разница. Дух наш формируется только теми поступками, которые мы делаем по собственной любви, т.е. добровольно и заинтересованно; те же дела, которые мы вынужденно исполняем против собственной воли, не зачитываются и как бы пропадают зря. Следовательно, политика кнута и пряника подобна действию педалей газа и тормоза в автомобиле. Мы едем вперед и покрываем расстояние благодаря "газу", но при необходимости не можем обойтись без тормоза. "Газ" обеспечивает наши достижения, тормоз - безопасность. Понятно, что ни один автомобилист не станет тормозить без причины, ибо это замедляет движение; однако чем он неопытнее, тем чаще приходится ему тормозить.
То же относится и к Господнему управлению. Задача нашей земной жизни состоит в формировании нашего духа; дух же формируется поступками, истекающими из любви и приносящими нам удовольствие, т.е. пряником. Однако если мы по своей же любви начнем творить непотребное, то станет работать не Господу, а аду, и своими руками расточать то, что доселе собрали. И как клапан сконструирован так, что пропускает воздух только в одну сторону, иначе мы никогда не смогли бы накачать колесо, так и Господь, видя наши поползновения, применяет стопор, блокируя наши вредные желания внешними неблагоприятными условиями.
Отсюда напрашивается вывод, что Богу свойственно управлять пряником ко взаимному удовольствию (что и происходит в Небесах с ангелами), но по мере того как человек погружен во зло и ложь, его приходится механически удерживать от оных, иначе он, не встречая препятствий, увязал бы все глубже, пока не погиб. Отсюда же следует, что в начале преобразования человек управляется преимущественно кнутом, а в конце - преимущественно пряником. В этом можно убедиться даже на примере дрессировки животных, которых поначалу наказывают, ломая их упрямство, но впоследствии, если они хорошо ведут себя, переходят к ласковому обращению.
Поэтому самый долгий и тяжелый период Преобразования человека лежит в начале, когда инициатива его максимально скована, а внешнее положение наиболее неблагоприятно: такими мерами Господь удерживает человека от активной жизни во грехе. Однако по мере того, как человек постигает истины и изъявляет желание жить по ним, и действительно так живет, прямая необходимость в кнуте отпадает и, соответственно, жизнь человека становится легче и приятнее.
Как следовать Божьей воле
Бог не дает человеку ежедневных откровений. Он не стоит у человека над душой и не оговаривает каждый его поступок. Он вообще "закрывает Свое лицо", т.е. совершенно устраняет Свое видимое присутствие в натуральном мире. Однако невидимо Он остается Вседержителем, и потому всякому человеку жизненно важно правильно понимать Божью волю, не высказанную прямо.
Бог воздействует на нашу жизнь главным образом посредством Законов Божественного Порядка, т.е. тех универсальных закономерностей, коими создано и поддерживается Его Творение, и лишь в исключительных случаях переходит на "ручное управление", т.е. на непосредственные вмешательства и разного рода чудеса. Законы эти относятся к духовным составляющим нашего бытия, т.е. к той его части, которая нам совершенно не известна.
Мы должны принять как факт и смириться с тем, что наши умные размышления на самом деле ничего не стоят. События идут так, как они должны идти; это отлично понял еще Лев Толстой, хотя и не смог объяснить. Объяснение же простое: как муравей не может уразуметь, зачем мимо его муравейника ходят люди, потому что это на порядок выше его понимания, так и человек не может уразуметь, зачем Бог совершает или попускает те события, среди которых он живет. Отсюда же следует, что человек заведомо не может знать, когда ему суждено жениться, а когда разводиться, когда ругаться, а когда мириться; ему неизвестно, стоит ли сейчас отправляться в путь и принесет ли пользу заключенная сделка. Человек не владеет и не может владеть своим будущим, и потому все его расчеты заведомо не верны, какие бы доказательства своей правоты он ни приводил.
Поэтому наилучшее для него - признать свою абсолютную некомпетентность в обустройстве собственной жизни. Отсюда непосредственно вытекает "возложение всей печали на Господа Бога", поскольку он (а) Всемогущ, (б) Всеведущ и (в) Всеблаг. Человек не может управлять собой сам. Поэтому он просит Бога принять управление им на Себя. Он готов слушаться - но не слышит от Бога прямых приказаний. Поэтому перед ним встает проблема постижения Божьей воли.
Проблема эта вовсе не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Более того, она так проста и естественна, что даже безмозглые животные и безжизненные камни вполне справляются с задачей. Ибо Господь, сотворивший законы естества, сделал естественным и порядок Собственного управления каждым Своим творением.
Цель каждого элемента Творения (и человека в частности) заключена в служении по любви. Поэтому то, что человек любит, ему полезно. И ему не нужно разыскивать разумом, что именно он любит, потому что сердце его внелогическим путем, непосредственно указывает на желанную цель. Что для человека полезно, то ему и хочется, то и приносит при исполнении удовольствие. Действовать по собственной любви для человека так же естественно и просто, как воде течь вниз. Отсюда выявляется первый практический постулат: (1) Реализуй свои благие желания.
Среди наших желаний существует много таких, которые противоречат Божественному Порядку и потому ведут человека к аду. Однако разум натурального человека исполняет в отношении его желаний функцию цензора, блокируя вредные инициативы и не давая им хода. (2) Подавляй свои недостойные желания.
Часто человек рвется к какой-нибудь цели, тогда как для ее достижения еще не пришло время. В таких случаях Бог воздвигает человеку внешние препятствия, которые сами снимутся в урочный час. Человек не должен пытаться одолеть эти препятствия силой, но имеет полное право искать обходных путей: если Бог воистину хочет остановить человека, тот никаких путей не найдет. (3) Приспосабливайся к внешним обстоятельствам.
Главная трудность для человека заключается в том, что он привык по казательности считать себя кузнецом своего счастья и потому принимать на себя ответственность за ход своей жизни. Сколько бы он ни убеждал себя в невозможности и бессмысленности управления собой, привычка берет свое, и даже если человек теоретически признал, что все от Бога, то на практике все-таки протаскивает свои планы. Он расползается мыслями вперед, в будущее, и назад, в прошлое, и даже в стороны - в мечты и фантазии, и тем самым оставляет без внимания тот единственный момент настоящего, в котором он может действительно что-нибудь сделать.
Правильно живущий человек не должен планировать свое будущее, вздыхать о прошлом и отвлекаться по сторонам. Он должен ясно понимать, что реально живет лишь в текущем мгновении, что только в этот момент он может на самом деле испытать счастье или уклониться от беды. И потому, отбросив всякие планы и задумки, он должен со всей цепкостью пребывать в настоящем, прислушиваясь к своим желаниям и практически осуществляя их по мере возможности. Он не должен предугадывать последствия своих поступков, кроме только тех из них, которые находятся близко и видны ясно. Его важнейшая задача - не сделать ничего недостойного; если же к нему пришло "чистое" желание, и внешние условия позволяют воплотить его в жизнь, то это - верный признак того, что желание пришло от Бога, а потому выполнение его полезно и наверняка не повлечет беды.
Человек должен заботиться не о последствиях содеянного, а лишь о том, чтобы ненароком не сделать зла; в остальном ему защита - Бог. Человек должен здравым своим рассудком понимать, что если врага не удержала крепость - не удержит и деревенский плетень, и если от беды его не убережет Бог - не сможет уберечь себя и он сам. Но Бог благ, и если Он посылает искушение, то в достойном перенесении этого искушения кроется важный смысл. Человек может утешаться тем соображением, что чем совершеннее он будет, тем все меньше искушений станет попускаться ему.
Главная (и единственная) задача человека состоит в том, чтобы всецело сосредоточиться на своем текущем состоянии и выжимать из него всю возможную пользу и удовольствие. Только это - в его силах, прочее же - в силах одного Бога.
|