Начало Об управлении собой (4)

Автор: Михаил Глебов, 1997

Все мiрское - не цель, а средство

Пока человек живет в мiре, он мыслит по казательности, а пока он так мыслит, он заблуждается. Заблуждение же есть ложь, а жить по лжи свойственно только обитателям ада и тем, кто туда готовится. Поэтому Бог не позволяет людям, готовящимся в Небеса, мыслить и управлять собой по казательности, так как такою жизнью они невольно работают аду, хотя бы этого сознательно и не хотели. Не позволяет же Он тем простым способом, что делает бессильными и бесплодными все их попытки действовать исходя из казательности, даже если по внешности своей их инициатива хороша и полезна. Ибо всякий поступок на самом деле хорош или плох не сам по себе, а по тем основаниям, которые подвигли человека его совершить. Вот почему множество разумных и правильных инициатив хороших людей терпят необъяснимые для окружающих фиаско; вот почему говорят, что хорошим людям, как правило, не везет.

Однако если бы хорошие люди вникали в корни своих поступков, то поняли бы свою ошибку и, сменив эти корни, обнаружили бы тот удивительный факт, что из новых, правильных корней растут совершенно те же внешние поступки, что из прежних, неправильных корней. Если человек сперва хорошо работал, чтобы выслужиться и разбогатеть, а потом преобразовался и стал хорошо работать из любви к своей профессии, то он не может не заметить, что в обоих случаях его внешнее поведение, за исключением отдельных нюансов и частностей, осталось тем же самым: он так же аккуратен, пунктуален, компетентен и пр. Здесь-то и кроется трудность, ибо люди, привыкшие мыслить по внешним фактам, полагают, что если прежняя их жизнь нехороша, то нехороша она именно по своим внешним проявлениям, и, следовательно, первейшая задача заключается в том, чтобы кардинально переменить эту внешнюю жизнь. Тогда как на самом деле то единственное, что должно остаться у них незыблемым, - это как раз их внешняя жизнь.

Одна из наиболее распространенных и наиболее вредных казательностей заключается в том, что человек ставит себе исключительно конкретные, земные, материальные цели: купить автомобиль, достичь известной должности или просто делать зарядку по утрам. Он ставит себе подобную задачу в качестве цели-максимум и затем организует имеющиеся в его распоряжении средства для ее достижения. Ошибка же его в том, что все подобные вещи не могут быть целью сами по себе, но служат лишь средством для некоторой другой цели более высокого порядка. Если разумного человека спросят, нужна ли ему лопата, он сразу прикинет, зачем она ему может понадобиться, и исходя из этого уже даст ответ. Ибо лопата не нужна сама по себе, но нужна для рытья земли, т.е. она сама по себе не может служить целью, а лишь средством достижения некоторой другой, более общей цели. Если я собираюсь копать землю, то мне нужна лопата, а если не собираюсь, - не нужна.

Однако ситуация вскорости может измениться, и тогда нужное станет ненужным, а ненужное превратится в необходимое. Если сейчас зима, то мне нужна теплая куртка; однако если наступило лето, куртка уже не нужна. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, что если вещь может понадобиться, то она потенциально нужна и потому следует ее запасать впрок. Однако мы не знаем своей судьбы и, соответственно, своих будущих потребностей, так что буквально любая вещь может оказаться нам потенциально нужной, а всех вещей на свете не запасешь. Поэтому же умные люди советуют ни с кем не рвать отношений окончательно и никогда не хлопать дверью: у меня было много случаев, когда человек, по всей видимости, совершенно никчемный и бесполезный, неожиданно оказывал важную услугу. Однако никогда нельзя предугадать заранее, кто из окружающих людей, когда и чем может понадобиться.

Непреложный факт состоит в том, что все окружающие нас люди, вещи и события, среди которых проходит наша жизнь, постоянно вмешиваются в нее и влияют на нее, но не могут служить ей целью. Ибо всякий человек в сущности своей есть своя любовь. Любовь же постоянно ищет возможности реализоваться; и потому цель жизни всякого человека заключается в реализации его склонностей, что единственно и может принести ему счастье. Если же борьба за реализацию своих склонностей положена на небесную подкладку, то она превращается в служение, ради которого Бог и создал данного человека.

Но поскольку порядок таков, что человек не может получить удовлетворения, пока не осуществит своей любви на деле, следовательно, в мiру, где он живет, а осуществить ее он может только посредством мiрских же средств, то и выходит, что все мiрские факторы, окружающие его, служат лишь орудиями и средствами реализации его любви, а никак не ее целями. Отсюда вытекает, что все указанные мiрские факторы имеют не абсолютное, а только относительное значение, т.е. ни один из этих факторов не может быть хорош или плох сам по себе, но лишь относительно тех духовных целей, которые человек себе ставит, т.е. относительно того, помогает он или мешает реализации этих целей. А поскольку любовь человека, пребывая в своей глубинной сущности неизменной, внешне проявляется самыми различными, подчас противоположными расположениями, то, соответственно, меняется и полезность внешних, окружающих человека мiрских факторов.

Я всегда любил острое и соленое, и потому острая и соленая пища доставляла мне удовольствие; теперь же, заработав гастрит, я избегаю ее, и она превратилась для меня в нежелательную. Человек по весне стремится загорать, а раз обгорев, уже прячется от солнца. Эти и миллионы других конкретных примеров ясно показывают, что значение любых внешних факторов для нас постоянно меняется, иногда даже на противоположное, и потому бессмысленно возводить какие-либо из них для себя в абсолют. Мы не должны ни специально стремиться к любому мiрскому фактору, ни специально избегать его, но поступать исходя из своих текущих потребностей. Ведь когда мы ремонтируем что-либо, мы не задаемся целью делать все только молотком или только отверткой, но берем тот или другой инструмент в зависимости от производимой нами конкретной операции и затем откладываем его в сторону.

Роль внешних, окружающих нас предметов хорошо видна из небесного и адского быта: всякого ангела или духа окружают там именно те предметы, которые соответствуют его текущему состоянию, а когда изменяется состояние, меняются и окружающие предметы.

Отсюда же, в частности, следует, что бессмысленно и вредно пытаться делать что-либо на века, устанавливать универсальные правила поведения, вечные и незыблемые порядки. Во всех этих случаях мы фактически подменяем средства целью, ибо если данный порядок установлен нами навечно, то отныне уже не порядок должен приноравливаться к обстоятельствам жизни, но жизнь наша должна подгоняться под установленный незыблемо порядок.

Я, к несчастью, всегда питал склонность к подобным вещам - и всегда терпел фиаско. Так, в свое время была затрачена уйма труда на создание картотеки домашних книг; однако к моменту ее завершения я понял, что большая часть имеющихся книг мне не нужна, и перевез многие из них на дачу, а вскоре выкинул и всю картотеку. Но если бы я и не сделал этого, появившийся в том же году компьютер все равно заставил бы меня перевести все данные с карточек в Access. Еще больше труда потребовала система регистрации поступающих в мою коллекцию художественных открыток; но поскольку к моменту ее успешного завершения интерес к коллекции пропал, то вскорости весь гигантский талмуд с тысячами записей проследовал в мусорный контейнер. Огромная таблица, куда я в течение года заносил все выходящие бухгалтерские нормативные документы, именно сейчас, когда, казалось бы, можно наконец ею пользоваться всласть, ясно показала свою бесполезность и если еще не уничтожена, то по крайней мере выдворена с глаз долой.

Поэтому же, во-вторых, никогда не следует доводить дело до конца из одной любви к порядку. Да и вообще, если мы пожелаем вникнуть во всякое дело, даже простейшее, то окажется, что определить его границы не так-то просто. Если я убираюсь в комнате, что конкретно следует под этим понимать? Только ли подмести полы, или еще чистить ковры? А если я подмел, можно ли это считать уборкой, если мытье полов даст лучший эффект? А если я вымыл, то ведь циклевка сделает полы еще чище. И где граница этих улучшений? Мы не задаемся подобными вопросами лишь по той единственной причине, что в делах практических (а не в размышлениях) бессознательно действуем правильно, исходя не из выполняемой работы, а из той цели, ради которой она выполняется.

Этот же принцип необходимо сознательно применять к любому нашему делу. Всякая работа требует известного времени; и чем работа масштабнее и сложнее, тем его требуется больше. Если же в процессе работы, как это часто бывает, побудительные причины ослабевают или исчезают совсем, работу соответственно необходимо приостанавливать или вовсе бросать в том положении, в каком ее застало изменение обстоятельств. В результате у правильно живущего человека ни одно дело обычно не доведено до своего логического конца. И в этом нет ничего зазорного. Зазорно бросать и не делать то, что нужно делать; если же человек бросает работу, объективно потерявшую для него смысл, то демонстрирует этим лишь свое здравомыслие.

Всякую работу следует выполнять лишь по мере ее необходимости. Жизнь наша, как река, петляет в разные стороны; соответственно меняются и берега, между которыми она течет. Каждый день, каждое новое мгновение приносит нам перемены самого разного характера, внутренние и внешние. В соответствии с ними меняется наш образ жизни во всей совокупности, так что вчера мы пользовались одним, сегодня - другим, а что будет завтра, предугадать невозможно. Вот почему так вредны и бессмысленны любые предвзятые идеи, сколь бы мудрыми они ни казались. Ведь они выработаны нами сегодня, но кто поручится, что положение не изменится завтра? Вот почему так непрактичны подробные, детально разработанные планы наших действий. Жить нужно здесь и сейчас, и исходить в своих поступках из сиюминутных потребностей и побуждений.

Жизнь наша, относительно внешних мiрских факторов, подобна не последовательно возводимому зданию, где каждый кирпич уже "не извергнется вон", а автомобилю, едущему по дороге мимо магазинов и автозаправок и заезжающему в них на минутку по мере надобности.

Чем меньше человек мудрит, тем разумнее он поступает. Происходит же это оттого, что люди в подавляющем большинстве своем мыслят по казательности, т.е. мыслят ложь, а из ложных размышлений невозможно получить истинных выводов. Действуют же они по интуиции, которая, как правило, противоречит их сознательным выводам. Какова же будет сила человека, который научится мыслить по истине, и мысль которого потянет с интуицией в одной упряжке!

О стиле поведения

Исходя из написанного выше, нетрудно сформулировать основные критерии практического поведения человека, т.е. того стиля поведения, который максимально соответствует Божественному Порядку и оттого кратчайшим путем ведет человека к Небесам.

У человека есть Бытие, есть Существование и есть Действие. Бытие человека, или первопричина всей его жизни, есть господствующая Любовь его со всеми ее расположениями и вообще со всем ее царством; здесь кроется исходная причина всех поступков человека и его побуждающая и движущая сила. Существование человека есть его Мудрость, или понимание, каким способом достигать того, что желает его Любовь. Наконец, Действие человека есть его практическое поведение в мiру, посредством которого цели Любви реально воплощаются в жизнь теми способами, какие указала Мудрость. Импульс Любви, осуществившийся Действием посредством Мудрости, обретает свою полноту и возвращается к своему первоисточнику в виде удовольствия. Импульс Любви, не осуществившийся на практике, остается лишь благим пожеланием и гибнет без последствий.

Главная задача земной жизни человека - максимально подготовить себя к будущей Небесной жизни. Подготовиться же можно, только вырабатывая у себя образ жизни, согласный с Небесным. Подготовка эта ведется и направляется Господом, однако она в огромной степени зависит и от самого человека, который может своим реальным поведением либо способствовать, либо препятствовать влиянию Господа (в чем, собственно, и заключается наша Свобода). Следовательно, он должен вести себя правильно. Правильно же он может вести себя лишь в том случае, когда Мудрость его находится в Небесном свете, а не во лжи, и показывает ему верный путь, а не ложный.

Небесный образ жизни, т.е. образ жизни ангела, всецело сводится к небесному служению, т.е. к свободному и заинтересованному выполнению той общественно-полезной функции, которая соответствует главному врожденному расположению данного ангела. У каждого человека есть некоторый набор, или спектр, врожденных талантов и склонностей, который в совокупности своей является Царством его Любви. Как и во всякой сложной системе сил, в этом Царстве есть некоторая равнодействующая, или центр тяжести, который называется господствующей любовью. Небесное служение в точности соответствует господствующей любви человека и потому приносит ему максимально возможное счастье. Вглядевшись, видим, что всякое небесное служение имеет как бы два аспекта: человек должен любить свое дело, - и человек должен любить свое дело. Первое означает, что род небесных занятий ангела должен в точности соответствовать его талантам и склонностям. Второе означает, что он должен любить само дело, а не себя за счет этого дела, т.е. любовь его должна быть небесной, а не адской. Если же верно, что земная подготовка к небесной жизни заключается в стремлении жить по небесным законам, то все изложенное выше следует применить к нашему земному стилю поведения.

Отсюда вытекает, что человек в своей земной жизни должен придерживаться двух основополагающих принципов. Во-первых, он должен нащупать собственные таланты и склонности и всемерно развивать их, что уже на земле принесет ему максимальное удовлетворение Эта необходимость ярко выражена притчей о зарытом таланте. Во-вторых, он должен любить дело ради дела, а не ради привходящих земных благ. Это возможно человеку лишь в том случае, когда он в состоянии различить добро от зла и истину от лжи. Различать их он может, лишь находясь разумом своим в небесном свете; а находиться в нем он может только тогда, когда верит в Бога и не противится Ему.

Первое условие - верно ли, нет ли - я привык называть частным благом человека, тогда как второе условие - его общим благом. В отношении к Богу общее благо человека является содержанием его жизни, тогда как частное благо - формой проявления этого содержания. В самом деле, человек стремится жить в любви к благу и истине, избирая для себя ту форму служения, которая ближе всего подходит к его натуре. В отношении же к человеку частное его благо видится ему содержанием его жизни, тогда как общее - формой проявления этого содержания. В самом деле, человек любит то, на что направлен его талант, и к тому же стремится, но в этом стремлении он всегда должен бдительно следить, чтобы не съехать как-нибудь на адские рельсы, не злоупотребить своим талантом. Так, хороший поэт может со временем начать писать стихи не ради удовольствия их писать, а ради гонорара, что в конце жизни Пушкина, очевидно, с ним и произошло, и обусловило этот конец.

Поскольку мы живем на земле, Бога не видим, а своя рубашка для нас всегда ближе к телу - хорошо ли, нет ли, но это факт, - то об этих предметах удобнее рассуждать по казательности, как нам удобнее говорить, что солнце взошло, а не что земля повернулась навстречу солнцу.

В таком случае окажется, что истинная цель нашей жизни состоит в развитии своих талантов при условии не злоупотреблять ими. Бог сделал так, что мы сами не знаем собственных талантов ни качественно, ни количественно, и потому не можем в их поиске руководствоваться разумом, а вынуждены действовать, как в игре "горячо - холодно", прислушиваясь к собственным чувствам удовольствия или неприятия. Если мы сразу вынесем за скобки недопустимость злоупотреблений и непременное следование Божественным Заповедям, то в скобках останется удивительная по своей простоте и неожиданной наглости формула: Делай лишь то, что тебе хочется. Эта формула, взятая сама по себе, в точности отражает суть частного блага человека. Однако, выйдя из скобок, она неизбежно дополняется формулой общего блага: В соответствии с Божьими Заповедями.

Нетрудно увидеть, что в нашей практической жизни импульс сделать что-либо исходит от нашего желания, но по дороге, как сквозь фильтр или цензуру, проходит через раузм, который наблюдает, нет ли в этом импульсе чего-либо адского. Возможно, что все Возрождение человека, в конечном итоге, состоит лишь в том, что фильтр совести, в свете Мудрости, отсеивает ложные желания, идущие из глубины сердца, до тех пор, пока сердце не отвыкнет этого желать. Отсюда же вытекает тот немаловажный факт, косвенно отмеченный Сведенборгом, что человек не может и не должен любить Бога непосредственно, т.е. любить как личность, а вся его истинная любовь к Богу заключается в его служении, как и в Евангелии сказано: "Кто любит Меня, соблюдает Мои заповеди". То есть наша истинная задача - хорошо делать свое дело и не поддаваться на адские провокации. Первое для нас есть движущая сила, второе - сила ограничивающая.

Опять-таки вынося совесть за скобки (потому что она действует в нас всегда, как антивирус в сетевом компьютере), видим, что самая сердцевина смысла нашей жизни, самый главный ее нерв лежит в самореализации, в работе над своим призванием, в оттачивании своего мастерства. Жизнь непрерывно воздвигает нам препятствия, мешающие проявлению наших талантов, и для преодоления этих препятствий нам потребны и настойчивость, и сила воли. Мы подобны человеку, упрямо идущему по пересеченной местности к своей цели, обходящему овраги, перелезающему через завалы, иногда поневоле отклоняясь далеко в сторону, но всякий раз упрямо поворачивая на прежний курс. Ибо каждое препятствие возникает не без Божьего попущения и обязательно имеет какой-либо учебный, воспитательный смысл, хотя он нам обычно и неизвестен.

Еще короче и образнее можно сказать, что смысл земной жизни человека есть следование своей звезде. Все прочее является в нашей жизни лишь балластом, от которого разумные люди по возможности избавляются и уж во всяком случае не увеличивают его по собственной инициативе.

Не собирайте сокровищ на земле

Если мы хотим жить счастливо и продуктивно, если хотим, чтобы КПД нашей деятельности был высоким, мы должны твердо усвоить одну простую истину: счастье внутри нас, а не в накопленных нами вещах.

Человек есть своя олицетворенная Любовь. Реализуя свои желания на практике, этим единственным путем мы получаем удовольствие и счастье; другого пути не дано. Вещи, окружающие нас, служат лишь мимолетными орудиями достижения наших целей в материальном мире. Они мимолетны потому, что жизнь не стоит на месте, желания наши вкупе с внешними обстоятельствами непрестанно меняются, и если летом я носил рубашку с коротким рукавом, то зимой предпочитаю свитер.

Пока человек живет на земле, он формирует свой дух, а всякое формирование есть, в сущности, изменение. Даже на Небесах состояние ангелов меняется по синусоиде; что же говорить о нашем земном бытии? Мы живем сейчас, в единственный кратчайший момент настоящего. Именно в этот момент к нам приходят как желания, изменяющиеся в следующий миг, так и возможности их удовлетворения, вытекающие из сиюминутной обстановки. Мы не можем предвидеть того, что мы пожелаем в следующий момент и какие способы удовлетворения этих желаний окажутся в наличии.

Всякая работа впрок, всякая забота о будущем не окупают себя. На первый взгляд может показаться, что это не так. Однако люди, утверждающие, что они действуют исключительно с расчетом на будущее, бессознательно обманывают себя и других. С нами постоянно бывает так, что мы думаем сделать одно, а на самом деле творим совершенно другое, даже не сознавая разницы; тот же, кто сознает, остро чувствует собственное бессилие и страдает от этого. Мы не можем загодя накапливать полезные средства для разрешения некоторой предвидимой нами задачи, поскольку, когда подойдет время, либо сама задача будет снята с повестки дня, либо она реализуется каким-то совершенно иным путем, и горы запасенных нами ресурсов останутся лежать втуне. Так река неожиданно меняет русло, оставляя гидротехнические сооружения далеко в пустыне.

"Что миг рождает, то на пользу нам", - сказал Гете. Это правило касается не только материальных вещей, но даже знаний. Стоило ли мне глубоко вникать в инженерное дело, если жизнь превратила меня в бухгалтера? И стоит ли глубоко изучать бухгалтерию, если завтра я могу стать еще кем-нибудь? С другой стороны, даже в пределах одной профессии мы можем работать по разным направлениям, теоретический багаж которых далеко не совпадает. К этому добавим, что профессиональные знания наши стремительно устаревают. На Западе считается, что технологические революции происходят всего раз в пять лет! Даже общефилософские истины, вчера поразившие нас своей новизной, сегодня делаются в наших глазах тривиальными и плоскими. Запасливые люди любят ссылаться на благоразумие; но благоразумие требует как раз обратного: не заботы о гипотетическом будущем, а полной сосредоточенности на нуждах сегодняшнего дня.

Наша жизнь во многом подобна тем компьютерным играм (аркадам), где герой, чтобы победить, должен последовательно пройти несколько уровней, на каждом из них решая соответствующие данному уровню задачи. Если герой-арестант бежит из тюрьмы, перескакивая через мины и уворачиваясь от пуль, то я не могу думать о том, как ему вести себя на следующем уровне. Я должен во все глаза следить за текущими событиями и вовремя предотвращать текущие опасности, иначе следующий уровень даже не будет достигнут. Вся мудрость в том, что хотя герой игры имеет своей целью попасть на следующий уровень, но именно ради достижения этой цели он должен сосредоточиться на уровне текущем. Чем больше человек уделяет внимания завтрашнему дню, тем меньше остается у него внимания на долю сегодняшнего, и именно от этого страдает и завтрашний день.