Дурная наследственность (2)
Автор: Михаил Глебов, 1999
4. Дух человека в вечности
Известно, что пространство и время характерны только для самой внешней оболочки Мироздания - для Материального Мира. На более внутренних планах Природы - в Мире Эфира и Мире Духов - они в той или иной степени деформированы, а в Небесах и в аду окончательно уступают место Вечности.
Вечность следует понимать не как бесконечно долгое время, но как неизменное состояние. В Вечности так же, как и на Земле, происходят события, которых ангелы и злые духи воспринимают в последовательном порядке. Однако эти события можно сравнить с морскими волнами: они непрестанно меняются, тогда как само море остается все тем же. Или как мы в течение дня то спим, то обедаем, то работаем, но эти чисто внешние занятия не мешают нам оставаться самими собой.
Если же люди имеют жизнь вечную, то их духовные вертикали также пребывают вечно. Они все, от первой до последней, вписаны в структуру Творения. Вследствие этого обстоятельства Небо и ад вечно пребывают в своей полноте. Поэтому нельзя говорить, что вчера в Небесах было меньше ангелов, чем будет завтра. Они стекаются в Небеса из разных времен и пространств, словно ручьи со всех сторон в озеро. Мы не можем определить, какой ручей впадает выше по течению, ибо в озере (бессточном) нет конца и начала и потому нет направленного течения. Следовательно, все люди, имеющие хоть когда-нибудь и где-нибудь родиться в Материальном Мире, уже пребывают своими вертикалями в Вечности - в Небесах и аду. Если же кого-нибудь из них не хватало бы, Небеса, в совокупности составляющие, как известно, Величайшего человека, оказались бы, словно инвалид без печени или желудка, и оттого не смогли бы существовать. То же самое относится к аду.
Итак, существование каждого из нас не является случайностью или прихотью судьбы, но столь же необходимо для поддержания Тварного Мира в целом, как бесчисленные болты и детали - для нормальной работы сложного механизма. Каждая деталь исполняет в механизме строго определенную функцию. Подобно тому каждый человек исполняет в вечности строго определенную службу. Иначе говоря, каждый человек создан для несения в вечности определенной службы, которая и является, в конечном итоге, единственной целью его жизни и единственным смыслом его существования. Служба есть то занятие, которое сформировавшийся дух желает в свободе, осуществляет по рассудку и в результате получает удовольствие.
Далее, известно, что Небо и ад находятся в абсолютном равновесии, и что всякому добру в Небе соответствует равное ему зло в аду. Но дух человеческий, как упоминалось в конце предыдущей главы, может актуально пребывать лишь в одном месте - либо в Небе, либо в аду, - а его место-противовес не может быть занято каким-либо другим духом, вроде как на детской качалке, потому что у каждого духа своя вертикаль. Кроме того, всякая вертикаль, как мы помним, состоит не из одной пары взаимоуравновешенных альтернативных состояний, а из их бесконечного количества. Добавим еще, что сам Сведенборг оценивает количество идущих в ад как приблизительно десятикратное против числа спасающихся. Как же тогда поддерживается равновесие?
Каждый человек есть своя служба; с другой стороны, каждый человек есть своя духовная вертикаль. Отсюда следует, что его служба привязана к его вертикали и не может быть произвольно заменена какой-либо другой службой. По мере того, как человек прогрессирует к Небесам или аду, меняется не сама его служба (то есть любимый род занятий), а ее нравственное содержание. Сама же служба как таковая проглядывает в человеке врожденными задатками и талантами, коими в равной степени одарены как явно добрые, так и явно злые люди. Если, к примеру, человек наделен талантом художника, то в одном случае он будет рисовать, чтобы прославиться, разбогатеть или унизить соперников, тогда как в другом случае - чтобы порадовать ближних и пр. Однако в обоих случаях он будет рисовать и никогда не перескочит с живописи на решение дифференциальных уравнений.
Отсюда напрашивается рискованный вывод, что для равновесия Небес и ада (если мы на минуту отвлечемся от Божьей Всеблагости) в принципе безразлично, окажется ли данный человек в Небесах или в аду. Ибо в любом случае имеется его духовная вертикаль, состоящая из двух зеркальных полуосей (небесной и адской), уравновешивающих друг друга самим фактом своего существования, вне зависимости от того, какая конкретная точка этой вертикали является актуальным состоянием данного человека.
Наития, истекая от Господа к человеку, в равной мере влияют на его тайник и антитайник, откуда последовательно нисходят к материальному телу вдоль обоих половин его вертикали, словно молнии по проводу к земле. Таким образом, всякое исшедшее от Бога к данному человеку наитие находится в своей полноте, ибо представлено полным спектром степеней своего восприятия. Более того, оканчиваясь в точке, соответствующей материальному телу человека, оно тем самым обретает вечность (об этом свойстве Материального Мира - в следующей главе).
Сам человек ничего этого не знает и не чувствует, подобно тому как мы не ощущаем движения крови по венам или пищи в кишечнике. Сам он находится в какой-нибудь одной точке вертикали и субъективно воспринимает наития согласно состоянию, присущему этой точке. Там он или страдает, или радуется, а вся вертикаль, независимо от этого его положения, функционирует на благо Творения в целом. Вот почему всякий человек абсолютно свободен идти в Небеса или в ад, и равновесие между Небесами и адом от этого нимало не страдает.
Можно сказать, что движение к Небу отвечает прежде всего интересам самого человека, которому гораздо предпочтительнее всю вечность наслаждаться, нежели всю вечность мучаться. Если же Господь Своим Провидением неустанно склоняет каждого человека к спасению, то это вследствие его Всеблагости, Которая желает дать ему максимально возможное счастье и отступает лишь перед открытым сопротивлением, чтобы не лишать человека присущей ему свободы.
5. Рождение ребенка
О зачатии ребенка Сведенборг пишет, что он наследует внутренний дух от отца и только одевается телом от матери. Мне эта трактовка, взятая в одном буквальном смысле, кажется сильно упрощенной. Во-первых, известно, что многие дети рождаются похожими на отцов, которые, стало быть, также участвуют в формировании внешности. Во-вторых, под "телом" Сведенборг, судя по всему, понимает не одно только физическое тело, но и всего внешнего человека. В-третьих, передача внутреннего духа от отца сыну, понимаемая как снятие копии, означала бы, что их вертикали должны совпасть, а между тем у каждого человека вертикаль своя, как и собственная служба в вечности, ради которой он создан.
Мне кажется, что с зачатием дело обстоит в принципе так же, как с браком. Известно, что мужчина имеет некоторое преимущество разума над волей, а женщина - воли над разумом, и потому в браке мужчина олицетворяет их общий разум, а жена - общую волю. Тем не менее каждый из них наделен и противоположным свойством, и потому в браке можно говорить о преобладании мужского разума и женской воли, но не об абсолютном их господстве. Если чисто условно принять соотношение подобных качеств как четверть к трем четвертям и применить к разбираемому нами вопросу о зачатии, окажется, что внутренний дух отца действительно господствует в духе ребенка, однако там же присутствует и некоторое наследие матери, в результате чего этот новый дух уже не совпадает с отцовским. С другой стороны, влияние отца заметно во внешнем духе ребенка и даже в его телесном облике. Наследственность отца и матери, сложившись в известной пропорции, дали начало чему-то третьему, отличному от них обоих, - собственной духовной вертикали ребенка.
Кроме того, мне кажется, что дочери берут относительно больше материнских свойств, а сыновья - относительно больше отцовских. Впрочем, эти нюансы, какими бы ни оказались в действительности, мало влияют на принципиальное понимание вопроса. Поэтому, в целях упрощения и без того сложного текста, вернемся к Сведенборговой формулировке и будем считать, что внутренний дух заимствуется ребенком исключительно от отца.
С большой долей уверенности можно считать, что дух нового человека существует в своих первоначалах с момента зачатия. Отсюда, между прочим, следует, что аборты справедливо приравниваются к убийству. Погибшие эмбрионы и умершие младенцы, лишившись самой внешней природной оболочки, растут и развиваются до взрослого состояния на внутренних планах Природы. Хотя бы мгновенное пребывание в Материальном Мире обеспечило им вечную жизнь.
Ибо в Вечности могут существовать лишь те предметы, которые хотя бы мгновение находились в Материальном Мире. Безразлично, существовали они секунду или тысячу лет, потому что для Вечности все промежутки времени равны между собой. Это земное пребывание, в течение которого предмет облечен грубым материальным веществом, дает ему остойчивость и не позволяет развеяться подобно сну. Это по сравнению как случайно увиденное лицо - и то же лицо, заснятое на фотопленку. Лицо мелькнуло и исчезло, а снимки всегда к нашим услугам. Поэтому всякий человек, чтобы жить вечно, обязан родиться в материальном мире.
Сведенборг пишет, что умершие младенцы воспитываются на Небесах, затем отсылаются в Мир Духов для обучения и наконец возвращаются в Небеса уже полноценными ангелами. Что все они, таким образом, спасаются, выглядит естественным, потому что ни один из них не успел совершить никакого зла. Правда, мне кажется, что под "воспитанием на Небесах" следует на самом деле понимать воспитание в обществах добрых духов, принадлежащих Миру Духов.
6. Принципиальная схема человеческой жизни
Человек родится в Материальном Мире, чтобы обеспечить себе (1) вечную жизнь и (2) вечное блаженство. Первая задача решается автоматически - самим фактом рождения человека в материальном теле. Об этом я писал в предыдущей главе. Таким образом, как бы кто ни жил и сколько бы лет ни жил - вечная жизнь ему обеспечена.
Вторая задача неизмеримо сложнее. Она состоит в формировании внутреннего духа человека. Несколько выше мы обозначили этим термином отрезки духовной вертикали человека в пределах Небес и ада (а не Природы). Мы помним также, что человек актуально (т.е. сознательно) может пребывать лишь в какой-нибудь одной точке этой вертикали. Живя на земле, он своими внутренними началами непрестанно смещается из одной точки в другую, пока наконец, по результатам своей земной жизни, не остановится навечно в одной из них.
Это конкретное положение человека в Небесах или в аду Сведенборг называет внутренним человеком, значительно упрощая предыдущее определение и делая его более наглядным. Ниже я буду пользоваться термином "внутренний человек" именно в этом узком смысле, но при всем том не забывать о значении более широком, ибо они соотносятся между собой как видимость и сущность.
Итак, единственный смысл нашей земной жизни состоит в формировании нашего внутреннего духа. Ибо человек рождается, так сказать, чистым, без личного добра или зла (а не наследственного, о котором позже). За время земной жизни он должен сделать сознательный выбор между добром и злом, и затем максимально продвинуться в избранном направлении. Выбор между добром и злом равносилен выбору вечной участи - небесной или адской, тогда как успехи, достигнутые в творении добра или зла, определяют высоту его восхождения в Небо или глубину погружения в ад.
В результате земная жизнь всякого человека принципиально состоит из трех этапов.
Первый этап называется неопределенным состоянием. Человек еще не сделал сознательного выбора между добром и злом. Следовательно, внутренне он пока не находится ни в добре, ни во зле. Можно даже сказать, что внутренний дух у него еще не начал формироваться, он совершенно закрыт, и потому его как будто вовсе нет. Все это время человек живет родительской наследственностью, какая ему досталась и в которой он лично не виноват. Эта наследственность (как я понимаю) именуется ветхим человеком. Оттуда истекает все то внешнее добро и зло, какое мы видим в человеке и которое он сам за собой числит. Тем не менее оно пребывает лишь во внешних его началах, тогда как внутренние - еще не открывшиеся - чисты от всего.
Первый этап (неопределенное состояние) кончается актом сознательного выбора между добром и злом. Этот судьбоносный момент мы назовем духовной развилкой. Тогда впервые добро или зло, творимое внешним человеком и истекавшее из его наследственности, присваивается ему лично, внутренне, так что уже не родители, но он сам становится за него ответственным. В этот момент впервые открывается прежде дремавший внутренний дух его. Этот собственный внутренний дух, отличный от наследственного, именуется новым человеком (в противоположность ветхому). Можно сказать, что на духовной развилке происходит зачатие нового человека в недрах ветхого. Если выбор сделан в пользу добра - зачинается новый небесный человек, если же в пользу зла - новый адский. Единожды принятое решение, каким бы оно ни оказалось - необратимо и неисправимо.
С этой точки стартует второй принципиальный этап. Для людей, выбравших добро, он называется преобразованием. О людях, выбравших зло, Сведенборг умалчивает. Однако общая симметрия Небес и ада заставляет предположить для них антипреобразование - процесс, равный преобразованию от противного (т.е. направленный не вверх, а вниз). Если же рассматривать данный этап духовной эволюции "по модулю", т.е. безотносительно к его направленности, - термин преобразование может быть распространен на оба этих случая.
Суть преобразования - в двоевластии: новый человек уже зачался, ветхий еще не умер. Оно соответствует состоянию беременности: ветхий человек вынашивает нового. Поэтому добрые или злые качества нового человека еще скрываются в чреве ветхого, погружены в родительскую наследственность. Тем не менее они уже раздельны, как мать и зародыш, и со временем все далее разделяются. Это состояние - промежуточное, переход от унаследованных качеств к личным.
Когда преобразование завершается, происходит рождение нового человека, а ветхий человек умирает. Это значит, что новый внутренний дух достаточно сформировался для самостоятельной жизни вне родительской наследственности и может наконец отбросить ее. Наследственность уже переработана им в личные качества: одно принято, другое отброшено, третье скорректировано. Насколько он, телом еще живя на земле, чувствует (или сознает) этот момент, я не знаю.
Отсюда начинается третий принципиальный этап. Для добрых людей он именуется возрождением, для злых (в силу упомянутой симметрии) я назову его погибанием. Определенного конца он не имеет, продолжаясь все оставшиеся годы земной жизни. Смысл его заключается в совершенствовании принятого на развилке добра или зла. Чем дольше тянулся третий этап и чем интенсивнее он шел, тем больше фактически сотворенного добра (или зла) набралось в копилке человека. Вместе с тем его внутренний дух, стартовав из точки рождения, у кого какая была, продвигался вдоль своей вертикали вверх (или вниз) до того момента, когда человека застала смерть. Конечное предсмертное состояние внутреннего духа, после некоторой посмертной корректировки, остается у человека навечно.
Так обстоит дело в принципе. Однако на практике лишь ничтожное меньшинство способно достичь духовной развилки за время своей земной жизни. Ибо люди в подавляющем большинстве злы, передаваемая ими наследственность плачевна, а между тем выбор, сделанный на развилке, фатален: его уже нельзя отыграть назад. Поэтому Господь до последней возможности удерживает склонных ко злу людей от решительного шага, чтобы у них оставался еще шанс одуматься и повернуть. Те же, кто склонен к добру, должны наперед хоть немного избавиться от своего наследственного зла. В обоих случаях выбор большей частью затягивается до самой смерти и осуществляется уже в Мире Духов, - так сказать, не нокаутом, а по очкам. Ибо в посмертии мы уже не вольны духовно меняться, и качества, преобладавшие в нас на земле, кристаллизуются в нашу вечную участь.
В результате такого положения почти все люди, за исключением редких праведников и отъявленных мерзавцев, коротают свой земной век в первом, неопределенном состоянии. К старости многие перемещаются во второе, но лишь редчайшие единицы доживают до третьего.
|