Изучение книг Сведенборга
Автор: Михаил Глебов, май 2008
Важным аспектом моей жизни с 1995 года стало чтение и осмысление текстов Сведенборга. Ослепительно вспыхнув в 1997 году и медленно догорев на протяжении 1998-го, оно затем фактически сошло на нет, немного оживившись лишь в 2002-04 годах, в разгар серьезного искушения. Но поскольку такое очевидное пренебрежение к религиозным вопросам не замедлило моего духовного развития и, по всей видимости, не принесло вреда, а это кажется странным, наперед следует немного разобраться в ключевом вопросе: зачем люди читают Слово, и в чем заключается получаемая ими польза.
От Сведенборга известно, что человек принципиально состоит из воли и разума, причем ключевое значение имеет именно воля, тогда как разум исполняет менторские функции, подсказывая путь и проясняя ситуацию. Наш дух формируется поступками, свободно осуществленными волей по подсказке разума. Но разум в одиночку, без воли, ничего не может сделать.
Далее, мы знаем (слышали) о ключевом значении Слова Божьего в конструкции Мироздания, мы даже читали, что "Слово было Бог". Отсюда - обходя по касательной непосильную нам глубину - нетрудно сделать вывод о том, что роль Слова Божьего далеко не исчерпывается дидактикой в наш адрес (т.е. указаниями, как нам жить), но - совершенно независимо от всех нас - играет системообразующую роль в Тварном мире. Или, переходя на философский язык, Слово является как "вещью в себе", так и "вещью для нас". Слово как "вещь в себе" просто должно быть, и этого достаточно для устойчивости Творения. Нас лично это попросту не касается. Слово как "вещь для нас" является фундаментальным учебником жизни и основой для разработки более детальных церковных учений.
Из этой двойственности Слова (а не только из необходимости защиты его внутреннего смысла от профанации) вытекает категорическая непонятность многих его частей. Это хорошо видно из "Небесных тайн" Сведенборга, посвященных расшифровке внутреннего смысла первых двух книг Ветхого Завета: его объяснения зачастую практически столь же непонятны, как и объясняемый текст. Просто Слово в своей полноте отражает всю Божественную Мудрость, а людям реально предназначены лишь крупицы, рассеянные там и тут.
Далее, Сведенборг почти на каждой странице выступает против "веры без милосердия". А что это такое? Это приверженность священным текстам без исправления согласно им собственной будничной жизни. Люди, имеющие "веру без милосердия" - короче говоря, фарисеи, - в глубине души полагают, что чтение Слова само по себе, волшебным образом очищает их душу и ведет в Небеса. Если же там говорится о необходимости добрых дел, они большей частью относят это к богослужебной практике, т.е. всевозможным обрядам, а также разовым демонстративным акциям типа раздачи милостыни. И, выполнив все это, они убеждены, что заслужили Небеса и вынудили Бога, согласно правилам игры, принять их туда без дальнейших мытарств.
Но человек, не являющийся фарисеем и, кроме того, не одурманенный фарисейской болтовней, понимает или хотя бы интуитивно догадывается, что Богу важны наши дела, притом не единичные показные акции, а общий характер нашей будничной жизни. Это значит, что вопросы обрядов и милостыни отходят на второй план (если вообще нужны), а главное состоит в нравственности обычного поведения - в честном отношении к своему делу (профессии), в стремлении творить окружающим добро и не делать зла. Также здравый человек не желает верить в "волшебную силу" чтения Слова, но рассматривает его как учебник или справочник, касающийся его реальной жизни. Если он, читая, открывает в этом бездонном источнике что-либо понятное и полезное для себя, то стремится немедленно применить к делу. Что же касается вещей непонятных, он не рвется насильно проникнуть в их тайны, но до времени просто обходит стороной.
От Сведенборга, опять-таки, известно, что постижение истинного (внутреннего) смысла Слова происходит благодаря даруемым от Бога просветлениям. И поскольку Бог не совершает ошибок, каждому из нас даются просветления строго по состоянию нашего духа, как школьникам даются учебники согласно их возрасту. Иными словами, вы не получите больше, чем сейчас сможете переварить, как бы ни прыгали вокруг. Ибо самовольные попытки проникнуть дальше, чем нужно, столь характерные для фарисеев, оборачиваются собственными умствованиями, то есть ложью.
* * *
Высказав наперед все вышеизложенное, обратимся к моему освоению книг Сведенборга. Ясно, что в любой дисциплине есть некий исходный набор фундаментальных сведений, которые даются ученику с первых шагов. Так, в географии мы прежде всего убеждаемся, что Земля - круглая, что на ней есть такие-то материки и такие-то океаны, что на суше бывают долины и горы, что с севера на юг чередуются климатические пояса, и т.п. - Именно таким же образом я впервые прочел книгу "О Небесах, Мире духов и аде". Я не вникал в тонкости, как первоклассник не вникает в рельеф долины Конго, но видит перед собой Африку - маленькую, цельную, без всяких подробностей. Каждый из верующих людей, хоть и говорит о Боге, но прежде всего интересуется, где и как будет жить сам. Он хочет представлять реалии Небес и ада в той же степени, как представляет жизнь эскимосов Гренландии или берберов Сахары. То есть на самом первом этапе ему нужна просто описательная информация. И упомянутая книга Сведенборга как раз предназначена для этой цели. Вот почему именно ее публикуют и раскупают с такой охотой. Вот почему я убежден, что именно она является естественной дверью в Учение Новой Церкви.
Но маленький школьный глобус, в отличие от карты-десятиверстки, содержит очень скромный объем информации, так что внимательный ребенок через малое время освоит ее всю. Именно это случилось со мной спустя полгода, благодаря многократным перечитываниям текста. Если, положим, я запомнил, что в Небесах одежды ангелов красны, белы или разноцветны, в зависимости от уровня Небес, а в аду, напротив, носят рваное черное тряпье, - этот вопрос, по сути, был для меня закрыт: ну ведь не станем же мы требовать фасонов ангельской одежды с разбивкой по обществам! И то же вышло с остальными чисто фактическими сведениями, и тут мне (как и большинству начинающих сведенборгианцев) показалось, что я уже все знаю и дальше идти некуда. И это действительно было так потому, что Бог дал мне самый минимальный уровень просветления, как первокласснику дают самый маленький глобус, из которого ничего больше выжать нельзя.
Но пришел сентябрь 1995 года, и Бог "ими же весть путями" скачкообразно усилил просветление на одну ступень. И я с изумлением обнаружил, что до сих пор плавал совсем мелко, что тут еще "копать и копать". Таков характер Слова Божьего, неисчерпаемого в глубину. И поскольку буквально в те же дни у меня в комнате появился компьютер, я ринулся в новый тур чтения, параллельно рассуждая вкривь и вкось в письменном виде. Если меня спросят, чем исходный уровень просветления отличался от следующего, я не смогу ответить. Во-первых, это было уже слишком давно, чтоб сохранить непосредственное ощущение. Во-вторых, как вы сможете сформулировать разницу в освещенности зала двадцатью или сорока лампами? Ну, стало гораздо светлее, и все. Чувственно это воспринимается со всей определенностью, а другим поди расскажи!
Так прошел остаток 1995-го и весь 1996 год. Несчастная книга была основательно засалена руками и исчиркана внутри, в компьютере громоздились обрывки текстов разной степени годности. Теперь, образно говоря, вместо маленького глобуса у меня в руках находился школьный географический атлас. Но ведь и он ограничен в размерах! И вот на исходе 1996 года, т.е. как раз в начальный период моей безработицы, я вновь ощутил исчерпанность темы. Теперь у меня была более чем основательная общая подготовка, в минус же зачитывалась слабая применимость полученных знаний к моей повседневной жизни.
И в это самое время мне было подброшено весьма действенное искушение. Январь 1997 года открылся нежданной покупкой брошюры с четырьмя первыми главами "Небесных Тайн". Ринувшись в это новое плаванье, я с первых шагов был неприятно поражен совсем другим стилем изложения и катастрофической непонятностью текста. Несомненно, своего перцу добавил и некачественный перевод. Но "изюминка" заключалась в другом: я отыскал расшифровку смысла библейских Дней Творения применительно к судьбе возрождающегося человека, и немедленно приложил эту мерку к себе. Мне отчаянно захотелось понять, где я сейчас нахожусь, и - главное! - что ждет меня в ближайшем будущем, поскольку оно выглядело, мягко говоря, неясным. И отсюда на целый год развернулась та самая богословская схоластика, которой с таким упоением предаются все фарисеи.
Это занятие, как и любая страсть не от Бога, приобрело крайне настырный и горячечный характер. В летнюю пору, позавтракав, я до самого обеда уходил бродить по городу, размышляя и делая выводы. Вновь, как в школьные времена, я проделывал многокилометровые марши - иногда по тенистым аллеям Университета, или по забитому транспортом центру города, или зелеными кварталами Черемушек. Сейчас я сам не способен понять, о чем тогда столько думал! Осенью прогулки сменились компьютерными бдениями, тексты неограниченно росли в числе. Этому еще способствовало приобретение осенью 1997 года книги "Мудрость ангельская о Божественной Любви и Мудрости", и затем в декабре - книги "Мудрость ангельская о Божественном Провидении". Совершенно ошалев и запутавшись, я к Новому году прекратил "мозговой штурм", а через некоторое время стер значительное число явно ложных текстов.
В религиозном отношении 1997 год оказался для меня этапным, даже поворотным, и уж во всяком случае поучительным. До сих пор я осваивал тему экстенсивно, "по-туристически", сперва совсем мелко, потом немного глубже. Но это освоение текло строго в рамках дарованного мне просветления, т.е. я понимал то, что мог навскидку понять, и с готовновтью обходил заведомо неясные вещи, - и, как говорилось выше, успел практически вычерпать доступный материал на всю дозволенную мне глубину. 1997 год, насколько я теперь понимаю, не принес мне качественно нового уровня просветления; но я не пожелал остановиться и спокойно ждать, а вместо того развернул собственное наступление с постановкой собственных произвольных целей. Не довольствуясь тем, что мне давалось легко и открыто, я захотел вырвать остальные секреты собственными силами. Причиной же тому, как теперь ясно, был не чистый познавательный интерес к духовным вопросам, а стремление разобраться в Законах Божественного Порядка ради использования их в борьбе за земные успехи. Оказавшись без работы и в сложном положении, я хотел получить в свои руки непобедимое оружие, которое нечем крыть. Вместо бескорыстного интереса к Божественным Истинам я по факту надеялся поставить их себе на службу. Вот почему этот небывалый по продолжительности и интенсивности годичный мозговой штурм в итоге оказался бесплодным.
Тем не менее, при всей грешности моих намерений и отсутствии желанного результата, тотальное погружение в религиозную тематику принесло много полезных побочных эффектов. Ибо Господь умудряется извлекать благо даже из явного зла. Во-первых, я побывал в шкуре штатного богослова, пишущего свои труды без всякого просветления, и теперь могу оценить его психологию "изнутри", да и часто навскидку вижу, где начинается отсебятина. И я понял, что без просветления свыше, одним собственным умом в религии ничего постичь нельзя, можно лишь окончательно запутаться. Во-вторых, до меня наконец дошло, что Слово не может служить "технологической инструкцией" для срочного обретения земного счастья, и использовать его в таких утилитарных целях - и грешно, и бесполезно. В-третьих, неспособный решить заранее намеченные проблемы, я попутно сделал множество более частных "открытий", которые, ежедневно суммируясь, к зиме обусловили качественный скачок в моем менталитете, который я не побоюсь назвать революционным.
Прежде я, словно кладовщик, принимал и раскладывал по полкам непрерывно поступающие религиозные сведения - сначала важнейшие, фундаментальные, потом все более мелкие, заполняющие зазоры между ними. Но все они, словно детали единой машины, лежали каждая в своем углу, а мыслил я еще по-старому, в привычных светских категориях. Но великий плавильный котел 1997 года привел к тому, что все накопленные прежде детали (и поступающие новые) были переброшены в сборочный цех и наконец составили единую дееспособную машину. Базовые светские убеждения в глубине моего сознания померкли и отошли в тень; их место исподволь заняло сведенное в систему теоцентрическое мировоззрение. Допустимо сказать, что если прежде знания, почерпнутые у Сведенборга, хранились в моей памяти и обращались в сознании, то теперь они затронули область воли, т.е. действительно вошли в мою жизнь. Так бывает с любыми серьезными убеждениями, которые человек яростно защищает, не желая выслушивать логических опровержений.
И когда в начале 1998 года этот революционный процесс в общих чертах завершился, я неожиданно почувствовал как бы сытость и безразличие к дальнейшему чтению. Я внутренне постигал, что сделано главное - заложен крепкий фундамент, но время строить на нем этажи еще не пришло. Ибо уровень просветления, дарованный мне, стабилизировался, что было ясно из повторного чтения хорошо известных текстов: прежде я каждый раз умудрялся отыскивать много нового, теперь же заскучал. А уроки 1997 года предостерегали меня от новых попыток самочинно копать там, куда не приглашали.
Из сказанного вовсе не следует, что я совсем отбросил книги Сведенборга. Нет, я так или иначе обращался к ним почти каждый день, но уже спокойно, буднично, без азарта или стремления обязательно что-нибудь выяснить. Вместе с тем прекратилось и сочинение философских отрывков. Кроме того, я обнаружил, что обретенное мною теоцентрическое мировоззрение само, без ежеминутного обращения к книгам, подсказывает верный путь в повседневных делах. Далее, именно с этого времени меня стали достаточно часто посещать сны, которые я считал вещими, и странные случаи, в которых я усматривал знамения. Хотя бы несколько владея важнейшими соответствиями, земной человек способен понять их принципиальный смысл.
Установившееся равновесие заморозилось на долгий срок - как минимум до сегодняшнего дня (2008), когда я пишу эту главу. В 2001 году, подключившись к Сети, я отыскал там много трудов Сведенборга по-русски и перенес их в свой архив, внимательно читая и попутно форматируя текст. Еще несколько книг, включая "Апокалипсис открытый" и "Супружескую любовь", мне удалось купить в магазинах. Затем я нашел полное собрание сочинений Сведенборга на американском сайте, но уже не рвался читать все подряд. "Ощущение сытости" пока держится, и я остерегаюсь перегибать палку.
Единственным исключением был период острого искушения 2002-04 годов, когда я, чувствуя мистическую подоплеку дурных событий, ринулся читать "Небесные Тайны" по-английски и вынес оттуда догадку об "искушении Ноевых вод", которое в Библии обозначено Потопом. Вероятно, Господь счел возможным несколько усилить падающий свет, так что я отыскал много ценных сведений об искушениях, а живой горький опыт в совокупности с поясняющими снами и знамениями еще прояснил картину. Но волны Потопа пошли на спад, и чтение "Небесных Тайн" оборвалось уже недалеко от их конца.
|