Условно-полезная информация
Автор: Михаил Глебов, январь 2003
У меня выработалась скверная привычка просыпаться среди ночи и долго не спать. Тогда поневоле о чем-нибудь думаешь, пока не соскучишься и вновь не заснешь. "Бум!" - говорят часы. "Бум-бум-бум!" - говорят часы. "Бум!" - говорят часы. На экваторе ночи иногда рождаются любопытные мысли, но утром о них редко когда вспомнишь.
Мне вдруг подумалось: зачем я, собственно, пишу весь этот громоздкий труд? Какая и кому от него будет польза? - И вот, пока стрелки часов ползли от одного "бум" к следующему, у меня возникла простенькая теория, которую я запомнил и даже - на трезвую утреннюю голову - считаю весьма подходящей для элементарной оценки земных дел и вещей. То есть, конечно, любой вопрос, рассмотренный в лупу, усложняется до бесконечности, однако для практической деятельности интегралы нам не нужны, вполне достаточно четырех действий арифметики.
Итак, я подумал, что все вещи вообще, и вся информация в частности, делятся на 4 принципиальные категории: полезные, условно-полезные, бесполезные и вредные. Ниже мы рассмотрим характерные черты каждой из них и также типичное отношение к ним со стороны разумного человека. Следовательно, оценив навскидку ту или иную вещь, мы сразу получаем в руки известный шаблон для дальнейших действий. Однако гораздо удобнее рассматривать не материальные вещи, а информацию, которая есть не что иное, как вещь духовная. Впрочем, шаблон, созданный на примере ненужной книги, легко может быть применен и к ненужному чайнику.
Полезная информация есть та, которая напрямую относится к службам нашей жизни, будь то наши церковные, профессиональные, семейные или бытовые дела. Ее отличительные свойства заключаются в том, что она (1) приносит действительную пользу - как хлеб для голодного, но не как водка для пьяницы; (2) приносит эту пользу прямо сейчас, конкретно, а не где-то в туманном будущем. Ибо отдаленные расчеты всякого человека есть глупость, самопромышление, и если они действительно приводят к желаемым результатам, то не благодаря нашей предусмотрительности, а по причине Господнего дозволения, ибо Он извлекает пользу даже из наших очень сомнительных инициатив.
Условно-полезная информация есть та, которая напрямую не относится к службам нашей жизни, но является истинной и притом
лежит в основе других, чужих служб. Это, вкратце говоря, относится к понятию "общего образования". Если, положим, я работаю инженером-строителем, то все знания, напрямую касающиеся моей профессии, включая самые детальные, будут относиться к первой категории полезной информации. Но общий справочник анатомии, с очевидностью, занимает для меня двойственное положение. С одной стороны, он напрямую не нужен для дела. С другой стороны, всякому человеку полезно знать основы устройства своего организма; притом иногда это может действительно пригодиться. Точно так же хирургу не вредно знать, что дом состоит из фундамента, стен, колонн, перекрытий и пр. Заметим к тому же, что все эти сведения истинны и потому являются частностями Законов Божественного Порядка.
Бесполезная информация есть та, которая напрямую не относится к службам нашей жизни, является истинной и притом детализирует чужие службы. Продолжим наш пример с анатомией. Конечно, хорошо, если я знаю, что у меня есть сердце, желудок, печень, и также их основные функции. Но я - доколе остаюсь разумным - не стану углубляться в изучение Большого анатомического атласа, где сердце разложено на тысячи мельчайших волокон, знание каждого из которых жизненно необходимо кардиологу. И обратно, кардиолог выкажет явную глупость, если захочет разобраться в детальном устройстве фундамента, правилах укладки арматуры, расчете его подошвы на продавливание и пр. Подчеркнем, что все перечисленные сведения, бесспорно, истинны и потому также являются частностями Законов Божественного Порядка. Но это такие мелкие частности, которые, если прямо не относятся к нашей жизни, в гораздо большей степени засоряют нашу память, чем приносят пользу.
Вредная информация есть информация ложная, ведущая свое происхождение из ада. Она не просто засоряет наши мозги - она подрывает основы правильного мировоззрения и действует на наш дух точно тем же порядком, как ядовитая пища - на наш желудок. Атеизм во всех его видах и доказательствах, Птолемеева теория в астрономии, Дарвиновская эволюция в биологии, Закон сохранения материи и энергии в физике, система геологических эпох и теория движения континентов в геологии, мегапарсеки и устройство Вселенной в астрономии, ложная трактовка событий в истории, вся современная психология от начала до конца, громадная часть художественной литературы с неестественно поступающими героями, и пр. - все это не только не приносит нашему разуму никакой пользы, но понуждает его сойти с верной дороги и упасть в яму. Другой тип адской информации - жестокие детективы, порнография, описания мошенничеств, сцены конфликтов и пр. - воздействует на нашу волю, пробуждая низменные инстинкты. - Разумный человек, заботящийся о своей душе, едва распознав эту категорию информации, отплюнется от нее точно так же, как от протухшей еды, и, соответственно, не станет употреблять.
Таким образом, в духовном отношении вся информация делится на два полушария - небесное и адское. К первому относится все, что истинно, ко второму же - все, что ложно. Дальнейший анализ и разложение по полочкам этого "второго" не имеет смысла: какой бы яд вам ни дали, вы все равно - если еще не сошли с ума - откажетесь класть его в рот. Что же касается истинной информации, она может быть нужной, малонужной и ненужной - но она такова не сама по себе, а исключительно в отношении лично к вам. Другой человек, напротив, сочтет ненужную вам информацию очень даже полезной для себя, как это было показано в примере с врачом и строителем.
Общая наша стратегия в использовании информации заключается в ее предварительной сортировке по категориям - навскидку, на первый же взгляд. При этом четвертая и третья категории безжалостно отбраковываются, первая - немедленно принимается, вторая же откладывается на полку до того времени, когда у нас появится возможность и также желание заняться ею. Я не случайно поставил вперед слово "возможность": безумно заниматься второстепенными делами в ущерб главным. Но в пустых промежутках у нас может не оказаться желания - и, в таком случае, безумно тратить этот кусочек нашей жизни, нашего отдыха на второстепенное и притом не желанное дело.
Условно-полезная информация раньше именовалась мною термином "доброкачественная опухоль". Она доброкачественная, но опухоль. Она опухоль, но доброкачественная. Она практически целиком относится к области общего образования, которым формируется наше мировоззрение, наш круг самых общих понятий, наша эрудиция. Ясно, что чем человек моложе, тем такие вещи для него актуальнее (средняя школа вообще посвящена только им); напротив, чем человек старше, чем его дух более зрелый и устоявшийся, и чем шире круг уже полученного общего образования, тем важнее для него сосредоточение на собственной службе жизни, которой еще практически нет у ребенка и юноши. Следовательно, важность условно-полезной информации в ранние годы очень велика, но с возрастом решительно падает.
И я подумал, что сочинение моей рукописи целиком и полностью принадлежит к условно-полезной категории. Это не есть моя служба жизни; кроме того, на сегодняшний день у меня еще нет реального адресата - того читателя, для которого потенциально она пишется. Правда, одним таким читателем являюсь я сам; но подавляющее большинство людей довольствуются воспоминаниями внутри своей черепной коробки и не выплескивают их на бумагу, да еще в таком безумном количестве. С другой стороны, обилие собранных здесь сведений, житейских ситуаций, людских характеров и, в особенности, аналитическая часть представляют известное интеллектуальное богатство. Мне, перечитывая, будет приятно вернуться в свою юность, вновь повстречаться с давно умершими или пропавшими из виду людьми. Детям же, в годы интенсивного осмысления жизни, эта рукопись может стать весьма полезным справочником.
Относительно этого последнего факта я должен привести следующее знамение. Поскольку вода в московском водопроводе хлорированная, а хлор вреден для здоровья, отец в 1990-х годах придумал отстаивать ее в двух огромных 5-литровых банках на кухонном подоконнике. Из них наливали чайник для кипячения; когда же банка опорожнялась, я вновь наливал ее в ванной. Однажды, весной 2002 года, со мной произошел удивительный случай. Я, как всегда, налил банку и бережно внес ее в кухню. Но в тот самый момент, когда я уже ставил ее на подоконник, в ярких лучах дневного света, банка словно взорвалась у меня в руках: она мгновенно разлетелась на мелкие осколки, но меня не поранила, и вся вода, разумеется, хлынула на пол. Я - в ужасе, что она протечет к соседям, - ринулся за тряпкой и опрометью собрал эту жижу, сделавшуюся грязной, в ведро. Параллельно вышло так, что был наконец-то вымыт кухонный пол. К счастью, обошлось без протечек, и инцидент оказался исчерпан.
И мне - не знаю, насколько это соответствует истине, - показалось, что банка с водой символизировала мою рукопись, которую я бережно нес к дневному свету, т.е. в лучи настоящей Истины. Но поскольку я писал не под Божью диктовку, а сам по себе, моя рукопись в этих лучах не выдержала испытания на истинность и разлилась на пол - в земную, материальную грязь, с которой там и смешалась. Однако ведь нельзя отрицать и того факта, что пол в результате был вымыт!
Поэтому здесь я вновь повторяю те вещи, которые были подробно рассмотрены в "Родословной книге". Я знаю, что истинное положение вещей ведает один лишь Бог, да еще, отчасти, мудрейшие ангелы. Я же - земной человек, я не могу видеть внутренности людских сердец и содержимое их разума; даже в отношении чисто фактического материала мне известны лишь жалкие крохи. Поэтому мои воспоминания и размышления совершенно точно имеют множество погрешностей, ложностей и ошибок, и они не могут их не иметь, потому что я - человек. Но отсюда вовсе не вытекает тот вывод, что человек, не ведая полной истины, вообще не должен браться за перо. Безусловно, он может (или даже должен) это делать, но при одном условии: не считать свою писанину истиной в последней инстанции. Точно так же и читатель, оставаясь разумным, не должен воспринимать написанное в качестве незыблемой аксиомы, но уже заранее предполагать возможность неточностей любого рода и, видя в написанном лишь материал для собственных размышлений, дальше думать уже своей головой.
Напоследок замечу, что в этой моей рукописи есть два важных плюса. Во-первых, я изо всех сил стремился к беспристрастному изложению, так что даже люди эмоционально мне чуждые и противные описаны корректно, с учетом известных мне их плюсов и минусов. Надеюсь, что мне в значительной степени удалось избежать тенденциозности. Во-вторых, мой взгляд на характеры и события истекает из учения Сведенборга, - а на русском языке к сегодняшнему дню мне не известно ни одной книги, которая рассматривала бы вопросы земной жизни с этих позиций. И пусть, с точки зрения ангела, вода в банке отнюдь не является чистой, - она более чем пригодна для наших земных ограниченных целей.
|