Начало 3. Господь Своим Крестным Страданием не уничтожил грехи, а их нес

15. В Церкви одни веруют, что Господь Крестным Страданием уничтожил грехи, удовлетворил Отцу и тем искупил; другие же веруют, что грехи в Него верующих Он принял на Себя, их понес и низвергнул в глубину моря, то есть в Ад: они в этом утверждаются словами Иоанна об Иисусе:

Се Агнец Божий, отъемлющий грех мира Ин 1: 29

и словами Господа у Исаии:

Сей болезни наши принял и печали наши понес: язвен был за вероломства наши, мучен за беззакония наши, наказание мира нашего на Нем: язвою Его мы исцелились. Иегова перенес на Него беззакония всех нас. Изгнание выдержал, и печален был, но не отверз уст Своих: как Агнец на заклание ведется. Исторгнут от земли живущих за вероломство народа моего, в язву им, дабы предать нечистивцев их гробнице, а богатых их смерти, трудом души своей увидит, спасется. Знанием своим оправдает многих, тем, что беззакония их на Себе понес. Истощится до смерти душа Его, и к вероломным причтен будет, и грех многих вознесет, и за вероломных вступится Ис. 53: 1 до конца

Это сказано об Искушениях Господа и Его Страдании; под словами "принять грехи и болезни" и под словами "перенести на Него беззакония всех" разумеется то же, что и под "несением печалей и беззаконий". Поэтому сначала будет сказано, что разумеется под несением беззаконий, а потом под принятием их.

Под "несением беззаконий" должно разуметь, что Он выдержал тяжкие искушения, потом допустил, что Иудеи с Ним то же сделали, что и со Словом, то есть с Ним так же поступили, потому что Он был Слово: ибо бывшая тогда у Иудеев Церковь была совершенно опустошена тем, что они исказили все, содержащееся в Слове, так что не оставалось ни одной истины, поэтому они не признали Господа: это разумеется и означается всеми Страданиями Господа. То же было с Пророками, ибо они прообразовывали Господа в отношении Слова и затем в отношении Церкви, Господь же был Сам Пророк. Из следующих мест видно, что Господь был Сам Пророк:

Иисус сказал: Нет Пророка без чести, токмо в отечестве своем и в дому своем Матф. 13: 57; Марк 6: 4; Лука. 4: 24.
Иисус сказал: Hельзя Пророку погибнуть вне Иерусалима Лука. 13: 33.
Сказали об Иисусе: Он Пророк от Назарета Матф. 21: 26; Иоан. 7: 40, 41.
Объял страх всех, и славили Бога, вещая, что Пророк великий возставлен между ними Лука 7: 16.
Пророка возставит от среды братий, того послушайте Втор. 18: 15 до 19.

Из нижеследующего видно, что то же было с Пророками. Пророку Исайе повелевалось, для прообразования состояния Церкви, снять вретище с чресел своих и сандалии разуть на ноге своей, и ходить нагим и босым три года, в знак и предзнаменование (Ис. 20: 2. 3). Пророку Иеремии для прообразования состояния Церкви повелевалось купить себе пояс и препоясать чресла свои, и в воду не входить, и скрыть его в расселине каменной подле Евфрата, а через день он нашел его сгнившим (Иер. 13: 1 до 7). Тот же Пророк прообразовывал состояние Церкви тем, что не должен был брать себе жены на месте этом и не входить в дома печали, и не идти плакать, и не входить в дом пирный (Иер. 16: 2. 5. 8). Иезекилию Пророку для прообразования состояния Церкви повелевалось: провести по голове своей и по бороде своей бритвою брадобрея, и потом разделить их, третью часть сжечь в середине города, третью поразить мечом, и третью рассеять на ветер, а немного из них собрать в полы, часть бросить посреди огня и сжечь (Иезек. 5: 1 до 4). Тому же Пророку повелевалось для прообразования состояния Церкви сделать сосуд страннический и странствовать в ином месте в глазах сынов Израилевых, и вынести сосуды днем, и выйти вечером через вырытую стену, и покрыть лицо, да не увидит земли, и это будет знамением дому Израилеву:

И сказал Пророк: Cе я вам знамение, что совершил, то будет им Иезек. 12: 3 до 7. 11.

Пророку Осии повелевалось, для прообразования состояния Церкви, взять себе в жены распутницу; и он взял, и она родила ему трех детей, их коих одного он назвал Изреель, другую же Лорухама (непомилованная), а третьего - Лоамми (не мой Народ) (Осия. 1: 2 до 9). И вторично ему повелевалось идти и полюбить женщину, любимую товарищем и прелюбодейку, которую он должен был приобресть за пятнадцать серебренников (Осия. 3: 2. 3). Пророку Иезекилию повелевалось, для прообразования состояния Церкви, чтобы он взял кирпич, начертил бы на нем Иерусалим, и оградил бы его, и сделал бы вал, где Я буду действовать против него, поставил бы железную сковороду между ним и городом, и лежал бы на боку левом, а потом на правом 390 дней, и чтобы он взял пшеницу, ячмень, чечевицу, просо и рис и из них бы спек себе хлеб, и ел бы его в меру. И также, чтобы он сделал себе ячменную лепешку с калом человеческого извержения, и как он в этом умолил [Бога], то повелевалось: спечь ее с извержениями вола (Иезек. 4: 1 до 15).

Сверх того, Пророки также иное прообразовывали, как, например, Седекия в железных рогах (2 Царств 22: 11). И другой пророк через то, что он был бит и изранен (2 Царст 20: 35, 38). Вообще Пророки волосяною одеждою прообразовывали Слово в последнем Его смысле, который есть буквальный смысл (Зах. 13: 4). Посему Илия был одет в такую одежду и препоясан кожаным поясом вокруг чресл (2 Царст. 1: 6), равно как Иоанн Креститель, имевший облачение из верблюжьих волос и кожаный пояс вокруг чресл своих, и ел саранчу и мед дикий (Матф. 3: 4). Из этого следует, что Пророки прообразовывали состояние Церкви и Слово, ибо прообразующий одно прообразует также и другое, потому что Церковь происходит от Слова и бывает по принятию Слова в жизнь и веру. Посему Пророки в обоих Заветах, где только они упоминаются, означают Учение Церкви, исходящее от Слова; Господом же, как величайшим Пророком, означается самая Церковь и самое Слово.

16. Под выражениями "нести беззакония и грехи народа" разумеется, что состояние Церкви, исходящей от Слова, прообразовывалось Пророками; это видно из сказанного о Пророке Исайе: Чтобы он ходил нагим и босым три года в знак и знамение (Ис. 20: 3). О Пророке Иезекилие: чтобы он вынес сосуды страннические, и покрыл бы лицо, чтобы не видеть земли, - следовательно, это было знамением дому Израилеву, и даже он сказал: "Я - знамение вам" (Иез. 12: 6. 11). Это для них означало "нести беззакония", что ясно видно у Иезекииля, когда ему повелевалось лежать 390 и 40 дней на левом и потом на правом боку против Иерусалима и есть ячменную лепешку, спеченную с извержениеми вола, где также читается следующее:

Ты лежи на твоем левом боку и положи беззакония Дома Израилева на нем; число же дней, которые ты вылежишь на нем, понесешь беззакония их. Я дам тебе годов беззакония их по числу дней 390, и понесешь беззаконие Дому Израилеву. И совершив это, будешь лежать на боку твоем правом вторично, и понесешь беззаконие Дому Иудину 40 дней Иезек. 4: 4, 5, 6.

Очевидно, что таким образом Пророк понес беззакония дома Израилева и дома Иудина, а не отдалил их; и затем не искупил, а только прообразовывал и проявлял. Это видно из следующего:

Так сказал Иегова: съедят сыны Израилевы хлеб свой нечистый, в племенах, куда изгоню их. Се Я, сокрушающий посох хлебный в Иерусалиме, и оскудеют хлебом и водою, и опустошатся муж и брат, и исчахнут за беззакония их Иез. 4: 13. 16. 17.

Также, когда этот же Пророк, показавшись, сказал: "Се я знамение вам", то говорится:

Как совершил я, так будет им Иез. 12: 6. 11.

Поэтому то же разумеется о Господе там, где говорится:

Болезни наши принял, печали наши понес: Иегова перенес на Него беззакония всех нас: знанием Своим оправдал многих, тем, что беззакония их Сам понес Ис. 33.

Во всей этой главе говорится о Страдании Господа. Он, как Величайший Пророк, прообразовывал состояние Церкви относительно Слова; это видно из малейших Его Страданий, как, например: Он был предан Иудой, был взят и осужден Архиереями и старцами. Ему наносили заушения. Главу поразили тростью. Наложили на Него терновый венец. Одежды Его разделили, а об облачении Его бросили жребий. Распяли. Дали Ему пить уксус. Пронзили бок. Он был погребен и в третий день воскрес.

Он был предан Иудой - это означало предание Иудейским племенем, имевшем тогда Слово; ибо Иуда это прообразовывал. Он был взят и осужден Архиереями и старцами - означало осуждение Его всей Церковью. Его били, плевали в лицо, давали заушения и поражали главу тростью - означало, что они то же совершили со Словом в отношении его Божественных Истин, кои единственно говорят о Господе. Возложили на Него терновый венец - означало олжетворение и опрелюбодействование этих истин. Разделили одежды, а об облачении Его бросили жребий, - означало, что они рассеяли все истины Слова, кроме его духовного смысла, облачение Господа означало этот смысл в Слове. Его распяли - означало, что они разрушили и осквернили все Слово. Заставляли Его пить уксус - означало совершенное олжетворение и ложь, посему Он не пил и тогда же сказал: "Совершилось". Пронзили Его бок - означало совершенное истребление всякой истины в Слове и всякого его блага. Он был погребен - означало сброшение человеческого остатка от матери; в третий день воскрес - означало Прославление.

То же означается у Пророков и у Давида в тех местах, где есть об этом предсказание. Поэтому по избиении и по выведении Его в терновом венце и по возложении на Него воинами багряной одежды, Он сказал:

Се Человек Иоан. 19: 15.

Это для того было сказано, что Человек означает Церковь, Сын же Человека - Истину в Церкви, поэтому - Слово. Из этого же следует, что под "несением беззаконий" разумеется - в Себе прообразовывать и изображать грехи, противные Божественным Истинам Слова. Далее будет видно, что Господь все это перенес и выстрадал не как Сын Божий, а как Сын Человека, ибо Сын Человека означает Господа в отношении Слова.

17. Здесь несколько будет объяснено, что разумеется под "принятием грехов". Под "принятием грехов" то же разумеется, что и под искуплением человека и его спасением, ибо Господь пришел в мир, чтобы человек мог спастись. Без Его же Пришествия никто бы из смертных не мог переобразоваться и возродиться, следовательно, спастись, а это могло совершиться только по отнятии всякой власти Господом у Дьявола, то есть у Ада, и по прославлении Своей Человечности, то есть по соединении Ее с Божественностью Его Отца. Если бы этого не свершилось, то никто бы из людей не мог принять ни одной Божественной Истины, в Нем пребывающей, а тем более ни одного Божественного Блага, ибо дьявол, власть коего была прежде велика, исторг бы ее из сердца.

Из этого следует, что Господь Крестным Страданием не уничтожил грехов, но их отвлек, то есть отдалил от верующих в Него и живущих по Его Заповедям, чему также учит Сам Господь у Матфея:

Не думайте, что Я пришел разрушить Закон и Пророков. Кто разрушит одну из Заповедей сих малейших и научит так человеков, малейшим назовется в Царствии Небес, кто же сотворит и научит, тот великим назовется в Царствии Небес Мф. 5: 17. 19.

Всякий может видеть несколько озаренным рассудком, что грехи могут быть отняты у человека только действительным покаянием, то есть когда человек видит свои грехи, испрашивает у Господа помощи и противится; иначе же "видеть, веровать и учить" не будет проистекать ни из Слова, ни из здравого смысла, но от страсти и развращенной воли, принадлежащих человеческой соби, чем помрачается разумение.