Начало 6. Господь свою человечность соделал Божественною, бывшею в нем Божественностью, и, таким образом, составил одно с Отцом

29. По принятому во всем Христианском Мире Учению Церкви, наш Господь Иисус Христос Сын Божий есть Бог и Человек, и хотя Он Бог и Человек, но не два, а один Христос. Он Един, потому, что Божественность в Себя приняла Человечность, и даже Он совершенно един, ибо Он одно Лицо. Как Душа и Тело составляют одного Человека, так Бог и Человек одного Христа; это почерпнуто из Учения Афанасьевской веры, принятой во всем Христианском мире, и составляет там существенные истины о единстве Божественности с Человечностью в Господе; все же остальное, что только в этом Учении говорится о Господе, изложится в своей Статье.

Из этого ясно следует, что, по Вере Христианской Церкви, Божественность с Человечностью в Господе не составляют двух естеств, а одно, как Душа с Телом составляют одного Человека, и Божественность в Себя приняла Человечность. Из этого видно, что ни Божественность не может отделиться от Человечности, ни Человечность от Божественности; ибо их отделить - значит отделить Душу от Тела. Всякий это признает, если прочтет выше приведенное, в номере 19 и 20, из двух Евангелистов, то есть из Луки 1: 26 до 35 и из Мф. 1: 18 до 25. О Рождении Господа из этих мест откроется, что Иисус зачат Иеговою Богом и рожден девою Марией, так что в Нем была Божественность, составлявшая Его Душу. А так как Его Душа была Самая Божественность Отца, то следует, что Тело, или Его Человечность, также стала Божественною, ибо где одно, там должно быть и другое: так, а не иначе Отец и Сын составляют одно, Отец в Сыне и Сын в Отце, затем все, принадлежащее Сыну, принадлежит Отцу, и все, принадлежащее Отцу, принадлежит Сыну, чему Сам Господь учит в Своем Слове. В следующем же порядке будет сказано, как образовалось это Единство:

1. Господь от вечности есть Иегова.
2. Господь от вечности, или Иегова, принял Человечность для спасения людей.
3. Человечность стала Божественною бывшей в Нем Божественностью.
4. Человечность стала Божественною через принятые Им на Себя Искушения.
5. Полное соединение в Нем Божественности с Человечностью образовалось Крестным Страданием, которое было последним из Искушений.
6. Он постепенно сбрасывал Человечность, принятую от матери, и облекался в Человечность от бывшей в Нем Божественности, которая есть Божественная Человечность и Сын Божий.
7. Таким образом Бог стал Человеком как в Первых, так и в Последних.

30. Из Слова известно, что Господь от вечности - Иегова, ибо Господь сказал Иудеям:

Аминь вещаю вам, прежде нежели Аврааму быть, Я есмь Ин. 8: 58.

И в другом месте:

Прославь Меня Ты, Отче, славою, которую Я имел прежде мира бытия у Тебя Ин. 17: 5;

под этим разумеется Господь от вечности, а не Сын от вечности, ибо Сын есть Его Человечность, зачатая Иеговою Отцом и рожденная во времени девой Марией, о чем было выше показано. Господь от вечности есть Сам Иегова, это видно из многих мест в Слове, из коих здесь некоторые будут приведены:

Скажут в день тот: Бог наш Сей, Которого ожидали, и спасет нас; Иегова, которого ожидали, восхитимся и возрадуемся во Спасение Его Ис. 16: 10. 14;

из этого следует, что они ожидали Самого Бога Иегову.

Глас вопиющего в пустыне, уготовьте путь Иегове, уравняйте в уединении стезю Богу нашему: явится слава Иеговы, и узрит всякая плоть. Се Господь Иегова с крепостью идет Ис. 40: 3. 5. 10; Мф. 3: 3; Марк 1: 3; Лук. 3: 4.

Здесь также Господь называется Иеговою, Который должен прйти.

Я, Иегова, дам Тебя в завет народу, во свет племенам: Я Иегова, сие Мое есть Имя, славы Моей иному не дам Ис. 42: 6. 7. 8.

"Завет народу и свет племенам" есть Господь в отношении Человечности, а так как эта Человечность происходит от Иеговы и составляет одно с Иеговою, то и говорится: "Я Иегова, сие Мое есть Имя, славы Моей иному не дам", то есть, одному только Себе; даровать славу - значит прославить или соединить с собою.

Внезапно придет во Храм Свой Господь, Его же вы ищете Малах. 3: 1;

под Храмом разумеется Храм Его Тела, как, например, у Ин. 2: 19. 21.

Посетил нас Восток с Высоты Лук. 1: 78.

"Восток с высоты" также есть Иегова или Господь от вечности.

Из этого следует, что под "Господом от вечности" разумеется Его Божественность, от Коей все исходит, Которая в Слове есть Иегова: из нижеприведенных мест видно, что под Господом, так же как под Иеговою, после прославления Его Человечности, разумеется вместе, как одно, Божественность и Человечность, под одним же Сыном разумеется Божественная Человечность.

31. В предыдущих Статьях из Слова было доказано, что Господь от вечности, или Иегова, принял Человечность для спасения людей, в другом же месте будет сказано, что человек иначе не мог бы спастись. Также в Слове видно, что Он принял Человечность, из тех мест, где говорится, что Он исшел от Бога, сошел с неба и послан в мир, как, например, из следующего:

Я исшел от Отца и пришел в мир Ин. 16: 28.
Я от Бога исшел и прихожу, ибо не Сам от Себя пришел Я, но Он Меня послал Ин. 8: 42.
Отец вас любит, потому что вы уверовали, что Я от Бога исшел Ин. 16: 26. 27.
Никто не восходит на небо, только с неба сшедший Ин. 3: 13.
Хлеб Бога есть сходящий с небеси, и жизнь дающий миру Ин. 6: 33. 35. 41. 50. 51.
Свыше грядущий выше всех есть; с небеси грядущий выше всех есть Ин. 3: 31.
Я знаю Отца, ибо от Него есмь, и Он Меня послал Ин. 7: 29.

Выше, в номере 20, видно, что под словами: "быть посланным от Отца в мир" разумеется принятие Человечности.

32. Многими местами в Слове можно заключить, что Господь свою Человечность соделал Божественною от Божественности, в Нем пребывающей, из этих мест здесь приведутся только те, где доказывается, что это совершалось постепенно. Они следующие:

1) Это совершалось постепенно.

Иисус возрастал и укреплялся Духом, исполняясь премудрости, и Благодать Божья была на Нем Лук. 2: 40.
Иисус в мудрости усовершался, в возрасте и благодати у Бога и у людей.

2) Божественность действовала через Человечность, как душа через тело, например:

Не может Сын творить Сам от Себя ничего, если не видит Отца творящего Ин. 5: 19.
Сам от Себя не творю ничего, но как научил Меня Отец Мой, сие говорю; пославший Меня со Мною есть, не оставил Меня одного Ин. 8: 28. 29; 5: 30.
Я Сам от Себя не говорил, но пославший Меня Отец Сам мне заповедь дал, что сказать и что говорить Ин. 12: 49. 50.
Глаголы, которые Я говорю вам, не от Себя говорю. Но Отец, во Мне пребывающий, творит дела Ин. 14: 10.
Несть один, ибо Отец со Мною есть Ин. 16: 32.

3) Божественность и Человечность единодушно действовали, что видно из следующего:

Что Отец творит, то и Сын подобно творит Ин. 5: 19.
Как Отец воскрешает мертвых и животворит, так и Сын, которых хочет, животворит Ин. 5: 21.
Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну жизнь иметь в Самом Себе Ин. 5: 26.
Ныне познали они, что все, что ни дал Ты Мне, от Тебя есть Ин. 17: 7.

4) Божественность соединена с Человечностью, равно как Человечность с Божественностью, что видно из следующего:

Ежели б вы познали Меня, и Отца Моего познали бы, ... и отныне видели Его. Вещает Филиппу, хотевшему видеть Отца, "Столько времени с вами есмь, и не познал ты Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца, не веришь ли, что Я в Отце и Отец во Мне есть: верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне есть Ин. 14: 6 до 11.
Ежели не творю дел Отца Моего, не верьте Мне, если же творю, делам поверьте, да познаете и уверуете, что во Мне Отец, и Я в Отце Ин. 10: 36. 38.
Да будет едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе Ин. 18: 22.
В тот день познаете вы, что Я в Отце Моем Ин. 14: 20.
Никто не может похитить овцу из руки Отца Моего, Я и Отец одно есмь Ин. 10: 30.
Отец любит Сына и все дал в руку Его Ин. 3: 39.
Все, что имеет Отец, Мое есть Ин. 16: 15.
Мое все Твое есть, и Твое Мое Ин. 17: 10.
Ты дал Сыну власть над всякою плотью Ин. 17: 2.
Дана Мне всякая власть на Небе и на Земле Мф. 28: 18.

5) Должно поклоняться Божественной Человечности, это видно из следующего:

Дабы все чтили Сына, как чтут Отца Ин. 5: 23.
Ежели б Меня увидали, и Отца Моего увидали бы Ин. 8: 19.
Видящий Меня видит пославшего Меня Ин. 12: 45.
Ежели б вы познали Меня, и Отца Моего познали бы, и отныне знаете Его, и видели Его Ин. 14: 7.
Меня приемлющий, приемлет пославшего Меня Ин. 13: 20;

Ибо никто не может видеть Самой Божественности, называемой Отцом, а только Божественную Человечность; потому Господь сказал:

Бога никто не видел никогда, Единородный Сын, сущий в лоне Отчем, Он проявил Ин. 1: 18.
Отца никто не видел, кроме Сущего у Отца, Сей видел Отца Ин. 6: 46.
Ни гласа Отца не слыхали вы никогда, ни зрака Его не видели Ин. 5: 37.

6) Если Господь Свою Человечность создал Божественною через Божественность, в Нем пребывавшую, коей должно поклоняться и Которая есть Сын Божий, то должно веровать в Господа, Который есть Отец и Сын; это видно из следующего:

Иисус сказал, что всем, которые приняли Его, дал им власть чадами Божьими сделаться, верующим во Имя Его Ин. 1:2.
Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную Ин. 3: 15.
Так бо возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал, дабы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную Ин. 3: 16.
Верующий в Сына не судится, а не верующий уже осужден; ибо не уверовал во Имя Единородного Сына Божьего Ин. 3: 18.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем Ин. 3: 36.
Хлеб Божий есть сходящий с небес и жизнь дающий миру; приходящий ко Мне отнюдь не взалчет, и верующий в Меня отнюдь не возжаждет никогда Ин. 6: 33. 35.
Сие же есть воля Пославшего Меня, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и восставлю его Я в последний день Ин. 6: 40.
Сказали же Иисусу, что сотворит, да сделает дела Божьи, отвечал Иисус: сие есть дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал Ин. 6: 28. 29.
Аминь вещаю вам, верующий в Меня, имеет жизнь вечную Ин. 6: 47.
Иисус восклицал говоря: если кто жаждет, да придет ко Мне и пиет, верующий в Меня, как сказало Писание, реки из чрева его потекут воды живые Ин. 7: 37. 38.
Ежели не уверуете, что Я есмь, умрете во грехах ваших Ин. 8: 24.
Иисус сказал: Я есмь возставление и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, будет жить, и всякий живущий и верующий в Меня, отнюдь не умрет во век Ин. 11: 25. 26.
Иисус сказал: Я свет в мир пришел, чтобы всякий верующий в Меня, во тьме не пребывал Ин. 12: 46; 8: 12.
Доколе Свет имеете, веруйте во Свет, да сынами Света сделаетесь Ин. 12: 36.
Аминь вещаю вам, мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавшие будут жить Ин. 5: 25.
Пребудьте во Мне и Я в вас; Я есть виноградная лоза, вы есть ветви; пребывающий во Мне и Я в нем, сей носит плода много, ибо отдельно от Меня не можете творить ничего Ин. 15: 1 до 5.
Что они пребудут в Господе и Господь в них Ин. 14: 20; 17: 23.
Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, разве только через Меня Ин. 14: 6.

В этих и во многих других местах, где упоминается Отец, разумеется Божественность, бывшая в Господе от зачатия, которая, по Учению веры Христианского Мира, в Нем пребывала, как душа у человека в теле. Самая Человечность, происходящая от этой Божественности, есть Сын Божий. А так как она ныне также стала Божественною, то дабы человек не поклонялся одному Отцу, и в мысли, вере и затем в поклонении не отделял бы Отца от Господа, в Котором Он пребывает, то Господь впоследствии учил, что Отец и Он едино суть, что Отец в Нем и Он в Отце, и они пребудут в Нем; что никто не приходит к Отцу, разве только через Него, этим Он также учил, что должно в Него веровать, и что человек спасается верою, обращенною к Нему.

Человечность в Господе стала Божественною, этого многие в Христианстве не могут понять никакою мыслью, - преимущественно потому, что они думают о Человеке по его вещественному телу, а не по духовному; между тем все Ангелы, будучи духовны, суть такие же люди в совершенной форме, и всякая Божественность, исходящая от Иеговы-Бога, стремится к человеческой форме, от Его Первых на Небе до Его Последнего в мире. Ангелы суть Человеческие формы, и всякая Божественность стремится к человеческой форме, об этом смотри в Сочинении о Небе и Аде 73-77 и 453-460. Подробнее же об этом смотри в следующих Сочинениях, в коих, по Ангельской Мудрости, будет сказано о Господе.

33. Выше, в номерах 12-14, было сказано, что Господь Свою Человечность соделал Божественною принятыми на Себя Искушениями и постоянными победами; к этому же прибавится только следующее.

Искушения суть борьбы против зла и лжи, а так как зло и ложь происходят от Ада, то Искушения суть также борьбы с Адом; даже у людей, подвергающихся духовным Искушениям, присутствуют злые адские духи, их вводящие. По многому Опыту мне даровано знать, что человек не знает, что эти Искушения в них вводят злые духи, хотя они присутствуют. Поэтому человек, побеждая Господом Искушения, извлекается из Ада и возносится на Небо. Следовательно, человек, Искушениями или борьбами против зол, становится духовным человеком, а затем Ангелом. Господь же собственным могуществом боролся со всеми Адами, их совершенно укротил и покорил, и содержит на веки укрощенными и покоренными тем, что Он, в то же время, прославил Свою Человечность; ибо Ады, до пришествия Господа, до такой возросли высоты, что начали наваждать самих Небесных Ангелов, так же, как всякого человека, приходящего в мир и исходящего из мира.

Ады возросли до такой высоты от того, что Церковь была совершенно опустошена, и мирские люди от идолопоклонства пребывали в совершенной лжи и зле, из людей же образуются Ады; поэтому, если бы Господь не пришел в Мир, то ни один бы человек не мог быть спасенным.

Об этих борьбах Господа много говорится в Псалмах Давидовых и у Пророков, но мало у Евангелистов. Эти Борьбы разумеются под испытанными Господом Искушениями, из которых последним было Крестное Страдание. По ним Господь называется Спасителем и Искупителем. Это очень известно в Церкви; ибо говорят, что Господь победил Смерть или Дьявола, то есть Ад, и вместе с Победою воскрес. Затем также, что без Господа нет спасения. Далее будет видно, что Он также прославил Свою Человечность и тем на всю вечность стал Спасителем, Искупителем, Переобразователем и Возродителем.

Из приведенных выше, в большом обилии, в номерах 12-14, мест видно, что Господь стал Спасителем Борьбами или Искушениями, так же, как из следующего у Исаии:

День мщения в сердце Моем, год Искуплений Моих пришел, попрал их во гневе Моем, свел на землю победу их и соделался им во Спасителя Ис. 63: 4. 6. 8;

в этой Главе говорится о борьбах Господа. И у Давида:

Воздвигните врата главы ваши, и да воздвигнетесь входы мира, да внидет Царь Славы; Кто сей Царь Славы? Иегова Крепкий и Витязь, Иегова Витязь брани Пс. 23: 7. 8.

Это также сказано о Господе.

34. Полное Соединение Божественности с Человечностью в Нем совершилось через Крестное Страдание, которое было последним из Искушений, об этом было выше показано в Статье, где объяснено, что Господь пришел в мир для покорения Адов и прославления Своей Человечности. Крестное Страдание же была последняя Борьба, которою Он вполне покорил Ады и вполне прославил Свою Человечность. А так как Господь Крестным Страданием вполне прославил свою Человечность, то есть ее соединил со Своею Божественностью, и поэтому Свою Человечность соделал также Божественною, то следует, что Он, тою и другою, Иегова и Бог. Посему во многих местах Слова Он называется Иегова, Бог и Святый Израилев, Искупитель, Спаситель и Образователь, как, например, в следующих местах:

Мария сказала: величит душа моя Господа; и возвеселился дух мой в Боге Спасителе моем Лк. 1: 46. 47.
Ангел сказал пастырям: се благовествую вам радость великую, которая будет всему народу, ибо родился днесь Спаситель, Который есть Христос Господь во Граде Давидовом Лк. 2: 10. 11.
Они сказали: сей есть истинно Спаситель Мира Христос Ин. 4: 42.
Я Иегова - Бог помог тебе, и Искупитель Святый Израилев Ис. 41: 14.
Глаголет Иегова, Творец Твой, Иаков, и Образователь Твой, Израиль, ибо Я искупил тебя. Я Иегова Бог твой, Святый Израилев, Спаситель Твой Ис. 43: 1. 3.
Глаголет Иегова, Искупитель ваш, Святый Израилев. Я Иегова Святый ваш, Создатель Израилев, Царь ваш Ис. 43: 14. 15.
Так глаголет Иегова, Святый Израилев и Образователь его Ис. 45: 11. 15.
Так глаголет Иегова Искупитель, твой Святый Израилев Ис. 48: 17.
Узнает всякая плоть, что Я, Иегова, Спаситель Твой и Искупитель Твой, Крепкий Иаковлев Ис. 49: 26.
И придет к Сиону Искупитель Ис. 59: 20.
И уразумеет, что Я Иегова, Спаситель Твой и Искупитель Твой, Могущий Иаковлев Ис. 60: 16.
Иегова, Образователь Твой от чрева Ис. 49: 5.
Иегова - Каменный утес Мой и Искупитель мой Пс. 18: 15.
Вспоминали, что Бог Каменный утес их и Бог Искупитель их Пс. 77: 35.
Сказал Иегова Искупитель Твой и Образователь Твой от чрева Ис. 44: 4.
Что до Искупителя нашего, Иегова Саваоф имя Ему, Святый Израилев Ис. 47: 4.
Милостию вечною помилую тебя, так сказал Искупитель твой Иегова Ис. 54: 8.
Искупитель их, Сильный, Иегова имя Ему Иер. 50: 34.
Да уповает Израиль на Иегову, ибо у Иеговы милосердие и многое у Него искупление, Он искупит Израиля от всех неправд его Пс. 129: 7. 8.
Иегова Бог - Камень мой, утверждение мое, речь спасения моего, Спаситель мой 2 Царств 22: 2. 3.
Так глаголет Иегова Искупитель Израилев, Святый Его: Цари узрят, и возстанут за Иегову, Кто верен - Святый Израилев, Кто избрал Тебя Ис. 49: 7.
Только Ты Бог, и кроме Тебя нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель Ис. 45: 14. 15.
Глаголет Иегова Царь Израилев и Искупитель его Иегова Саваоф, кроме Меня нет Бога Ис. 44: 6.
Я, Иегова и нет кроме Меня Спасителя Ис. 43: 11.
Я - Иегова, и нет иного, кроме Меня, и Спасителя нет, кроме Меня Ис. 45: 21.
Я - Иегова, Бог Твой, и Бога, кроме Меня, не познаешь, и Спасителя нет, кроме Меня Осия 13: 4.
Я - Иегова и нет иного Бога, кроме Меня, Бога Праведного и Спасителя нет кроме Меня; обратитеся ко Мне и спасетеся все пределы Земные, ибо Я Бог, и нет иного Ис. 45: 21. 22.
Иегова Саваоф Имя Ему, и Искупитель Твой Святый Израилев, Богом всей земли наречется Ис. 54: 5.

Из этого можно заключить, что Божественность Господа, называемая Отцом, которая здесь есть Иегова и Бог, и Божественная Человечность, называемая Сыном, которая здесь есть Искупитель и Спаситель, затем Образователь, то есть Преобразователь и Возродитель, не составляют два лица, а одно, ибо не только говорится "Иегова Бог и Святый Израилев, Искупитель и Спаситель", но даже говорится "Иегова, Искупитель и Спаситель", и при том говорится "Иегова - Спаситель, и нет кроме Меня". Из этого ясно видно, что Божественность с Человечностью в Господе составляет одно Лицо, и Человечность так же Божественна, ибо Искупитель и Спаситель мира есть Единый Господь в отношении Божественной Человечности, называемой Сыном, потому что Искупление и Спасение есть Принадлежность, свойственная Его Человечности, называемая Заслугою и Правдою.

Его Человечность испытала Искушение и Крестное Страдание, поэтому Он Человечностью искупил и спас; по соединении же в Нем Человечности с Божественностью, что подобно душе с телом в человеке, более нет двух Лиц, а одно, по Учению Христианского Мира; поэтому Господь тою и другою есть Иегова и Бог, и Он называется Иеговою и Святым Израилевым, Искупителем и Спасителем, или Иеговою Искупителем и Спасителем, что можно видеть из выше приведенных мест, где Он называется:

Спасителем Христом Лк. 2: 10. 11; Ин. 4: 42.
Богом и Богом Израилевым, Спасителем и Искупителем Лк. 1: 47; Ис. 44: 14; 54: 5; Пс. 77: 35.
Иеговой Святым Израилевым, Спасителем и Искупителем Ис. 41: 14; 43: 3. 11. 14. 15; 48: 17; 49: 7; 54: 5.
Иеговой Спасителем, Искупителем и Образователем Ис. 44: 4; 47: 4; 49: 26; 54: 8; 63: 10; Иер. 50: 34; Пс. 19: 15; 129: 7. 8; 2 Цар. 22: 2. 3.
Иеговою Богом Искупителем и Спасителем, и кроме Меня нет иного Ис. 43: 11; 44: 6; 45: 14. 15. 21. 22; Осия 13: 4.

35. Господь постепенно совлекал принятую от матери Человечность и облекался в Человечность от бывшей в Нем Божественности, которая есть Божественная Человечность и Сын Божий. Известно, что в Господе была Божественность и Человечность, Божественность от Иеговы Отца, а Человечность от девы Марии, поэтому Он был Богом и Человеком, и, следовательно, в Нем было Божественное Естество и Человеческая природа, Божественное Естество - от Отца, Человеческая же природа от Матери, посему Он был равен Отцу Божественностью и ниже Отца Человечностью; Он не изменил эту Человеческую природу от матери в Божественное Естество, и не смешал ее с ним, как этому учит Учение веры, называемое Афанасьевским, ибо Человеческая природа не может ни измениться в Божественное Естество, ни с ним смешаться. По нашему же учению Божественность приняла Человечность, то есть с нею соединилась, как душа со своим телом, так что они не два, а одно Лицо. Из этого следует, что Он совлекся Человечности от Матери, в Нем походившей на Человечность каждого человека, и которая, поэтому, была вещественна, и облекся в Человечность от Отца, которая была сходна с Его Божественностью и, следовательно, была существенна (субстанциональна), отчего Человечность также стала Божественною.

Поэтому Господь в Пророческом Слове относительно Человечности называется Иеговою и Богом, в Евангельском же Слове - Господом, Богом, Мессией или Христом и Сыном Божьим, в Которого должно веровать и Которым люди могут быть спасены. А так как в Господе сначала была Человечность от матери, которую Он постепенно совлекал, то в Его бытность в Мире в Нем было два Состояния, называемые Состоянием унижения или истощения, и Состоянием прославления или соединения с Божественностью, называемой Отцом. Когда и сколько Он пребывал в Человечности от Матери, тогда и столько было в Нем Состояния унижения; когда же и сколько Он пребывал в Человечности от Отца, тогда и столько в Нем было Состояние прославления.

В состоянии унижения Он молил Отца, как от Себя отдельного, в состоянии же прославления Он говорил с Отцом, как с Собой. В этом состоянии Он говорил: Отец в Нем и Он в Отце, Отец и Он одно суть; в состоянии же унижения Он испытывал Искушения и Крестное Страдание, и молил, чтобы Отец Его не оставил; ибо Божественность не могла быть искушаема, а тем менее страдать на Кресте.

Из этого следует, что Он вполне победил Ады и вполне прославил Человечность Искушениями, постоянными победами и Крестным Страданием, которое было последним из Искушений, о чем прежде было говорено. Господь совлек Человечность от матери и облекся в Человечность от Божественности, в Нем пребывавшей, называемой Отцом, это видно из того, что Сам Господь несколько раз говоря матери Своими устами, не называл ее Матерью, а Женой. У Евангелистов только три раза читается, что Он своими устами говорит Матери и о ней, и тогда два раза Он ее называет Женой, и однажды не признает ее за Мать. Он два раза ее называет женой, это читается у Иоанна:

Матерь Иисусова сказала Ему: не имеют вина, Он ей сказал: что Мне и тебе до этого, Жена, еще не пришел час Мой Ин. 2: 4.

У него же:

Иисус, увидев с креста мать и ученика предстоящего, которого любил, вещает Матери Своей: Жена, се Сын твой; потом вещает ученику: се Матерь твоя Ин. 19: 26. 27.

Однажды Он ее не признал, у Луки:

Возвещено было Иисусу вещающими: Матерь Твоя и братья стоят вне, видеть Тебя хотящие. Иисус отвечав, сказал им: Мать Моя и братья Мои сии суть: Слово Божье слушающие и творящие оное Лк. 8: 20. 21; Мф. 12: 46 до 49; Мк 3: 31 до 35.

В других местах Мария называется Его Матерью, но не Его устами. Он не признавал Себя за Сына Давида, это доказывается тем, что у Евангелистов читается:

Спросил Иисус фарисеев, говоря: что вы думаете о Христе, чей сын есть Он? Отвечают Ему - Давидов. Говорит им: как же Давид, в Духе, Господом Его называет, говоря "сказал Господь Господу моему, седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих подножием ног твоих"; если же Давид называет Его Господом, то как Сын его есть Он? и никто не мог отвечать Ему ни слова Мф. 22: 39 до 44; Мк. 12: 35. 36. 37; Лк. 20: 41 до 44; Пс. 109: 1.

Из этого следует, что Господь, в отношении прославленной Человечности, не был ни сыном Марии, ни сыном Давида.

Какова же была Его прославленная Человечность - Он показал Петру, Иакову и Иоанну; когда преобразился перед ними, то

Возсияло лицо Его как Солнце, одежды же Его стали белы как Свет, и се глас из облаков говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Я благоволю, Его слушайте Мф. 13: 1 до 8. Мк 9: 2 до 8; Лк. 9: 28 до 36.

Господь также был видим Иоанном:

Как Солнце сияет в силе своей Ап. 1: 16.

Человечность Господа прославлена, это видно из того, что у Евангелистов говорится о Его Прославлении, как, например, из следующего у Иоанна:

Пришел час, да прославится Сын Человека: сказал, Отче, прославь Твое Имя: пришел же глас с Небес: и прославил, и опять прославлю Ин. 12: 23. 28.

Господь постепенно прославлялся, посему и говорится: "Я прославил и опять прославлю". У него же:

Когда Иуда вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человека и Бог прославился в Нем, и Бог прославит Его в Себе, и немедленно прославит Его Ин. 13: 31. 32.

У Него же:

Иисус сказал: Отче, пришел час, прославь Твоего Сына, да и Сын прославит Тебя Ин. 17: 1. 6.

И у Луки:

Не сие ли надлежало престрадать Христу и войти в славу Свою Лк. 24: 26.

Это сказано об Его Человечности. Господь сказал: "Бог прославился в Нем и Бог прославит Его в Себе"; потом: "прославь Твоего Сына, да и Сын Твой прославит Тебя". Господь это сказал потому, что соединение было взаимное: Божественности с Человечностью и Человечности с Божественностью, посему Он говорит:

Я в Отце и Отец во Мне есть Ин. 14: 10. 11;

потом:

Мое все Твое есть, и Твое - Мое Ин. 17: 10.

Поэтому соединение было полное. Таковое обще всякому соединению - если оно не взаимно, то не полно. Такое же должно быть и соединение Господа с человеком и человека с Господом, этому мы учимся у Иоанна:

В тот день познаете, что вы во Мне и Я в вас Ин. 14: 20.

И в другом месте:

Пребудьте во Мне и Я в вас: пребывающий во Мне и Я в нем, сей носит плода моего Ин. 15: 4. 5.

Так как Человечность Господа была прославлена, то есть стала Божественною, то Он по смерти воскрес на третий день всем телом; этого не бывает с человеком, ибо человек воскресает только духом, а не телом. Дабы человек знал, и никто бы не сомневался, что Господь воскрес всем Телом, то Он не только это сказал через Ангелов, бывших в гробнице, но даже явился ученикам в своем Человеческом Теле, сказав им, когда они полагали, что видят духа:

Смотрите руки Мои и ноги Мои, что Сам Я есмь: осяжите Меня и видите, ибо Дух плоти и костей не имеет, как Меня зрите имеющего. И сие сказав, показал им руки и ноги Гл. 24: 39. 40; Ин. 20: 20.

И затем:

Иисус вещает Фоме, поднеси перст твой сюда и виждь руки Мои; и поднеси руку Твою и вложи в бок Мой, и не будь не верен, но верен. И сказал Фома: Господь Мой и Бог Мой Ин. 20: 27. 28.

Дабы более доказать, что Он был не дух, а Человек, Господь сказал ученикам:

Имеете ли что съестное здесь, они же подали Ему рыбы жареной часть, и от пчельного сота, и прияв, пред ними ел Лк. 24: 41. 42. 43.

Тело Его тогда было не вещественное, а существенно (субстанционально) Божественное, поэтому Он прошел к ученикам, когда двери были заключены (Ин. 20: 19. 26) и после того, как Он был видим,

Невидим стал им Лк. 24: 31.

Таким тогда вознесся Господь и стал одесную Бога, ибо у Луки говорится:

Было, когда благославлял Иисус Учеников, то расставался с ними и возносился на Небо Лк. 24: 51.

И у Марка:

Господь, после того, как говорил им, принят был на Небо и сел одесную Бога Мк. 16: 19.

Сесть одесную Бога означает Божественное Всемогущество.

Если Господь вознесся на Небо, по соединению в одно Божественности с Человечностью, и сел одесную Бога, чем означается Божественное Всемогущество, то следует, что Его Человеческая Сущность или Естество есть как бы Его Божественность. Если человек иначе думает, то есть если он думает, что Его Божественность вознеслась на Небо и села одесную Бога, и в тоже время не Человечность, то это противно Писанию и даже противно Христианскому Учению, содержащему то, что Бог и Человек в Христе - как душа и тело, что разделить их было бы противно здравому смыслу. Это Соединение Отца с Сыном, или Божественности с Человечностью, также разумеется в следующих местах:

Я изшел от Отца и пришел в мир, опять оставляю мир и иду к Отцу Ин. 16: 28.
Отхожу и пойду к Пославшему Меня Ин. 7: 33; 16: 5. 16; 17: 11. 13; 19: 27.
Вы узрите Сына Человека восходящего туда, где был прежде Ин. 6: 62.
Никто не восходил на небо, токмо с небес сшедший Ин. 3: 13.

Всякий спасающийся человек возносится на Небо, но не сам собой, а Господом, один только Господь вознесся Сам Собою.

36. Таким образом, Бог стал Человеком как в первых, так и в последних. Бог есть Человек, и от Бога всякий Ангел и Дух есть человек, это несколько было показано в Сочинении о Небе и Аде, подробнее же покажется в небольших Сочинениях об Ангельской Мудрости. Но Бог в начале был Человеком в Первых, а не в Последних; по принятии же Человечности в мире Он также стал Человеком в Последних. Это следует из вышедоказанного, что Господь соединил Свою Человечность со Своею Божественностью и, таким образом, Свою Человечность соделал Божественною. От этого Господь называется Началом и Концом, Первым и Последним, так же как Альфой и Омегой, например, в Апокалипсисе:

Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец, говорил Господь Сущий, и Который был и грядущий, Всемогущий Ап. 1: 8. 11.

Иоанн, увидев Сына Человека посреди семи светильников,

Пал к ногам Его как мертвый, и Он возложил десницу Свою на него, вещая: Я есмь Первый и Последний Ап. 1: 13. 17; 2: 8; 21: 6.
Се гряду скоро, дабы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний Ап. 22: 12. 13.

И у Исаии:

Так говорит Иегова Царь Израилев, и Искупитель его Иегова Саваоф, Я Первый и Последний Ис. 44: 6; 48: 12.