Начало 10. Если под Троицею лиц разумеется Троица лица, находящаяся в Господе, то учение Афанасьевской веры согласно с истиною

55. Христиане признали Три Божественные Лица и, таким образом, как бы Трех Богов, потому что Троица пребывает в Господе, и первое Лицо называется Отцом, второе - Сыном, а третье - Святым Духом, и эта Троица в Слове именуется отдельно, как отдельно же именуются Душа и Тело, и от них исходящее, кои, однако же, составляют одно. Слово в буквальном смысле таково, что делит на части одно, как бы оно не составляло одного; поэтому Иегову, Который есть Господь от вечности, Слово именует то Иеговою, то Иеговою Саваофом, то Богом, то Господом и, в то же время, Творцом, Спасителем, Искупителем и Образователем, так же, как Шаддаем.

Его же Человечность, принятую в мире, Оно называет Иисусом, Христом, Мессией, Сыном Божьим, Сыном Человека, а в Слове Ветхого Завета - Богом, Святым Израилевым, Помазанником Иеговы, Царем, Князем, Предстателем, Ангелом, Давидом. А так как Слово в буквальном смысле таково, что именует многих, кои, однако же, составляют одно, то Христиане вначале, будучи простыми и все понимая в буквальном смысле слова, разделили Божество на Три Лица. Это же было им позволено по их простоте; однако же так, что они веровали, что Сын Бесконечен, Несотворен, Всемогущ, Бог и Господь, совершенно равен Отцу; сверх того, они веровали, что их не два или три, а один Естеством, Величием и Славою, следовательно, Божеством.

В простоте верующие этому по Учению и не убеждающиеся в Трех Богах, а из Трех составляющие Одного, по кончине наставляются Господом через Ангелов, что Он Един и что Он составляет Троицу; и это принимается всеми, приходящими на Небо; ибо никто не может быть допущен на Небо, если он признает Трех Богов, хотя бы устами и произносил Одного, потому что жизнь всего Неба и Мудрость всех Ангелов основывается на Познании и затем Исповедании одного Бога, и на Вере, что Единый Бог есть также Человек, и что Он есть Господь, Который, в то же время, есть Бог и Человек.

Из этого следует, что вследствие Божественного попущения произошло то, что Христиане вначале приняли Учение о Трех Лицах и, в то же время, признавали, что Господь также есть Бесконечный, Всемогущий Бог и Иегова; ибо если бы они этого не признали, то не было бы никакой Церкви, а Церковь становится Церковью только от Господа, и вечная жизнь всех происходит от Господа, а не от кого-либо другого.

Церковь становится Церквью от Господа, это можно заключить единственно из того, что все Слово, от начала до конца, говорит об одном только Господе, о чем было выше показано, что в Него должно веровать. Те же, которые в Него не веруют, не получат жизни вечной, но гнев Божий пребудет на них (Ин. 3: 36). А всякий сам собою понимает, что если Бог Един, то Он должен быть Един как Лицом, так и Естеством; если же кто мыслит, что Бог Един, то он иначе не верует и не может веровать. Здесь я хочу привести все Учение, получившее название от Афанасия, и затем доказать, что все там сказанное истинно, если только вместо Троицы Лиц разуметь Троицу Лица.

56. Это Учение следующее:

Кто хочет спастись, тот должен исповедовать эту Кафолическую Веру (другие говорят - Христианскую); если же кто не исполнит этой Веры - всей, в целости, без малейшего сомнения, тот погибнет в вечности. Эта Кафолическая Вера следующая (другие говорят - Христианская):

Мы поклоняемся одному Богу в Троице, и Троице в Единстве, не сливая Лиц и не разделяя сущности (другие естества); ибо первое Лицо принадлежит Отцу, второе - Сыну, а третье - Святому Духу. Но Божество Отца, Сына и Святого Духа одно, равное Славою и совечное Величием. Каков Отец, таков Сын и Святой Дух. Отец Несотворен, Сын Несотворен и Святой Дух Несотворен. Отец Бесконечен, Сын Бесконечен и Святой Дух Бесконечен. Отец Вечен, Сын Вечен и Святой Дух Вечен, но не три Вечных, а один Вечный, и не Три Бесконечных, так же, как не Три Несотворенных, а Один Несотворен и Один Бесконечен. Равно как Отец Всемогущ, так и Сын - Всемогущ, и Святой Дух - Всемогущ, но не Три Всемогущих, а Один Всемогущий. Как Отец есть Бог, так и Сын - Бог, и Святой Дух - Бог, но не Три Бога, а Один Бог. Как Отец есть Господь, так и Сын - Господь, и Святой Дух - Господь, но не Три Господа, а Один Господь.

Если мы обязаны признавать, по Христианской Истине, каждое Лицо Само по Себе Богом и Господом, то Кафолическая Религия нам не позволяет называть Трех Богов, или Трех Господов. (Другие же говорят: мы не можем по Христиаской вере признавать Троих Богов или Трех Господов). Отец никем не сделан, не сотворен, не рожден; Сын - не сделан, не сотворен, но рожден Отцом; Дух Святой - не сделан, не сотворен и не рожден Отцом и Сыном, но от Них исходит. Поэтому Один Отец, а не Три Отца; один Сын, а не три Сына; один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этой Троице никто не Первый и не Последний, и никто не Больший и не Меньший, но все Три Лица вместе вечны и совершенно равны. Как выше было сказано, так что должно поклоняться Единству в Троице и Троице в Единстве (другие говорят: должно поклоняться трем Лицам в одном Божестве, и одному Богу в Трех Лицах), - поэтому кто хочет спастись, тот так должен думать о Троице.

Поэтому также для Спасения необходимо правильно веровать в Воплощение нашего Господа Иисуса Христа (другие: чтобы всякий постоянно веровал, что наш Господь есть истинный Человек); ибо истинная Вера состоит в том, чтобы мы веровали и исповедывали, что наш Господь, Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек. Бог Отчею сущностью или естеством (другие: природою) рожденный прежде мира, и Человек сущностью (другие: природою) от матери, рожденный в мире. Совершенный Бог и совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческого тела: равный Отцу Божественностью, и менее (другие: ниже ) Отца Человечностью. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а один - Христос. Он Один не от претворения Божественного Естества в Тело, а от принятия Человечности в Боге (другие говорят: Он Один, однако же не так, чтобы Божественность претворилась в Человечность, а Божественность приняла в Себя Человечность), совершенно один не слиянием (другие: смешением) сущности, а Единством Лица (другие: Он совершенно Один, однако ж не так, чтобы две природы были смешаны, но Он - Одно Лицо). Как разумная душа с телом составляют одного человека, так Бог и Человек составляют одного Христа. Он страдал ради нашего Спасения, сошел в ад, воскрес в третий день от смерти, вознесся на Небо и воссел одесную Отца Всемогущего, откуда придет судить живых и мертвых. В Его Пришествие все люди воскреснут своими телами; и те, которые сотворили добро, войдут в вечную жизнь, сотворившие же зло - в вечный огонь.

57. Все в этом Учении, до самого последнего слова - истинно, если вместо Троицы Лиц разуметь Троицу Лица. Это можно заключить из этих же мест, вторично выписываемых, где приведена эта Троица. Троица Лица состоит в том, что Божественность Господа есть Отец, Божественная Человечность - Сын, а Божесвенное Исходящее Начало - Дух Святой. Если разумеется эта Троица, то человек может не только мыслить об одном Боге, но даже называть одного Бога: всякий видит, что иначе он может мыслить только о трех Богах, и это видел Афанасий, потому что в его Учении также введены следующие слова:

Мы, по Христианской Истине, обязаны признавать каждое Лицо само по себе Богом и Господом, но мы не можем, по Кафолической религии или по Христианской вере, называть или наименовывать трех Богов, или трех Господов.

Как будто он этим выражает, что: "Хотя по Христианской истине должно признавать или мыслить о Трех Богах и Господах, но по Христианской вере должно называть или наименовывать только одного Бога и одного Господа". Человека же соединяет с Господом и с Небом признание и мысль, а не один только разговор.

Притом никто не понимает, как Божественность, которая Едина, может делиться на три Лица, из коих каждое Бог, тогда как Божественность неделима. Составлять же три Лица в одном через Естество или Сущность - не отдаляет мысли о Трех Богах, а только дает понятие об их Единодушии.

58. Если вместо Троицы Лиц разуметь Троицу Лица, то все в этом Учении, даже в самых его последних словах, истинно, это можно заключить из тех же мест, опять выписываемых, кои суть следующие:

Кто хочет спастись, тот необходимо должен исповедовать эту Христианскую веру. Эта Христианская вера состоит в том, что мы поклоняемся Одному Богу в Троице, и Троице в Единстве, не сливая Трех Лиц и не разделяя Естества. Троица Одного Лица называется Отцом, Сыном и Святым Духом. Божество Отца, Сына и Святого Духа одинаково, равное славою и величием. Каков Отец, таков Сын и Святой Дух; Отец Несотворен, Сын Несотворен и Святой Дух Несотворен; Отец Бесконечен, Сын Бесконечен и Святой Дух Бесконечен, но не Три Бесконечных, не Три Несотворенных, а один Несотворенный и один Бесконечный. Как Отец Всемогущ, так и Сын Всемогущ и Святой Дух Всемогущ, но не три Всемогущих, а один Всемогущий. Как Отец есть Бог, так и Сын Бог, и Святой Дух Бог, но не три Бога, а один Бог. Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь, но не три Господа, а один Господь.

Хотя мы, по Христианской истине, признаем Троицу в одном Лице, которая есть Бог и Господь, но, по Христианской вере, мы можем называть только Одного Бога и Одного Господа. Отец никем не сделан, не сотворен, не рожден. Сын не сделан, не сотворен, но рожден Одним Отцом. Святой Дух не следан, не сотворен, не рожден Отцом и Сыном, а от них исходит. Поэтому Один Отец, а не три Отца, Один Сын, а не три Сына, Один Святой Дух, а не три Святых Духа; и в этой Троице нет большего и меньшего, но они совершенно равны. Так что должны поклоняться Единству в Троице и Троице в Единстве, как об этом выше было показано.

59. Это сказано в Учении о Троице и Единстве Божьем; затем там же говорится о принятии Господом в Мире Человечности, что называется Воплощением. Там так же все вообще и в частности в Учении истинно, если отдельно разуметь Человечность от Матери, бывшую в Господе в то время, когда Он находился в состоянии уничижения или истощения, и когда Он испытывал искушения и крестное страдание, и Человечность от Отца, в которой Он был в состоянии Прославления или Единения. Ибо Господь принял в мире Человечность, зачатую Иеговою, который есть Господь от вечности, и рожденную Девой Марией, поэтому в Нем была Божественность с Человечностью, Божественность от своего Божества от вечности, и Человечность от Марии - матери во времени. Но Он совлек эту Человечность и облекся в Божественную Человечность; эта Человечность назывется Божественною Человечностью, и в Слове разумеется под Сыном Божьим. Поэтому, если под матернею Человечностью разумеется все предыдущее в Учении о Воплощении, в котором Он был, находясь в состоянии Уничижения, а под Божественной Человечностью, в которой Он был, находясь в состоянии Прославления, разумеется все там последующее, то все это также согласно.

С матернею Человечностью, в которой Он был, находясь в состоянии уничижения, совпадает все предыдущее в Учении:

Иисус Христос был Бог и Человек, Бог Отчею сущностью, а Человек матернею сущностью, рожденный в мире; совершенный Бог и совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческого тела; равный Отцу Божественностью, менее Отца Человечностью.

Затем следующее:

Эта Человечность не претворилась в Божественность и с Нею не слилась, но совлечена, а вместо нее принята Божественная Человечность.

С Божественною Человечностью, в Которой Он был, находясь в состоянии Прославления, и в которой днесь пребывает в вечности, совпадает следующее в Учении:

Хотя наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и Человек, но не два, а один Христос, и притом Он совершенно один, ибо одно Лицо, потому что, как душа с телом составляют одного Человека, так Бог и Человек составляют одного Христа.

60. Бог и Человек в Господе, по Учению, не два, а одно Лицо, они же составляют такое единение, как душа с телом составляет одно, это ясно видно из многих мест, Им Самим сказанных, как, например: "Отец и Он одно суть", "все Отца принадлежит Ему, и Все Его принадлежит Отцу"; "Он в Отце и Отец в Нем"; "все дано в Его руку"; "Ему принадлежит всякая власть"; "Он есть Бог Неба и земли", "верующий в Него имеет жизнь вечную"; и затем: "Он вознесся на Небо Божественностью и Человечностью, и там возсел одесную Бога", то есть Он Всемогущ; и много других мест, в большом обилии выше приведенных из Слова об Его Божественной Человечности. Все эти места свидетельствуют, что Бог Один, как лицом, так и естеством, в котором содержится Троица, и Этот Бог есть Господь.

61. Сначала только это возвещается о Господе, ибо в Ап. Гл 21 и 22 предсказано, что новая Церковь будет установлена Господом в конце первой, и в Ней это будет Самым Главным правилом.

Эта Церковь там разумеется под Новым Иерусалимом, и в нее может вступить только тот, который признает Одного Господа за Бога Неба и земли; и Я могу возвестить, что Все Небо признает одного только Господа, не признающий же не допускается до Неба; ибо Небо становится Небом от Господа. Это самое Признание любовью и верою производит то, что они там пребывают в Господе, и Господь в них, как Сам Господь учит этому у Иоанна:

В тот день познаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас Ин. 14: 20.

Затем у Него же:

Пребудьте во Мне и Я в вас: Я есмь Виноградная лоза, вы ветви, пребывающий во Мне и Я в Нем, сей носит плода много, ибо отдельно от Меня не можете творить ничего; ежели кто не пребудет во Мне, то извергнется вон Ин. 15: 4. 5. 6.

Потом Ин. 17: 22. 23.

Этого прежде не было видно из Слова, ибо если бы и было прежде видно, то не было бы принято; потому что еще не был совершен Последний Суд. До него же Адское могущество превышало Небесное могущество, а Человек пребывает в средине между Небом и Адом, поэтому, если бы было прежде усмотрено, то Дьявол, то есть Ад, исторг бы из их сердец и даже осквернил бы. Это состояние Адского могущества совершенно сокрушено Последним Судом, ныне совершенным; после него, поэтому, ныне всякий человек, может, если только захочет; быть в озарении и сделаться мудрым. Об этом предмете смотри написанное в сочинении о Небе и Аде, 589-596 и 597-603, а потом в небольшом сочинении о Последнем Суде 65-72 и 73-74.