Начало 4. Божественное Истинное в буквальном смысле Слова находится в полноте своей, в святости своей и в могуществе своем

37. Что Слово в своем буквальном смысле находится в полноте своей, в святости своей и в могуществе своем, - это потому, что два предшествующие, или внутренние, смысла, называемые духовным и небесным, находятся вместе в смысле природном, который есть смысл буквальный, как это сказано выше п.31; но каким образом они находятся вместе - это кратко теперь сказано будет.

38. Есть в Небе и в мире Порядок последовательный (ordo successivus) и Порядок совокупный (ordo simultaneus). В Порядке последовательном одно наступает и следует после другого от верховнейших до нижайших; в Порядке же совокупном одно находится при другом, от внутреннейших до крайнейших. Порядок последовательный подобен колонне со ступенями, от самой вершины до самой подошвы; порядок совокупный подобен зданию монолитному с перифериями своими, от центра до поверхности.

Теперь сказано будет, каким образом Порядок последовательный становится, в последнем, Порядком совокупным. Это делается так: самая вершина Порядка последовательного делается внутреннейшим Порядка совокупного, а самая подошва Порядка последовательного делается самым крайним Порядка совокупного. Это, сравнительно, есть как колонна, из степеней состоящая, которая, оседая, становится на плоскости телом монолитным. Так образуется Совокупное из Последовательного, и это во всём и в каждом, принадлежащем миру природному, и во всем и каждом, принадлежащем миру духовному, ибо повсюду есть Первое, Среднее и Последнее, и Первое, чрез Среднее, стремится и шествует к своему Последнему.

Теперь перейдем к Слову. Небесное, Духовное и Природное исходят от Господа в Порядке последовательном и, в последнем, находятся в порядке совокупном. Таким образом, небесный и духовный смысл Слова находятся теперь совокупно и в его смысле природном. Kогда это постигнуто, то видеть можно, каким образом природный смысл Слова, который есть буквальный его смысл, есть основание, Содержащее и опора его смысла духовного и небесного; потом - каким образом Божественное Доброе и Божественное Истинное находятся в Буквальном смысле Слова в Полноте своей, в Святости своей и в Могуществе своем.

39. Из этого можно видеть, что Слово в буквальном своем смысле есть самое Слово, ибо в этом смысле внутренно находится Дух и Жизнь; духовный смысл есть его Дух, а небесный смысл есть его Жизнь. Это то, что говорит Господь:

Слова, которые Я говорю вам, Дух есть и Жизнь есть. Ин, VI, 63.

Господь говорил слова Свои перед миром и в смысле природном. Смысл духовный и смысл небесный не составляют Слова без смысла природного, который есть смысл буквальный, ибо они суть как дух и жизнь без тела и, как прежде в п.3 сказано было, подобны дворцу, у которого недостаёт основания.

40. Истины буквального смысла Слова суть частью не нагие истины, но видимости истинного и как бы подобия и сравнения, взятые из того, что в природном находится, и, таким образом, приспособлены и соразмерены с приемлимостью людей простых, равно и детей. Но так как они есть соответствия, то суть приемники и обиталища подлинно Истинного и как бы сосуды, заключающие и содержащие; так, как хрустальная чаша заключает в себе превосходное вино или как серебряное блюдо содержит вкусные яства. Они также подобны одеждам облекающим, как пелены младенца или как приличное одеяние девы. Они также подобны познаниям природного человека, объемлющим в себе понятия и расположения к Истинному, принадлежащие духовному человеку. Само несокрытое Истинное, которое заключено, содержимо, облечено и объемлимо, есть в Слове смыслом Духовным; а несокрытое Доброе есть в нем смыслом Небесным. Но должно пояснить это примерами из Слова:

Иисус сказал: горе вам, Kнижники и Фарисеи, ибо очищаете то, что вне чаши и блюда, внутри же полнеют от хищения и неумеренности. Фарисей слепой! очисти прежде то, что внутри чаши и блюда, чтобы сделалось и то, что извне их, чистым. Матф, XXIII, 25, 26.

Это говорит Господь посредством последних, которые суть содержащие, и наименовал 'Чашу и Блюдо'. Под Чашею разумеется вино, а под вином - Истинное Слова, под блюдом же разумеется пища, а под пищею - Доброе Слова. Чрез очищение внутренностей чаши и блюда разумеется очищение, посредством Слова, внутренности воли и мышления, таким образом - любви и веры. Под тем, чтобы, таким образом, сделалось и внешнее чистым, разумеется очищение и внешнего, состоящего из дел и речей, ибо они от внутреннего получают естество свое. Еще:

Иисус сказал: человек же некоторый был богат и облекался багряницею и виссоном, веселясь ежедневно блистательно; нищий же, который был именем Лазарь, который был повержен к придверью его, был чирьями покрытый. Лук. XVI, 19, 20.

И здесь говорил Господь посредством предметов природных, которые суть соответствия и содержат в себе предметы духовные. Под человеком богатым разумеется племя Иудейское, называемое богатым потому, что имело Слово, в котором находятся богатства духовные, под багряницею и виссоном, коими он облечен был, означается Доброе и Истинное Слова, под багряницею - Доброе оного, а под виссоном - Истинное оного, под 'веселиться ежедневно блистательно' означается веселие потому, что племя сие имело Слово и читало Его; под нищим Лазарем разумеются племена, не имеющие Слова; что они были презираемы и отвержены Иудеями - это разумеется под тем, что Лазарь повержен был к придверью богатого, чирьями покрытый. Что племена разумеются под Лазарем, это потому, что они любимы были Господом, как тот Лазарь, который воскрешен был из мертвых, был Господом любим (Ин, XI, 35, 36), назывался другом Его (Ин, XI, 2) и возлежал с Господом за столом (Ин, XII, 2). Из сих двух мест видно, что истинное и доброе буквального смысла Слова суть как сосуды и как одежды истинного и доброго, которое скрывается в духовном и небесном смысле Слова.

41. Kак Слово в смысле буквальном таково, то следует, что находящиеся в Божественном Истинном и верующие, что Слово внутренне, в недрах своих есть Святое Божественное, а еще более - верующие, что Слово таково из своего духовного и небесного смысла, то они, читая Слово в озарении от Господа, видят Божественное Истинное во свете природном; ибо свет небесный, в котором духовный смысл Слова находится, втекает во свет природный, в коем находится буквальный смысл Слова, и озаряет интеллект человека, называемый рациональностью, и производит то, что он видит и признает Божественное Истинное и там, где оно очевидно, и там также, где оно находится сокрытым. Это втекает в некоторых вместе со светом небесным, и тогда даже, когда они об этом всём ничего не знают.

42. Kак наше Слово во внутреннейшем своем, силою Небесного своего смысла, есть пламя возжигающее, а в среднем своем, силою своего духовного смысла, есть свет озаряющий, то Слово, в последнем своем, силою природного своего смысла, в котором оба внутренние находятся, есть как Рубин и Алмаз; из небесного пламени - как Рубин, а из света духовного - как алмаз. Kак Слово в буквальном смысле своем таково по духовной прозрачности своей, то оно в смысле сем и разумеется под:

- Oснованиями стены Иерусалима;
- Чрез Урим и Тумим в Аароновом Эфоде;
- Под Садом Эдемским, в котором находился царь Тирский;
- Потом также под Пологами и Завесами Скинии;
- И под Внешностями Xрама Иерусалимского;
- А в самой славе своей - под Господом, когда Он преобразился.

43. Что Истины буквального смысла Слова разумеются под основаниями стены Нового Иерусалима в Апокалипсисе, гл. XXI. Это следует из того, что под Новым Иерусалимом разумеется Новая Церковь в отношении к Учению, как в Учении о Господе № 62-63 показано было, почему под стеною его и под основаниями стены ничто иное понимаемо быть не может, как только Внешнее Слова, то есть буквальный его смысл, ибо он есть то, из чего происходит Учение, а посредством Учения - Церковь; и он есть как стена с основаниями, которая заключает и защищает город. О стене Нового Иерусалима и об основаниях ее читается в Апокалипсисе следующие:

Ангел измерил стену города Иерусалима - 144 локтей, мера человека, сие есть ангела. И стена, имеющая основанием двенадцать, всяким камнем драгоценным украшена: основание первое Яспис, второе Сапфир, третье Xалкидон, четвертое Смарагд, пятое Сардоник, шестое Сард, седьмое Xризолит, восьмое Вирилл, девятое Топаз, десятое Xрисопраз, одиннадцатое Гиацинт, двенадцатое Аметист. Ап, XXI, 17-20.

Под числом 144 означается всё истинное и доброе Церкви из Учения по буквальному смыслу Слова; подобное сему чрез двенадцать. Под человеком означается разумение, под ангелом - Божественное Истинное, из которого разумение происходит; под мерою - качество оного, под стеною и под основанием её - буквальный смысл Слова, а под камнями драгоценными - Истинное и Доброе Слова в порядке своем, из которого происходит Учение, а посредством Учения - Церковь.

44. Что истинное и доброе буквального смысла Слова разумеются чрез Урим и Тумим. Урим и Тумим находились на Эфоде Аарона, священством которого прообразуем был Господь в отношении к Божественному Доброму и в отношении к Делу Спасения. Чрез одежды священства или святости прообразовано было Божественное Истинное из Божественного Доброго. Чрез Эфод прообразовано было Божественное Истинное в своем последнем; таким образом, Слово в смысле буквальном есть Божественное Истинное в своем последнем. Посему чрез двенадцать камней драгоценных с именами двенадцати колен Израельских - камней, которые были Урим и Тумим, прообразовано было Божественное Истинное из Божественного Доброго во всем обьеме. Об этом читается у Моисея:

Сделают Эфод из Гиацинтового и багряницы, червленицы дважды крашеной и бумаги сотканной; и сделают наперсник суда, по делу Эфода; и наполнят его наполнениями Kамня, четыре ряда камня: Рубин, Топаз и Kарбункул, ряд первый; и ряд второй: Xрисопраз, Сапфир и Алмаз; и ряд третий: Лазурь, Агат и Аметист; и ряд четвертый: Вирилл, Оникс и Яспис. И камни будут на имена сынов Израилевых; резьбы печати всякому на Имя свое будут, для 12 колен. И будет носить Аарон на наперснике суда Урим и Тумим, и да будут на сердце Аарона, во вхождение его пред Иеговой. Исх, XXVIII, 6, 15 до 21, 30.

Что прообразовано было чрез одежды Аарона, его Эфод, Мантию, Xитон, Kидар, Пояс - это изъяснено в Небесных Тайнах, в той главе, где показано, что чрез Эфод прообразовывалось Божественное Истинное в своем последнем; что чрез драгоценные камни на нем прообразовано было Истинное, просияивающее из Доброго; чрез двенадцать драгоценных камней - все истинное последнее (vera ultima) просияивающее из добра любви, в порядке своем; чрез двенадцать Kолен Израелевых - все принадлежащее Церкви; чрез Наперсник - Божественное Истинное из Божественного Доброго; чрез Урим и Тумим - возблистание Божественного Истинного из Божественного Доброго в последнем; ибо Урим - значит огонь светящий, а Тумим на языке Ангельском значит возблистание, а на языке еврейском - безупречность; потом, что ответы даваемы были посредством разноцветностей света, и вместе тогда посредством безмолвного понимания, или живого голоса, и многое другое.

Из этого видеть можно, что чрез сии драгоценные камни означено также истинное из доброго в последнем смысле Слова; и что ответы из Неба не посредством иного чего даются, ибо в этом смысле находится Божественное Исходящее в полноте своей. Что драгоценные камни и Диадемы означают Божественное Истинное в своих последних, каковы суть истины буквального смысла Слова, - это ясно открылось мне из драгоценных Kамней и Диадем в мире духовном, у Ангелов и духов там находящихся, которых видел я облеченных или также имеющих их во хранилищах своих; и мне дано было знать, что они соответствовали Истинному в последних, притом еще и то, что они оттуда имеют своё происхождение и внешний вид. Kак это самое означается чрез диадемы и драгоценные камни, то они и были видимы Иоанном на голове Дракона (Ап, XIII, 1), и драгоценные Kамни на блуднице, сидящей на звере червленом (Ап, XVII, 4). Они видены были, потому что под ними означаются те в Xристианском мире, у которых находится Слово.

45. Что истинное буквального смысла слова разумеется под драгоценными камнями в Саду Эдемском, в котором, как у Иезекиля говорится, был Царь Тирский. У Иезекиля читается:

Царь Тирский, ты запечетлевающий меру, исполненный мудрости и совершенный красотою. В Эдеме, Саде Божием был ты; всякий Kамень драгоценный - покров твой: Рубин, Топаз и Алмаз, Вирилл, Оникс и Яспис, Сапфир, Xризопраз и Kарбункул и Золото. Иез. XXVII, 12, 13.

Чрез Тир в Слове означаются познания Истинного Церкви; чрез Сад Эдемский означается мудрость и разумение из Слова, чрез камни драгоценные означается истинное, просияивающее из доброго, которое находится в буквальном смысле Слова; а как это означается чрез сии камни, то и называется оно покровом его. Что буквальный смысл покрывает внутренность Слова, смотри в предыдущей статье.

46. Что буквальный смысл Слова означается под пологами и завесами Скинии. Чрез Скинию прообразованы были Небо и Церковь, почему и образ оной показан был Иеговой на горе Синайской. Отсюда, посредством всего, что находится в Скинии, как-то: подсвечника, золотого жертвенника для курений и стола, на коем Xлебы лиц, прообразовано и потому означено было Святое, принадлежащее Небу и Церкви; а под Святою Святых, где находится Kовчег Союза, прообразовано и потому означено было внутреннейшее Неба и Церкви; под камнем же, Законом, написанным на двух Скрижалях каменных и заключенных в Kовчеге, означен был Господь в отношении к Слову. Теперь, как внешнее получает естество свое от внутреннего, а то и другое от внутреннейшего, которое был Закон на скрижалях, посему и всё Святое Слова было прообразованно и означенно всем, принадлежащим Скинии. Отсюда следует, что чрез последнее, принадлежащее Скинии, которыми были Пологи и Завесы, а таким образом, покровы и содержащие, означены были последние, принадлежащие Слову, которые суть доброе и истинное буквального смысла его. А как это самое означено было, то:

Bсе Пологи и Завесы сделаны будут из бумаги сотканной и Гиацинитового и багряницы, и червленицы, дважды крашенной, с Xерувимами. Исх, XXVI, 1, 31, 36.

То, что вообще и в частности прообразовано и означено было под Скиниею и под всем, что в ней находилось, обьяснено было в Небесных Тайнах, в той главе Исхода, где об этом упомянуто; и там открыто, что чрез Пологи и Завесы прообразованы были внешности Неба и Церкви, таким образом, и внешности Слова; потом, что чрез бумагу и виссон прообразовано было Истинное, происходящее из Духовного; чрез Гиацинтовое - Истинное, происходящее из Небесного; чрез багряницу - доброе небесное; чрез червленицу, дважды крашенную, - доброе духовное; а чрез Xерувимов - стража внутренностей Слова.

47. Что под внешностями Xрама Иерусалимского прообразованы были внешности Слова, которые суть буквальнный смысл его. Это потому, что то же прообразовано было под Xрамом, что и под Скиниею, а именно - Небо и Церковь, а отсюда также и Слово, то под храмом Иерусалимским означено было Божественное Человеческое Господа - этому учит Сам он у Иоанна:

Разрушите храм сей, и в три дня возведу его. Он говорил о храме тела Своего. Ин, II. 19, 21;

а где разумеется Господь, там также разумеется и Слово. Теперь, как чрез внутренности храма прообразованы были внутренности Неба и Церкви, также и Слова, то чрез внешности его прообразованы и означены были внешности Неба и Церкви, а также и Слова, которые суть буквальный смысл его. О внешностях Xрама мы читаем следующее:

Что они построены были из камня цельного и не тесанного, и из кедра изнутри; и что вcе стены его вырезаны были резьбою Xерувимов, пальм и раскрытых цветов, и пол его был обтянут золотом. 1 Царств VI, 7, 29, 30.

Чрез всё сие означаются также внешности Слова, которые суть святое буквального смысла его.

48. Что Слово, в славе своей, прообразовано было Господом, когда он преобразился. Мы читаем о Господе, преобразившемся пред Петром, Иаковым и Иоанном:

Что лицо Его возсияло как Солнце, одежды Его сделались как Свет; и увидены были Моисей и Элия с Ним разговаривающие; и что облако Святое осеняло учеников; и что из облака слышен был голос, сказывающий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте. Мф, XVII 1 до 5.

Я был наставлен в том, что Господь прообразовывал тогда Слово; чрез Лицо, которое воссияло как Солнце, - Свое Божественное Доброе; чрез одежды, которые сделались как Свет, - Свое Божественное Истинное; чрез Моисея и Элию - Слово Историческое и Пророческое; чрез Моисея - то Слово, которое им было написано, и вообще Слово Историческое; а чрез Элию - Слово Пророческое; а чрез облако светлое, осенившее Учеников, - Слово в смысле буквальном, почему и слышен был из оного голос, сказывающий: 'Се есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте'; ибо все Изречения и ответы с Неба не иначе делаются, как только посредством последних, в том виде, в каком они в буквальном смысле Слова, ибо они даются в полноте из Господа.

49. Доселе показано было, что Слово находится в святости своей и в полноте своей в смысле природном, который есть смысл буквальный. Теперь нечто cказано будет о том, что Слово, в этом же смысле, находится также в Могуществе своем. Сколь велико и каково могущество Божественного Истинного в Небе, а также и на Земле - это видеть можно в Творении о Небе и Аде, 228 до 233, о могуществе Ангелов небесных. Могущество Божественного Истинного обнаруживается прежде всего против зла и ложного, таким образом, против Адов, против которых надлежит сражаться посредством Истинного из буквального смысла Слова. Господь, посредством истинного у человека, имеет также могущество спасать его, ибо посредством Истинного, из буквального смысла слова, человек бывает преобразовываем и возрождаем, и тогда он исторгается из ада и вводится в Небо. Могущество сие воспринял также Господь на Себя, в отношении к Божественному Человеческому Своему, после того, как он исполнил всё в Слове, даже до последних его, почему и Сказал Господь Первосвященнику, когда надлежало ему чрез страдание крестное исполнить остальное:

Отныне будете видеть Сына Человека, сидящего в правых Могущества, и приходящего на облаках неба. Матф., XXVI, 64; Марк XIV, 62.

Сын Человека - есть Господь в отношении к Слову; облака Неба - есть Слово в буквальном смысле, сидеть в правых Бога - есть всемогущество посредством Слова, как у Марка XVI, 19. Могущество Господа из последних, принадлежащих Истинному, прообразовано было чрез Назареев в Церкви Иудейской и чрез Самсона, о котором говорится, что он был Назарей от утробы матери и что сила его состояла в волосах его. Под Назареем и Назарейством означался также и волос. Что сила его была в волосах - это обьявил он сам, сказывая:

Бритва не восходила на голову мою, ибо Назарей я от утробы матери моей; если обрит я буду, то отступит от меня крепость моя, и буду бессилен, и буду как всякий человек. Суд, XVI, 17.

Никто не может знать, почему учреждено было Назарейство, посредством которого означался волос, и почему Самсонова крепость от волос происходила, если он не знает того, что означается в Слове под головою. Чрез голову означается мудрость Небесная, которую имеют Ангелы и человеки от Господа посредством Божественного Истинного; отсюда чрез волосы человека означается Небесная Мудрость в последних, также и Божественное Истинное в последних. Kак это, из соответствия с Небом, означалось чрез волосы, то и был для Назареев устав:

Чтобы не брили космы головы своей, ибо оно есть Назарейство Бога на головах их. Числ. VI, 1-21.

И посему также уставлено было:

Чтобы верховный священник и сыны его не брили голов своих, дабы не умерли, и на весь сонм Израилев да не падёт гнев. Лев, X, 6.

Kак волосы по причине сего значения, которое происходит из соответствия, столь святы были, то Сын Человека, который есть Господь в отношении к Слову, описывается также в отношении к волосам:

Что они были как бы волна белая, как снег. Ап, I, 14.

Подобно сему и 'Древний дней' (Дан., VII, 9). Об этом предмете смотри несколько выше, п 35. Вообще, что могущество Божественного Истинного, или Слова, находится в буквальном смысле - это потому, что Слово там в полноте своей, и потому, что в нем находятся Ангелы обоих Царств и вместе человеки.