Начало 7. Слово находится во всех Небесах и из него проистекает мудрость ангельская

70. Что Слово находится в Небесах, это доселе не было известно, и не могло сделаться известным, доколе Церковь не знала того, что ангелы и духи суть люди, подобные людям в мире, и что у них есть предметы, во всех отношениях подобные тем, которые у людей находятся, с тою только разницей, что они духовные, и что все, что у них, имеет начало духовное; и что люди в мире природны, и что все, что у них, имеет начало природное. Доколе это было сокрыто, невозможно было знать, что Слово также находится в Небесах и что оно там читается ангелами, равно и теми духами, которые под Небесами. Но дабы это не всегда скрытым осталось, дано было мне находиться в сообществе с ангелами и духами и говорить с ними, и видеть то, что у них есть, и рассказать потом многое из того, что слышал я и видел. Это сделано в творении о Небе и Аде, изданном в Лондоне в 1758 году, из которого видеть можно, что ангелы и духи суть люди и что у них во множестве находится всё, что и у людей в мире. Что ангелы и духи суть люди, смотри в этом творении п. 73 до 77 и 453 до 456; что у них есть предметы, подобные тем, которые у людей в мире находятся - п. 170 до 190; потом и то также, что у них есть Богослужение и Проповеди во Xрамах, п. 221 до 227; и что у них есть письмена, равно и книги, п. 258 до 264, и что они имеют Слово - п. 259.

71. Что касается до Слова в Небе, то оно написано слогом духовным, который совершенно различествует от слога природного. Духовный слог состоит из одних только букв, из которых каждая заключает в себе смысл; и есть над буквами точки, возвышающие смысл. У ангелов духовного царства буквы подобны печатным буквам в нашем мире, а буквы у ангелов небесного царства, из которых каждая также заключает в себе смысл, подобны древним Еврейским буквам, разным образом особенным, со знаками вверху и внизу.

Kак письмена их таковы, то и нет в Слове никаких имен и мест, которые в нашем Слове встречаются, но вместо имен находятся самые вещи, ими означаемые, как то: вместо Моисея - Слово Историческое, вместо Элии - Слово Пророческое, вместо Авраама, Исаака и Иакова - Господь в отношении к Божественному и Божественному человеческому; вместо Аарона - священство, вместо Давида - царственность, и то и другое - Господне; вместо имен двенадцати сынов Иакова или колен Израиля - различные предметы Неба и Церкви; подобно же и вместо двенадцати Учеников Господних; вместо Сиона и Иерусалима - Церковь в отношении к Слову и в отношении к Учению из Слова; вместо земли Xанаанской - сама Церковь, вместо городов в ней, по сию и по ту сторону Иордана, - различные предметы Церкви и Учения ее; также и в отношении к прочему. То же самое и относительно чисел: их нет в том Слове, которое в Небе, но вместо них самые вещи, коим числа нашего Слова соответствуют. Из этого видеть можно, что Слово в Небе есть Слово, соответствующее нашему Слову, и что они таким образом одно; ибо соответствия составляют одно.

72. Удивительно, что Слово в Небесах так написано, что простые различают его просто, а мудрые - мудро; ибо много находится точек и знаков над буквами, которые, как сказано, возвышают смысл. Простые не обращают на них внимания, менее того знают их; мудрые же обращают внимание, каждый по мере мудрости своей, даже до высшей степени. Один список Слова, написанный Ангелами, вдохновительными от Господа, сохраняется у каждого большого общества Небесного, в Святилищах его, дабы в других местах не было оно изменено в отношении какой-нибудь точки. Xотя наше Слово и подобно Слову в Небе в том, что простые разумеют его просто, а мудрые мудро, но это делается другим образом.

73. Что вся мудрость сообщается Ангелам посредством Слова - это признают они сами, ибо поскольку разумеют они Слово, постольку находятся они во свете. Свет небесный есть Божественная Премудрость, которая пред очами их есть Свет. В Святилище, где список Слова сохраняется, есть пламенеющий и белый Свет, превосходящий все степени Света, вне его в Небе находящегося. Причина сему та самая, о которой упомянуто выше, а именно - что Господь находится в Слове.

74. Мудрость Небесных ангелов превосходит мудрость ангелов Духовных почти столько же, сколько мудрость ангелов Духовных превосходит мудрость человеческую; и это по той причине, что Небесные ангелы состоят в добре Любви от Господа, а Духовные ангелы - в истинном Премудрости от Господа. А где находится добро любви, там вместе обитает и премудрость; где же находится Истинное, там не более обитает Премудрости, как только в соотношении, насколько, вместе с тем, бывает там и добра любви. Это есть причина, почему Слово в Царстве Небесном написано иначе, чем Слово в Царстве Духовном; ибо в Слове Царства Небесного выражено добро любви, знаки же суть чувства; а в Слове Царства Духовного выражено истинное премудрости, знаки же суть понимания.

75. Из сего заключить можно, какая Премудрость сокровенно заключена в Слове, находящимся в мире; ибо вся неизречимая мудрость Ангельская скрывается в нём; потому что оно есть её содержащее; и в неё после смерти приходит тот человек, которого Господь посредством Слова делает Ангелом.