Начало 9. В частностях Слова находится супружество Господа и Церкви, а отсюда супружество доброго и истинного

80. Что в частностях Слова находится супружество Господа и Церкви, а отсюда супружество Доброго и Истинного - этого доныне не ведали, и нельзя было ведать потому, что духовный смысл Слова прежде открыт не был, и что сие не иначе увидеть можно, как только посредством его одного. Ибо в Слове есть два смысла, сокрытые в буквальном его смысле: духовный и небесный. То, что в Слове находится в духовном смысле, относится более к Церкви, а в небесном - более к Господу. Потом, это же в духовном смысле относится к Божественному Истинному, а в небесном - к Божественному Доброму. Отсюда в буквальном смысле Слова и происходит это супружество. Но это никому не бывает видимо, если он из духовного и небесного смысла Слова не знает значения слов и имен; ибо некоторые слова и имена возвещают о добром, а некоторые об истинном, некоторые же заключают в себе и то и другое. Почему без этого познания и видеть нельзя было упомянутого супружества и в частностях Слова. Вот причина, почему тайна сия не была открыта прежде.

81. Kак такое супружество находится в частностях Слова, то оттого в нем многократно встречаются по два выражения, кажущиеся как бы повторениями одной и той же вещи; однако же они не повторение, но одно из них относится к доброму, а другое - к истинному, а оба, вместе взятые, составляют союз их, таким образом, одну вещь. Отсюда и происходит Божественность Слова и Святость его; ибо во всяком деле Божием Доброе находится в соединении с Истинным, а Истинное - в соединении с Добрым.

82. Сказано, что в частностях Слова находится супружество Господа и Церкви, а отсюда супружество Доброго и Истинного, то это потому, что где находится супружество Господа и Церкви, там есть и супружество Доброго и Истинного, потому что второе происходит от первого; ибо когда Церковь, или человек Церкви, находится в истинном, то Господь благом влияет на истинное и оживляет оное; или, что то же самое, когда Церковь, или человек Церкви, находится посредством слышанного в разумении, тогда Господь посредством добра любви и любодеятельности влияет на разумение его и, таким образом, вливает в него жизнь.

83. Есть у каждого человека две способности жизни, которые называются разумом и волею. Разум есть приемник истинного, а отсюда - мудрости, а Воля есть приемник любви. Они должны составить одно для того, чтобы человек был человеком Церкви, и они тогда составляют одно, когда человек образует разум свой из подлинно истинного, что, по видимостям, кажется происходящим как бы от него самого; и тогда воля его наполняется добром любви, что от Господа происходит. Отсюда имеет человек жизнь истинного и жизнь доброго; жизнь истинного в разуме из воли, а жизнь доброго в воле посредством разума. Это самое составляет супружество истинного и доброго у человека, а тогда и супружество Господа и Церкви у него. Но об этом взаимном соединении, называемом здесь супружеством, видно будет в Мудрости Ангельской о Божественном Провидении, о Божественной Любви и о Божественной Премудрости, и о Жизни.

84. Что в Слове находится по два выражения, кажущиеся как бы повторениями одной и той же вещи, это могут внимательные читатели сами видеть, как-то: брат и сообщник, нищий и скудный, пустыня и уединение, порожность и пустота, враг и неприятель, грех и беззаконие, гнев и ярость, племя и народ, радость и веселие, сетование и плач, правда и суд, и проч. Они кажутся однозначащими, хотя не таковы; ибо брат, нищий, пустыня, порожность, враг, грех, гнев, племя, радость, сетование, правда - возвещают о добре, а в противоположном смысле о зле; а сообщник, скудный, уединение, пустота, неприятель, беззаконие, ярость, народ, веселие, плач, суд - возвещают об истинном, а в противоположном смысле - о ложном; однако же читателю, не знающему тайны сей, кажется, что нищий и скудный, пустыня и порожность, враг и неприятель - суть одно и то же, подобно сему грех и беззаконие, гнев и ярость, племя и народ, радость и веселие, сетование и плач, правда и суд, хотя они не одно и то же, но становятся одним посредством соединения.

В Слове совокупно употребляется также многое, как-то: огонь и пламя, золото и серебро, медь и железо, дерево и камень, хлеб и вода, багряница и виссон и проч; и это потому, что огонь, золото, медь, дерево, хлеб, багряница - означают доброе, а пламень, серебро, железо, камень, вода, вино и виссон - означают истинное. Подобно сему и сказанное, что Бога должно любить от всего сердца и от всей души, и что Бог сотворит в человеке сердце новое и дух новый; ибо сердце возвещает о добре любви, а душа об истине из того доброго. Есть также слова, которые, будучи причастны к тому и другому - как к доброму, так и к истинному - употребляются одни, без присоединения других. Но это и многое другое никому видимо не представляется, как только ангелам и тем, которые, находясь в природном смысле, находятся также и в смысле духовном.

85. Показать из Слова, что есть в нем такие двойственные выражения, кажущиеся как бы повторениями одной и той же вещи, был бы труд обширный; ибо это наполнило бы целую книгу. Но чтобы удалить сомнение, хочу я привести те места, где упоминаются Суд и Правда вместе, потом, где Племя и народ, также и где Радость и Веселие.

Места, где нарицаются Суд и Правда, суть следующие:

Город был полон суда, и правда там ночевала. Иес. 1, 21;
Сион в суде искупителя, и возвращенные его в правде. Иес. 1, 27;
И возвысится Иегова Саваоф в суде, и Бог святый да святится в правде. Иес. V, 16;
(Будет сидеть) на престоле Давида и на царстве его, чтобы утвердить его в суде и в правде. Иес. IX, 6;
Да возвысится Иегова, ибо обитает высоко, наполнил Сион судом и правдою. Иес. XXXIII, 5;
Сказано Иеговою, стерегите и делайте правду; ибо близко спасение Мое, и правда Моя, чтобы открываться. Иес. LVI, 1;
Kак бы племя, которое правду делало, и суд Бога своего не оставило: будут просить судов правды. Иес. LVIII, 2;
Поклянешься животом Иеговы в суде и в правде. Иер. IV, 2;
Но в сем да хвалится хвалящийся, что я Иегова, делающий суд и правду на земле. Иер. IX, 23;
Делайте суд и правду, и горе строящему дом свой без правды, и горницы свои без суда;
Отец твой не сделал ли суд и правду. Тогда добро ему. Иер. XXII, 3, 13, 15;
Возбужу Давиду росток праведный, и будет царствовать Царь и сделает суд и правду на земле. Иерем. XXIII, 5. Гл. XXXIII, 15;
И муж если будет праведен, и сделает суд и правду. Иез. XVIII, 5;
Если нечестивый обратится, и сделает суд и правду, не помянутся ему, суд и правду делает, истинно, будет жить. Иез. XXXIII, 14,16,19;
И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя мне в правде и суде, в благости и милосердии. Осс. II, 19;
Пусть как вода течёт суд и правда - как поток сильный. Амос. V, 24;
Превратили вы жизнь в суд, и Глас правды в полынь. Амос, VI, 12;
Иегова оспорит спор мой, и сделает суд мне, выведет меня на свет, увижу в правде Его. Мих. VII, 9;
Иегова, правда твоя, как горы Божии; суды твои, как бездна великая. Пс. XXXVI, 6;
(Иегова) выведет как свет правду Твою и суд Tвой как полдень. Пс. XXXVII, 6;
(Иегова) судить будет народ твой в правде, и скорбных твоих в суде. Пс. LXXII, 2;
Правда и суд подпоры твоего трона. Пс. LXXXIX, 14;
Kогда научусь судам правды Твоей, cемижды в день хвалю тебя за суды правды Твоей. Пс. СXIX, 7, 164;
Правду Иеговы делает, и суды Его с Израилем. Втор. XXXIII, 21;
Дух истины будет обличать мир о правде и о суде. Иоан. XVI, 8, 10, 11;

и в других местах. Что суд и правда столь часто упоминаются - это потому, что 'суд' говорится об истинном, а 'правда' - о добром, почему чрез 'делать суд и правду' различается также делать из истинного и из доброго. Что Суд говорится об истинном, а Правда о добром - это потому, что правление Господа в Царстве Духовном называется Судом, а правление Господа в Царстве Небесном называется Правдою, о чем смотри в Творении о Небе и Аде п. 214, 215. Kак суд говорится об истинном, то и говорится в некоторых местах: "истина и правда", как у Иес. XI, 5, Пс. LXXXV, 11 и в других местах.

86. Что повторения как бы одной и той же вещи находятся в Слове по причине супружества Доброго и Истинного, это можно видеть еще из тех мест, где говорится 'Племена и народы'; как-то в следующем:

Горе племени греховному, народу, тяжелому неправдою. Иес. I, 4;
Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий; умножил Ты племя. Иес. IX, 12;
Асшур, посох гнева Моего, в племя лицемерное пошлю его, и на народ ярости Моей заповедаю его. Иес, X, 5, 6;
И cделается в день тот корень Иессеев, который стоящий в знамение народaм, племена будут искать. Иес. XI, 10;
(Иегова) поражающий народы в ярости поражением неуклонным, господствующий в гневе над племенами. Иес. XIV, 6;
Во время то, принесет дар Иегове Саваофу народ растянутый и разграбленный, племя измеренное и попранное. Иес. XVIII, 7;
Будет чтить Tебя народ сильный, города племен могущественных убоятся Тебя. Иес. XXV, 3;
(Иегова) поглотит оболочки над всеми народами и покров над всеми племенами. Иес. XXV, 7;
Приблизьтесь, племена, и народы, внимайте. Иес. XXXIV, 1;
Я призвал тебя в союз народу, во свет племен. Иес. XLII, 6;
Все племена да соберутся в одно, и сойдутся народы. Иес. XLIII, 9;
Се, подниму к племенам руку Мою, и к народам знамение Мое. Иес. XLIX, 22;
Свидетелем народам дал Я Его, Kнязем и Законодателем племенам. Иес. LV, 4,5;
Се народ приходящий из земли севера, и племя большое из боков земли. Иер. VI, 22;
Не дам слышать тебе более клеветы племен, и поруганий народов не понесем более. Иез. XXXVI, 15;
Все народы (и) племена Ему служить будут. Дан. VII, 14;
В пословицу их племена; для чего скажут в народах: где Бог их. Иоиль, II, 17;
Oстанки народа Моего разграбят их, и оставшиеся племена Моего наследуют их. Соф. II, 9;
Придут народы многие и племена могущие, чтобы искать Иегову Саваофа в Иерусалиме. Зах. VIII, 22;
Увидели очи мои спасительное Твое, которое уготовил пред лицем всех народов, свет в откровение племен. Лук. II, 30, 31, 32;
Искупил нас в крови Cвоей из всякого народа и племени. Апок. V, 9;
Надлежит тебе опять пророчествовать на Народы и Племена. Апок. X, 11;
Положишь меня в главу Племен; народ не знал я, будут работать мне. Пс. XVIII, 44;
Иегова разрушил совет племен, уничтожил замыслы народов. Пс. XXXIII, 10;
Ты полагаешь нас притчею в племенах, в кивание головы в народах. Пс. XLIV, 15;
Иегова покорит народы под ноги наши. Царствовал Бог над племенами, добровольные народов собрались. Пс. XLVII, 4 до 10;
Исповедают Тебя народы; возвеселятся и будут ликовать племена, ибо судить будешь народы прямотою, и племена на земле поведешь. Пс. LXVII, 3, 4, 5;
Вспомни меня, Иегова, в благоволении народа Твоего, чтобы веселиться в веселии племен Твоих. Пс. СVI, 4, 5.

Kроме других мест. Что наименовываются племена и вместе с тем народы - это потому, что под племенами разумеются находящиеся в добре и, в противоположном смысле, во зле, а под народами - находящиеся в истинном и, в противоположном смысле, в ложном; почему те, которые из Духовного царства Господа, именуются народом, а те, которые из Небесного царства Господа, именуются племенами. Ибо в Духовном царстве все находятся в истинном, а оттуда в мудрости, в небесном же Царстве находятся все в добре, а отсюда в любви.

87. Подобно сему причина, что где сказано 'Радость', сказано также и 'Веселие', как в следующих местах:

Се pадость и веселие убивая быка. Иес. XXII, 13;
Радость и Веселие настигнут, убегут печаль и стенание. Иес. XXXV, 10, LIII, 11;
Исчезли из дома Бога нашего Веселие и Радость. Иоель, 1, 16;
Заставлю престать голос Радости и голос Веселия. Иер. VII, 34;
Пост десятого месяца будет дому Иуды в Радость и в Веселие. Зах. VIII, 19;
Да возрадуемся во все дни наши, возвесели нас. Пс. XС, 14,15;
Веселитесь с Иерусалимом и pадуйтесь о нем. Иес. LXVI, 10;
Радуйся и веселись, дочь Эдома. Пс. IV, 21;
Возвеселятся Небеса и возрадуется Земля. Пс. XСVI, 11;
Дай услышать мне Радость и Веселие. Пс. LI, 10;
Радость и Веселие обретется в Сионе, исповедание и голос пения. Иес. LI, 3;
Будет Веселие, и многие о рождении Его Радоваться будут. Лук, 1, 14;
Заставлю престать голос Радости и голос Веселия, голос жениха и голос невесты. Иер. VII, 3,4, XVI, 9, XXV, 10;
Еще услышится в месте сем голос Радости и голос Веселия, голос жениха и голос невесты. Иер. XXXIII, 10, 11,

и в других местах. Причина, почему радость и веселие вместе упоминаются, та, что радость относится к добру, а веселие - к истине, или же радость относится к любви, а веселие относится к мудрости. Это потому так, что радость принадлежит сердцу, а веселие - духу, или же радость относится к воле, а веселие - к интеллекту. Что супружество Господа и Церкви в этих выражениях присутствует, очевидно из того, что сказано:

Голос радости и голос веселия, голос Жениха и голос Невесты. Иерем. VII. 34; XVI. 9; XXV. 10; XXXIII. 10, 11.

Господь здесь Жених, и Церковь - Невеста. Что Господь есть Жених, смотри Матф. IX. 15; Марк II. 19, 20: Лука V. 34, 35; и что Церковь - Невеста, смотри Откр. XXI. 2, 9; XXII. 17. И потому-то Иоанн Kреститель и говорит об Иисусе:

Имеющий Невесту Жених есть. Иоан. III. 29.

88. По причине супружества Господа с Церковью, или, что то же самое, по причине супружества Божественного Блага и Божественной Истины в каждой частности Слова, там постоянно упоминаемы 'Иегова' и 'Бог', а также 'Иегова' и 'Святый Израиль', как будто они двое, хотя они одним есть; ибо под 'Иеговой' понимаем Господь в отношении к Божественному Благу, и под 'Богом' - Господь в отношении к Божественному Истинному. Что 'Иегова' и 'Бог', потом 'Иегова' и 'Святый Израиль' упоминаются в весьма многих местах в Слове, но со всем тем, однако, разумеется здесь Единый, Kоторый есть Господь, - смотри в Учении о Господе п 34, 38 и 46.

89. Kак во всем и в частности Слова есть супружество Господа и Церкви, то видеть можно, что всё и каждое Слова вещает о Господе, как это доказывается в Учении о Господе п 1 до 7. Церковь, о которой то же говорится, есть также Господь; ибо Господь учит, что человек Церкви в Нем есть, и Сам Oн в нем (Иоанн, VI, 56, XIV, 20, 21, XV, 57).

90. Kак здесь говорится о Божественности и Святости Слова, то можно присовокупить нечто достопамятное к тому, что доселе было сказано. Однажды послан был из Неба ко мне свиток, начертанный еврейскими буквами, но написанными так, как употреблялось у древних, у коих эти буквы, которые ныне отчасти прямолинейные, были загнуты, с рожками кверху обращенными. Ангелы, находившиеся тогда при мне, говорили, что они постигают целый и полный смысл из собственно букв, и что постигают его, во первых, из особенности линий и из гребня буквы, и изьясняли, что они означают порознь и что в соединении, сказывая, что буква 'H', которая присовокуплена была к имени Авраама и Сары, означала Бесконечное и Вечное.

В русской традиции это буква 'A', но в латинском оригинале книги это буква 'H' - Abraham и Abram, Авраам и Аврам; из-за этого в русском переводе ускользает важная деталь, ибо добавленная к имении Авраама буква была взята из имени самого Иеговы - Jehovah, см. Тайны Неба п.1416).

Они также изъяснили предо мною смысл Слова в Псалме XXXI, ст. 2 из одних букв или слогов, почему смысл оных вообще был следующий: 'Что Господь милосерд и к тем, которые делают злое'. Они наставили меня в том, что в Третьем Небе письмо состоит из букв наклонённых и различным образом особенных, из которых каждая имеет смысл; и что там гласные служат для звука, соответствующего чувству, и что они в том Небе гласных "и" и "э" произносить не могут, но вместо них произносят "ай" и "эу", и что гласные "а", "о" и "у" в употреблении у них, потому что издают звук полный; потом, что не произносят твердо никаких согласных, но мягко, и что отсюда происходит то, что в некоторых еврейских буквах поставлены точки внутри в знак того, что они должны произносимы быть мягко, присовокупляя, что твердость в буквах в употреблении в духовном Небе, по той причине, что там находятся в истинном, истинное же допускается твердое, доброе же, в котором находятся Ангелы Царства Небесного или третьего Неба, этого не допускает. Они также говорили, что имеют у себя Слово, написанное согнутыми буквами с рожками и гребнями, имеющими значение; из сего открывалось, что значили сии слова Господа:

Иота одна или один рожок не прейдет от закона, пока не исполнится всё. Матф. V, 18.

Потом:

Легче есть Небу и земле прейти, нежели в Законе одному рожку отпасть. Лук. XVI, 17.