Начало 12. Прежде того Слова, которое ныне в мире, было Слово, которое ныне утеряно

101. Что прежде Слова, данного чрез Моисея и Пророков посреди племени Израильского, было Богослужение посредством жертвоприношений, и что из Уст Иеговы пророчествовали, это может быть доказано из упомянутого в книгах Моисея. Что известно было Богослужение посредством жертвоприношений - это доказывается из следующего:

Повелено было, чтобы сыны Израилевы алтарный пламень ниспровергнули, столпы их изломали и рощи иссекли. Исх. XXXIV, 13; Втор, VII, 5; XII, 3.

Что Израиль в Ситтиме начал блудодействовать с дочерьми Моава, они позвали народ к жертвам своим, и ел народ, и преклонился богам их и привязался преимущественно к Ваал-Фегору, и что возгорелся гнев Иеговы на Израиля за это (Числ. XXV, 1, 2, 3). Потом, что

Валаам, который был из Сирии, велел выстроить жертвенники, и жертвовал быков и овнов. Чис. XXII, 40, XXIII, 1, 2, 14, 29, 30.

Что также из уст Иеговы пророчествовали - это явствует из пророчества Валаама (Чис. XXIII, 7 до 10, 18 до 24; XXIV, 3 до 9, 16 до 24). Что он также пророчествовал о Господе:

Bзойдет звезда из Иакова, и Скипетр из Израиля. Чис. XXIV, 17.

Что он пророчествовал из уст Иеговы (Числ. XXII, 13, 18, XXIII, 3, 5, 8, 16, 26, XXIV, 1, 13). Из сего открывается, что у язычников было Богослужение, подобное Богослужению, установленному чрез Моисея у племени Израильского. Что оно существовало еще прежде времен Авраама - это некоторым образом проявляется из сказанного у Моисея (Bтор. XXXII, 7, 8); но это очевидно из сказанного о Малкисидеке, Царе Шалема, что он вынес Xлеб и Вино и благословил Авраама, и что Авраам дал ему десятины от всего (Быт. XIV, 18 до 20); и что Малкисидек прообразовывал Господа, ибо он именуется "Священником Богу Всевышнему" (Быт, XIV, 18); о Господе же сказано у Давида:

Ты священник на вечность, по образу Малкисидека. Пс, СX, 4.

Отсюда происходит и то, что Малкисидек вынес Xлеб и Вино как святыни Церкви, так как они в Таинстве Вечери суть святыни, и что Малкисидек мог благословить Авраама, и что Авраам дал ему десятины от всего.

102. Что Слово у Древних написано было одними соответствиями, но что оно потеряно, это было передано мне Ангелами небесными, и мне сказано было, что это Слово доселе у них сохраняется, и в употреблении у тех древних в их Небе, у которых оно находилось, когда они были в мире. Древние сии, у которых это Слово в Небе доселе в употреблении, были отчасти из земли Ханаанской и из сопредельных с нею, как-то: из Сирии, Месопотамии, Аравии, Xалдеи, Ассирии, из Египта, из Сидона, Тира и Ниневии. Обитатели всех этих царств имели прообразовательное богослужение, а отсюда и науку соответствий. Мудрость этих времен происходила от сей Науки, и посредством оной имели они понимание внутреннее и общение с Небом. Знавшие внутреннее соответствие того Слова называемы были Мудрыми и Разумными, а после того Предвещателями и Волхвами.

Но как то Слово наполнено было такими соответствиями, которые означали Небесное и Духовное отдаленно, и потому многие начали искажать его, то оно, по Божественному Промыслу Господа, в последствии времени стало исчезать и напоследок было утеряно; и дано было другое Слово, написанное не в столь отдалённых соответствиях; и это чрез Пророков у сынов Израилевых. Однако и в этом Слове удержаны многие имена мест, находящихся в земле Ханаанской и вокруг нее в Азии, и они в нём означают предметы, подобные тем, которые изображались в древнем Слове. По этой причине и приказано было Аврааму идти в ту землю, и потомки его, от Иакова происшедшие, введены были в нее.

103. Что Слово было у древних - это видно также и у Моисея, который о нем упоминает и заимствует нечто из него (Чис. XXI, 14, 15, 27 до 30), и что историческое этого Слова названо Войнами Иеговы, а пророческое - Изречениями. Из Исторического того Слова заимствовано Моисеем следующее:

Для того сказывается в книге Войн Иеговы: Вагеб в Суфе, и потоки Арнона, и изменение потока, которое склонилось к обители Ар, и оперлось к пределу Моава. Числ, XXI, 14, 15.

Под войнами Иеговы в том Слове разумелись и описаны были, так же, как в нашем, Брани Господа с Адом и победа над оным, когда Oн должен был прийти в мир. Эти же брани разумеются и описываются во многих местах исторической части нашего Слова, как-то: в Войнах Иисуса Навина с племенами Ханаанской земли и в Войнах Судей и Царей Израильских. Из Пророческого того Слова заимствовано Моисеем следующее:

Для того сказывают Изрекатели: Идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона; ибо пламень вышел из Есевона, пламень из города Сигонова, и пожрал Ар-Моав и владеющих высотами Арнона; Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Xамоса! Разбежались сыновья его и дочери его сделались пленницами Амморейского царя Сигона; Мы поразили их стрелами; погиб Есевон до Дивона, мы опустошили их до Нофы, которая близ Медевы. Числ, XXI, 27, 28, 29, 30.

Переводчики выражают 'Изрекатели' через 'Притчесочинители', но должно именоваться 'изрекателями' или же 'изречениями пророческими', как это видеть можно из значения cлова "Мошалимы" на еврейском языке; что они не только суть притчи, но также и пророческие изречения, как Чис, XXIII, 7, 18; XXIV, 3, 15, где сказано, что Валаам произнес изречение свое, которое было пророческое, и также о Господе. Изречение его называется там "Мошам" в единственном числе; к чему присовокупить должно, что места, заимствованные Моисеем оттуда, не суть притчи, но Пророческие изречения.

Что то Слово было также Божественно, или Божественно вдохновенно - это открывается у Иеремии, где находятся почти подобные слова:

Oгонь вышел из Есевона и пламя из среды Сигона и пожрет бок Моава и тeмя сыновей мятежных! Горе тебе, Моав! погиб народа Xамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои - в пленение. Иерем. XLVIII, 45-46.

Kроме сего, упоминается также о Пророческой книге Древнего Слова, называемой Давидом, а также и Иисусом Навинoм, Kнигою Иашар или книгою Праведного. Давидом:

Плакал Давид, плач на Шаула и на Ионофана, и сказал, чтобы учить сынов Иуды луку: Се написано в Kниге Иашар. 2 Сам. I, 17, 18;

и Иисусом Навином:

Иисус сказал: Солнце в Гивоне покойся, и Лука в долине Асиона; не сие ли написано в Kниге Иашар. Ис. Нав. X, 12, 13.

Сверх того, сказано было мне, что в том древнем Слове находятся первые семь глав Бытия, в таковом виде, что в них ни одного словечка не пропущено.