Начало 13. Посредством Слова имеют также свет и находящиеся вне Церкви, и Слова не имеющие

104. Невозможно было бы никакое соединение с Небом, если бы где-нибудь на Земле не было бы Церкви, где было бы Слово, посредством которого бы Господь был познаваем; ибо Господь есть Бог Неба и Земли, и без Господа нет спасения. Вполне же достаточно и того, чтобы была Церковь, где находилось бы Слово, хотя бы она, в сравнении со всеми людьми, состояла из малого числа: Господь посредством сего присутствует повсюду, во всем земном круге, ибо чрез это самое Небо соединено с Родом человеческим. Что соединение делается посредством Слова, см. выше п. 62 до 69.

105. Но каким образом бывает присутствие и соединение Господа и Неба во всех землях посредством Слова, это теперь сказано будет. Целое Небо пред Господом есть как один человек, и, подобно сему, и Церковь; о том, что они действительно видимы как человек - смотри в Творении о Небе и Аде п. 59 до 86. В человеке этом Церковь, где читается Слово и посредством того познан Господь, есть словно Сердце и Легкие; Царство Небесное - словно сердце, а Царство Духовное - словно легкие. Подобно тому как из сих двух источников жизни в человеческом теле имеют состояния и жизнь все прочие члены и внутренности, то точно также состоят и живут, из соединения Господа и Неба, посредством соединения Господа с Церковью, все люди на земном круге, имеющие религию, Единому Богу поклоняющиеся и хорошо живущие; чрез то находятся они в этом Человеке, прообразовывая в нем члены и внутренности Его вне грудной полости, где сердце и легкие находятся.

Ибо, хотя Слово Церкви, в сравнении со всеми, находится у малого числа людей, но оно есть Жизнь, от Господа, для прочих, посредством Неба, так же, как для членов и внутренностей всего тела истекает жизнь из сердца и легких. И так как сообщение между ними бывает подобно сему, то это есть также причиной тому, что те Xристиане, у которых читается Слово, составляют грудь того Человека, ибо они также в средине всех, а вокруг них находятся Паписты, вокруг этих Магометане, признающие Господа за величайшего Пророка и за сына Божия, за ними же суть Африканцы, самые же внешние окружности составлены из племен и народов Азии и Индии. Об этом их порядке смотри написанное в небольшом творении О Последнем суде п. 48. Все находящиеся в этом Человеке обращают также взор свой на средину, где пребывают христиане.

106. В средине, где те христиане, которые имеют Слово, находится наибольший Свет, ибо Свет в Небе есть Божественное Истинное, исходящее от Господа как от Солнца там; и как Слово есть это самое, то наибольший Свет есть в том месте, где находятся имеющие Слово. Ибо Свет распространяется оттуда, как из центра своего, вокруг себя во все окружности, даже до последней. Отсюда происходит озарение Племен и Народов вне Церкви, также посредством Слова. Что Свет в Небесах есть Божественное Истинное, исходящее от Господа, и что Свет сей даёт разумение не только Ангелам, но также человекам, смотри в Творении о Небе и Аде п. 126 до 140.

107. Что целое Небо таково - это заключить можно из подобообразности в каждом обществе в нём, ибо каждое небесное общество есть Небо в меньшей форме и также в человеческом образе. Что это так, смотри в Творении о Небе и Аде п. 41 до 87. Во всяком небесном обществе те, которые в средине его, таким же образом представляют сердце и легкие, и у них находится наибольший свет. Самый Свет и, оттуда, понимание Истинного распространяется от средины его к окружностям во все стороны, таким образом, ко всем находящимся в обществе, и производит их духовную жизнь. Показано было, что когда отняты были находившиеся в средине и составлявшие область Сердца и Легких, и у которых был Свет наибольший, тогда находившиеся вокруг были в тени и в столь слабом понимании истинного, что оно был почти ничтожно. Но коль скоро они возвращены были, то виден был Свет, и понимание истинного тех становилось таковым же, как и прежде.

108. Это может также пояснено быть следующим опытом: находились при мне души Африканские из Абиссинии; им некогда открыт был слух для того, чтобы они в некотором храме в мире услышали пение из одного Псалма Давидова; от чего они ощутили такое наслаждение, что воспели вмести с поющими; но уши их скоро заключены были для того, чтобы они ничего более оттуда не слыхали, и тогда они ощутили еще большее наслаждение, ибо оно сделалось духовно, и, вместе с тем, исполнились разумения, потому что тот Псалом возвещал о Господе и об Искушении. Причина возрастающего наслаждения их была та, что дано было им сообщение с тем обществом в Небе, которое находилось в соединении с воспевавшими в мире тот Псалом. Из сего и многих других опытов открылось, что сообщение с целым Небом творится посредством Слова. По этой самой причине и существует, по Божественному Провидению Господа, всеобщее сообщение между Царствами Европейскими, особенно теми, где читается Слово, с Племенами, вне Церкви находящимися.

109. Можно сравнить это с жаром и светом солнца мира сего, дающими растительность деревам и кустам, даже и тем, которые стоят в стороне или в тени под облаком, лишь только солнце восходит и показывается в мире. Так и Свет и Жар Небесный исходит от Господа как Солнца, и этот свет есть Божественное Истинное, из которого имеют всякое разумение и мудрость ангелы и человеки; почему и говорится о Слове:

Что оно было у Бога, и было Бог, Kоторое светит всякому, приходящему в мир. Иоанн I, 1, 9.
И что свет во тьме светит. Иоанн I, 5.

110. Отсюда видеть можно, что Слово, находящееся в Церкви Реформатов, озаряет посредством сообщения духовного все племена и народы, и что Провидение Господне печется о том, чтобы всегда на земле была Церковь, где читалось бы Слово и посредством чего познаваем был бы Господь. Почему, когда Слово почти отвергнуто было Папистами, тогда, по Божественному Провидению, сделалась Реформация и Слово опять было воспринято, поэтому же Слово свято почитается одним благородным племенем [французами], находящимся под Первосвященническим господством.

111. Kак без Слова нет познания о Господе, а, таким образом, нет и спасения, то когда Слово вовсе было искажено и опрелюбодействовано у племени Иудейского и тем обращено почти в ничто, то угодно было Господу снизойти с Неба и прийти в мир, и исполнить Слово, и чрез это возобновить и восстановить его, и опять даровать свет обитателям земли, по слову Господа:

Народ, сидящий во тьме, увидел Светило великое, сидящим в стране и тени смерти, Свет взошел им. Матф. IV, 16; Ис. IX, 2.

112. Kак сказано было, что при конце настоящей Церкви также выйдет тьма от незнания Господа и непризнания Его за Бога Неба и Земли, и по причине отделения веры от любодеятельности, то дабы не погибло от того подлинное понимание Слова, угодно было Господу открыть ныне духовный смысл Слова и сделать известным, что Слово находится в этом смысле, и из него - в смысле природном, что оно возвещает о Господе и о Церкви, и только о них; и ещё многое другое, посредством чего опять должен восстановиться почти угасший свет Истины из Слова. Что свет Истины при конце настоящей Церкви почти погас, это предсказывается во многих местах в Апокалипсисе и разумеется также под сими словами Господа у Матфея:

Тотчас, после скорби дней тех, Солнце помрачено будет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблены будут, и тогда увидят Сына Человека, приходящего на облаках Неба, с именем и славою многою. Матф, XXIV, 29, 30.

Под Солнцем разумеется там Господь в отношении к Любви, под Луною - Господь в отношении к Вере, под звездами - Господь в отношении к познаниям доброго и истинного; под Сыном человека - Господь в отношении к Слову, под облаком - буквальный смысл Слова, а под Славою - смысл духовный и просияние его в смысле буквальном.

113. Многими опытами дано мне было знать, что посредством Слова имеется сообщение с Небом. Kогда я перечитывал Слово, от первой главы Исаии даже до последний Малахии, и Псалмы Давида, мне дано было ясно познать, что каждый стих сообщается с каким-либо обществом Небесным, и что таким образом всё Слово находится в общении с целым Небом.