Начало 5. Нынешняя вера во всеобщей идее

38. Нынешняя вера во всеобщей идее есть та, что Бог Отец послал Сына своего удовлетворить за род человеческий; и что ради этой заслуги Сына Он умилосердивается и спасает тех, которые веруют тому. Другие: которые тому веруют и, вместе, доброе творят.

39. Но чтобы яснее видно было, какова эта вера, то хочу я привести по порядку различные места из положений ее. Нынешняя вера:

1. Полагает Бога Отца и Бога Сына как двоих, обоих от вечности.
2. Полагает Бога Сына, пришедшего в мир по воле Отца, чтобы удовлетворить за род человеческий, который иначе, по Божественной правде, называемой также мстительною, погиб бы вечною смертью.
3. Полагает удовлетворение Сыном, чрез исполнение закона и чрез страдание крестное.
4. Полагает милосердие Отца ради тех действий Сына.
5. Полагает вменение заслуги Сына для тех, которые тому веруют.
6. Полагает это делом мгновенным, и посему сбыточным, если не прежде, то еще при последнем смертном часе.
7. Полагает некоторый род искушений, а потом освобождение, посредством этой веры.
8. Полагает у сих наипаче уверенность и упование.
9. Полагает у сих наипаче - оправдание и полную благодать Отца ради Сына, и отпущение всех грехов и, таким образом, спасение.
10. Ученейшие полагают у сих стремление к доброму, тайно действующее, а не явно движущее волею. Иные полагают действование явное; те и другие - через Духа Святого.
11. Большая часть утверждающихся в том, что никто не может творить из самого себя доброго, которое было бы подлинно доброе и не содержало бы в себе мысли о заслуге, равно и в том, что они не под игом закона, упускают из вида и не мыслят о зле и добре жизни; ибо говорят в себе, что не спасает доброе деяние, ниже злое осуждает, ибо одна вера делает все.
12. Вообще полагают разум в послушание сей вере, называя предметом веры то, что не понятно.

40. Но порознь рассматривать и взвешивать истинность этого была бы забота излишняя; оно ясно уже открыто из того, что сказано выше, особенно же из того, что в Учении Нового Иерусалима о Господе и в Учении Жизни для Нового Иерусалима доказано из Слова и, вместе, по разуму утверждено.

41. Однакоже, чтобы видеть, какова вера отделенная от любодетельности и какова вера не отделенная от нее, хочу я сообщить то, что слышал от Ангела Небесного. Он сказал, что говорил со многими реформатами и уразумел, какова их вера; и рассказал также, что говорил с одним, находившимся в вере отделенной от любодетельности, и с другим - в вере не отделенной от нее, и то, что слышал от них. Он сказал, о чем вопрошал их и что они отвечали. Как разговор их может служить к пояснению, то я и хочу здесь предложить его.

42 Ангел сказал, что с находившимся в вере, отделенной от любодетельности, он говорил так:

- Друг, кто ты?
Он отвечал:
- Я Христианин Реформат.
- Какое твое учение и, из того, твоя религия?
Он отвечал, что это вера. Ангел сказал:
- Какая твоя вера?
Отвечал:
- Вера моя есть: что Бог Отец послал Сына удовлетворить за род человеческий, и что те, которые веруют тому, спасаются.
Ангел спросил тогда:
- Что ты более знаешь о Спасении?
Он отвечал, что спасение бывает только чрез одну сию веру.
Далее ангел сказал:
- Что знаешь об Искуплении?
Отвечал, что оно сделано чрез страдание крестное, и что заслуга Сына вменяется чрез эту веру. Далее:
- Что ты знаешь о Возрождении?
Отвечал, что оно происходит чрез эту веру.
- Что знаешь о Покаянии и Отпущении грехов?
Отвечал, что сие делается чрез эту веру.
- Скажи, что ты знаешь о любви и любодетельности?
Отвечал: они есть эта вера. Далее:
- Что ты знаешь о творении добра?
Отвечал: это есть так верить.
- Что ты думаешь относительно всех заповедей Слова?
Отвечал: они все объяты этой верою.
- Значит ли это, что ты не будешь творить ничего?
Отвечал:
- Что же я могу творить? Я же не в состоянии творить ничего, что было бы добро, от себя самого.
- А можешь ли ты иметь веру от себя?
Отвечал, что не может. Ангел затем спросил:
- Как же тогда ты можешь иметь веру?
Отвечал:
- Я не вдумываюсь в такие материи, я должен просто верить.
В конце концов Ангел сказал:
- Неужели ты не знаешь ничего более о спасении?
Отвечал:
- Что же я должен знать более, если спасение получается только через эту веру?
Ангел сказал ему:
- Твои ответы звучат, как игра на флейте одной ноты, я не слышу ничего более, чем постоянное повторение слова "вера". Если это все, что ты знаешь, то ты не знаешь совершенно ничего. Иди же и присоединись к своим сотоварищам.

Тот ушел и нашел таковых в пустыне, где не было даже травы. Когда же он начал вопрошать, почему им такая участь, то ему ответили, что в них нет совершенно ничего от Церкви.

43. Разговор же Ангела с тем, который не был в вере, отделенной от любодеятельности, звучал так:

-Друг, кто ты?
Он отвечал:
- Я Христианин Реформат.
- Какое твое учение и, из того, твоя религия?
Он отвечал, что это вера и любодетельность. Ангел сказал:
- Сии суть две.
Он отвечал, что они не могут быть разделены. Ангел сказал:
- Что есть вера?
Отвечал:
- Веровать в то, чему Слово учит.
Ангел сказал:
- Что есть любодетельность?
Отвечал:
- Делать то, чему Слово учит.
Ангел сказал:
- Ты верил ли только этому, или также исполнял?
Он отвечал:
- Я также это исполнял.
Тогда Ангел Небесный воззрел на него и сказал:
- Друг мой! Иди со мною и живи с нами.