Начало 2. Поскольку кто убегает зла как греха, постольку любит он истинное

32. Есть две Всеобщности, исходящие от Господа: Божественное Доброе и Божественное Истинное; Божественное Доброе есть принадлежность Божественной Любви Его; а Божественное Истинное - принадлежность Божественной Премудрости Его. Эти две в Господе суть одно и, отсюда, как одно исходят от Него; однако не как одно принимаются Ангелами на Небе и человеками на земле; есть Ангелы и люди, которые воспринимают более из Божественного Истинного, нежели из Божественного Доброго; и есть такие, которые более воспринимают из Божественного Доброго, нежели из Божественного Истинного. Отсюда происходит то, что Небеса разделяются на два Царства, из коих одно называется Царством Небесным, а другое - Царством Духовным. Те Небеса, которые воспринимают более из Божественного Доброго, составляют Царство Небесное, а те, которые воспринимают более из Божественного Истинного, составляют Царство Духовное. Об этих Обоих Царствах, на которые разделяются Небеса, видеть можно в творении о Небе и Аде, 20-28.

Со всем тем, однако, Ангелы всех Небес постольку находятся в мудрости и разумении, поскольку доброе у них составляет одно с истинным. Доброе, не составляющее одно с истинным, не есть у них доброе, и также наоборот, истинное, не составляющее одно с добром, не есть у них истинное. Отсюда явствует, что доброе, соединенное с истинным, составляет любовь и мудрость у Ангелов и человеков. И как Ангел есть Ангел из любви и мудрости, в нем находящихся, подобно сему и человек, то явствует, что доброе, соединенное с истинным, составляют любовь и мудрость у Ангелов и человеков. И как Ангел есть Ангел из любви и мудрости, в нем находящихся, подобно сему и человек, то явствует, что доброе, соединенное с истинным, соделывает то, что Ангел есть Ангел Небесный и что человек есть человек Церкви.

33. Поскольку Доброе и Истинное суть одно в Господе, и как одно исходят от Него, то следует, что доброе любит истинное, а истинное любит доброе, и что они хотят быть одним. Таким же образом и с противоположным их: что злое любит ложное, а ложное - злое, и что они хотят быть одним. Союз доброго и истинного будет впоследствии называться супружеством небесным, а союз злого и ложного - супружеством адским.

34. Следствием этому есть то, что поскольку кто убегает зла как греха, постольку любит это истинное, ибо постольку находится в добре, как это показано в предыдущей статье; и наоборот, что поскольку кто не убегает зла как греха, постольку не любит он истинного, ибо постольку не находится он в добре.

35. Хотя человек, не убегающий зла как греха, и может любить истинное, однако же он любит его не потому, что это истинно, но потому, что оно служит к его славе, из которой извлекает он честь и корысть; почему, если истинное ему не доставляет этого, то он не любит его.

36. Доброе принадлежит воле, истинное - разуму; от любви доброго в воле исходит любовь истинного в разуме; от любви истинного исходит понимание истинного; от понимания истинного - мышление истинного; из всего этого - признание истинного, которое есть вера в подлинном смысле своем. Что таков постепенный переход от любви добра к вере - это будет доказано в трактате О Божественной Любви и Божественной Премудрости.

37. Поскольку доброе не есть доброе, если оно не соединено с истинным, как уже сказано, следовательно, доброе прежде того не существует, однако же постоянно хочет существовать; почему оно, чтобы существовать, желает истинного и снискивает себе его; из него получает оно пищу свою и образование. Это есть причина тому, что поскольку кто находится в добре, постольку любит он истинное, следовательно, поскольку кто убегает зла как греха; ибо постольку находится он в добре.

38. Поскольку кто находится в добре и из добра любит истинное, постольку любит он Господа, потому что Господь есть Само Доброе и Само Истинное. Таким образом находится Господь у человека в добром и истинном. Если истинное любимо из доброго, то и Господь бывает любим, и не иначе. Этому учит Господь у Иоанна:

Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, он есть любящий Меня; а не любящий Меня, слов моих не соблюдает. Ин. 14: 21. 24;

и в другом месте:

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Ин. 15: 10.

Заповеди, слова и повеления Господни - суть истинное.

39. Что доброе любит истинное, это может быть пояснено через сравнение со Священником, Воином, Торговцем и Художником:

Со священником: если он находится в добре, принадлежащем Священству и состоящем в попечении о спасении душ, в научении путям, ведущим к Небу, и в руководствовании тех, которых он учит; то насколько он находится в этом добре, настолько из любви и ее желания он приобретает себе то истинное, которому учит, и посредством которого руководствует. Священник же, который не находится в добре, принадлежащем Священству, но находится в приятности исправления своей должности, из любви к себе и к миру, что составляет единственное его доброе, также приобретает себе из любви и ее желания много истинного, сообразно с внушением той приятности, которая составляет его доброе.

С Воином: если он находится в любви воинственного и находит доброе в защищении и славе, то из сего добра и сообразно с ним он приобретает себе знание его, а когда бывает начальником, то и самое разумение. Все это есть как истинное, из коего питается и образуется приятность любви его, которая есть его доброе.

С Торговцем: если он предается торговле из любви к ней, то с услаждением почерпает все то, что как средство входит в любовь его и составляет ее. Это все также подобно истинному, когда торговля есть его доброе.

С Художником: если он тщательно прилежит к делу своему и любит его как добро жизни своей, то покупает орудия и, посредством принадлежащего его науке, совершенствуется, и через это достигает того, что дело его хорошо.

Из сего явствует, что истинное есть средство, через которое добро любви существует и бывает чем-либо; следовательно, что доброе любит истинное для того, чтобы существовать. Отсюда в Слове через "делать истину" разумеется делать, чтобы доброе существовало. Это самое разумеется через: "делать Истину ", Ин. 3: 21, "делать Речения Господа", Лк. 6: 46, "Заповеди Его соблюдать", Ин. 14: 15, "Слова Его делать", Мф. 7: 24, "Слово Божье делать", Лк. 8: 21 и "Уставы и суды делать", Лев. 18: 5. Это также есть доброе делать и плод делать, ибо доброе и плод есть то, что существует.

40. Что доброе любит истинное и хочет быть с ним соединено, это может также поясниться через сравнение с Пищею и водою, или с Хлебом и вином. Одно с другим бывает вместе: пища, или хлеб один, ничего в теле не производит для питательности, но производит с водою или вином; почему одно вожделевает и желает другого. Через пищу и хлеб, также и в Слове, в духовном его смысле, разумеется Доброе, а через воду и вино разумеется истинное.

41. Из сказанного может явствовать теперь, что кто убегает зла как греха, тот любит истинное и желает его, и чем более он убегает зла, тем более любит и желает истинного, потому что тем более состоит в добре. Отсюда входит он в Супружество Небесное, которое есть Супружество доброго и истинного, в коем находится Небо и будет Церковь.