Начало 7. Поскольку кто убегает прелюбодеяния всякого рода как греха, постольку любит он целомудрие

74. Под "прелюбодействовать" разумеется в шестой Заповеди Десятословия, в натуральном смысле, не только блудодействовать, но также делать бесстыдные дела, говорить сладострастное и мыслить срамное. Но под "прелюбодействовать" в духовном смысле разумеется опрелюбодействовать доброе, принадлежащее Слову, и искажать истинное его; в высшем же смысле, под "прелюбодействовать" разумеется отвергать Божественное Господа и осквернять Слово; вот все роды прелюбодействования.

Натуральный человек из света рассудка познать может, что под "прелюбодействовать" разумеется также и делать бесстыдные дела, говорить сладострастное и мыслить срамное; но того не познает он, что под "прелюбодействовать" разумеется также опрелюбодействовывать доброе, принадлежащее Слову, и искажать Истинное его; а еще менее, что под этим разумеется отвергать Божественное Господа и осквернять Слово. По сей причине не знает он и того, что прелюбодеяние столь великое зло, что оно называться может самим дьявольским; ибо кто находится в натуральном прелюбодеянии, тот и в духовном прелюбодеянии находится, и наоборот. Что это так - сие будет доказано в особенном Творении о Супружестве. Но те, которые из веры и жизни не почитают прелюбодеяния за грех, находятся во всех родах прелюбодеяния вместе.

75. Что поскольку кто убегает прелюбодеяния, постольку любит он супружество; или, что то же самое, поскольку кто убегает сладострастия прелюбодеяния, постольку любит он целомудрие супружества - это потому, что сладострастие прелюбодеяния и целомудрие супружества - две противоположности; почему, поскольку кто не находится в одном, постольку находится он в другом. Это совершенно так, как сказано выше в номере 70.

76. Никто знать не может, каково целомудрие супружества, если он не убегает, как греха сладострастия, прелюбодеяния. Человек может знать то, в чем он находится, но не может знать того, в чем он не находится. Если он, из описания или из размышления, и знает об этом нечто, однако же не знает сего иначе, как будто бы в тени, а к тому привязывается и сомнение, почему он тогда только видит это во свете и без сомнения, когда сам в том находится. Итак, это есть знать; а то - есть знать и не знать. Эта истина, что сладострастие прелюбодеяния и целомудрие супружества содержатся между собой совершенно как ад и Небо между собой; и что сладострастие прелюбодеяния соделывает у человека ад, а целомудрие супружества - соделывает у него Небо. Но целомудрие супружества не у иного бывает, как у того только, кто убегает сладострастия прелюбодеяния как греха. Смотри ниже номер 111.

77. Из этого несомненно заключить и видеть можно, Христианин ли человек или нет, и еще, имеет ли он какую религию или нет: кто из веры и жизни не почитает прелюбодеяние за грех, тот не есть Христианин и не имеет религии; и наоборот: кто убегает прелюбодеяния как греха и, более, кто посему гнушается им, и еще более, кому оно по сей причине омерзительно, тот имеет религию и есть Христианин, если находится в Христианской Церкви. Но об этом более сказано будет в Творении о Супружестве. Между тем смотри, что сказано о том в Творении о Небе и Аде, 366-386.

78. Что под "прелюбодействовать" разумеется также и делать бесстыдные дела, говорить сладострастное и мыслить срамное, это явствует из слов Господних у Матфея:

Вы слышали, что сказано было древним: не будешь прелюбодействовать. Я же сказываю вам, что воззревший на женщину, чтобы похотствовать ее, уже опрелюбодействовал ее в сердце своем Мф. 5: 27. 28.

79. Что через "прелюбодействовать" в духовном смысле разумеется опрелюбодействовать доброе, принадлежащее Слову, и искажать истинное его, это явствует из следующего:

Вавилон от вина блудодеяния своего напоил все племена Ап. 14: 8.
Ангел сказал: "Я покажу тебе суд блудницы великой, сидящей на водах многих, с которою соблудили Цари земли" Ап. 17: 1. 2.
Бог осудил блудницу великую, которая растлила землю в блудодеянии своем Ап. 19: 2.

Блудодейство говорится о Вавилоне, потому что под Вавилоном разумеются присвоившие себе Божественную власть Господа и осквернившие Слово, опрелюбодействывая и искажая его; посему Вавилон также называется "мать блудниц и мерзостей", Ап. 17: 5. Подобное означается под прелюбодеянием у Пророков, как у Иеремии:

В пророках Иерусалимских видел я срамное: прелюбодействовать и ходить во лжи Иер. 23: 14.

У Иезекилия:

Две жены, дочери матери единой, блудодействовали в Египте, в юности своей блудодействовали: блудодействовала одна подо мною, и возлюбила любовников Ассириан близких, делала блюдодеяния свои на них; и блудодеяний своих от Египта не оставила. Другая повредила любовь свою больше чем она, и блудодеяния свои, свыше блудодеяний сестры, прибавила к блудодеяниям своим, возлюбила Халдеев; пришли к ней сыны Вавели для солежания любовей, и замарали ее чрез блудодеяния свои Иез. 23: 2. до 17.

Это сказано о Церкви Израильской и Иудейской, которая там суть дочери матери единой; через блудодеяния их разумеются опрелюбодействования и искажения Слова; а как в Слове через Египет означается знание, через Ассирию - рациональность, через Халдею - осквернение истинного, а через Вавель (Вавилон) - осквернение доброго, то и сказано, что они с ним блудодействовали. Подобное же сказано об Иерусалиме, под чем означается Церковь в отношении к учению, у Иезекилия:

Иерусалим, надеялась ты на красоту свою, и блудодействовала для именитости твоей, до того, что излила блудодеяния твои на всякого переходящего. Блудодействовала ты с сынами Египта, соседями твоими, великими плотью, и умножила блудодеяние твое, блудодействовала ты с сынами Ассура; как не насыщения тебе, а блудодействовала ты с ними, и умножила блудодеяние свое даже до земли торговли, Халдеи. Жена прелюбодейная под мужем своим принимает чужих; всем блудницам дают награду, но ты дала награды всем любовникам, чтоб приходить к тебе в окружности твоей, в блудодеяниях твоих: почему, Блудница, слушай Слово Иеговы Иез. 16: 15. 26. 28. 29. 32. 33. 35. след.

Что под Иерусалимом разумеется Церковь, смотри в Учении о Господе, 62. 63. Подобно сему означается через блудодеяния у Исаии Гл. 23: 17. 18; Гл. 57: 3; Иеремии Гл. 3: 2. 6. 8. 9; Гл. 5 : 1. 7; Гл. 13: 27; Гл. 29: 23; Мих. Гл. 1:7; Неемии Гл. 3: 3. 4; Осии Гл. 4: 7. 10. 11; Лев. Гл. 20 :5; Чис. Гл. 14: 33; Гл. 15: 39; и в других местах. Посему и племя Иудейское названо Господом: "род прелюбодейный" Мф. Гл. 12: 39; Гл. 14: 4; Марк Гл. 8:38.