Начало 8. Поскольку кто убегает всякого рода кражи как греха, постольку любит он честность

80. Через "красть" в натуральном смысле не разумеется только красть и разбойничать, но также и обманывать, и под каким-либо видом отнимать у другого доброе его. В духовном же смысле через "красть" разумеется лишать другого истинного, веры его и доброго любодетельности его. Но в высшем смысле через "красть" разумеется отнимать у Господа то, что принадлежит Ему, и присваивать это себе, таким образом, присваивать себе правду и заслугу. Это суть все роды кражи; и они так же составляют одно, как и все роды прелюбодеяния и все роды убийства, о чем прежде говорено было. Что они составляют одно - это потому, что одно находится в другом.

81. Зло кражи глубже входит в человека, нежели какое-либо другое зло, потому что оно сопряжено с хитростью и коварством; а хитрость и коварство вкрадываются даже в духовный дух человека, в котором находится мышление его с разумением. Что в человеке есть дух духовный и дух натуральный, это будет видно ниже.

82. Что поскольку кто убегает кражи как греха, постольку любит он честность, это потому, что кража есть также и обман, а обман и честность суть две противоположности; почему поскольку кто не находится в обмане, постольку находится он в честности.

83. Под честностью разумеется также и Непорочность, Правда, Верность и Прямота. Человек не может находится в них от себя так, чтобы он любил их из них самих и для них; но кто убегает обманов, хитростей и коварств как грехов, тот находится в них не от себя, но от Господа, как это показано было выше в номерах 18 до 31. Таким образом, и Священник, и Правительственная особа, и Судья, и Торговец, и работник, и всякий в своем звании и в своем упражнении.

84. Слово учит этому во многих местах, из которых приводятся следующие:

Ходящий в правде и говорящий прямоты, гнушающийся ради корысти угнетениями, отрясающий руки свои от удерживания дара, затыкающий уши свои от слышания кровей и смыкающий глаза от видения зла; тот высоты обитать будет Иез. 33: 15. 16.
Иегова, кто будет пребывать в шатре Твоем, кто будет обитать в горе святости Твоей? Ходящий непорочно и делающий правду; (тот) не клевещет языком своим, не делает сообщнику своему зла Пс. 14. 1. 2. 3.
Очи Мои к верным земли, чтобы сидеть со Мною; ходящий в пути непорочном, тот будет служить Мне; не будет сидеть среди дома Моего делающий коварство, говорящий лжи не устоит пред очами моими. При утренних зарях истреблю всех нечестных земли, для иссечения из города всех делающих беззаконие Пс. 100: 6. 7. 8.

Что если кто не внутренно честен, правдив, верен и прям, тот вообще не честен, не правдив, не верен и не прям, этому учит Господь в следующих словах:

Если не будет преизобиловать правда ваша более писателей и фарисеев, отнюдь не войдете в Царство Небес Мф. 5: 20.

Через правду, изобилующую более Писателей и Фарисеев, разумеется правда внутреняя, в которой находится человек, пребывающий в Господе. Что он должен пребывать в Господе, этому также учит Он у Иоанна:

Я славу, которую Ты дал Мне, дал им, чтобы были одно, как Мы одно есмь. Я в них и Ты во Мне, чтобы усовершенствованы в одно; да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них была бы, и Я в них Ин. 17: 22. 23. 26.

Из сего явствует, что они совершенны, когда Господь в них. Они суть те, которые называются:

Чистые сердцем, которые Бога видеть будут: и совершенные как Отец в Небесах Мф. 5: 8. 48.

85. Выше, номер 81, сказано было, что зло кражи глубже входит в человека, нежели какое иное зло, потому что оно соединяется хитростью и коварством; а хитрость и коварство вкрадываются даже в духовный дух человека, в котором находится мышление его с разумением; почему и будет нечто сказано о Духе человека. Что дух человека есть его разум и, в тоже время, его воля, это выше видеть можно, номер 43.

86. У человека есть Дух натуральный и Дух духовный. Дух натуральный внизу, а Дух духовный вверху. Дух натуральный - есть дух мира сего, а Дух духовный - есть дух Неба его. Дух натуральный может называтся духом животным, Дух духовный - духом человеческим. Человек и от животного отличается тем, что имеет Дух духовный. Посредством оного может он быть в Небе, пока еще находится в мире. Посредством оного также происходит и то, что человек живет после смерти.

Человек, в отношении к разуму, может находиться в Духе духовном, и отсюда в Небе, но в отношении к воле не может находиться в Духе духовном, а потому в Небе, если не убегает зла как греха; а если он также в отношении к воле в нем не находится, то не находится и в Небе; ибо воля влечет разум вниз и делает то, что он становится из нее, в равной степени, натуральным и животным.

Человек может быть уподоблен саду, Разум - свету, а Воля - жару. Сад во время Зимы бывает во свете, но в то же время не в жару; во время же лета бывает он во свете и вместе в жаре, таким образом и человек, находящийся в одном свете разума, есть как сад во время зимы; а находящийся во свете разума и в жаре воли есть как сад во время лета. Так и разум бывает мудрым из света духовного, а воля любит из жара духовного, ибо свет духовный есть Божественная Премудрость, а жар духовный - Божестввенная Любовь.

Доколе человек не убегает зла как греха, дотоле похотения зла заграждают внутреннее натурального духа со стороны воли, и суть как густая завеса и как черное облако под Духом духовным, препятствующее раскрытию его; но как скоро человек убегает от зла как греха, тогда Господь влияет из Неба и отнимает завесу и раскрывает облако, и открывает Дух духовный и, таким образом, вводит человека в Небо.

Доколе похотения зла заграждают, как сказано, внутреннее натурального Духа, дотоле человек находится в аде; коль же скоро эти похотения рассеяны Господом, то человек находится в Небе. Далее, доколе похотения зла заграждают внутреннее натурального духа, дотоле человек пребывает натуральным; коль же скоро эти похотения Господом рассеяны, то человек становится духовным. Далее, доколе похотения зла заграждают дух натуральный, дотоле человек есть животное, отличающееся тем только, что может мыслить и говорить, и о таких предметах даже, которых не видит глазами, что получает от способности возвышать разум во свет небесный; коль же скоро эти похотения Господом рассеяны, то человек становится человеком, потому что он тогда мыслит истинное в разуме из добра в воле. Наконец, доколе похотения зла заграждают внутреннее натурального духа, дотоле человек есть как сад во время зимы; коль же скоро эти похотения Господом рассеяны - он как сад во время лета.

Союз воли с разумом у человека понимается в Слове через Сердце и Душу, и через Сердце и Дух; как-то: когда сказано, чтобы любили Бога от всего сердца и от всей души, Мф. 22: 37; и что Господь даст Сердце новое и Дух новый, Иезек. Гл. 11: 19; Гл. 36: 26. 27. Через Сердце понимается воля и любовь ее, а через Душу и Дух - разум и мудрость его.