Начало Ближний

Ближний (neighbour).
Кто замышляет зло против кого бы то ни было, находится среди обитателей ада, а кто мыслит доброе, находится среди обитателей небес, 1680.
Кто есть "ближний", может стать известно из учения милосердия, но не из учения веры (без милосердия), и Древняя Церковь знала это; отсюда возникли понятия "бедных", "сирот", "вдов" и пр. (которые встречаются в Слове), 2417:4.
Кто есть ближний для пребывающих в желании истины; кто есть ближний для пребывающих в желании блага; и кто есть ближний для пребывающих в зле, 2425:2.
Ближним является всякий человек, общество, страна, Церковь, Господнее царство и Сам Господь превыше всего прочего; таким образом, ближним является все благое и праведное, 8123.
Добрый человек есть ближний; а в каком смысле злой человек является ближним, см. 8120, 8121.
Благо (в человеке) есть тот ближний, которого следует любить: показано, 10336:4.
Любить благо и истину ради них самих значит любить Бога, 10310.
Творить благо и истину ради них самих значит любить Бога превыше всего и ближнего как самого себя, 10336:4.
Кое-что относительно ближнего, 3820:3.
Относительно ближнего, 6703-6712, 6818-6824, 6933-6938.
Полагают, будто всякий человек равным образом есть ближний, тогда как в действительности существуют различия, 6704.
Древние люди распределяли ближних на классы и учили, как проявлять милосердие к каждому из них, 6705.
Для христиан ближний тот, кто от Господа, поэтому ближний есть благо, исходящее от Него, 6706, 6711.
Различия между ближними зависят от качества находящегося в них блага, стало быть - от Господнего присутствия в них, 6707, 6708.
Каждый есть ближний согласно качеству его любви, (что соответствует) качеству его блага, 6709;
показано, 6710.
Каждый человек есть ближний, но по-разному, 6818.
Общество, большее или меньшее, есть ближний в высшей степени, но с подобными же различиями, 6819, 6820.
Страна, где живет человек, есть ближний в еще высшей степени; почему, 6819, 6821.
А Церковь - еще в высшей степени, 6819, 6822.
Ближний (должен быть) любим, если он ведется (Господом) к благу, 6822.
Господнее царство есть ближний в еще высшей степени, 6819, 6823.
А Господь есть ближний превыше всего, 6819, 6824.
Как относиться к точке зрения, что каждый есть ближний самому себе и потому должен прежде всего считаться с самим собой, 6933, 6938.
Каждый есть ближний самому себе, но (должен ставить это) не на первое место, а на последнее, 6933.
Каждый должен заботиться о себе, чтобы иметь все необходимое для жизни и потому быть в состоянии творить дела милосердия, 6934.
Если же это делается в первую очередь ради своей соби, цель человека зла, 6935;
Это показано примером: тело должно быть обеспечено всем необходимым ради пребывающего в нем духа, т.е. чтобы здоровый дух мог обитать в здоровом теле; дух же обязан приобретать мудрость, чтобы напитаться ею и быть в состоянии служить Господу, 6936;
Также показано на примере дома: фундамент должен закладываться первым, хотя истинной целью дома служит жилище для людей, а фундамент - лишь средство, 6937.
То же относится к мирским почестям, которых следует добиваться не ради ублаготворения соби, а ради пользы ближнему, 6938.
Господь, в высшем смысле, есть ближний, 2425:3
и от Него исходит благо, но с различиями, 3419:3.
Общее благо есть ближний, а в высшем смысле - Господь, 2425:3.
Ближний = благо: показано, 5067.

Коротко говоря, ближний есть не личность земного человека, которая состоит из пестрой перемеси добра и зла, а добро, пребывающее в этой личности. Следовательно, любить нужно не человека "вообще", а присущие ему добрые черты, по их качеству и количеству. А отсюда ясно, что в каждом человеке есть нечто от "ближнего", которое достойно любви и помощи, и также нечто "не от ближнего", любви и помощи не достойное. Разбираться же в этих вещах конкретно - дело мудрости каждого из нас.