Ближний
Ближний (neighbour).
Кто замышляет зло против кого бы то ни было,
находится среди обитателей ада, а кто
мыслит доброе, находится среди обитателей
небес, 1680.
Кто есть "ближний", может стать
известно из учения милосердия, но не из
учения веры (), и
Древняя Церковь знала это; отсюда возникли
понятия "бедных", "сирот", "вдов"
и пр. (), 2417:4.
Кто есть ближний для пребывающих в желании
истины; кто есть ближний для пребывающих в
желании блага; и кто есть ближний для
пребывающих в зле, 2425:2.
Ближним является всякий человек, общество,
страна, Церковь, Господнее царство и Сам
Господь превыше всего прочего; таким
образом, ближним является все благое и
праведное, 8123.
Добрый человек есть ближний; а в каком
смысле злой человек является ближним, см. 8120, 8121.
Благо () есть тот
ближний, которого следует любить: показано, 10336:4.
Любить благо и истину ради них самих значит
любить Бога, 10310.
Творить благо и истину ради них самих
значит любить Бога превыше всего и ближнего
как самого себя, 10336:4.
Кое-что относительно ближнего, 3820:3.
Относительно ближнего, 6703-6712, 6818-6824, 6933-6938.
Полагают, будто всякий человек равным
образом есть ближний, тогда как в
действительности существуют различия, 6704.
Древние люди распределяли ближних на
классы и учили, как проявлять милосердие к
каждому из них, 6705.
Для христиан ближний тот, кто от Господа,
поэтому ближний есть благо, исходящее от
Него, 6706, 6711.
Различия между ближними зависят от
качества находящегося в них блага, стало
быть - от Господнего присутствия в них, 6707, 6708.
Каждый есть ближний согласно качеству его
любви, ()
качеству его блага, 6709;
показано, 6710.
Каждый человек есть ближний, но по-разному, 6818.
Общество, большее или меньшее, есть ближний
в высшей степени, но с подобными же
различиями, 6819, 6820.
Страна, где живет человек, есть ближний в
еще высшей степени; почему, 6819, 6821.
А Церковь - еще в высшей степени, 6819, 6822.
Ближний () любим,
если он ведется () к
благу, 6822.
Господнее царство есть ближний в еще высшей
степени, 6819, 6823.
А Господь есть ближний превыше всего, 6819, 6824.
Как относиться к точке зрения, что каждый
есть ближний самому себе и потому должен
прежде всего считаться с самим собой, 6933, 6938.
Каждый есть ближний самому себе, но () не на первое место, а на
последнее, 6933.
Каждый должен заботиться о себе, чтобы
иметь все необходимое для жизни и потому
быть в состоянии творить дела милосердия, 6934.
Если же это делается в первую очередь ради
своей соби, цель человека зла, 6935;
Это показано примером: тело должно быть
обеспечено всем необходимым ради
пребывающего в нем духа, т.е. чтобы здоровый
дух мог обитать в здоровом теле; дух же
обязан приобретать мудрость, чтобы
напитаться ею и быть в состоянии служить
Господу, 6936;
Также показано на примере дома: фундамент
должен закладываться первым, хотя истинной
целью дома служит жилище для людей, а
фундамент - лишь средство, 6937.
То же относится к мирским почестям, которых
следует добиваться не ради ублаготворения
соби, а ради пользы ближнему, 6938.
Господь, в высшем смысле, есть ближний, 2425:3;
и от Него исходит благо, но с различиями, 3419:3.
Общее благо есть ближний, а в высшем смысле -
Господь, 2425:3.
Ближний = благо: показано, 5067.
|