Начало 10. О набожности

123. Многие думают, что духовная жизнь, или жизнь, ведущая к небу, состоит в набожности, в святом внешнем и в отречении от мира; но набожность без благолюбия, святость внешнего без святости внутреннего и отречение от мира без жизни в мире не образуют духовной жизни; образует же ее набожность из благолюбия, святость внешнего из святости внутреннего и отречение от мира при жизни в мире.

124. Набожность есть благочестивое мышление и говорение, смиренное упражнение в молитвах, частое посещение храмов и благочестивое слушание проповеди, ежегодное приступление к Таинству Причастия, а также исполнение других обрядов согласно предписаниям Церкви. Жизнь же благолюбия есть благоволение и делание добра ближнему, соблюдение правосудия и справедливости, добра и истины во всех делах и обязанностях; одним словом, жизнь благолюбия состоит в приношении пользы. В такой жизни состоит преимущественно богослужение, во всем же остальном лишь посредственно; поэтому тот, кто отделяет одно от другого, то есть ведет набожную жизнь, но вместе с тем не ведет жизни благолюбия, тот не чтит Бога; правда, он думает о Боге, но не из Бога, а из самого себя; ибо беспрестанно думает о себе, но не о ближнем, если же и думает о ближнем, то пренебрегает им, если тот с ним несходен; он думает также о небе, как о воздаянии; вследствие чего в его душе возникает мысль о собственной заслуге, а также себялюбие, а равно и презрение или небрежение к полезному служению, а посему небрежение и о самом ближнем, и вместе с этим уверенность в своей безгрешности. Из этого ясно видно, что жизнь набожности, отделенная от жизни благолюбия, не есть та духовная жизнь, которая должна быть самим богослужением. (Сравни с Мф. VI. 7. 8)

125. Святое внешнее подобно такому набожному и преимущественно состоит в том, что человек полагает богослужение в святое внешнее, когда находится в храме; однако оно свято в человеке, пока свято его внутреннее; ибо каков человек по отношению к своему внутреннему, таков он и по отношению к внешнему, потому что последнее происходит от первого, как действие от своего духа. Поэтому святое внешнее без святого внутреннего - натурально, но не духовно. Отсюда происходит то, что такого рода внешнее бывает как у злых, так и у добрых; и те, которые полагают богослужение в него, по большей части пусты, то есть лишены всякого познания добра и истины, хотя добро и истина суть само святое, которое должно знать, в него веровать и любить, потому что оно от Божественного, и в нем Божественное.

Итак, святое внутреннее есть любовь к добру и истине ради добра и истины, и любовь к правде и честности ради самой правды и честности. Поскольку человек любит их ради них самих, постольку он и его богослужение духовны, ибо постольку он хочет знать и творить добро и истину; поскольку же человек не любит их таким образом, постольку он и его богослужение естественны, и постольку же он не хочет ни знать, ни творить добра и истины. Внешнее богослужение без внутреннего может быть сравнено с жизнью дыхания без жизни сердца, а внешнее богослужение, происходящее из внутреннего, - с жизнью дыхания, соединенного с жизнью сердца.

126. Что же касается отречения от мира, то многие думают, что отречься от мира и жить духом, а не плотью, - значит отвергнуть мирское, которое преимущественно состоит в богатствах и почестях, и пребывать непрестанно в набожном размышлении о Боге, спасении и жизни вечной, проводить жизнь в молитвах, в чтении Слова и благочестивых книг, а также в посте. Но все это не есть отречение от мира. Истинное отречение от мира есть любовь к Богу и ближнему. Человек любит Бога тогда, когда он живет по Его заповедям; ближнего же - когда приносит ему пользу. Поэтому для того, чтобы человек мог приять жизнь небесную, ему необходимо жить в мире, в его должностях и делах. Жизнь же отлученная от мира есть жизнь мысли и веры, отделенных от жизни любви и благолюбия; в такой жизни погибает хотение добра и делание добра ближнему; а когда они погибают, то духовная жизнь подобна дому без основания, который постепенно или садится, или расщеливается и расседается, или колеблется до тех пор, пока не разрушится.

127. Что делание добра есть почитание Господа, ясно видно из слов Господних:

Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке или на земле без основания Мф. VII. 24.-27, Лук.VI. 47.- 49.

128. Из этого теперь ясно, что жизнь набожности ценна и приемлема Господу лишь постольку, поскольку она связана с жизнью благолюбия, ибо сия жизнь первичная, и какова она, такова и первая. Далее, святое внешнее ценно и приемлемо Господу лишь постольку, поскольку оно происходит из святого внутреннего; ибо каково это, таково и первое. Равным образом, отречение от мира ценно и приемлемо Господу лишь постольку, поскольку оно происходит без оставления мира; ибо отрекаются от мира те, которые удаляют от себя себялюбие и любовь к миру, поступают справедливо и честно во всякой обязанности, во всяком деле и всяком предприятии и труде, из внутреннего, таким образом, из небесного начала. Это начало жизни находится в человеке тогда, когда он поступает хорошо, честно и справедливо, потому что это согласно с Божественными законами.

129. From the Heavenly Arcana.

A life of piety apart from a life of charity does not avail, but when combined with it, it is of use, 8252.
Outward holiness apart from inward holiness is not holy, 2190, 10177.
Concerning the quality of those in the other life, who have lived in outward, and not inward, holiness, 951, 952.
There is an internal and an external of the Church, 1098.
There is internal and external worship; the quality of each, 1083, 1098, 1100, 1151, 1153.
It is internal things that constitute worship, 1175.
External worship apart from internal, is no worship, 1094, 7724.
There is an internal in worship, if the man's life is the life of charity, 1100, 1151, 1153.
A man is in true worship when he is in love and charity, that is, when he is in the good of life, 1618, 7724, 10242.
The quality of worship is according to good, 2190.
Real worship is a life according to the commandments of the Church which are derived from the Word, 7884, 9921, 10143, 10153, 10205, 10645.
True worship with a man is from the Lord, and not from the man himself, 10203, 10299.
The Lord desires worship from a man for the sake of the man's salvation, and not for the sake of His glory, 4593, 8263, 10646.
It is believed that the Lord desires worship from the man for the sake of glory; but they who believe thus do not know what Divine glory is, nor that Divine Glory consists in the salvation of the human race; this glory is imparted to a man, when he attributes nothing to himself, and when he puts away Self by humbling himself; for the Divine is then first able to flow in, 4347, 4593, 5957, 7550, 8263, 10646.
Humility of the heart exists with a man from the acknowledgment of Self; which means, that he is nothing but evil, and that from himself he has no ability; and from a consequent acknowledgment of the Lord, which means, that from Him there is nothing but good, and that He can do all, 2327, 3994, 7478.
Only into an humble heart can the Divine flow; because so far as a man is in humility, so far he is removed from Self, and thus from the love of self, 3994, 4347, 5957.
From this it follows, that the Lord does not desire humility for His sake, but for the sake of the man, so that he may be in a state of receiving the Divine, 4347, 5957.
Apart from humility worship is not worship, 2327, 2423, 8873.
The quality of external humility without any internal, 5420, 9377.
The quality of humility of the heart, which is internal humility, 7478.
With the wicked there is no humility of the heart, 7640.
Those who have no charity and no faith, are in external worship without any internal, 1200.
If the love of self and the love of the world reign interiorly with a man, his worship is external without any internal, no matter how it may appear in the external form, 1182, 10307, 10308, 10309.
External worship in which the love of self reigns interiorly, as is the case with those who are from Babylon, is profane, 1304, 1306-1308, 1321, 1322, 1326.
To imitate heavenly affections in worship, when a man is in evils from the love of self, is infernal, 10309.

What the quality of external worship is when it proceeds from internal worship, and when it does not, may be seen and concluded from what has been said and adduced above concerning the Internal and External Man. Further particulars concerning those who renounce the world and those who do not renounce it; the quality of such, and their lot in the other life may be seen in the work on Heaven and Hell, in the two chapters which treat of the Rich and Poor in Heaven, 357-365; and of the Life that leads to Heaven, 528-535.