Начало Конь Белый (1)

Эта работа написана Сведенборгом в 1758 году.
Опубликована в том же году.
По мнению Генеральной Церкви Нового Иерусалима, является частью Слова Божьего.
Латино-английский перевод сделан Уилмоттом в 1955 году.

Перевод с английского - М.Глебов, 2004

Настоящая работа фактически состоит из двух частей, поэтому я выложил их на разные страницы. Первая раскрывает внутренний смысл ряда стихов 19-й главы Апокалипсиса, вторая является сборником тезисов о Св. Писании, извлеченных из "Небесных тайн".

О Белом Коне в Апокалипсисе, Глава 19

1. Слово Божье, что касается его духовного или внутреннего смысла, описано Иоанном в Апокалипсисе следующими словами:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого; Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих. Ап. 19: 11-14, 16.

Никто не может иметь ясное понимание каждой из этих деталей, кроме как из внутреннего смысла. Очевидно, что любая частность что-то изображает и означает, как, например, отверстое небо; конь белый; Сидящий на нем, Который праведно судит и воинствует; Его очи как пламень огненный; много диадем на голове Его; что Он имел имя, которого никто не знал, кроме Его Самого; что Он был облечен в одежду, обагренную кровию; что воинства небесные следовали за Ним на белых конях; что они были облечены в виссон белый и чистый; и что на одежде и на бедре Его было написано имя. Но утверждается прямо, что Он есть Слово и что Господь является Словом, ибо сказано: "Имя Ему: Слово Божие", и затем "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих".

Из значения каждого из этих выражений становится ясно, что в данном отрывке описано Слово в отношении его духовного, или внутреннего смысла. Отверстое небо изображает и означает, что внутренний смысл Слова может быть видим в Небесах и благодаря этому - теми в мире, для кого Небеса открыты. Конь, бывший белым, изображает и означает понимание Слова относительно его внутреннего смысла. Из последующего станет очевидно, что именно таково значение белого коня. Что Сидящий на нем есть Господь в отношении Слова и потому - само Слово, бесспорно, ибо далее написано: "Имя Ему: Слово Божие". Он назван Верным и, как сказано, праведно судит из Блага. Он также назван Истинным и, как сказано, праведно воинствует из Истины, ибо Господь Сам есть справедливость. Очи Его, бывшие как пламень огненный, означают Божественную Истину, исходящую от Божественного Блага Его Божественной Любви. Много диадем на Его голове означают все блага и истины веры. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого означает, что лишь Он Сам, а также те, кому Он открыл, могут видеть, что Слово таково во внутреннем смысле. Он был облечен в одежду, обагренную кровию означает Слово в буквальном смысле, которому делается насилие. Воинства небесные, следовавшие за Ним на белых конях, означают тех, кто состоит в понимании внутренних начал Слова. Облеченные в виссон белый и чистый значит, что эти люди пребывают в истине, исходящей от блага. На одежде и на бедре Его написано имя означает истину, благо и их качество.

Из этих изречений [Апокалипсиса], равно как из предыдущих и последующих, становится очевидно предсказанное в них: что в последние времена Церкви будет раскрыт духовный, или внутренний, смысл Слова. Там даже описано, что тогда произойдет, Ап. 19: 17-21. Здесь нет нужды показывать, что приведенными словами означаются именно такие вещи, потому что это было уже в деталях сделано в "Небесных тайнах". Например:

Господь есть Слово, потому что Он есть Божественная Истина, 2533, 2803, 2894, 5272, 7835.
Слово есть Божественная Истина, 4692, 5075, 9987.
Он описан сидящим на коне, праведно судящим и воинствующим, потому что Господь есть Справедливость. Господь именуется Справедливостью, потому что Он Своей собственной властью спас род человеческий, 1813, 2025, 2026, 2027, 9715, 9809, 10019, 10152.
И эта справедливость есть заслуга, принадлежащая одному Господу, 9715, 9979.
Его очи, подобные огню пламенному, означают Божественную Истину, исходящую из Божественного Блага Божественной Любви; это потому, что глаза означают понимание и также истину веры, 2701, 4403-4421, 4523-4534, 6923, 9051, 10569,
огонь же пламенный означает благо любви, 934, 4906, 5215, 6314, 6832.
Диадемы, находившиеся на Его голове, означают все блага и истины веры, 114, 3858, 6335, 6640, 9863, 9865, 9868, 9873, 9905.
"Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого" означает, что лишь Он Сам, а также те, кому Он открыл, могут видеть, что Слово таково во внутреннем смысле; это потому, что имя означает качество предмета, 144, 145, 1754, 1896, 2009, 2724, 3006, 3237, 3421, 6674, 9310.
"Он был облечен в одежду, обагренную кровию" означает Слово в буквальном смысле, которому делается насилие; ибо одежда означает истину, так как истина одевает собой благо, 1073, 2576, 5248, 5319, 5954, 9212, 9216, 9952, 10536,
особенно это касается наиболее внешних истин, а потому и буквального смысла Слова, 5248, 6918, 9158, 9212,
кровь же означает насилие, причиненное истине ложью, 374, 1005, 4735, 5476, 9127.
Воинства небесные, следовавшие за Ним на белых конях, означают тех, кто состоит в понимании внутренних начал Слова, потому что воинства означают состоящих в истинах и благах, принадлежащих Небесам и Церкви, 3448, 7236, 7988, 8019,
а кони означают разумение, 3217, 5321, 6125, 6400, 6531, 6534, 7024, 8146, 8381,
белый цвет означает истину, пребывающую в свете Небес, следовательно, внутреннюю истину, 3301, 3993, 4007, 5319.
Поскольку лен, или тонкий лен (виссон), означает истину небесного происхождения, которая исходит от блага, "быть облеченным в виссон белый и чистый" говорится про тех же людей, что они пребывают в истине из блага, 5319, 9469.
Что "на одежде и на бедре Его написано имя" означает истину, благо и их качество, - это потому, что одежда означает истину, а имя - качество, как объяснялось выше; бедро же означает благо любви, 3021, 4277, 4280, 9961, 10488.
"Царь царей и Господь господствующих" есть Господь в отношении Божественной Истины и Божественного Блага. Господь назван Царем по Божественной Истине, 3009, 5068, 6148,
и назван Господом по Божественному Благу, 4973, 9167, 9194.

Из этих объяснений становится ясным качество Слова в его духовном, или внутреннем, смысле, а также - что в нем нет ни одного слова, которое не означало бы что-нибудь духовное, относящееся к Небесам и Церкви.

2. В пророческих частях Слова много раз упоминается "конь", но до настоящего времени никто не знал, что конь означает разумение, а его всадник - того, кто разумеет; и это, возможно, по причине того, что кажется странным и необычным понимать под лошадью такие вещи в духовном смысле, а потому и в Слове. Но что это всегда так, может быть подтверждено из множества мест в Слове, и лишь некоторые из них будут приведены здесь. Так, в пророчестве Израиля о Дане говорится:

Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. Быт. 49: 17.

Никто не сможет уразуметь, что означает это пророчество, относившееся к одному из колен Израилевых, пока не узнает, что понимается под змеем, конем и его всадником. Вряд ли найдется человек, не признающий, что там скрывается нечто духовное. Но что именно означает каждое из этих выражений, можно увидеть в АС 6398, 6399, 6400, 6401, где это пророчество изъяснено. У Аввакума:

Господи, Ты взошел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Авв. 3: 8, 15.

Ясно, что в этом отрывке кони означают нечто духовное, ибо речь идет о Боге. Иначе как понять, что Бог скачет на лошадях и ведет Своих коней через пучину моря? У Захарии:

В то время даже на конских уборах будет начертано: "Святыня Господу" . Зах. 14: 20,

где равным образом подразумевается духовное. Еще у того же пророка:

В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его - безумием, а на дом Иудин отверзу очи мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. Зах. 12: 4.

В этом отрывке говорится об опустошении Церкви, которое наступает, когда уже нет понимания никаких истин. Это состояние здесь описано конем и всадником. А каково иначе было бы значение "каждого коня, пораженного бешенством, и каждого коня у народов, пораженного слепотою"? И какое отношение это имело бы к Церкви? У Иова:

Потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла. А когда поднимается на высоту, посмевается коню и всаднику его. Иов 39: 17, 18.

Здесь вполне очевидно, что конем означается разумение. Равным образом и у Давида, где говорится, что Бог "скачет на Слове истины" (Пс. 14: 4), не беря многих других мест. Кроме того, кто бы мог понять, отчего Илию и Елисея называли колесницей Израиля и конницей его и отчего слуга Елисея видел гору, наполненную конями и огненными колесницами, - если бы не знал, что означают колесницы и конница, и что изображали Илия с Елисеем? Ибо Елисей сказал Илии:

Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его. 4 Царств 2: 12.

И царь Иоахаз сказал Елисею:

Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его. 4 Царств 13: 14.

О слуге же Елисея написано:

И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. 4 Царств 6: 17.

Илия и Елисей звались "колесницей Израиля и конницей его", поскольку каждый из них изображал Господа в отношении Слова, под колесницей же разумеется учение, извлеченное из Слова, а под конницей - понимание его. Что Илия и Елисей изображали Господа в отношении Слова, можно увидеть в АС 5247, 7643, 8029, 9372, а что колесницы означают доктрину, извлеченную из Слова, - в АС 5321, 8215.

3. Что конь означает разумение - это произошло не из иного источника, кроме как от изображений, существующих в духовном мире. Там часто можно видеть лошадей, сидящих на них людей и также колесницы. И в том мире известно, что они изображают интеллектуальные и доктринальные вещи. Я часто наблюдал, что если там кто-нибудь мыслит из своего разумения, он кажется как бы едущим верхом. Таким способом их размышление изображается перед другими, сами же они об этом не ведают. Есть там место, куда сходятся многие, мыслящие и говорящие из своего разумения об истинах доктрины. Если туда приближаются другие, они видят, будто вся равнина наполнена колесницами и конями, и новички, жаждущие знать, отчего так бывает, научаемы, что это есть видимость, происходящая от их рассудочных мыслей. То место названо "собранием разумных и мудрых". Я даже видел сверкающих коней и огненные колесницы, когда кого-либо возносили в Небо; это служило знаком, что они были наставлены в истинах небесного учения, стали разумными и тогда были вознесены. И пока я внимательно следил за ними, то понял, что означалось колесницей и огненными конями, посредством коих Илия был вознесен на Небо, и также огненными конями и колесницами, увиденными слугой Елисея, когда его глаза были открыты.

4. В Древних Церквах было хорошо известно, что колесницы и кони означают такие вещи, ибо те Церкви были прообразовательными, и среди их членов наука соответствий и изображений почиталась превыше других наук. От тех Церквей значение "коня" как разумения перешло к мудрецам окрестных земель и даже в Грецию. Отсюда у эллинов возник обычай, описывая солнце, в котором они помещали своего бога мудрости и разумения, придавать ему колесницу и четырех огненных коней. Описывая бога моря, его также наделили конями, потому что науки, происходящие из человеческого разумения, означались морем. Когда же они писали об источнике наук, происходящих от человеческого разумения, то придумали крылатого коня, который своим копытом отворял источник вод, возле коего пребывали девять дев, изображавших науки. Ибо от Древних Церквей до них дошло, что конь означал разумение, крылья - духовную истину, копыто - нечто научное, извлеченное из рассудка, а под источником вод - учение, из которого выходят науки. Троянским же конем означалось не что иное, как обман, измысленный разумом для разрушения стен. Даже в настоящее время, описывая разумение в античных традициях, его обычно изображают летящим конем, или Пегасом, учение - источником, а науки - девами. Но едва ли кто знает, что конь в мистическом смысле означает разумение, и еще менее того ведают, что эти значения перешли к язычникам от Древних Прообразовательных Церквей.

5. Поскольку Белым Конем означается понимание Слова в его духовном, или внутреннем, смысле, ниже следуют те вещи, которые были рассмотрены в Небесных тайнах касательно Слова и его скрытого смысла. Ибо в той работе все содержащееся в Книгах Бытия и Исхода было изъяснено согласно духовному, или внутреннему, смыслу Слова.